В 2010 году подвижники из "Северо-запада" совместно с "Книговеком" начали выпускать серию книжек "Мир вокруг нас", в которой переиздавали научно-популярные произведения и очерки самого начала ХХ века. Из имеющих отношение к фантастическому жанру были выпущены любопытные книжки Камиля Фламмариона Гибель мира и книжка Николая Рынина Космические корабли. Про Рынина нужен обстоятельный очерк, это должен кто-то уровня Караваева или Первушина авторитетно рассказывать и показывать.
Я же не про этих мечтателей хотел рассказать, а про иллюстративный ряд. Книжечки "Книговека" малюсеньки, что пачка сигарет — 17х11 см. Столь незначительный размер уже ограничивает картинки, но это не беда, беда в том что они вышли некачественными.
Обложки первого и крайнего изданий. Первая еще хорошо что была переплетена владельцем в кожу и ледерин, а так эти издания если дожили до наших дней — то совсем россыпью либо в конволютах.
Корешки тоже — у первой книги это самостоятельный переплет, внизу заметны инициалы хозяина "Н.Б.", и видно что переплетчик не уместил длинную фамилию автора на тонком корешке — а писать вертикально тогда считали неприличным, как писать лёжа.
В книге Фламмариона, изданной в 1895 году в дешевой павленковской серии (60 копеек, при средней цене 1.10р), 80 иллюстраций. Эти же самые картинки имеются и в свежей книжке. Сравнивая издание 1895 года с изданием 2010 я не мог не поразиться как низко пало искусство полиграфии, даже не до уровня ремесленничества, а до уровня "отвяжись, сделали". К чему этот прогресс в типографском производстве, если через сто двадцать лет развития промышленности мы видим в книге вместо вот этих лиц
вот эти пятнышки
Вместо зала наполненного людьми
черную пещеру с кишащей биомассой
вместо четко прорисованного бушующего моря
клокочущее нечто
вместо мифического сюжета
тот же пересказ
Ну и чтоб совсем поразить качеством — в старой книге до сих пор сохранилось ляссе:
(Книжка Рынина кстати в оригинале, в издании 1920х гг, размером как НЕВА — 20х30 см примерно. В переиздании 2010 года картинки — а там масса картинок, штук 70, и почти все на лист — уменьшили так, что совсем горе).
===================
Ладно бы если это был единичный случай, но вот передо мной две книги замечательного и недооцененного русского Стивена Кинга, лениградского Харлана Эллисона, этакого Лавркафта Северной Пальмиры — Александра Щёголева (день рождения кстати у него), проиллюстрированные его супругой Ольгой. Первая маленькая вышла в 1992 году в Риге про содействии — не смейтесь — Клуба Любителей Фантастики "Дом-2". Вторая вышла через 20 лет в "Крылове".
Я взял только две картинки для сравнения
было:
и стало:
Кто-нибудь может объяснить что случилось и как эта новая техника так плохо влияет на передачу иллюстраций, почему невозможно репродуцировать на уровне позапрошлого века?
У меня никогда не было своего экслибриса, и вклеивать что-либо в книгу либо штамповать ее я считал варварством каким-то. Может быть это оправдано для розыскания утраченных из личной или публичной библиотеки книг, но печать на странице лишь подтолкнёт умыкнувшего книжку к еще большему вандализму — он просто вырвет эту страницу навсегда. Но так случилось, что немножко книг с чужими экслибрисами прошли через мои руки. На данных примерах можно посмотреть каких видов бывают экслибрисы.
Самая дичь — чернильная толкушка 5*5см. Хорошо еще рисунок качественный, есть просто ужасные вариации такого "экслибриса-штампа". Самый дешевый вариант, получил чрезвычайно дикое распространение в позднем СССР по причине доступности резиновых набоек сапожных каблуков. Миллионы книг изгвазданы подобным образом. Свести такое пятно невозможно.
Экслибрис отпечатан на специальной карточке. Положено вообще-то крепить его на пару капель клея, но тут присобачили намертво. Отпечатано похоже в типографии, обратите внимание на эту особенность. Это привет из нормальных экслибрисов — собственно, именно так он и должен выглядеть — как самодостаточное произведение прикладной малой графики, рассказывающее что-то там о хозяине.
Это хитрый изысканный тиснёный экслибрис — выдавливается специальным двусторонним штампом. Не на каждой бумаге еще и выдавить такое можно — на современной бумаге уж точно либо прорвется, либо моментально истрепится. Конкретно этот штамп свидетельствует о принадлежности книги С.В.Пускову, возглавлявшему Нижегородскую библиотеку в начале XX века.
и штампики такие совершенно неброские:
А вот это высший финансовый пилотаж купеческих понтов — оттиск анаграммы владельца на ручном владельческом кожаном переплете. Обычная практика в XIX веке:
Давным-давно, уже сорок лет назад, в 1971 году в серии "Зарубежная фантастика" издательства "Мир" вышел сборник "Через Солнечную сторону", в котором Георгий Гуревич, патриарх советской фантастики, собрал произведения про космические путешествия и приключения на планетах Солнечной системы. Среди десятка отменных произведений был любопытный рассказ С.Вейнбаума "Планета сомнений" в превосходном переводе И.Гуровой. Необычное имя американца было взято на карандаш любителями жанра, но лишь в 1974 году в журнале "Искатель" напечатали следующий его рассказ — "Марсианская одиссея".
Надо напомнить, что "Искатель" хоть и числился журналом, но его невозможно было выписать на почте. Его не было в библиотеках — какая-нибудь "Заря Востока" из Душанбе была, а прилоджение к москвовскому "Вокруг света" — не было.
Так что в оборот рассказ вошёл чуть позже, когда через два года, в 1976, в Молодой Гвардии вышла антология американского фантастического рассказа "И грянул гром...", хронологически охватывающая двухвековой период — от 19 века до середины 1960х. Среди алмазов В.Ирвинга, Э.А.По, Р.Хайнлайна и Р.Брэдбери "Марсианская одиссея" Вейнбаума смотрелась украшением равной ценности.
А потом до начала свободного книгоиздательства так ничего и не появилось. Лишь в 1990е то в сборниках, то в книжках-минутах, стали появляться рассказы американского классика.
Вот такая например аляповатая книжкка-минутка.
И начались 1990е годы, и понеслось книгопечатание с огромной скоростью — по три, по пять, по десять фантастических книжек в неделю. Покупатели стали выбирать, покупатели стали привередничать. Поэтому практически незамеченным прошёл первый авторский сборник С.Вейнбаума, изданный в Перми в 1992 году рядовым для тех голодных лет тиражом сто тысяч экземпляров. Как вода в песок. Потому что в мягкой обложке, клееный, карманного формата..
Прошло десять лет, и в АСТ в полезной для общего развития серии "Классика мировой фантастики" издают еще один сборник Вейнбаума, причем называют его — опять-таки "Черное пламя". Тираж его уменьшился на порядок, и составил десять тысяч экземпляров.
Прошло еще десять лет, и это заставляет задуматься нас о некоем цикле воплощения Вейнбаума на российской земле, и в "Книговеке" выходит книжка Вейнбаума, под названием как бы вы думали — правильно, "Черное пламя". Тираж ее не указан, но судя по тому что встречаются книги этой серии крайне редко, вряд ли там много вышло, наверное опять-таки падение от предыдущего тиража — на порядок.
И вот сейчас выходит еще одна книжка этого замечательного автора, стоявшего у самого истока зарождения классической научной фантастики, научной фантастики золотого века, научной фантастики времен безбашенной мечты и оголтелой устремленности в открытый космос.
Какая чудесная обложка с публикацией "Марсианской одиссеи"
1930
1932
1932
1934
1934
1935 год
1935
1935
1935
1936
Это вышедший посмертно, в 1936 году стараниями местных энтузиастов, и с помощью Элен и Маргарет Вейнбаум (сестры и вдовы Вейнбаума соответственно) сборник "Рассвет пламени". Тираж был насколько я понял мизерный, 500 экз что ли. У кого-то же сохранился, надо же.
1938
1938
Это "Новый Адам" 1939 года, книжка в суперобложке обратите внимание.
На эту книгу в Эмезинг Сториз из номера в номер года два публиковали рекламу.
Сначала, в 1940-м, на цветном листе, обратите внимание, купон для отправки уже сделан с просечкой
в 1941м — на обычной ч/б полосе
До этого только сам Гернсбек свою собственную книгу на рекламной полосе во всю страницу.
Лист из октябрьского Эмезинг Сториз за 1926 год:
1943
В этом выпуске был напечатан "Новый Адам", а это иллюстрация к нему:
Книжное издание 1948 года так полюбившегося нашим издателям "Черного пламени"
А в этом журнале 1938 года печатали "Революцию 1950 года", дописанную Ральфом Милном Фарли
Прикольный разворот с картинкой
И еще более забавная картинка не относящаяся к С.Вейнбауму — проект стратосферного аэробуса, каким он виделся специалистам через пятьдесят лет, в 1988 году:
.
.
.
И вот в 2012 году Алексей Львов, более известный как creator, создатель и основатель "ФантЛаба", делает новое издание С.Вейнбаума на русском языке, книгу "Безумная луна" в 715 страниц толщиной увеличенного формата, в твердой обложке.
За 1150р книжку можно заказать колонке "Глас админа":
Стараниями Андрея свет волгоградского фэндома Тужилкина облагодетельствован был я пятьдесят вторым выпуском фэнзина "Шалтай-болтай".
В номере Алексей кузнец Лукьянов резвился, Станислав мудроученый Бескаравайный про техномагию вещает, Виталий библиограф Карацупа про Станислава Лема пишет, и другие веселости происходят по позволению редакции оного журнала, в наших вечноморозовых черноземах занимающего нишу семипрозина — уже не фэнзин, но еще и не прозин. И как всегда великолепная статья Юрия филателиста Зубакина про марки и фантастику, откель мы не можем не удержаться пару фото показать, особенно конверт от Александра мнемонического Казанцева — Игорю библиографу Халымбадже.
А второй посылкой были книжки издательства Миллиорк, серия "Мягкая рамка" Про книжки в самих карточках расписано подробнее и фото иллюстраций есть, а тут отмечу что книжки — шитые, хотя и в обложке. Приятно весьма сделано, с биографиями авторов, с источниками и т.д. В анонсах кстати редкость обещана, но похоже в другой серии и в тв.переплете будет — вот что будет:
трилогия Ашота Шайбона — В мире белых теней, Капитаны космических океанов, Загадки планета Земля. Первый роман был на русском, остальные перевели для нового издания.