Если первый сезон "Революции", не смотря на феерические ляпы, интересен смешением уровней техники, то "Настоящая кровь" один из тех сериалов, где пытаются "работать" с магией.
Не хочу сказать, что я понимаю в магии, но какое-то представление о том, каким должен быть этот вид деятельности, складывается у всех любителей фантастики.
Так вот, "Настоящая кровь" — максимально приближена к вакхическому (исступленно-веселому), хтоническому (древне-подземному), иррациональному пониманию сверхъестественного. Магия тут груба, максимально связана с "низом", с физиологией, однако же эффективна. Она работает. Что-то среднее между химическими реакциями и безусловными рефлексами, в которых компоненты и действия могут быть самыми неожиданными. Но если бы сериал был таким полностью — от первой до последней реплики, то смотреть бесконечную оргию, в которой участвуют вампиры-фейри-вервольфы-фиг-еще-знает-кто-вылезет — было бы неинтересно. Магия работает как бы двигателем у автомобиля, однако же сам автомобиль — весьма прагматичный. Я бы даже сказал "американский" в своей практичности. То есть магии позволено влиять на общество, и получившиеся конструкции весьма и весьма забавны.
Во-первых, улица находит свое применение всем колдовским штучкам, во-вторых, государство показано если не определяющей ситуацию силой, то уж точно серьезным игроком.
Наконец, каждому заклинанию — свой двигатель внутреннего сгорания. В том смысле, что на волшебство реагирует и техника. Может и не так здорово, как должна была бы реагировать, но "технический прогресс в анти-вампирской машинерии" налицо.
Сериал будто калейдоскоп, каждый раз дает новые узоры:
— стали вампиры пить кровезаменитель, вышли из подполья, как сразу выяснилось, что их кровь — наркотик, обладающий нехилым регенеративным эффектом (+ афродизиак, временами склоняющий к гомоэротическим действиям). Вампиров стали держать в подвалах вместо кустов конопли, и наиболее могущественные вампиры стали распространять кровь, как наркотик, организовали сбытовую сеть;
— гражданку обратили в вампира до того, как она потеряла девственность — и теперь каждый раз для неё, как первый;
— фейри скинула своих четырех дочек их человеческому отцу — те стали стали расти не по дням, а по часам. Будучи телепатами, легко проникали в мозги людей, но за пару дней великого ума не нажили, и как только стали похожи на совершеннолетних ("мы взрослые, можно бухать!") — влетели в жуткие неприятности;
— вообще, хорошо показано, что сверхъестественные существа очень быстро обретая могущество, потом чрезвычайно медленно даже не умнеют, а учатся сопротивляться своим страстям. Страсти там вообще имеют хаотический вектор, я удивлен, что до сих пор не было показано дендрофилии или вегетофилилии;
— малоуязвимая вакханка погибает лишь когда думает, что все-таки вступила в контакт с Дионисом — оборотень, прикидываясь белым быком (воплощением бога), протыкает ей сердце;
— древний вампир, чтобы изменить политическую линию поведения сородичей, пришел в телестудию, вырвал хребет ведущему и произнес энергичную речь о неравенстве;
— чтобы добиться благосклонности вампирской богини Лилит — персонажу приходится грохнуть всех своих конкурентов, тоже искренне верующих в Лилит;
— для борьбы с вампирами был организован специальный концлагерь, и там, понятное дело, завелся свой доктор Менгеле.
Это лишь часть примеров и наблюдений. Я не буду проводить длинных аналогий с "Золотой ветвью" Фрезера, тут хватит примера из сериала Рим — матушка Октавиана, обеспокоенная его медленным взрослением, предложила тому для обретения эрекции съесть тестикулы барана или козла.
И общий вывод. Да, актеры несколько постарели, главная героиня уже не столь юна, как в первом сезоне. Это создает препятствия. Однако же пока создатели сериала смогут удерживать это темно-дионисийское начало (да, Ницше, именно он) в сериале, пока пряные страсти будут выплескиваться на экран, у сериала найдутся поклонники. У апполонического начала в магии поклонников не меньше (см. Гарри Поттер), но из существующих сериалов "магию для взрослых" пока лучше всех реализует именно "Настоящая кровь".
Ванина: А вам не кажется, что Вторая мировая — вообще довольно болезненная сейчас тема? Такое ощущение, что общество в принципе не готово о ней разговаривать. Долгое время это было национальной идей — Великая Победа, парады; а теперь, стоит сделать шаг в сторону и начать смотреть на нее чуть по-другому, мы сразу на мины натыкаемся.
Михалков: Согласен. Дело в том, что стабильное общество было тогда, когда и у власти, и под властью жили люди, которые помнили войну. Она была одна на всех. Они этой войной «аукались». А стали уходить — и аукаться стало нечем и некому. Именно поэтому я снял картину с абсолютно другим взглядом на войну. Это ж русский фольклор! Это сказка, «Конек-Горбунок», «По щучьему велению». Мы же все равно живем в фольклоре. У покойного Паши Лебешева, моего гениального оператора, была одна мечта: автомат, в который кидаешь 15 копеек — а выпадает три миллиона. Мы же фольклорный народ!
... Вот, например, история. Солдатик, мальчик, получил 56 ранений. Восемь месяцев его выхаживали в госпитале. Выходили, одели, обули, всем госпиталем провожали, посадили в грузовик. Но он проехал 400 метров, и вдруг на глазах всех врачей и медсестер бомба упала на грузовик. И все. Почему так?! Другой случай: в атаку бежит капитан, попадает под минометный обстрел, три осколка срезают звездочку на пилотке, пряжку на ремне и каблук. Как это?Или вот в Афгане была такая история. Парень за молоком ездил. Увидел удавчиков маленьких на дороге. Взял миску, налил им молока. Едет в следующий раз — миска стоит, молока нет. Еще налил. Так продолжалось месяц, два. И вот едет он как-то раз, остановился у миски, а удав его — р-р-раз, взял, скрутил — и в кусты потащил, в колючки. И держит его три часа. Парень за эти три часа поседел. А когда удав его отпустил и солдат, шатаясь, ничего не соображая, вернулся в лагерь, то увидел, что лагерь вырезан. Весь. Никого в живых не осталось. Понимаете, меня интересовал Бог на войне. Где Он? В России говорят, кто верит в случайность, не верит в Бога. Вы знаете… Фуфло может выдать себя за настоящее, но оно все равно фуфлом останется, а настоящее, как бы его не поливали, все равно останется настоящим. Для этого просто нужно время. Вот почему я спокоен. Время — сестра правды.
"Потомок польских эмигрантов Павел Славомирович Леварт, солдат, не нашедший своего места среди мирных людей, получает назначение на охрану одной из стратегически важных военных дорог Афганистана и там сталкивается с мистической золотой змеёй".
В том смысле, что после анонса ждал эпического масштаба организованное действие, а увидел лишь эпического масштаба катастрофу.
Прочитал в паре отзывов, что уже начали готовиться снимать продолжение, и только это дает надежду на не загубленный с концами сюжет.
Поясню.
Съемки "быстрых зомби", которые действуют подобно муравьям — "коллективное бессознательное" — выше всяких похвал. Само распространение заразы по городам и весям — показано превосходно. Паника, ужас, "надо бежать отсюда, ребята" — все очень здорово. Одного укусили, и все вокруг фактически покойники, особенно если помещение замкнутое — это прямо "чумной стандарт". Тотальный крах, "пропало все". Вокзал уехал, мешки можете надевать себе на голову.
Но.
Чем хороша псевдореалистичность исходной книги?
Организацией отпора, становлением новых управленческих структур, новой тактики боевых действий, новым образом жизни.
Автор романа показал (правда, пристойно получилось лишь на американском материале) как меняется общество, как люди перебарывают и панику, и неорганизованность, и заразу смутного времени.
Что мы видим в фильме?
Корабль буквально забитый беженцами. Да, это первые часы, да собирают "своих или почти своих, или очень нужных". Но все прекрасно понимают, что хотя бы один зомби в этой гуще — и на корабле тоже все покойники. Что это за толпы на палубе? Любой врач и каждый второй сержант — сделает все, чтобы разделить людей. Даже в фильме "Монстро" — организация частей на порядок лучше.
Команда спецназа (не будем уточнять, какого качества), пытается выкачать немножко горючки, дабы полететь в Иерусалим. Идею с отвлечением зомби они еще не опробовали? Пробовали и прекрасно знали. Имхо, включение магнитофона с песенкой "Лет май пипл гоу" — должно стать как бы стандартом. А тут снова начинается тупой бред...
Эпизод с ампутацией для предотвращения "озомбачивания" — главный герой не знал, что это поможет. Блин, это ведь был двенадцатый-четырнадцатый день. Коммуникация ТОЧНО сохранялась. Значит, человек имеющий хоть какое-то отношение к медицине, должен был знать эту вещь.
В медцентре — в последней "доли" фильма — снова-здорово. Хорошо, что руки замотали от укусов. Но остальные меры? У них же было радио — значит, они должны слушать советы бывалых людей, как бороться, отвлекать, тормозить и т.п. Вероятно (тут не могу говорить с уверенностью) зомбей из другого крыла попытались бы "сманить" куда-то наружу.
Идея с самозаражением. Да, сильно выглядит. Но как сам герой — потом дуба не дал? Оно понятно, что не дал, только вот мысли такие были. Просто удивительно, что главгерой первым обнаружил этот эффект на второй неделе войны. Прямо показан один из солдат, которого не кусали. То есть команда военных летает на задания. "Это наш человек, которого не кусают зомби". "Окей, парни, полезете вон туда, за очередным трупиком". Воистину "умеющие не знают, знающие не умеют".
История о мировой войне превратилась в очередную историю про храброго ученого, который обнаружил вакцину. Хайнлайновские "Кукловоды" — вот первая аналогия, и то — в самой книге организованности в людях было куда больше.
Я понимаю, что у создателей фильма была объективная сложность: нужен герой, который побывает во множестве мест, который додумается до чего-то критически важного — но при такой интенсивности боевых действий и потери целых субконтинентов у одного человека почти нет шансов успеть "побывать везде". То есть нужен или герой, который просто мотается, но сам критически важных решений не принимает (пилот, курьер, спецпосланник и т.п., но тогда он ни причем — снижается эмоциональный накал), либо нужно было показывать мозаику людей, как в книге (но тут резко снижает роль Бреда Пита протагониста — повествование эмоционально "рассыпается"). В результате решили играть на едином персонаже, замедляя принятие решений в человеческих штабах.
Как сделать интересной и увлекательной самую обычную, стереотипную историю?
Прибыл мигрант в некую процветающую страну, куда стремятся люди из десятков других стран. Дома остались жена и дочь. Им надо посылать деньги и при первой возможности выписать к себе. Вот человек трудится несколько месяцев, осваивается, ждет семью. Попутно знакомится с местными, заводит друзей, учится жить в новом городе. Вот прибывает семья, они воссоединяются и спустя какое-то время уже дочь мигранта радостно показывает новичкам — где тут что...
История, если так можно выразиться, максимально идеологическая — никаких проблем на новом месте. Все беды и ужасы остались позади. Если добрался, то надо всего лишь быть порядочным и старательным человеком — остальное приложится. Вокруг — такие же порядочные и старательные.
Шон Тан стал работать с деталями.
Восприятие картинки он разбил на несколько слоев.
Первым делом — часть обстановки самым старательным образом перерисована с реальности. Ориентировочно 20-30-е годы (был один автомобиль, вроде как тех лет). А еще лица мигрантов. Облака. Никаких компромиссов — деталировка на пределе. Но это самое начало — "смысловой якорь", чтобы зритель/читатель мог хоть как-то ориентироваться.
Второй уровень — новый алфавит. Его не нужно понимать читателю, все и так ясно по содержанию каждой отдельной картинки. Однако же маленький ребус уже возникает.
Третий уровень — животные и птицы. И тут уже проступает откровенная сказочность. Зазубренные щупальца, которые колышутся на улицами города, из которое мигрант уехал к счастью. Тысячи пичуг в гавани Нью-Йорка прибытия, которые большое похожи на журавликов-оригами. Подобие домашних кошек и лис, только с совершенно фантастическими пропорциями (очень дружелюбные). Подобие дракона, на зуб которому по своей невнимательности чуть не попал мигрант (наверное, зоопарк).
Четвертый уровень — городская среда, те части интерьера, которые автор исказил до неузнаваемости. Газовая печка обернулась ручной газовой горелкой с раструбом. Обстановка в комнате кажется диковиной до предела. Почту и магазин узнать весьма трудно. С таможни в город герой попадает вообще в "кабине лифта", которую несет на себе воздушный шарик.
Были добавлены летающие лодки.
Общие виды города — с искаженными пропорциями труб и фантастическими колесами, покрытыми орнаментом — совершенно фантастичны. Впечатляют и памятники(?).
Пятый уровень — истории других мигрантов. Вроде как реалистичные — девочка бежит от тяжелой работы, семья спасается от "зачистки", ветеран хочет обрести покой — но в каждой есть свой фантастический элемент. Скажем, "зачистку" в каком-то мрачном городе проводили гиганты с пылесосами.
Деталюшечек очень много и они любовно прорисованы. Читатель/зритель может с удовольствием потратить время на разгадывание ребусов и наслаждение нездешними видами.
Стиль рисунков очень приятен глазу, реалистичное и фантастическое приведены в полную гармонию.
В остальном эта история из серии "когда Ильич был маленький..."