Смотрел сериал, а фильм и сам не смотрел, и другим не советую.
Рад, что часть предположений, высказанных в "критике на трейлер", подтвердилась.
Сериал безусловно смотрится лучше, чем советская версия. Эти слова можно считать глупостью, вкусовщиной, наглость, непониманием, ленью критика — но мнения своего я не изменю.
Плюсы сериала:
— продолжительность. Десять серий дают простор для раскрытия характеров персонажей второго плана, для отдельных выдумок режиссера, просто для трансформации персонажей. История-то в романе длинная. Радикальное урезание не идет ей на пользу. А тут получилось показать и обед Портоса у прокурорши, и подставу с лошадьми, и эпизод с отравленным вином, и подслушивание через каминную трубу, и попытки дАртаньяна отдать патент лейтенанта трем друзьям.
— дАртаньян. Подбор натуры и умения актера — более чем на уровне. Это действительно "горячий горский паренек", который приехал в столицу за карьерой, фортуной, да и за судьбой. Очень хорошо видно, как меняется его характер — от безразмерных понтов в начале, до финала — столичного жителя в своей обойме. Насколько плох был исполнитель Максима в "Обитаемом острове", настолько хорош и органичен здесь исполнитель роли дАртаньяна.
— Ришелье. В кои веки был показан вменяемый государственный деятель, а не сексуальный маньяк, не тупой, как пробка, интриган, не злобный подлец и не лентяй. Удалось даже подняться над обычным образом главы враждебной группы придворных. Перед нами действительно политик, на котором висит обязанность управления государством, которого здесь и сейчас просто некому заменить, и который будет работать, пока не свалится. Удалось передать то парадоксальное отношение к дАртаньяну, которое столько раз подчеркивается в романе: да, это наглец и крышу у него срывает, но вроде как потенциал роста есть и хорошо бы приспособить этого добра молодца к государственному делу...
— сравнительно адекватный подбор актеров на значимых, но вторичных ролях. От Бонасье до Рошфора, от Бэкингема до прокурорши;
— отдельная удача — король и отношение к королю. Очень хорошо показано, что этой пустой, как барабан, напыщенный человечек, самым умным поступком которого стало решение не лезть двумя ногами в государственные дела.
— очень удачными вышли отдельные эпизоды: скажем, вербовка галантерейщика — просто здорово!
— некоторый изменения в сюжете. То, что главная злодейка перед казнью пряталась не в какой-то задрипаной хижине, а в замке у мужа (прислуга считала её полноправной графиней), добавило красок;
— я не специалист по историческим реалиям той эпохи. Могу лишь сказать, что декорации вышли лучше, чем в значительной доле нынешних сериалов. Они довольно сильно прилизаны — ткань после отбеливателя, улицы чистенькие, незакопченные потолки в трактирах и т.п. Но окончательного "ухода в гламур" удалось избежать.
Минусы:
— довольно часто создателям изменяло чувство меры. От драки до юмора, от объяснений до страстей. Тот же осел в лагере осаждающих был откровенно "заезжен". И на дерево его зря "повесили". Когда умирающий Бэкингем поехал через канал и его труп показали королеве — тоже перебор. Такие моменты сильнее всего снижают качество сериала;
— некоторые "спрямления" сюжета. Скажем, Ришелье открестился от Миледи после разговора с королем и буквально "слил" её, хотя непосредственных предпосылок к тому не было. (Да, я понимаю, что показать момент "кодирования" Фельтона остается наиболее сложным для кино, сколько-то дней пустопорожних разговоров, кому оно надо?)
— Этуш должен быть играть не ювелира, а прокурора. Мужа "герцогини". Тогда бы все стало на свои места.
Итого. Получился один из удачных сериалов этого года. С высокой вероятностью он вытеснит старую советскую постановку из большей части "обязательных" ячеек в телепрограмме. Что до актуальности сюжетов — то лучше я дам ссылку на рецензию, где момент с актуальностью раскрыт на 100% http://www.odnako.org/blogs/show_34576/