Вячеслав Рыбаков, Константин Лопушанский, Борис Стругацкий «На исходе ночи»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | Роман-катастрофа | Антиутопия )
- Общие характеристики: Психологическое | Антивоенное | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Умирающая Земля
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Произошел ли атомный взрыв? И, если да, то что это — катастрофа на отдельно взятом острове или во всем мире? Что ждет человечество? На эти и другие вопросы ищет ответы ученый Ларсен…
Вариант киносценария к/ф «Письма мертвого человека». опубликован в Альманахе «Киносценарии», 1985, выпуск I.
Государственная премия РСФСР 1987 года.
Б.Н. Стругацкий среди авторов сценария «На исходе ночи» официально не указан. В публикации имеется сноска следующего содержания: «Авторы выражают глубокую признательность Б.Н.Стругацкому за ценные советы и предложения в процессе работы над сценарием «На исходе ночи»».
Входит в:
— журнал «Киносценарии 1/1985», 1985 г.
Является сценарием для фильма:
— «Письма мертвого человека» 1986, СССР, реж. Константин Лопушанский
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Клован, 25 декабря 2017 г.
Думаю, не страшно в отзыве к киносценарию больше говорить о фильме, который был снят, чем о книге.
Это вариант сценария фильма «Письма мёртвого человека». Очень хорошо, что этот вариант практически не использовали ― фильм намного жестче и страшнее.
Сюжет фильма прост. Некий скорее всего американский город в первые дни после ядерной бомбардировки. В убежище под развалинами музея скрываются бывшие сотрудники. Туда же приходит из центрального бункера муж одной из работниц ― нобелевский лауреат Ларсен в великолепном исполнении Ролана Быкова. Ларсен сошел с ума, как, впрочем, и все остальные. Он уверен, что это не всеобщая война, а лишь локальный взрыв на военной базе под городом и неустанно ищет этому доказательства. С этой надеждой, что погиб не весь мир, а только их город, он и умирает, но передаёт её приютским детям, которых не взяли в бункер, а бросили умирать на поверхности.
«На исходе ночи» гораздо более позитивна. Там дело происходит на острове с военной базой. Ларсен ― всего лишь программист с базы. И там, действительно, взрыв происходит на самой базе, но некие «злые силы» хотят раздуть из этого случая уже всеобщую войну. Ларсен, объединившись с таинственными спецслужбами, добывает доказательства случайности уничтожения города на острове и отправляет их на «большую землю». Дети, в фильме уходящие во мглу, в книге выходят на берег, где их встречают кареты «скорой помощи» Красного креста, а Ларсена вывозят на вертолёте и он наконец видит голубое небо.
Нет, фильм по такому сценарию был бы пустышкой, хорошо, что его почти полностью отвергли. «Письма мёртвого человека» показывает весь ужас безнадёжности, когда видишь и знаешь, что это конец, что человечество погибло и сходишь с ума, пытаясь уверить себя и других, что нет, не всё потеряно, что есть ещё какая-то надежда, что пусть здесь всё погибло, но где-то там, за горизонтом, всё по-прежнему. Вот она ― настоящая постапокалиптика, а не причёсанные картинки множества «а-ля-фаллаут» фильмов. Именно такая она, ядерная зимушка-зима, а не героика «Терминатора», не гонки «Безумного Макса» — грязно-жёлтая картинка, измождённые грязные люди, давящий свист вечной метели, кошмарные изломанные пейзажи.