14 января в столичном Центре Мейерхольда состоялись итоговые дебаты литературной премии «Новая словесность», где подбили результаты сезона 2019 года. Победителем стал мемуарный роман «Нью-йоркский обход» американского писателя и врача Александра Стесина.
В финал литературной награды вышли:
*Николай В. Кононов «Восстание»;
*Александр Долинин «Комментарий к роману Владимира Набокова «Дар»»;
*Кирилл Кобрин «Поднебесный экспресс»;
*Линор Горалик «Все, способные дышать дыхание»;
*Даниил Туровский «Вторжение. Краткая история русских хакеров»;
*Евгений Чижов «Собиратель рая»;
*София Cиницкая «Мироныч, дырник и жеможаха. Рассказы о родине».
На финальной церемонии «НОСа», которая транслировалась в прямом эфире на YouTube-канале Фонда Михаила Прохорова — организатора премии и была посвящена теме «Старый Новый год», по традиции состоялись публичные дебаты между жюри премии и экспертной группой. В числе судей были польская переводчица и театральный куратор Агнешка Любомира Пиотровска, доктор филологических наук, профессор МГУ Татьяна Венедиктова, доктор филологических наук, историк культуры Константин Богданов, руководитель проекта «Полка» Юрий Сапрыкин. Жюри возглавила литературный критик и куратор Анна Наринская. Среди экспертов премии были поэт, переводчик и литературный критик Лев Оборин, литературовед, критик, публицист и телеведущий Александр Архангельский, доктор филологических наук, профессор гуманитарного факультета НИУ ВШЭ Олег Лекманов.
Гран-при премии «НОС-2019» вручили писателю и врачу-онкологу из Нью-Йорка Александру Стесину с мемуарами «Нью-Йоркский обход», которые он писал на протяжении десяти лет. Кроме памятной статуэтки, он получил денежный приз в размере 700 тысяч рублей. Кстати, в настоящее время в издательстве «Новое литературное обозрение» выпускают «Африканскую книгу» Стесина, где собраны его повести и эссе об Африке, заметки об африканской кухне и переводы африканских писателей.
«Приз критического сообщества», который присуждают профессиональные литературные критики, досталась Линор Горалик за книгу «Все, способные дышать дыхание». В номинации «Приз читательских симпатий» согласно результатам online-голосования на сайте Фонда Михаила Прохорова победил роман Алексея Поляринова «Центр тяжести». Победители этих номинаций получили по 200 тысяч рублей.
За книгу «Вторжение. Краткая история русских хакеров» наградили Даниила Туровского, ставшего победителем регионального проекта премии «Волга/НОС».
Всем финалистам премии вручили по 40 тысяч рублей.
— Интересно узнать факты о создании «Авионер» и о том, что в итоге не вошло в них.
— Основа мира была задумана задолго до книги, как идея для сериала. Но когда я начала писать книгу, мир разросся. Именно тогда появился Третий континент и Винландия. В третью книгу хотелось уместить больше, чем в итоге поместилось. Из нее пришлось вырезать и некоторую географию, и ряд сюжетных линий. Также хотелось больше рассказать о прошлом некоторых героев, но тоже не влезло.
Если вдруг будет сиквел или приквел, то идей для него уже много.
— Как фигурное катание?
— Как всегда, доставляем массу удовольствия. Хочется, чтобы было больше времени на тренировки, но, увы, пока не получается. Если сложится, весной буду выступать в ледовом шоу нашего клуба.
— Какие стереотипы о писателях раздражают?
— Пожалуй, лишь один стереотип — что западные писатели по определению лучше наших. Остальные, скорее, забавляют: что писатель зарабатывает огромные деньги; что опубликоваться или победить в литературном конкурсе можно только по блату;, что писательство — это не работа, а так, развлечение; что так любой может — я вот сяду и в сто раз лучше напишу.
— Пробовали рисовать?
— В школе очень нравилось, и даже неплохо получалось. Но потом как-то само сошло на нет. Просто стало меньше времени, появились другие интересы.
— Ваш любимый персонаж из «Авионер»?
— О, я не могу выбрать, я их всех люблю — у всех есть какие-то черты, которые мне особенно нравятся. У Ники — готовность преодолевать неувереннность в себе. У Агаты — вера в идеалы. У Анселя — способность понимать, что тебе на самом деле важно. У Тристана — бесшабашность и хамоватое обаяние. У Тайрека — виртуозная способность всех очаровывать. У Ванессы — умение держать лицо. И список могу продолжать.
— Вы когда-нибудь встречали прототипов персонажей в реальной жизни?
— Чтобы вот так прямо, целиком и полностью, — нет. Но бывает, что мои персонажи получают какие-то отдельные черты характера, привычки или внешность реальных людей.
— Читаете ли вы фанфики по своим произведениям?
— Не знала, что они существуют. Пока читала только то, что присылали на проводимый в моей группе «Авионер-конкурс». Но если где-то появились фанфики, с большим интересом почитаю.
— Есть ли идеи для следующих книг?
— Идей много — времени мало. Следующая по плану — последняя книга трилогии «Рунгарды». Завершение истории, начатой в «Детях Северного сияния».
Затем — большая повесть в проект «Аква», продолжение уже вышедшей повести «Железный остров».
Затем — фэнтезийная серия «Восьмирье»: о девочке, которая которая однажды вечером возвращалась домой и оказалась совсем в другом месте. Там наступило 32-е августа, там выпекают смех, грусть выбрасывают с мусором, а вместо кошек дома держат мечты... Мир разбит на Осколки, разделенные мрачным Тумарьем, пройти через которое и не сойти при этом с ума могут только темноходы. Девочке предстоит непростой путь домой.
Весной выходят два сборника рассказов в серии «Мозаика миров».
Ну и есть идеи продолжения «Авионер».
— Если бы вы могли обладать вещью, которой у вас нет, что бы это было?
— Маховик времени. Хотя многие считают, что он у меня есть.
Из реальных вещей... Я не отказалась бы от дома на Багамах. А если более серьезно, то я больше люблю новый опыт и впечатления, нежели вещи. Иначе говоря, последнему айфону я стопроцентно предпочту путешествие или мастер-класс у известного фигуриста.
— Что сложнее всего далось в третьем томе «Авионер»??
— Как уложиться в срок! Как не упустить из виду все вопросы, на которые нужно дать ответы. Как сократить, но при этом сохранить все важные детали и сюжетные линии. Как не поддаться жалости и не сохранить героя (-ев), чья гибель была изначально запланирована.
— Почему главного героя зовут именно Ансель? Будет ли раскрыта его жизнь в книге?
— Потаенной причины для выбора именно этого имени у меня не было. Но я как-то услышала это имя — кстати, на тренировке по фигурному катанию, — и оно мне понравилось. Его жизнь, прошлое — нет. На мой взгляд, его настоящее и особенно будущее — куда более интересны.
— Почемы вы выбрали именно камень как знак силы авионер?
— Некоторые идеи — результат тщательного продумывания, а некоторые буквально падают с неба. Идея с аэролитами — из последних. однажды вечером она просто появилась у меня в голове словно из ниоткуда.
— Не было желания писать «Авионер» дальше?
— Тут дело не в желании. Формат трилогии изначально предельно четко оговаривался с издательством. Да, есть приквелы, сиквелы и вбоквелы. Идеи для них есть, но буду ли писать, во многом зависит от коммерческого успеха трилогии. Так что пока конкретных планов не строю.
— Как вы планируете написание книги? составляете ли таблицы, клеите ли повсюду стикеры?
— Мне очень нравится идея таблиц и стикеров, но на практике я их почему-то никогда не использую. Все ограничивается записками в моих бесчисленных блокнотах. А вот для сценариев — да, там в ход идут и схемы, и куча стикеров, и прочее.
— Задумывались ли вы о дате рождения ваших персонажей? Или это не столь важно?
— Обычно — только если это играет важную роль для сюжета. Но иногда — нечасто — в сюжете день рождения никак и не отражается, но я всегда знаю, когда он у героя.
В феврале-марте выходит второй дополнительный сборник серии «Зеркало» — «Здесь, у зеркала»
Аннотация. Эта книга, как и ее предшественница "Там, за зеркалом", включает в себя рассказы, которые не нашли себе пару и потому не вошли в серию "Зеркало", а также рассказы — победители и призёры крупных сетевых конкурсов.
В сборнике представлен широкий спектр фантастических поджанров — в нём вы найдёте и научную фантастику, и социальную, и футуристическую, и боевую. И фэнтези, и сказку, и хоррор, и детектив. Вместе с тем и вне зависимости от жанра все рассказы сборника — о людях. О таких же, как мы с вами, но оказавшихся в особых, фантастических обстоятельствах. При этом каждый текст пытается сотворить маленькое чудо — сделать так, чтобы в какой-то момент читатель забыл, что держит в руках книгу, и вместе с героями перенёсся в фантастический мир. Насколько чудеса удались нашим рассказчикам, судить вам.
Странное, психоделическое произведение, вызывающее у читателя самые разные эмоции, но доминирует недоумение. Очень сумбурное и рваное повествование пестрит образами, героями, отсылками к библейским мотивам. Аннотация обещает нам историю мальчика, который нашел воображаемого друга. Но это лишь вершина айсберга. На деле же мы получим галюциногенную историю, где постоянно происходит броуновское движение: герои постоянно движутся, куда-то бегут, что-то делают, сходят с ума и совершают странные поступки. Вся эта мешанина очень мешает следить за сюжетом, хотя, по сути, сюжета-то и нет. Вот такой вот парадокс.
Основная идея — о существовании мира реального и мира воображаемого — не нова. Произведение не только отсылает читателя к библейским мотивам, но и напоминает очень многие, написанные до него книги: романы Кинга и Геймана, Джеффри Форда и Джо Хилла. Все эти мотивы переплетаются, но не создают оригинального сюжета. Роман начинается с приезда Кристофера и его матери в маленький городок, где мальчик пропадает в лесу, а по возвращении открывает в себе некие способности. Тут у читателя появляются первые подозрения в его психическом нездоровье. По ходу сюжета всплывает давняя история с исчезновением другого мальчика. И обе эти линии оказываются неразрывно связаны. Первая часть романа довольно интересна и интригующа, пока не начинают происходить весьма странные вещи, уследить за ходом которых довольно сложно.
Основные претензии к роману: затянутость повествования, путаный сюжет, суета героев, которые постоянно куда-то бегут. Порой сложно отделить реальность от воображаемого мира и понять, где же сейчас главный герой. Масштабное действие вскоре захватывает весь город, увязать все сюжетные линии довольно сложно. Автор пытается создать мистическую атмосферу, но вышла атмосфера кошмарного сна, где возможно всё вплоть до абсурда и где очень много крови и боли. Герои постоянно друг друга грызут и рвут, калечат и преследуют. Если это — картина ада, то она удалась, она вызывает отторжение и отвращение.
Помимо картин апокалипсиса, роман поднимает и ряд околорелигиозных тем: вера в Бога и сомнение, любовь к ближнему, готовность к самопожертвованию, ненависть. Однако, несмотря на ряд светлых персонажей и рассуждения о Боге и прощении, атмосфера романа мрачная и тяжелая, липкая и смердящая, как воображаемый мир, где царит славный человек, играющий с судьбами людей в угоду собственных желаний. Религиозная интерпретация событий романа небезынтересна, но весьма сомнительна, ибо не отражает доктрину христианства, а искажает ее. С каждой главой автор нагнетает ужас и сюрреализм, старые тайны переплетаются с новыми и обрастают деталями. Парадокс романа еще и в том, что при кажущейся динамичности повествования события развиваются крайне медленно.
Финал заслуживает отдельных слов. Ожидание логического завершения и сведения всех сюжетных линий воедино не оправдается. Финал дарит нам еще больше сюжетных нестыковок, религиозного абсурда и отсутствие логики. Каждый герой сходит с ума, каждый делает это по-своему, но мотивы и причины автор не объясняет. Да, роман затрагивает, помимо религиозных, и остро-социальные темы: насилие в семье, сексуальное насилие, алкоголизм и наркомания, убийства, равнодушие к детям, буллинг в школе. Но все эти темы проходят мельком, автор не заостряет на них внимания, словно это в порядке вещей. Мы не получим ожидаемого катарсиса в финале и понимания того, для чего нам рассказали эту историю.
В целом же это мог бы быть довольно неплохой роман, если его изрядно сократить, убрать бесконечные повторы, пространные диалоги об одном и том же, путаные мысли героев, топтание на одном месте и переливание из пустого в порожнее. Понравится роман любителям религиозной мистики и запутанных сюжетов, поклонникам мрачной и тяжелой атмосферы, давящей на психику и вызывающей смутное беспокойство.
Эльдар Сафин сочетает работу в высокотехнологичной отрасли с любовью к сай-фаю.
Эльдар — руководитель проектов в компании «ЦРТ», известной разработками инновационных систем в сфере технологий синтеза и распознавания речи, анализа аудио- и видеоинформации, распознавания лиц, голосовой и мультимодальной биометрии.
Его произведение вошло в лонг-лист литературной премии «Будущее время» этого года. И в сегодняшнем интервью автор рассказал о научных теориях, положенных в основу рассказа, и своём видении положения и роли научной фантастики.
— Расскажите, пожалуйста, о своем конкурсном произведении. Как пришла идея его написания?
На работе я занимаюсь тем, что внедряю сложные высокотехнологичные программные продукты в крупные компании и государственные организации, и решил – а почему бы дополнение личности не сделать таким продуктом? Это было основой, все остальное наслоилось сверху, как перламутр наслаивается вокруг песчинки в жемчужине.
Не берусь оценивать результат – это, конечно же, прерогатива жюри, но, во всяком случае, я сделал все, что мог.
— На какие научные теории и факты вы опирались при его написании?
Наша память – сложнейший механизм, в который уже сегодня можно вносить корректировки – как с помощью психологических опытов, так и с помощью «промывания мозгов», гипноза. Дополненная реальность уже существует, нейросети способны рисовать картины и создавать оригинальные уровни в реалистичных компьютерных играх.
Все составляющие моих фантдопущений в рассказе уже существуют – просто некоторые векторы я продлил чуть дальше тех точек, которых они достигают сегодня.
— Была ли у вас уверенность в прохождении в финал? Насколько твердо вы были уверены в рассказе?
Уверенности не было – все-таки конкурс очень крупный, большое количество сильных, талантливых авторов. Здесь должны совпасть сразу несколько факторов – удача, качество рассказа, оригинальность раскрытия темы, восприятие ридеров. Я уверен, много отличных рассказов осталось за бортом: 15 из более чем тысячи — это очень жесткий конкурс.
— Читали ли вы произведения других участников конкурса? Какие у вас впечатления от них?
Я читал несколько книг Андрея Столярова – и его повесть «Ворон» считаю одним из лучших фантастических произведений 90-х годов прошлого века.
С рассказами Елены Клещенко я познакомился, участвуя в проекте «Зеркало», и считаю ее очень сильным автором.
С Юрием Мори сталкивался, это очень интересный писатель с великолепным потенциалом.
С остальными авторами из лонг-листа не сталкивался ранее – но теперь наверняка прочту их рассказы.
— Что вы думаете о положении фантастики в мире и в России?
Разделять отношение к фантастике в России и за рубежом считаю немного странным занятием – я понятия не имею, как к ней относятся в Зимбабве или Никарагуа. Если мы говорим о той фантастике, которая нам знакома – англоязычной – то, по большому счету, отношение к ней в странах, где ее пишут, мало отличается от отношения к фантастике у нас, в России.
Различается только количество денег и возможностей, но, на мой взгляд, ситуация постепенно выправляется, тем более что границы становятся все прозрачнее.
— В чем, на ваш взгляд, состоит задача научной фантастики как жанра?
Я хотел бы отделить фантастику как способ уйти от реальности и фантастику как способ примириться и полюбить надвигающееся грядущее: на мой взгляд, это разные направления. Первое уводит в сказочные миры, развлекает и позволяет отдохнуть от серости будней, второе ищет ответы на сложные вопросы и, опираясь на сегодняшний день, выстраивает подчас сложнейшие цепочки допущений.
Их легко отделить друг от друга: первое далеко от нас (в другой галактике или в тысячах лет), второе совсем близко – в считанных десятилетиях и буквально за углом – по меркам нашей солнечной системы.
— Три любимых писателя-фантаста
Роберт Хайнлайн, братья Стругацкие, Нил Стивенсон.
— Три фильма для вдохновения
«Тот самый Мюнхгаузен», «Назад в будущее», «Матрица».
— Три главных изменения, которые, по вашему мнению, произойдут в мире в ближайшие 100 лет
Работа станет привилегией деятельных и активных, остальные будут существовать на пособия в мире роботов и нейросетей; субкультуры станут играть гораздо бОльшую роль в жизни людей и общества; хоть государства и останутся как социальные и культурные образования, границы де-факто исчезнут.
— Три совета другим писателям
Лучше написать плохо, чем вообще не написать: мастерство оттачивается с опытом;
2. Многие, пытающиеся критиковать, ничего не понимают в том, что и о чем вы пишите. Но хороший автор даже из никудышной критики вынесет урок, который позволит ему стать лучше как писателю.
3. Ищите единомышленников среди тех, кто, по вашему мнению, пишет лучше, чем вы. Вы будете тянуться к ним и начнете писать лучше.