Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Календула» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 7 апреля 2014 г. 10:17

О цикле в целом. Это одна из тех редких книг, читая которую, ты не хочешь, чтобы она заканчивалась. Что-то незримо держит в напряжении, подстегивая тянуть время и переворачивать страницу за страницей. Читатель погружается в удивительный мир механических кукол, дирижаблей, неспешно плывущих в вышине, и магии вуду, способной подчинять себе стихии. Все тесно переплелось, все элементы создают гармоничный и проработанный мир. Здесь нет исключительно положительных или отрицательных персонажей, здесь есть люди — со своими плюсами и минусами, достоинствами и недостатками, ошибками и неудачами, правильными решениями и трудным выбором. Все они — живые и яркие характеры, столь разные, как стеклышки в калейдоскопе. Безусловно одно: все они — и люди, и куклы — живые, и этого нельзя забывать и сбрасывать со счетов.

Это и история любви — любви человека и человеческого творения, любви живой девушки и полумеханической куклы, любви, способной преодолеть все на пути к счастью, любви чистой, искренней и самоотверженной, протянувшейся сквозь время и позволившей героям обрести в ней самих себя и смысл своего существования. Это и история о самоотверженности, о решительности и мужестве, о силе духа. В произведении поднимается множествов важных проблем: проблему выбора, поисков своего места в жизни, проблему нравственных границ, переступив через которые, человек утрачивает себя и связь с реальностью, проблему жестокости и неприятия тех, кто отличается от большинства. Это и проблема человечности: человеком делает не плоть, человечность — она внутри. Ставится и тема противостояния личности и государства, ставится вопрос о том, что есть человек — только лишь винтик в механизме или у него есть право самому решать свою судьбу. Решения не навязываются читателю, читатель сам ищет ответы, словно играя в игру с шарадами. Но это уже не игра...

Отдельное спасибо автору за потрясающий финал — потрясающий своей логичностью и абсолютной завершенностью. Финал снимает все вопросы, и читатель понимает, что вот такой исход — это тот единственно возможный выход, который остался. Этот сильный финальный аккорд еще долго будет звучать и заставлять вспоминать и думать.

Из прочитанного за последнее время эта книга является для меня бесспорным открытием: здесь хорошо практически все, все в меру, все логично выстроено, тонко проработаны характеры и мир, удивительно переплелись судьбы персонажей. Эта история напоминает шахматную партию, но жизнь — это совсем не игра...


Часть 1. «Игрушки дома Баллантайн»

В первой части мы знакомимся с основными фигурами этой долгой истории, протянувшейся сквозь время и переплеатающей многие судьбы. С фигурмами, страсть к жизни которых вкупе с неуемным талантом позволила им совершать умопомрачительные вещи — при помощи механики и оккультных наук продлевать жизнь. Если отринуть все нравственные тонкости и обратиться непосредственно к самой идее воскрешения людей, то открываются громадные перспективы. Однако же рука об руку с возможностями идут и трудности. И вот об этом повествует произведение. Оно ставит множество проблем — проблем важный и серьезных: проблему выбора, поисков своего места в жизни, проблему нравственных границ, переступив через которые, человек утрачивает себя и связь с реальностью, проблему жестокости и неприятия тех, кто отличается от большинства. Должен был случиться катаклизм, чтобы люди приняли кукол и перестали считать их бездушными рабами.

В этой повести происходит растановка сил, обрисовка основных идей, постановка проблем, от которых будет отталкиваться сюжет. Здесь читатель знакомится с несколькими поколениями семейства Баллантайн — людьми недюжинного ума и таланта, научившимися вырывать крохи жизни у неминуемой и неотвратимой смерти. На арене появляется еще одна ключевая фигура в этой истории — Брендон — первая кукла, созданная Баллантайнами, этакий прародитель будущих кукол. Но Брендон отличается от себе подобных — он создан женщиной, которая любила его страстно и неистово и сумела вырвать из когтей смерти, она вложила в него любовь и душу, а потому он хоть и подчиняется ей, но собственной воли не утратил, не перестал обладать эмоциями, чувствами, желаниями. Брендон куда более человек, чем многие. Человеком делает не плоть, человечность — она внутри. И самое главное — не утратить ее, не потерять связь с реальностью. Через многое герою предстоит пройти, подвергнуть свою жизнь и свою волю множеству испытаний, но он принимает все превратности судьбы достойно, они не способны сломить его.

Разными, но в то же время до крайности похожими предстают перед нами члены семьи Баллантайн. Автору удалось изобразить их такими разными и такими одинаковыми в своих устремлениях. У них одна цель, но идут к ней они разными дорогами, хотя методы зачастую весьма схожи, что и роднит их. Магия бурлит в их крови, они нашли свое призвание — давать второй шанс на жизнь тем, кто жизнь утратил. Пусть цели их не благородны, а результат еще покажет все негативные стороны, но многие семьи смогли вернуть своих близких. Здесь поднимается множество важных вопросов: этических, моральных, нравственный и сугубо практических. Они сплетаются, врастают в сюжет, заставляют читателя думать, делать выбор, пусть пока и подсознательно.

Итак, в первой части мы видим расстановку фигур на шахматной доске, понимаем расклад. Здесь обозначаются основные линии, по которым дальше пойдет сюжет, ставятся главные вопросы, ответы на которые читатель будет искать вместе с героями. Это игра, но совсем не детская...



Часть 2. «Господин Крысобой»

Во второй части цикла на арену выходят новые герои, главным из которых становится генерал Раттлер по прозвищу Крысобой — человек зравого ума, лишенный солдафонства, обладающий незамутненным разумом и широким взглядом на мир и происходящее в нем. Он не делит людей и кукол на друзей и врагов, но видит суть. Через многое приходится пройти генералу, сделать непростой выбор, но ни разу он не сомневался в правильности избранного им пути. Это волевой и стойкий человек, придерживающийся позиций здравого смысла и прислушивающийся к голосу собственной совести. Он действует в интересах того, что правильно, зачастую ставя собственные желания на второй план. И судьба изрядно потрепала этого самоотверженного человека.

В этой повести читатель познакомится еще с несколькими героями, которым суждено сыграть непоследнюю роль в судьбе Брендона и Элизабет. А они, в свою очередь, вновь встанут на зыбкий путь и подвергнутся новым испытаниям, способным сломить самых стойких. Перед героями снова встает вопрос выбора: подчиниться ли воле монарха, согнуться под гнетом обстоятельств или же попытаться найти выход, увидеть огонек надежды во мраке безысходности, попытаться бороться с системой, пусть победа и кажется невозможной. Брендон и Элизабет сумели найти друг в друге точку опоры, что помогло им выстоять и добиться желаемого хоть и непростой ценой.

Автор вновь заставляет читателя невольно решать подброшенный сложный ребус, делать выбор, двигать шахматы. В повести появляется тема противостояния личности и государства, ставится вопрос о том, что есть человек — только лишь винтик в механизме или у него есть право выбора и право голоса. Что может один человек, каковы его пределы? Кого считать человеком: бездушного садиста Байрона, готового пойти на любые гнусности в угоду своим прихотям, или же Брендона — перерожденного полумеханического человека с большим сердцем и открытой душой, способного любить и сопереживать?


Эта история — переломный момент в жизни наших героев, оа покажет, кто друг, а кто враг, кто смог противостоять системе, а кого она подмяла под себя. История эта приподнимет маски и позволит взглянуть на истинные лица своих героев.



Часть 3. «Из глубин»

Третья часть цикла вышла неоднородной по своему настроению и тональности, многое по сюжеты было непонятно: особенно касательно магии вуду и е влияния на Эвелин, а также природа и суть способностей близнецов. Интересная магия, но суть ее от меня ускользнула — запутано все. Однако повесть вышла небезынтересной в том плане, что мы видим повествование о дальнейшей судьбе Брендона и Элизабет, знакомимся с их детьми, детьми с необычными способностями и непростыми характерами. История семьи Баллантайн протянулась во времени, переплелась с историями других людей. В этой повести на первый план выходят близнецы и Эвелин, раскрываются перед читателем, но не позволяют прочесть себя до конца. Большая ее часть носит повествовательный характер без особой динамики и напряжения, показывая нам жизнь семьи, спустя двадцать лет после случившегося восстания кукол. Жизнь вошла в прежнее русло, но что-то темное неуловимо витает в воздухе, отравляя спокойную жизнь Нью-Кройдона, заставляя нервно оглядываться. Грядет буря, и, кажется, читатель уже догадывается, кто будет в ее эпицентре.

Финал, отдельного разговора заслуживает финал. Не буду раскрывать его, ибо он безупречен и абсолютно, стопроцентно логичен. Браво, я апплодирую автору стоя. когда я дочитала книгу, еще долго по моей спине ползли мурашки. Такого сильного и такого абсолютного в своей законченности и логичности финала я не встречала уже давно. Это настолько сильный последний аккорд, что все вопросы мигом развеиваются, все становится на свои места, мы видим отправную точку всей истории и понимаем неотвратимость случившегося, тот единственно возможный выход, который остался.


Статья написана 6 апреля 2014 г. 12:41

Новую книгу известного российского детского писателя, лауреата Бунинской премии 2011 года Владимира Сотникова представляет издательство «Эксмо». «Прятки с русалкой» — повесть с живым и динамичным сюжетом, непринужденным и тонким юмором. Смотря на мир простым, искренним, детским взглядом, автор рассказывает необычную историю, фундаментом для которой стали славянские легенды и сказания. Эта повесть выходит в серии о приключениях Вени, Вари и Пятачка



Аннотация. Всем известно, что водяные и русалки бывают только в сказках. Веня Пухов и его одноклассница Варя тоже так думали. До тех пор, пока не попали на Русалочий омут. Здесь-то они и встретили самого настоящего водяного и русалку, которые были заняты... таинственными поисками на заброшенной мельнице. О таком даже в Интернете не прочитаешь! Ребята начали расследование. Но чтобы они делали без верного друга минипига Пяточка? Ведь для того чтобы раскрыть тайну старой мельницы, он научил Веню и Варю... ходить по воде, ведь без этого навыка раскрыть тайну старой мельницы не получится.


Статья написана 4 апреля 2014 г. 16:38

Аннотация. Уезжая, отец предостерег Клариссу: «Бойся черных карет и людей с неживыми глазами!» К счастью, она хорошо запомнила его слова, это спасло ей жизнь. Теперь впереди путешествие-бегство, где на каждом шагу — опасности и могущественные враги. Скоро Кларисса будет знать о черных каретах, людях с пустым взглядом и магии некросвета гораздо больше отца... Что может спасти хрупкую маленькую девочку, оказавшуюся в центре клубка интриг, тайной борьбы за власть и темных страстей? Кем она станет после того, как одолеет свой страх?



Книгу выбрала случайно — на волне вновь пробудившегося интереса к стимпанку. Скажу сразу, как такового тимпанка здесь мы не найдем. Есть в романе некоторые устройства, кареты, паровые корабли, но если бы этого не было, сюжет бы не пострадал, а потому нельзя считать их незаменимой частью сюжета или характерной чертой описываемого автором мира. Сюжет динамичен и захватывает с первых же страниц, погружая в стремительный водоворот событий, интриг, приключений, поджидающих героев на каждом шагу. Но создалось впечатление, будто автор сам до конца не понимал, куда вся эта круговерть приведет. Нет в романе финала, нет объяснения происходящего. Это не просто открытый финал, это финал оборванный. И это смазало мое весьма положительное впечатление от книги.

Что понравилось, так это проработка мира. Хотя лично мне не хватило визуализации — карты этого мира. Особенно в тех моментах, где описывались военные баталии и политические интриги между странами. Тем не менее, автор довольно подробно и методично описывает географию и историю своего мира. Стоит отметить главных персонажей — отца и дочь Квантикки. Они получились живыми, хоть поступки и реакции их не всегда выглядели логичными, особенно если учесть, что девочке на момент описываемых событий было лишь одиннадцать лет. Злодеи-антагонисты, представленные в романе людьми, восприимчивыми к магии и именующими себя Властителями, а магию — Властью, довольно унылы и являются лишь неким подобием злодеев. Их цели весьма туманны, природа магии не объяснена вообще — она словно взялась ниоткуда и ушла в никуда. Есть лишь туманные догадки. Даже главный герой — Атаназиус Квантикки, — отправившийся на поиски источника магии (таинственных синих N-лучей) и нашедший его, сказавший, что постиг ее природу, так ничего и не объяснил. И вот это большой минус. В такой ситуации даже додумать за автора вряд ли получится — слишком много недомолвок, словно предполагается продолжение истории. И если бы таковое намечалось, то множество вопросов и претензий к этому роману сразу бы снялось.

"Опасайся черных карет и людей с оловянными глазами" — вот лейтмотив всего романа. Люди эти — маги, властители, обладающие силой, которую дарует им таинственный синий свет ламп. Это тайный орден на службе государства. У меня так и не получилось определить, положительные это персонажи, отрицательные или же нейтральные. Уж слишком густо все это покрыто тайной, а между тем сюжет строится и на этой линии тоже. Властители играют далеко не последнюю роль во всем происходящем. Автор покрыл повествование слишком непроницаемой тканью таинственности, и вычленять основополагающие элементы с каждой главой становилось все сложнее.

Хочется сказать о стиле и слоге. Язык романа довольно богат лексически и синтаксически. Я прочитала не без удовольствия. Текст пестрит красочными описаниями природы, сравнениями, характеристиками, емкими ремарками, хотя порой и не без штампов. Однако нет в книге речевй характеристики персонажей, и это бросается в глаза. Герои из разных стран, социальных и культурных слоев, разного возраста и образования, но всех их характеризует одинаковая манера речи без специфического колорита, присущего той или иной местности или сословию.

В общем и целом роман мне понравился, но разочаровал финал, а точнее — его отсутствие или, скажем, нарочитая открытость.


Статья написана 4 апреля 2014 г. 14:59

В издательстве Corpus выходит сборник эссе и статей выдающегося итальянского ученого-философа, литературного критика, писателя, историка-медиевиста Умберто Эко «Сотвори себе врага». По словам издателя, в книгу вошли «тексты по случаю» — материалы, написанные на основе докладов на конференциях или созданные для тематических номеров журналов, статьи остро полемического характера и колонки, посвященные различным областям знаний.

В эссе, представленных в сборнике, Умберто Эко пытается ответить на множество актуальных для современного человека вопросов. Почему люди непременно создают себе врагов? Когда у человеческих эмбрионов появляется душа? Как суть и задачи дипломатической службы меняются с техническим прогрессом? Порой статьи носят полемический характер — в этом весь Эко, который в своих работах желает нередко развлечь и читателей, и самого себя.

«Тема вдохновила автора и позволила ему поразмышлять о чем-то, что иначе могло быть упущено, — и часто происходит так, что тема, полученная извне, оказывается более плодотворной, чем возникшая по авторской прихоти», — пишет о сборнике «Сотвори себе врага» Умберто Эко.



Источник

Статья написана 3 апреля 2014 г. 13:59

Голландская художница Карина Схапман делает кукольные домики, населяет их рукодельными мышками, а потом придумывает истории с их участием. Книги о Самми и Юлии стали бестселлерами в Европе: только в Нидерландах тираж книги Карины Схапман превысил 200 000 экземпляров. В России книгу «Мышкин дом. Самми и Юлия» в переводе Ирины Михайловой представляет издательство «Пешком в историю».


Голландия 50-х годов XX века изображена в книге Карины Схапман. Она сделала огромный дом со множеством комнат и наполнила его миллионами маленьких-премаленьких вещиц, которые полностью повторяют мир вещей обычного человека. Кукольная мебель, мельчайшая кухонная утварь, малюсенькая бытовая техника, одежки и безделушки – всё это сделано своими руками из картона, папье-маше, ткани, кусочков дерева, металла и пластика. Получается завершенный уютный мир, который можно назвать идеальным пространством для детской игры, а можно – наглядным пособием по изучению бытовых и культурных особенностей семей среднего класса из Нидерландов.

После завершения строительства Карина населила игрушечный особняк рукодельными мышками и начала классическую игру «в домик»: мышки дружили, ходили друг к другу в гости, играли, находили секретные убежища, болели и лечились, занимались хозяйством и пекли блинчики по субботам. В какой-то момент Карина решила, что получаются неплохие детские истории, стала записывать сюжеты, а иллюстрациями для них служат инсталляции в Мышкином доме, которые фотографирует Тон Бауэр. В Мышкином домике, созданном писательницей, живут милые вязаные мышата Самми и Юлия, в гости к которым часто приходят их родные и друзья. Уютное гнездышко из папье-маше, картонных коробок, цветных лоскутков и других мелочей — мечта каждого ребенка, поэтому сказка зарождается в поистине волшебной атмосфере. В Мышкином домике более 100 комнаток, а также балкончики, коридорчики и другие любопытные детали.

Российским читателям предлагается самая первая книжка серии, та самая, в которой мы знакомимся с главными героями – Самми и Юлией. Под обложкой «Мышкиного дома» помещено 17 коротких историй. Друзья Самми и Юлия прячутся в тайном месте, играют, навещают родственников и делают тысячу других вещей, как все дети мира. Жизнь мышек полностью повторяет обычную жизнь людей: мама Самми стирает в стиральной машине, а бабушка с дедушкой в пятницу вечером зажигают свечу и празднуют всей семьей шаббат.



Сайт проекта

Иллюстрации. Кликните, чтобы увеличить.




  Подписка

Количество подписчиков: 120

⇑ Наверх