Оказаться в книге о хоббитах предлагают в Лос-Анджелесе. Самая большая книга о низкоросликах из произведений Дж. Р. Р. Толкиена установлена в в лос-анджелесском отеле Beverly Hilton организацией Tourism New Zealand. Шагнуть в главные локации королевств Средиземья в буквальном смысле могут все желающие.
Высота книги Book of New Zealand составляет 15 метров, а общий её размер сравним с площадью двух теннисных кортов. Внутри инсталляции представлены различные локации, в которой побывали герои приключений Бильбо Бэггинса, в частности, Лесная река или дом Беорна.
По словам Кевина Боулера, исполнительного директора по туризму Tourism New Zealand, люди, которые шагнут на страницы книги, смогут открыть для себя магию Средиземья и соприкоснуться с чарующей реальностью Новой Зеландии. Создание инсталляции приурочено к выпуску фильма «Хоббит: Пустошь Смауга».
Квартиру детской писательницы Астрид Линдгрен на улице Далагатан в Стокгольме откроют для посетителей в 2015 году.
Квартира, где сказочница прожила с 1941 по 2002 год, будет называться «открытым домом писателя», но ни в коем случае не «музеем», подчеркнул инициатор события — председатель Общества Астрид Линдгрен Чель Булюнд.
Квартира покажет гостям Астрид Линдгрен как домашнего и семейного человека. В ее доме много мебели 50-х годов и произведений искусства, подаренных писательнице друзьями.
Чтобы создать правдивый образ автора книг о Карлсоне и Пеппи Длинный чулок, члены Общества встретились со множеством людей, хорошо знавших Линдгрен, в числе которых ее издатель, работник близлежащего ресторана, помогавший Астрид с решением бытовых вопросов, и уборщица, проработавшая у писательницы около 25 лет.
Наткнулась на интересную статью, в которой представлен дайджест главных событий, которые произошли в книжной отрасли на протяжении 2013 года. Делюсь, вдруг будет еще кому-то интересно. Мне было очень интересно прочитать. Привожу с сокращениями. Полная версия здесь.
Антипиратский закон.
Одной из основных тем в книжном бизнесе 2013 года было принятие антипиратского закона, который начал действовать с 1 августа. Чтобы узнать мнение рядовых пользователей Сети, были созданы ресурсы для общественного обсуждения законопроекта. Но достичь консенсуса все равно не удавалось, поэтому Кремль отказался от участия в разработке антипиратских поправок, переложив эту обязанность на Министерство культуры. Крупнейшие издательства России не стали дожидаться решения законодательных органов по распространению закона на книги. «АСТ» и «Эксмо» в мае основали Ассоциацию защиты авторских прав в интернете (АЗАПИ), по искам которой несколько раз закрывали пиратские библиотеки «Флибуста» и «Либрусек». Несмотря на то, что вокруг антипиратского закона проводилась огромная работа и происходило множество споров, он существенно не повлиял даже на ту сферу, для которой был утвержден изначально: пиратские ресурсы с фильмами продолжают работать, нелегальный доступ к новинкам проката пользователи Интернета получают все так же вскоре после выхода кинолент. Так что сложно сказать, окажет ли серьезное положительное влияние распространение антипиратского закона на книжный бизнес.
Ликвидация Российской книжной палаты.
В конце года большой неожиданностью для всех участников книжного рынка, а также для работников Российской книжной палаты стало внезапное постановление президента о ликвидации этого ведомства и передаче всего его имущества и дел информационному агентству ИТАР-ТАСС. Руководитель РГБ направил председателю Госдумы обращение, в котором просит передать функции Книжной палаты его библиотеке, поскольку ИТАР-ТАСС, как непрофильная организация, вряд ли сможет в полной мере выполнить все обязанности РКП, что ставит под угрозу работу всей библиотечной системе. В самом информационном агентстве, которое внезапно назначили собирать и хранить обязательные экземпляры книг, проводить исследования рынка и составлять статистические отчеты по книжной отрасли, указ Путина предпочитают не комментировать.
Новый порядок грифования учебников.
Издатели учебной литературы оказались в 2013 году в сложном положении из-за приказа Министерства образования, меняющего процедуру включения в Федеральный перечень учебников. Новый порядок формирования перечня вступил в силу с 12 ноября. Теперь для попадания в список учебники должны будут проходить не только научную и педагогическую, но и общественную экспертизу, для проведения которой создан специальный Объединенный совет. У издателей были претензии к приказу Минобразнауки еще на этапе его обсуждения. Участники рынка считают, что новые правила вытеснят с рынка небольшие издательства, а также приведут к общему ухудшению качества учебной литературы.
Модернизация библиотек.
В 2013 году активно продвигалась реализация проекта превращения столичных библиотек в медиацентры, для чего был создан Московский городской библиотечный центр. Благодаря работе этой организации и ее сотрудничеству с российско-голландским архитектурным урбанистическим бюро Svesmi, часть библиотек российской столицы уже превратились из пыльных старомодных книгохранилищ в современные светлые пространства, в которых приятно находиться посетителям. Теперь, чтобы пройти в медиацентр и читать в нем книги, а также смотреть кино и слушать лекции, не нужно уведомлять библиотекаря, все издания можно выбрать и найти с помощью компьютера, гардеробщиков заменили шкафчиками с ключами, время работы библиотек продлилось до 22 часов. А у библиотеки «Проспект» появилась новая гуманитарная функция: книги в больницы и хосписы развозят специальные «Библиомобили». Еще планируется привлечь в библиотеки инвесторов, которые смогут продвигать свои товары и услуги, сохраняя при этом основные функции медиацентров бесплатными. Также руководитель МГБЦ разрабатывает программу, которой рассчитывает заинтересовать девелоперов открытием библиотек в новостройках.
ФЗ-436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Множество проблем участникам книжного рынка доставил в уходящем году федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Следуя букве закона, запрещать пытались даже классиков. Но больше всего неудобств доставил закон о защите детей от информации библиотечному сообществу. Согласно ФЗ-436, например, книги для взрослых должны находиться на расстоянии не менее 100 метров от детских библиотек — сделать это в России, где взрослые и детские книгохранилища часто располагаются в одном здании, порой невозможно. Еще одной серьезной сложностью стали требования по возрастной маркировке изданий: непонятно, кто должен проводить классификацию книг, и каким образом можно вручную нанести маркировку на все библиотечные фонды страны. Несмотря на то, что еще в январе были утверждены рекомендации для книжной отрасли по применению указанного закона, непонятных моментов оставалось настолько много, что в конце года для разъяснения ФЗ-436 была разработана и выпущена Концепция детской информационной безопасности — документ, занимающий около полутора тысяч страниц и, по словам разработчиков, призванный защитить книги от бездумного трактования и применения закона о защите детей от информации.
Экстремистские материалы.
Что касается борьбы с экстремистскими материалами, то самым громким делом в 2013 году была история с несколькими книгами издательства «Алгоритм». Представители «Алгоритма» настаивают на том, что книги были выпущены без нарушения российских законов, поскольку на момент издания не входили с списки запрещенных материалов. Кроме того, в течение года суды без проведения экспертиз продолжали объявлять экстремистской исламскую литературу, что вызывало протесты представителей мусульманского сообщества России.
Литературное собрание.
В Москве 21 ноября прошло первое в истории России Литературное собрание, в котором участвовали различные представители книжной отрасли — от издателей и писателей до публицистов и потомков классиков. Обсудить с ними вопросы литературы и книгоиздания приехал президент Путин. На мероприятии была выдвинута инициатива объявить 2015-й Годом литературы в России, обсуждалась возможность организации Фонда поддержки литературы и единого Союза писателей. Также Путин объявил об учреждении премии для авторов, работающих для детей и юношества. Награда будет вручаться трижды в год, и поощрять тех, кто внес особый вклад в воспитание подрастающего поколения.
Проблемы «Московского дома книги».
Один из крупнейших и старейших столичных книжных магазинов, «Московский дом книги», оказался в этом году в центре запутанной истории с возможным переходом в частную собственность. Появилась информация, что этот актив хочет приобрести владелец сети «Республика» Вадим Дымов. Испытывающий финансовые проблемы «МДК», однако, в итоге остался государственным — спасти книжный магазин от реорганизации пообещал сначала министр культуры Владимир Мединский, позже эту информацию подтвердила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Интересно отметить, что после того, как на проблемы «МДК» обратили внимание чиновники такого высокого уровня, Вадим Дымов поспешил заявить, что вовсе не собирался покупать этот магазин.
Выход на российский рынок Amazon.
В апреле стало известно о том, что к выходу на российский рынок готовится крупный мировой ритейлер Amazon. Возглавлять российское подразделение поручили Аркадию Витруку, ранее занимавшему пост гендиректора издательской группы «Азбука-Аттикус». Вскоре Amazon стал заключать контракты на поставку электронных книг с ведущими российскими издательствами и официально поставлять в нашу страну Kindle. Планируется, что ритейлер будет продавать в России только электронный контент, что связано, не в последнюю очередь, с опасениями по поводу скорости работы местной почты.
Смена руководства в издательстве «Просвещение».
В октябре бизнесмен Аркадий Ротенберг возглавил совет директоров издательства «Просвещение». В прошлом году банк, принадлежащий Роттенбергу, кредитовал сделку по слиянию «Просвещения» и «Олма Медиа Групп». В последнее время в крупнейшем российском издательстве учебной литературы довольно часто происходит смена топ-менеджеров и руководства. В середине декабря в СМИ появилась информация о том, что Александр Кондаков, возглавлявший «Просвещение» 11 лет, займет пост председателя совета директоров в другом крупном учебном издательстве — «Дрофе».
АФК «Система» в сделках с Ozon и Dream Industries.
В конце 2013 года книжным рынком неожиданно заинтересовалась крупная инвестиционная компания «Система». Сначала появились слухи о том, что владелец финансовой корпорации Владимир Евтушенков является претендентом на покупку интернет-холдинга Ozon. Эти данные были довольно быстро опровергнуты руководством ритейлера. Позже анонимные источники на рынке поделились информацией о том, что «Система» заинтересована в покупке компании Dream Industries, которая владеет книжным сервисом Bookmate.
«Эксмо» завершило сделку по приобретению «АСТ».
Длившийся больше года процесс поглощения обанкротившегося издательства «АСТ» был, наконец, завершен. Руководитель издательства «Эксмо» Олег Новиков оформил покупку книжного бизнеса компании «АСТ». Новиков будет владеть 95% новой компании. Бывшие владельцы «АСТ» по-разному ощутили на себе последствия продажи: Олег Бартеньев сообщил, что по состоянию здоровья отказался от всех компенсаций за свою долю, а Юрий Дейкало предпочел стать совладельцем новой компании и участвовать в ее управлении.
Техрегламент Таможенного союза и детское книгоиздание России.
Вступление в силу требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» может стать большой проблемой для отечественного книгоиздания, особенно — детского, поскольку новая процедура сертификации одномоментно отбраковывает более 30 000 наименований уже изданных детских книг. Против введения техрегламента выступили известные российские писатели и крупные издательства. Профессионалы книжного рынка выразили намерение создать комиссию по пересмотру новых правил.
Список Путина и единый учебник истории.
Российский президент инициировал создание перечня из 100 книг, рекомендованных к самостоятельному прочтению школьниками. Предполагается, что каждый ученик к моменту выпуска должен прочитать все произведения из списка. В январе 2013 года книжный «список Путина» был разослан Министерством образования по школам. В апреле, был проведен всероссийский опрос, результаты которого прояснили, что 59% жителей страны вообще не знают о существовании перечня литературы для внеклассного чтения.
Еще одной инициативой руководства страны стало создание единого, «канонического» учебника по истории России. Как пояснил Владимир Путин, появление такого школьного пособия не значит, что все остальные книги перестанут приниматься для преподавания, просто факты в них должны быть согласованы и приведены к одному виду.
Специалисты книжного дела также обсуждали появление единого учебника русской литературы, но эта инициатива пока не получила развития.
Банкротства года.
В 2013 году книжный рынок России лишился нескольких ритейлеров. Издатель Вадим Мещеряков, несмотря на прилагаемые к спасению сети «Лавочка детских книг» все же вынужден был подать заявление о банкротстве.
Не очень ясна ситуация с банкротством книготорговой компании «У Сытина» — некоторые партнеры этой фирмы утверждают, что владельцы намеренно оставляют кредиторов без выплат, а отсутствие средств на счетах компании — только видимость. Также лишившиеся денег кредиторы подозревают, что после банкротства фирма может выйти на рынок под новым названием и предостерегают малые издательства от возможного сотрудничества.
Ничего не смогла заплатить кредиторам и обанкротившаяся компания «Букбастер».
Банкротом в 2013 году стало ООО «РП+Столица», к которому ранее перешли после банкротства магазины торговой сети «Букбери».
После множественных попыток конкурсного управляющего реализовать остатки имущества, в сентябре завершилась длительная процедура банкротства книготорговой компании «Топ-книга».
Стартапы года.
В 2013 появились несколько новых проектов.
Начал работу KidReader.ru — информационный портал о детской литературе, который создан специально для родителей и тех, кто любит читать детские книги.
Удешевить расходы по допечатной подготовки изданий призвана система автоматической верстки книг Ridero.
В конце года был запущен социальный сервис для читателей и издателей Rubuki.
Издательство «Розовый жираф» открыло новый импринт для молодых взрослых, получивший название «4-ая улица».
Остров в Тихом океане, которому не повезло стать эпицентром зарождения торнадо. Диаметр облака около 5-10 километров.
Ниагарский водопад замерз. Фото 1911 года.
Цинги-де-Бемараха — Каменный лес. Каменный лес представляет собой комплекс карстовых пород, окрашенных в серо-синий цвет, формирующих цепь пиков высотой до 50 метров.
Миграция скатов-иглохвостов происходит дважды в год в Мексиканском заливе — от полуострова Юкатан до Флориды и обратно. Чтобы понять масштаб — каждый из них имеет размеры примерно 2х2 метра, а всего их около 10 тыс.
"Утренняя глория" — редкое метеорологическое явление, наблюдаемое на севере Австралии. Облака представляют собой грозовой воротник высотой от 1 до 2 км, зачастую находящийся всего в 100-200 метрах над землёй, который может достигать 1000 км в длину и перемещаться со скоростью до 60 км/ч.
Пустыня Анца Боррего цветет раз в несколько лет и бывает это весной.
В отдаленной части Антарктики находится "Кровавый водопад". Жутковатый и загадочный цвет его вод частично является результатом загрязнения соленой воды оксидом железа.
На северо-западе штата Монтана, США. Вода здесь настолько прозрачная, что кажется будто озеро неглубокое. На самом деле тут глубоко.
Арктическая радуга.
Ледяной дождь выпадает в виде твёрдых прозрачных шариков льда диаметром 1-3 мм. Внутри шариков находится незамёрзшая вода — падая на предметы, шарики разбиваются на скорлупки, вода вытекает и образуется гололед.
Необычный природный феномен — "торнадо из сардин".
С ноября по апрель в префектуре Тояма в Японии снега выпадает так много, что приходится прорубать каньон для дороги. Высота снежного покрова в некоторых местах достигает 20 метров.
Захара Прилепина представлять не надо. Любой мало-мальски читающий россиянин знает этого молодого, но уже ставшего культовым писателя. Впрочем, знают и любят его не только в России. Сейчас Захар находится в Европе с творчески-деловым турне. Об этом он, в частности, упомянул в интервью, которое нам удалось взять у него «удалённо».
— Если можно, расскажите немного о себе, о детстве, о родителях…
— Мой отец родом из Липецкой области, деревни Каликино. Замечательно красивые места, там половина деревни Прилепиных. Как известно, в русском языке «лепота» значила «красота». И я так вывел для себя, что в Каликино поселились «калики» — бродяги, и поселились они при лепоте — то есть, в красоте, в красивых местах. И стали Прилепины. А мама моя из Рязанской области, деревня Казинка. Детство я провёл в соседней деревне — Ильинка, там до сих пор стоит наш «учительский» дом: отцу, как учителю истории, а потом директору школы, предоставили жильё.
Родился я в маленьком городке Скопин — это 10 минут езды от Ильинки (там не было роддома). В Скопине, между прочим, родился композитор Анатолий Новиков — один из крупнейших советских композиторов, автор культовых песен «Смуглянка», «Эх, дороги», «Вася-Василёк», «Эту песню запевает молодёжь...» и прочих нетленок. Ещё там родился кинорежиссёр Владимир Лукинский, поставивший фильмы «Чук и Гек», «Солдат Иван Бровкин», «Деревенский детектив» и множество культовых советских картин. Философ и переводчик Джойся Хоружий — тоже наш, скопинский. Полководец, маршал Бирюзов — который командовал Советскими вооружёнными силами в момент Карибского кризиса — и если б тогда началась Третья мировая, то это он бы её начал — он тоже скопинский. В общем, в этом смысле достаточно аномальное место — кого только в этом маленьком селении ни родилось! Я далеко не всех назвал.
— Как Вы начали писать? Когда определились с литературной стезёй? Кто из писателей повлиял на Вас в юности? Остаётся ли он Вашим любимым автором и сейчас?
— Я начал писать стихи в самой ранней юности, когда моя семья перебралась из Ильинки в город Дзержинск тогда ещё Горьковской области — видимо, смена пасторальных картин на трубы и корпуса химического гиганта так повлияли на меня. Я безумное количество поэзии читал — началось всё, естественно, с Есенина, которого я по сей день считаю гениальным поэтом, а дальше были влюблённости в Хлебникова, в Северянина, в Андрея Белого...
Я читал много исторической литературы, особенно по истории крестьянских войн в России — не только Соловьёва и Карамзина, но всё, что вообще написано по этому поводу в прозе: «Емельян Пугачёв» Шишкова, «Разин Степан» Чапыгина и «Степан Разин» Злобина, «Я пришёл дать вам волю» Шукшина, «Кондратий Булавин» Петрова-Бирюка, в общем много-много всего — и о Болотникове тоже, и так далее. Меня очень в связи с этим занимала тема казачества — моя бабушка по материнской линии говорила, что она казачка, но, думаю, это не так — просто она была воронежская, с верховьев Дона — и это накладывало свой отпечаток. Историческую литературу, которую я читал в детстве, я не рискую перечитывать сейчас — не хочется разочарований. Но она вся собрана в моём доме, и я иногда глажу корешки этих книг, вспоминаю, какие чувства я переживал, когда читал, скажем, «Святослава» Скляренко или «Обречённое поле» Лебедева.
— Ваш литературный дебют – когда он состоялся?
— Я написал несколько серьёзных стихотворений в период с 16 до 22 лет. На самом деле в общей сложности около полусотни. Почти все они вошли в книгу «Грех». По-моему, в 2001 году в каком-то журнальчике, названия не помню, впервые появилась моя подборка стихов. Тогда же я начал активно публиковаться в газете «Лимонка» как публицист — позже все эти статьи вошли в книжки моей публицистики. Прозу я публикую с 2004 года — когда собственно дописал свой первый роман «Патологии».
— Над чем работаете в настоящий момент?
Четвёртый год пишу большой исторический роман «Обитель» — Соловецкие лагеря, 20-е годы. Надеюсь, дописать его этой зимой. Но говорить об этом пока рано ещё.
— Как Вы относитесь к написанию книг «под заказ»? СтОит ли относиться философски к коммерции в писательстве?
— По-моему, это миф какой-то, неведомо кем придуманный. На заказ что-то там пытался писать из числа более-менее известных литераторов Илья Стогоff — собственно, и результат соответствующий — это истаскавшийся человек, пребывающий в состоянии хронической мизантропии.
Всё остальное, что мы подразумеваем под современной литературой, никакого отношения к коммерции не имеет. Улицкая пишет ровно то, что она хочет писать. Проханов пишет то, что он хочет писать. Быков сочиняет то, что у него сочиняется. И так далее — Пелевин, Сорокин, Дина Рубина...
Как вообще можно заказать книгу Александру Терехову или Олегу Ермакову? Лёше Варламову? О ком вы вообще говорите?
Некоторые люди думают, что на заказ можно написать «хит» — и соответственно те книги, что продаются написаны «нечестно», а честные книги — не продаются. Всё это несусветная блажь. Последние «взрывы» книжного рынка — беру нарочно с самых разных сторон книги — от «Несвятых святых» о. Тихона Шевкунова до «Бегства из рая» Павла Басинского, от «Метро» Мити Глуховского до «Лавра» Евгения Водолазкина — всё это не имеет ни малейшего отношения к коммерции. Сейчас объясню почему. Многим кажется, что пишущему человеку нужно «попасть в тренд» — и тогда всё будет хорошо. Но всё куда сложнее. Чтоб быть успешным и читаемым — нужно не «попасть в тренд», а создать «тренд». Вот, скажем, написал Дмитрий Быков отличную биографию Пастернака — и создал тренд в жанре нон-фикшн. Это не потому, что имели место «коммерция» и «заказ» — не было ни того, ни другого – а потому, что книга получилась отличная.
Та же история с чем угодно — и «Господин Гексоген» Проханова создал тренд, и «День опричника» Сорокина и «Несвятые святые», кстати, тоже. Но суть в том, что сначала была искренне, прочувствованно написанная книга — а потом уже «коммерция» попыталась идти по следу — да и то не очень успешно.
Мы, если честно, преувеличиваем гений коммерции и прозорливость издателей. Издатели сплошь и рядом вообще ни черта не понимают. Тренды создают писатели, которым плевать на все на свете тренды. Ну, была «рублёвская» тема, ну лепили из неё тренд — ну и где она теперь? Вы ещё помните фамилию Оксаны Робски? А настоящим писателям никакое тренды не страшны. Проханов — сам себе тренд, человек и пароход. Придёт вам в голову слово «тренд», когда вы видите Даниила Гранина или Валентина Распутина?
— Смысл жизни, каков он, если не говорить высокопарно?
— Давайте не говорить высокопарно, а просто жить людьми. Все мы знаем, что такое хорошо и что такое плохо, ничего не надо никому объяснять.
Но если кому-то кажется, что «мир изменился», что отныне все мы «люди мира», «история закончилась», «институт семьи исчерпался», «родина — там, где кормят» и «я ничего никому не должен» — то надо заметить, очень мягко и вкрадчиво, что это не так. Если кто-то хочет жить, как мудак, не надо всех этих слов. Просто скажите: «я хочу жить, как мудак».
— Считаете ли Вы, что творческому человеку все сюжеты и идеи его произведений диктуются «сверху», от некоего внеземного разума?
— Так только шизофреники думают про себя. И сочиняют они, как правило, ужасную графоманию.
— Кто из современных писателей Вам близок и интересен?
— А я называл их много раз. Александр Терехов — сильнейший писатель современности. Михаил Елизаров написал несколько отличных книг — в том числе сборник его рассказов «Мы вышли покурить на 17 лет» — просто замечательный. Денис Гуцко написал сильный роман «Бета-самец». «Лавр» Евгения Водолазкина — безусловный шедевр. Очень хорошо работают Марина Степнова и Сергей Шаргунов. Я всем сердцем люблю прозу Олега Ермакова и Михаила Тарковского. Эдуард Лимонов, которого по глупости читают меньше в последнее время, зато не по делу раздражаются на него — классик, писатель Божьей милостью.
— В чём проблема человечества?
— Этот вопрос из числа тех, что надо задавать Богу.
— Для России какая идея могла бы стать национальной?
— Демография. Вложение сверхсредств и сверхвозможностей в то, чтоб мы через 20 лет имели 20-30 миллионов здоровых, образованных, владеющих гуманитарными и точными знаниями детей. Нефть может подешеветь, газ улетучиться — а люди, способные к решению сверхзадач — останутся. Но для этого, говорю, надо их нарожать и обучить. Рожать, впрочем, сейчас не модно. Страна совместно решила пожить «для себя». Ну, сегодня мы живём «для себя», а завтра нам придётся поработать «на других». За все придётся платить, конечно.
— В последнее время мир разделился на сторонников и противников глобализации. По Вашему мнению, глобализация – это зло или добро?
— Посмотрите, как в пригородах Парижа горят машины. Это только начало. Посмотрите, как живут люди в африканских и азиатских странах. Вы знаете, что глобализация и либеральная экономика привели к тому, что в африканских странах за 20 лет уровень жизни упал на 12-14 процентов? А то белые люди искренне уверены, что они несут повсюду цивилизацию и гамбургеры. Всё совсем не так. Глобализация — это красивая сказка для бедных, которым «открыты все пути». Но реализуется эта идея путём ввода войск в суверенные страны с целью завладеть их ресурсами. В интересах, естественно, «богатых». У каждого народа должен быть свой дом. Если в ваш дом лезут гости в окно, ночью, и с топором в руке — это плохая глобализация. Давайте уже сворачивать своё участие в этих самоубийственных процессах. Давайте ходить друг к другу в гости через дверь и по приглашению.
— Верите ли Вы, что написанное Вами когда-то может стать классикой?
— Только и делаю, что сижу и верю в это. Если вера ослабевает — я выпью грамм двести, и сразу верю гораздо крепче.
— Как Вы отдыхаете, расслабляетесь? Ездите ли на море или в Европу? Ваш любимый курорт?
— Я и так езжу, в связи с выступлениями и переводами моих книг на другие языки, непрестанно. Мой отдых — это вернуться в свою деревню на берегу реки Керженец, выключить все телефоны – и затаиться в тишине. Вот сейчас я вам отвечаю из города Местре в Италии, через час я поеду в Рим, где будет представлен итальянский спектакль по моей книжке «Грех», оттуда я полечу сразу же в Магнитогорск, где на театральном фестивале будут представлены две новые постановки по моим повестям «Лес» и «Допрос», а оттуда – подряд в Хельсинки, в Ригу и в Таллин — везде будут встречи с читателями. Потом я на 2 дня заеду домой, и на новый круг — Сургут, Тюнинген (город в Германии, где местный немецкий театр поставил спектакль по «Саньке»), Владивосток (куда приедет с гастролями спектакль «Допрос», поставленный театром «Предел» по моей повести). И это я ещё не все города перечислил, наверняка что-то забыл. Куда я после этого могу поехать? Недавно моя жена Марыся взмолилась и сказала, что дети ни разу в жизни не были за границей. Мы сорвались и улетели в Тайланд. Ну что — с семьёй везде хорошо. Сняли себе два бунгало на берегу моря и сидели тихонько…
— В чём Вы находите своё счастье?
— В жене и детях. В русской литературе и в литературе мировой. В музыке – когда слушаю чужую и когда делаю свою, со своей группой «Элефанк» и с рэпером, которого зовут Рич. В общении с друзьями, в развесёлом нашем пьянстве. Счастья — везде полно. Его так много, что на него времени не хватает. Счастье — нормальное состояние человека… Ещё я баню люблю.