Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «С.Соболев» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 12 ноября 2020 г. 11:34

Д.Е. Мартынов "Миры малотиражного книгоиздания"

Изначально автор этих строк планировал написать рецензию на одну конкретную биографию писателя (П), но в ходе работы замысел резко расширился. Чтобы соблюсти компромисс между объемом статьи и требованиям к публикации в академическом издании, ограничимся краткими заметками в русле общего рассуждения о современном малотиражном книгоиздании. Из четырех книг, лежащих перед нами на письменном столе («Солярис – Саракш, Краков – Москва» (К), «Суета на фоне всемирного тяготения» (Лрус), «Одиссея пророчеств сэра Артура Ч. Кларка» (Мр) и «Роберт Э. Хайнлайн. В диалоге со своим веком» (П)), две заключены в суперобложки, воспроизводящие обложки серии «Шедевры фантастики». В колофонах значится обозначение тиража: «30 экземпляров», что порождает самые разнообразные размышления. Одно – извечное интеллигентское алармистское сожаление («Шеф, все пропало!»): отрицать глубокий упадок книгоиздания на русском языке, наверное, не сможет даже самый патриотически настроенный читатель. Тиражи сокращаются до символических величин, издатели экономят на редакторах и корректорах, а сами авторы en masse уже не в состоянии поддерживать уровня даже элементарной грамотности в создаваемых текстах. С другой стороны, посетитель любой книготорговой площадки – реальной и электронной – не сможет отрицать не менее очевидного: тематическое и аудиторное разнообразие книжной продукции в наши дни не имеют аналогов ни в недавнем прошлом, ни даже в весьма отдаленном (пресловутой «потерянной нами России», нужную историческую эпоху вставить и подчеркнуть). Более того, указанный тираж как раз и свидетельствует, что наличие электронной издательской среды, а также возможность любому человеку на свои средства опубликовать тексты любого объема знаменуют переход к «нишевой» читательской аудитории. С этой позиции, толстые биографии Роберта Хайнлайна и Артура Кларка, воспоминания сына Станислава Лема или образующие метатекст статьи маститого польского критика в русской читательской аудитории, сформировавшейся в литературоцентрическую эпоху, нужны примерно тем самым 30 человекам… Не могу не процитировать неизменно ядовитого Василия Васильевича Розанова: «Книга должна быть дорога. Книга не кабак, не водка и не гуляющая девушка на улице.

Книга беседует. Книга наставляет. Книга рассказывает. Книга должна быть дорога. <…>

Книгу нужно уметь находить, ее надо отыскивать, и, найдя – беречь, хранить» [1, с. 304].

И довольно об этом.

«Солярис – Саракш – Краков – Москва»

Сборник критических статей польского литературоведа Войцеха Кайтоха(*1) смог появиться на свет благодаря огромному труду и энтузиазму В. Борисова, известного в кругу поклонников-«стругацкистов» как «БВИ» (отсылка к «Большому всепланетному информаторию»)(*2). Издание весьма компактное и эстетичное, причем читателя сразу вовлекают в литературную игру: в выходных данных местом издания указан «Арканар» (королевство из повести Стругацких «Трудно быть богом») и несуществующее издательство «Метагом», отсылающее к коллизии стругацковской повести «Волны гасят ветер». Игра эта может быть воспринята и как постмодернистская, но, вполне вероятно, отсылает и к литературе эпохи Просвещения. По причине того, что в книгу объемом более 400 страниц вошло 15 больших статей и эссе, мы ограничимся обзором лишь некоторых, имеющих значение лично для нас. Они охватывают исключительно первую часть сборника «Литературная фантастика…», вторая – «…И другие темы» – не затрагивалась нами, поскольку сама по себе требует отдельной рецензии.




Статья написана 10 ноября 2020 г. 17:58

Булычёво — деревня в Чеховском районе, Московская область.


Статья написана 4 ноября 2020 г. 13:35

(книжка 1968 года в супере и без оного)


Предисловие составителя

"Баррикады времени" — сборник рассказов и одновременно полное собрание сочинений Дэвида Массона. Он не создал ни одного романа, и все опубликованные им при жизни рассказы уместились в этот томик. Итак, книга была бы уникальна уже по одному этому. Однако немногие авторы способны похвастаться тем, что единственная книга, принесшая им известность, столь оригинальна и поразительна.




Статья написана 3 ноября 2020 г. 20:37

Последние тёплые деньки, пока земля еще не замёрзла.


Статья написана 27 октября 2020 г. 12:13

цитата

Действие артбука разворачивается в маленьком шведском городке в девяностые годы. Повествование построено таким образом, будто всё, что происходит в книге — было на самом деле. Саймон Столенхаг переплетает свои воспоминания о школьных годах с вымышленными событиями.

Книга «Вещи из потопа» оформлена как биография. Искренним доверительным тоном автор рассказывает о странных событиях, произошедших после того, как в его городке в 1994-м закрыли огромный циклический ускоритель частиц — Петлю, как прозвали его местные.

После закрытия научного сооружения жизнь местного населения возвращается в привычное русло. Но однажды пасторальную сельскую местность затапливает темной водой, взявшейся из заброшенного подземного сооружения. По городку ползут сплетни и слухи о том, откуда взялось наводнение и что оно принесет с собой.

В альтернативной версии прошлого Столенхага присутствуют странные существа из других измерений и роботы. Их появление, покрытое таинственностью, не вызывает жуткого страха. Постапокалиптическая атмосфера в книге ближе к меланхоличной грусти, чем к ужасу.








  Подписка

Количество подписчиков: 626

⇑ Наверх