28-30 сентября в Смоленской области, в селе Шумячи, состоялись VII Азимовские чтения, приуроченные к году столетия со дня рождения фантаста. Сборник же — за прошлые чтения, шестые.
Веселый комикс на страничку, высмеивающий мистиков посредством кулинарии (анонимный художник связал две темы выпуска — книги о кулинарии и спиритические сеансы). Интервью с белорусской художницей Еленой Казей (типичное фэнтези, тёмное по сути и по краскам), статья Сергея Шикарева про Ричарда Бакминстера Фуллера и его геокупола в реальности и в фантастике, далее странная история У.Лён про спиритизм в 19-20 веке, материал Антона Первушина о космической обсерватории "Спектр", далее пятьдесят страниц ни о чём — ну это доя меня н ио чём, так-то наверное это важно для кого-то (про мультфильмы 2010 года — что-то там произошло, чем-то этого год изменил анимацию, вроде постулируется что двумерная анимация ушла, пришла корявая трёхмерная созданная на компьютере, потому что она дешевле и окупается, тогда как рисованная нормальными художниками со вкусом двухмерная — не окупается в прокате). Затем пересказ всех фильмов "Горец" (8 страниц), поздравительный спич в честь режиссера Кристофера Нолана, в чьих сугубо коммерческих лентах, наспех сшитых на монтажном столе и изобилующих нестыковками, журналист тщетно пытается найти какую-то философию и многозначность. Далее еще страниц двадцать про мир Dragon Age, и большая статья про изменения в Вархаммер 40,000 — честно попытался ее прочитать, но она написана исключительно для живущих в этом мире игры: "Раньше душа умершего альдари, проведя некоторое время в варпе, могла вернуться в наш мир". И открывает номер маленькая статья от главного редактора — совершенно непонятно зачем написанная, в ней просто пересказывается "Содержание". (Вспоминаю разухабистые редакционные статьи Кузнецова в "Компьютерре"! Вот это были статьи, вот это были рубки с читателями! По слухам, из-за них-то он и вылетел с поста глав.реда, но какие это были статьи, обо всём что действительно вызывало споры и переживания, и журнал тогда был пожалуй самым живым в мире российской прессы, еще и фантастику печатали — от Игана до Щепетнева, от Лема до Стругацких). Еще в журнале любопытная статья А.Здебска про кулинарные книги разных фантастических франшиз — книжка рецептов СтарТрек, Нарнии, Доктора Кто, Светлячка, пиццы из черепашек-ниндзя ("Четыре сыра для четырех братьев", "Канализационный сёрфер"), и вершина изврата — кулинария по Лавкрафту ("Жертвенный ягненок", "Овсянка Дагона", "Пирог Лунного зверя" и т.д.). Блок рецензий на свежие книги — 15 книжек, пересказ, всё у всех ровно, даже оценки подозрительно скучные: восемь, шесть, семь, девять, семь, восемь. Нет ни одного кола, ни одного шедевра. Зачем использовать десятибалльную шкалу, когда юзается только верхняя часть шкалы.
Ростан Тавасиев. Проектирование планетарной туманности, стр. 4-7
Сергей Попов. Формы планетарных туманностей, стр. 8-19
Работа над туманностью, стр. 20-28
Сколько стоит планетарная туманность?, стр. 29-33
Подобный веселый упругий бред встречался и ранее, например почти сто лет назад, в Москве, в 1924 году, выпущена брошюра некоего Л.Калинина на тридцать страниц "Переговоры с Марсом: Руководство для начинающих переговоры с соседними планетами", в которой на полном серьёзе, в реалистическом ключе рассказывается о получаемых с Марса радиосигналах, и какие полезные сведения могут поведать землянам представители инопланетного народа.
В альбоме SKYWAY Book составители А.Бабкина, В.Земскова, М.Лосенко, Т.Лосенко и L.Книгочей собрали работы 122 современных отечественных живописцев и графиков, посвященные Будущему. Каждому иллюстратору в книге отведен разворот, два листа А4. Практически все художники предоставили одну нормальную картину из своего видения Будущего (справа), и на листе слева — всякие почеркушки и черновики, наброски, порой просто карандашные эскизы к этой же самой картинке, получается не артбук, а драфтбук. Лишь немногие живописцы использовали с умом площадь — сделали картинку на весь разворотищще А3, либо с юмором обыграли и дополнили картинку первую. В результате из 250 страниц половина израсходована впустую. Может задумка была показать процесс рисования, не могу гадать. По эстетике картин внутри сплошной мрак, депрессняк, имбецил-милитари, лишь некоторые веселые авторы что называется зажгли во мне желание дожить до их варианта Будущего (Скиталец, Жук, Дузь, Францев, Инерси, ДЗ13, Черный Грифель, псевдонимы почти у всех, порой непонятно имя это или никнейм). У некоторых мрачняк, но подано по крайней мере с юмором (Диана Хомутина, Варасаби с вечной своей эротической хохломой).
В значительной части картин люди на нашей Земле в намордниках, в противогазах, родители детишек за руку держат смотрят на старт ракеты, оба опять же в химзащите, кругом помойки, даже на колонизированной Венере, и ружья нацеленные в людей, а если совсем технологическая ткань общества истлела до средневековья — то и просто биты с дубинками. Не, такого будущего не хочется. Книга имеет знак "18+", и это если вдуматься ужасная помета времени, если такое будущее, неминуемо и логично вырастающее из текущего настоящего, детям показывать вредно.
Если смотреть как на проект Будущего — выходит какой-то мрачный мир монстров, да он и не единый этот мирок, ибо 120 авторов, это не буриме даже, всех не свести в единую картинку, это даже не мозаика, стилистически художники разные. Можно рассматривать этот альбом SKYWAY Book просто как отечественный аналог европейского ежегодника EXPOSÉ: The Finest Digital Art in the Known Universe (выходил в 2003-2013 годах, 11 томов) или американского ежегодника «Spectrum: The Best in Contemporary Fantastic Art» (выходит с 1994 года, 27-й том выходит в ноябре).
Далее фотографии:
Забавное совпадение: в 2013 году был издан альбом молодых художников, с заданной темой: "СССР в 2061 году". Имена всё был новые, незнакомые, неизвестные широкой публике (пожалуй только Макс Олин и Игорь Савин раскрутились). И вот лежат эти две буквально tabula rasa, и герои что в первой книжке незнакомые были, что в этой вот новой — тоже почти все неизвестные. И в 2013-м новые люди думали что они впервые пришли смотреть в Будущее, и в 2020-м новая группа устремилась в неизведанное. Каким они увидят мир, какое будущее? Поехали.
Львиная доля образов и картин в альбоме SKYWAY Book — это обыгрывание уже известных и раскрученных кадров из кинофильмов либо игрушек (привет Аватару и киберпанку), и даже футляр оформлен в стиле американских фэнзинов 1960-х, уж сильно типографские эксперименты Валли Вуда (1927-1981) напоминает, но Валли Вуда у меня уже и так шесть альбомов, можно для разнообразия и российских рассмотреть. Оригинальные работы есть, но их мало, впрочем как и везде в отрасли.
Удивительно что есть работы, по духу и оптимистическому настрою созвучные винтажной фантастической живописи вернисажа "Техники Молодежи", буквально вчера вспоминали художника Евгения Савельева и его изумительные образы будущего.
Сравните, это Е.Савельев из прошлого
А это некто Inersys32:
Тянутся куда-то вверх и к светлому, одна за яблоком, вторая за бабочкой, а может за флаером.
Ну и отдельная басня про закладочку-ляссе — если его вшивать, то надо его делать длинным, чтоб им можно было пользоваться, то есть оно должно быть на 5 см длиннее диагонали.
Распространяется артбук через ВКонтакте, ссылка тут.
В журнале "Дальний Восток" № 5 за 1956 год выходит повесть Льва Петрова и Аркадия Стругацкого "Пепел Бикини" — об испытании американцами водородной бомбы на коралловом атолле Бикини в Тихом океане.
Иллюстрация В.Трубковича к публикации Пепла Бикини в журнале "Юность", № 12 за 1957 год.
В 1957 году вышла книгаНевила Шюта "На берегу" — о постепенном умирании всего живого после атомной войны. Действие разворачивается в Австралии, на пустынном слабо заселенном материке на краю мира, далёкого от разборок больших держав, но и туда медленно и неотвратимо доходит смертельная радиация. Стэнли Крамер снял по роману фильм "На берегу" (1959), кино вызвало удивление у мировой общественности.
Плакат к фильму и обложка книги:
В 1958 году в Англии вышла книжка «Два часа до смерти» (издано в США в 1959 году под названием «Красная тревога»). Питер Брайан Джордж участвовал в движении за разоружение и был смертельно серьёзен в своём романе-предупреждении, а в 1961 году ушёл с военной службы.
А дальше идут многочисленные иностранные плакаты, обложки ДВД, и любительские афиши разных лет выпуска
Параллельно с Кубриком фильм на аналогичную тему снимал другой талантливый режиссёр, Сидни Люмет ("Двенадцать разгневанных мужчин", "Серпико", "Игры дьявола").
Фильм "Система безопасности" (Fail-Safe, 1964) по роману Юджина Бёрдика и Харви Уилера Гарантия безопасности (1962), советское издание 1988 года в великолепном переводе Юрия Зараховича (известен "Пасынками вселенной" Хайнлайна из "Вокруг света"):
Фильмы тематически похожи до степени смешения, и, как ни странно "Система безопасности" ... эмоционально ближе к жёсткой, в документальном стиле выдержанной книге Питера Брайанта "Красная тревога", чем сатирическая гротескная лента Кубрика. Разбирательство между командами было улажено в досудебном порядке, и сначала в прокат вышел фильм Кубрика (29 января 1964), а фильм Люмета через семь месяцев (15 сентября 1964 года).
В начале 1980-х, под влиянием прогнозов Карла Сагана и, с советской стороны, группы Александрова, была распространена концепция "ядерной зимы" на 2-3 года, в случае обмена ядерными ударами со стороны сверхдержав. В США, Европе, и в СССР появились публикации о возможных смертельных последствиях грядущего рукотворного катаклизма, по телевидению выступали ученые с публицистами и рассказывали об ужасах нового тотального холокоста. Выпускались антивоенные плакаты, образцы которых приведены тут, выпускались учебные диафильмы, и т.п.
В США на телеканале АВС сняли телевизионный художественный фильм "На следующий день" (The Day After, 1983, реж. Николас Мейер), о последствиях атомной войны. Фильм совсем не патриотический, не бравурный и не победоносный — показана череда беженцев, спешно эвакуирующихся из отравленных городов, разрушение инфраструктуры и полная безнадёга. Хэппи-энда в нем нет, и этот отрезвляющий контраст с мирной жизнью сильно воздействует на зрителя. Как пишут, "аудитория показа составила более 100 миллионов человек, что является рекордом среди телевизионных фильмов". Для сравнения: финал "Игры Престолов" посмотрело в пять раз меньше зрителей, 19 млн человек. Антивоенная тема для начала 1980-х была на первом месте в повестке дня.
В Англии на канале ВВС показали фильм "Нити" (Threads, 1984, реж. Мик Джексон) — фильм тоже снят в жёсткой манере, без патетики и без прикрас показаны последствия разрушения связующих нитей промышленной цивилизации в огне ядерной войны. Показано несколько жней до конфликта, люди живут обычной жизнью, планируют ремонт, свадьбу, потом атомная война, бомбёжки, и далее три часа погружения в ад, эпизоды деградации людей, общества, структур, техники, зданий, хозяйства, производства, короткими сюжетами — через неделю, через две недели, через месяц, два, через год, через два года... Кажется на 15 лет вперед эпопея показана. В советском прокате или на ТВ фильма кажется не было, но несомненно он тоже сильно повлиял на общественное сознание в англоязычном мире.
Константин Лопушанский в 1984-85 гг. снимал фильм "Письма мёртвого человека", в прокат он вышел только в 1986 году.
Сценарий писал Вячеслав Рыбаков, и в его творчестве работа над антивоенным фильмом оставила глубокую колею, можно вспомнить рассказы "Зима", "Первый день спасения", "Ветер и пустота" и другие, вошедшие в сборник 1990 года:
Мрачная последняя история о крохотной горстке умирающих в бомбоубежище детях, где с потолка сыпется радиоактивный песочек, тронула зрителей посильнее антифашисткого "Иди и смотри" Климова. По советскому телевидению был устроен парный показ этих двух лент (американского "На следующий день" и советского "Письма мертвого человека"), с обсуждением в студии со зрителями. Несомненно художественные произведения тех лет сильно повлияли на общественные настроения и процесс мирного разоружения конца 1980-х.
В журнале "Советский экран" (№ 17 за 1986 год, стр. 2-3) напечатана статья Аркадия Стругацкого об этом фильме. Так как журнал был полноценным таблоидом большого размера, то статью порезал на колонки:
А ведь еще и музыканты боролись за мир, от телевизионных оркестров центрального телевидения ("Солнечному миру — Да! Да! Да! Ядерному взрыву — Нет! Нет! Нет!" А. Пахмутовой и Н. Добронравова, 1983) до неформальных рок-групп ("Я объявляю свой город безъядерной зоной", Кино В.Цоя, 1984). Реальная угроза всех беспокоила, и это совсем не пафос.
Фильм Кубрика затмил ленту Люмета, и перебил мрачную книгу "Красная тревога", и сейчас мне кажется что хиханьки да хаханьки Кубрика в 1964 году показали проблему ядерной войны в несерьёзном ключе, и эта опереточная буффонада с битвами на тортах (слава Люмьерам, вырезанная из фильма) никак не привела истеблишмент к ограничению или запрету атомного оружия. Лишь серьёзный разговор с картинками ужасов войны смог подтолкнуть политиков 1980-х годов к настоящему разоружению.
P.S. Идея сделать русский перевод книги Питера Брайанта принадлежит безвременно ушедшему из жизни Александру Лютикову. В 1993-95 он готовил десятитомник Ван Вогта, который нигде так и не вышел, и практически все материалы были утеряны, (так что современный зеленого цвета Ван Вогт, кроме самого первого выпуска — это труды совсем, совсем других изысканий); для "Центрполиграфа" готовился длинный многотомный цикл Э.Ч.Табба "бесконечный героический сериал о поисках родины"; иллюстрированный трёхтомник Ларри Нивена (не издано); собрание Майкла Крайтона (не издано). Особенно жалел Александр что не смог выпустить трилогию Ребекки Ор "Стать чужим", поэтому сделал ее только через двадцать лет. Это было странное время, когда книг готовилось больше, чем издавалось. Казалось что рукописи не горят. А верстка через пять лет в новом софте не открывается, винты сыпятся, дискеты размагничиваются. Только хардкор, только бумага. С 2005 года Лютиков перестал заниматься художественной литературой, только справочной и нон-фикшеном, а примерно с 2013 снова увлекся, и виной тому был и Фантлаб, и ренессанс "рамочек", которые как вихрь захватили его, увлекли подготовкой и новым витком собирательства и коллекционирования, и был сделан сайт про эту легендарную серию.
Александр расширял свой сайт, посвященный рамочкам, добавлял раздел "Библиотека приключений", "Зарубежная фантастика" издательства "Мир", "Советская фантастика" от "Молодой гвардии", но жестокая болезнь перечеркнула все его благие культуртрегерские начинания. Этот антивоенный роман "Красная угроза", и несколько других книжек (1, 2, 3, 4), проекты которых остались у Александра со времен работы в Эгосе, не были выпущены в книжной серии кирпичей Элита, но нашли своего читателя в малоформатке, в серии продолжателей "ЗФ", и навсегда останутся на книжных полках библиофилов памятником его безграничной любви к фантастике.