Прочитал давеча «Конгрегацию» — шесть романов про инквизитора, который в альтернативном мире работает (хотя там Германия, год 1380-90-е).
А вот сериал — «Инквизиция». Прям в масть
И время почти совпадает.
Свеженький, прошлого года.
Сериал не без претензии на долю реализма — показаны проблемы двоепапства (политическая борьба, попытки набрать наемников), вообще пороки клира той эпохи (женщины, наркотики, жажда денег — впрочем, это ведь у всех и во все эпохи...), борьба за экономические интересы (вполне феодальные разборки за наследство) и сложности в овладении секретами медицины (акушерское дело в условиях 14-го века).
Показан суровый и до некоторой степени прозорливый инквизитор (изображен на постере). В отличие от альтернативного мира «Конгрегации» здесь хорошо раскрыта ограниченная роль инквизитора — он зависит от церковных иерархов, у него нет своего карательного аппарата, он почти никто, пусть и с внушительными полномочиями. Ученик и детективная форма расследования наводят на воспоминание о брате Баскервиле, но тут личность немного другая... опять-таки хорошо показана доля публичности, открытости, с которой действовал инквизитор.
Бюджет среднего уровня, но благодаря отсутствию слишком дорогих актеров и съемкам в условиях аутентичных построек/развалин — удается отойти от ощущения камерности. Это не телепостановка в трех комнатах, где меняют картины на стенах и переставляют балдахин. Хотя признаком ограниченности выступает чуть большая, чем надо, доля внимания, уделяемая знаковым объектам декораций. Например, колоколам в недостроенном/ремонтируемом храме. Но с этим довольно быстро справляются...
Подбор «характерных физиономий» вполне удался — они в должной степени обветрены, в должной истощены или, наоборот, снабжены вторыми подбородками.
Создатели явно задались целью выложить весь набор сюжетных козырей, связанных со средневековой (замечу, не испанской, а французской) инквизицией.
Тут и разборки с еврейской общиной, и ведьма, обладающая некими, пока не до конца ясными способностями, и вполне решительные в своих намерениях феодалы, и кладбищенский карлик (будто с гравюры Калло), и Черная смерть (бактериологическое оружие), и многое другое.
Создатели идут по чрезвычайно тонкой грани между желанием как можно больше насытить сюжет неожиданными поворотами (что удается, развитие сюжета весьма и весьма бодрое) и сохранить впечатление реалистичности (что местами получается, а местами не очень). Хорошо удалось показать переплетение искренней веры, скептицизма, попыток использовать религиозность других людей в свою пользу и откровенного эпикурейства — порой в одном персонаже. Хотя такая ядреная смесь далеко не во всех умах — фигурируют как святые, так и жулики.
Великолепно получилось передать ощущение своей традиции, которая стоит практически за каждым явлением. У дворян свои многолетние разборки, у духовенства — свои, у ведьмы есть ученица и смутное исламское прошлое, даже чума — вполне обладает своей историей...
После шести серий могу сказать вполне уверенно — сериал смотреть стоит.
8 серий — добавлю, что концовка прихрамывает.
В нем та минимальная доля фантастики, которая превращает совсем уж историческое повествование в чуть сказочное...