Сегодня была открыта коротенькая библиография Артура Стэнгленда, автора из так сказать хтонической эпохи, предшествующей "Золотому Веку" журнальной американской фантастики.
Вместо фотографии у нас имеется лишь рисунок, выполненный (как тогда практиковалось в прессе с плохой полиграфией) с фотоснимка, и помещенный при дебютной публикации автора в журнале Science Wonder Stories, в октябре 1929 года. Ну и так как об авторе уже всё сказано в статье об авторе, то ниже мы просто помещаем пару иллюстраций к его рассказам.
Иллюстрация из Wonder Stories Quarterly, летний выпуск 1931 года:
Сегодня была открыта библиография американского фантаста, мастера малой формы, Тэда Рейнольдса. С любезного разрешения переводчика, помещаем Интервью с писателем.
Онлайн интервью с Тэдом Рейнольдсом
Вопрос: Что вдохновляет вас каждый день вставать с постели?
Ответ: Мой телесный «янь» превышает мой «инь», что пробуждает меня. Если это не удается, за дело берутся мои кошки.
В: Что для вас самое большое удовольствие в писательском мастерстве?
О: Мне нравится планировать свои произведения. Здорово, когда находишь нужное слово, когда описание, характер или настроение получаются именно такими, как ты хотел, когда заканчиваешь какое-нибудь произведение, кто-то важный для тебя читает последнее предложение и говорит «Вау!». Самое сложное — это набраться смелости и отправить его на публикацию. Зачастую это очень тяжело, но ведь люди поднимаются в горы, не так ли? Люди рожают детей. В конечном итоге всегда важен результат, особенно в творчестве. Что-то прекрасное, возможно, даже великолепное, чего не было бы без вас.
В: Когда вы не пишете, как вы проводите время?
О: Собираю материал. И живу; это радостный опыт; все мы, даже и особенно писатели, должны когда-нибудь попробовать это.
В: Опишите свой рабочий стол.
О: Когда я действительно в ударе, это цилиндрический барабан зулусского племени высотой 26 дюймов, изрядно исцарапанный кошками. В остальное время это просто стол.
В: Над чем вы собираетесь работать в ближайшее время?
О: Прямо сейчас я готовлю к публикации несколько своих научно-фантастических повестей и рассказов. Работаю над историей культового города в изложении очевидцев. И я обнаружил, что моей дилогии об Уэллсе нужна еще как минимум одна книга, чтобы объяснить необъяснимые невозможности. К счастью, благодаря путешествиям во времени это можно исправить.
В более долгосрочной перспективе: продолжение «Божественной комедии» Данте. Повесть о детстве Гомера и о Филипе Джеймсе Бейли (не спрашивайте). Переписка с друзьями о религии (не для всех).
В: Как вы подходите к оформлению обложки?
О: Я учусь. Болезненно.
В: Какие у вас пять любимых книг и почему?
О: Ответ на этот вопрос постоянно меняется. Гомер, во всяком случае, каждый раз, когда выходит новый перевод. Олаф Стэплдон — всегда. Последний Диккенс, прочтенный мною. Могу ли я назвать «Историю цивилизации» Уилла Дюранта одной книгой? «Маленький принц». И любая моя книга, которую я только что опубликовал.
В: Где вы выросли, и как это повлияло на вашу писательскую деятельность?
О: Я не уверен, что уже вырос. Я провел все свое время на крошечной планете небольшого солнца в галактике, которой мы все можем гордиться. Уверен, что многое из этого просачивается в мои произведения.
В: Какова история вашей последней книги?
О: Книга «Города» выходит примерно через месяц. Идея этой книги впервые возникла у меня, когда в один и тот же месяц я прочитал три исторических рассказа, повествующих о разграблении города. В одном рассказывалось о том, как варвары победили стражников на стене; во втором — о том, что произошло после того, как захватчики перебрались через стену; в третьем — о мыслях полководца-завоевателя, когда он осматривал руины. Казалось бы, это одна непрерывная история... но на самом деле это были три разных города: Рим, Византия и Карфаген — в 538 году н. э., 1453 году н. э. и 146 году до н. э.
Как и люди, все города уникально разные, но, как и люди, все они рождаются и стареют, болеют и снова расцветают, сражаются и торжествуют, гибнут и оплакиваются. В каком-то смысле существовал только один город, и это его история.
В: Помните ли вы первый рассказ, который вы написали?
О: Жила-была маленькая девочка, но она закипела. Фырк. Конец.
Источник: Smashwords.com, 2015-08-20.
Переводчик слОГ
=========================
Недавно был выпущен сборник Т. Рейнольдса, включающий практически все его рассказы, изданные в журналах Analog и Isaac Asimov's Science Fiction Magazine. Что выгодно выделяет книгу из потока новинок, так это наличие в ней иллюстраций из первых журнальных изданий, выполненных мастерами иллюстрирования фантастики — Алексом Шомбургом, Келли Фрисом, Джеком Гоэном. И да, в книге есть рассказ "Смогут ли эти кости ожить?", который выбран читателями "Аналога" лучшим рассказом 1979 года, и чуть-чуть недобрал голосов на "Небьюлу-80" (получил третье место). Несколько фотографий из книги:
Сегодня открыта библиография Фрэнка Райли, журналиста из Лос-Анджелеса, который в середине 1950-х гг. увлёкся фантастикой написал сначала роман в соавторстве с более опытным на тот момент писателем Марком Клифтоном, а потом еще восемь рассказов.
Успех романа "They'd Rather Be Right" (Скорее всего они правы) был наверное неожиданным — он принёс соавторам премию Хьюго в 1955 году.
В 1958 роман переиздают под названием "The Forever Machine" (Вечная машина), с интересной обложкой юмориста-эротиста Валли Вуда. На заднем фоне виден суперкомпьютер, имеющий вид коровы с рогами.
Это в точности как и описано в книге, да и на иллюстрациях некоего Кирбиргера в журнальной публикации рассказа "Прячься ведьма, прячься" (1953 год) суперкомпьютер снабжён рогами с глазами. Рассказ является частью мини-цикла, как бы прологом к роману, но в книжное издание не входит. Может потому что написать одним только М.Клифтоном, без соавтора.
В издании 1980 года ни рожек, ни ножек уже не разглядеть:
В 1990 году роман "Скорее всего они правы" переиздают в шикарной серии от Easton Press, той, где все книги в коже и с трёхсторонним золотым обрезом. Кожа не дает сделать приличного рисунка на твердых корках переплета,
... зато внутри обычно множество цветных вклеек. Но так как корешочники и собиратели-фэншуисты — это не чисто российская забава, а всемирная, то и книги Easton Press, время от времени всплывающие у букинистов, предлагаются в люксовом состоянии "муха не сидела" — потому что почти все они до сих пор в заводской полиэтиленовой упаковке. Редко кто-то похвастается внутренностями, да сделает это как-то наспех, едва приоткрыв книгу на пресловутые 120 градусов.
Дэвид Прингл о романе Уилсона Такера "Год спокойного солнца" (1970)
Артур Уилсон Такер (род. в 1914 г.) — второстепенный американский писатель-фантаст, который, как правило, специализировался на рассказах о путешествиях во времени. Один из его самых запоминающихся романов — "Охотники за Линкольном" (1958), о людях будущего, которые отправляются в середину XIX века в поисках Авраама Линкольна. В отличие от этой книги, роман "Год спокойного солнца" посвящен исследованию самого ближайшего будущего с помощью машины времени. История начинается в 1970-х годах. Невольный герой, Брайан Чейни, является экспертом по древней Палестине и автором книги под названием «Из пещер Кумрана: прошлое, настоящее и будущее». Его нанимает красивая молодая женщина Катрина фон Хайз, которая работает в Бюро стандартов США. Они должны принять участие в изучении 2000 года, физическом обследовании с использованием недавно изобретенного и сверхсекретного транспортного средства для перемещения во времени.
Чейни перевел с иврита древний документ "Эсхатос". Он предсказывает конец цивилизации, но Чейни не верит ни единому слову, считая рассказ частью мидраша или библейского вымысла. Тем не менее, он довольно мрачно рассуждает о делах человечества в долгосрочной перспективе:
цитата
Я могу предсказать падение Соединенных Штатов, всех правительств на североамериканском континенте... Я имею в виду, что все это превратится в пыль через десять тысяч лет. Назовите хоть одно правительство, хоть одну нацию, которые существовали с момента зарождения цивилизации — скажем, пять или шесть тысяч лет назад... Ничто не вечно. Соединенные Штаты тоже. Если нам повезет, мы сможем продержаться по крайней мере столько же, сколько Иерихон.
Чейни делает это пророчество организатору проекта перед тем, как сесть в машину времени, предназначенную для одного человека. При первой попытке он переносится всего на пару лет в будущее. Чейни приказано выяснить результаты следующих президентских выборов, и он справляется с заданием, хотя и приходит в замешательство, обнаружив, что Чикаго расколот кровавыми расовыми беспорядками и что импровизированная стена разделяет город надвое.
Далее следует главная экспедиция в будущее. Одного человека отправляют в июль 1999 года, а другого — в ноябрь 2000 года. Первый умирает, другой возвращается тяжело раненым. Чейни путешествует дальше вперед, в 2009 год. Он обнаруживает унылый, пустынный пейзаж. Америка разделилась по расовому признаку и самоуничтожилась в затяжной гражданской войне. Чейни видит группу оборванных людей и приветствует их:
цитата
Они застыли неподвижно, оцепенев от страха, всего на мгновение. Женщина закричала, как будто от боли... она побежала, чтобы защитить ребенка. Мужчина бросился за ней — обогнал ее — и быстрым движением подхватил ребенка... Они бежали от него изо всех сил, ребенок теперь плакал от ужаса. Страх мчался за ними по пятам... Чейни поднял винтовку и отвернулся... Он никогда не видел, чтобы кто-нибудь убегал от него — даже те нищие дети, которые сидели на корточках на песках Негева и смотрели, как он копается в песках их забытой истории. Они были робкими и недоверчивыми, эти бедуины, но они не убегали от него... Он шел, чувствуя во рту привкус полыни.
Мы впервые обнаруживаем, что Чейни — чернокожий (бродяги были белыми). Похоже, что не трех тысяч, а тридцати лет хватило, чтобы стереть с лица земли привычные герою Соединенные Штаты. Год Спокойного Солнца, предсказанный древнееврейским пророком в свитке с Мертвого моря, который перевел Чейни, уже наступил.
Это простая книга, старомодная по тону и порой грубоватая по стилю, но тем не менее в финале весьма трогательная. Чейни находит Катрину, теперь уже женщину средних лет. Он понимает, что всегда был влюблен в нее. Не имея возможности вернуться в свое время, он устраивается поудобнее, чтобы наблюдать за долгим медленным концом света.
•
•
Издание романа на итальянском языке, январь 1971, Libra Editrice, мягкая обложка. Точно так же выглядело и переиздание в 1976 году:
Первое издание в Великобритании, июль 1974, Robert Hale Publisher. Твердый переплёт и суперобложка:
Издание в Великобритании, Arrow Books, 1972 год, мягкая обложка:
Издание в Западной Германии, сентябрь 1972, Goldmann Science Fiction der Chef-Auswahl, твердый переплет в суперобложке:
Издание на французском языке, октябрь 1973, Robert Laffont Publisher. Мягкая обложка:
Издание в Западной Германии, 1975 год, Goldmann Science Fiction, мягкая обложка
Издание от Ace Books в мягкой обложке, апрель 1977 года, с иллюстрацией Майкла Уэллана. Пожалуй, лучшая обложка этой подборки:
Английское издание 1978 года от Arrow Books в мягкой обложке:
Франция, Le Livre de Poche, 1978, мягкая обложка:
Июнь 1979, Gregg Press, издано в твердом переплете, без супера и без картинок на верхней крышке:
Издание на испанском языке, 1983 год, Publisher Martínez Roca, мягкая обложка:
Франция, ноябрь 1985, издательство Presses Pocket, мягкая обложка, художник Войцех Сюдмак. Тоже весьма колоритный и запоминающийся, но тут он как-то слабо сработал:
Италия, июнь 1986, Editrice Nord Publisher, мягкая обложка:
Апрель 1990 года, издание Collier/Macmillan, мягкая обложка:
Октябрь 1992, The Easton Press, твердый переплет:
Февраль 1997, White Wolf Publishing. Омнибус в мягкой обложке из трёх романов разных авторов. "Three in Time: Classic Novels of Time Travel" ("Трое во времени: классические романы о путешествиях во времени" — "Ветер времени" Чеда Оливера, "Год спокойного солнца" Уилсона Такера и "Настанет время" Пола Андерсона):
=================================
=================================
Справочно: роман "Год спокойного солнца" выдвигался на Хьюго, получил четвертое место.
Вышел в шестёрку финалистов Небьюлы.
Получил втрое место от Локуса.
Во всех трёх случаях первое место взял "Мир-Кольцо" Ларри Нивена:
Но в 1976 году "Год спокойного солнца" всё-таки взял своё: автору за роман дали ретроспективный приз Мемориальной премии Джона Кэмпбелла.
Перевод Александра Сорочана.
Перепечатано из русскоязычного издания книги Дэвида Прингла "100 лучших романов научной фантастики".
Фэн и писатель Уилсон "Боб" Такер, библиографию которого недавно открыли на ФантЛабе, в 1955 году сочинил и выпустил шуточный путеводитель по фэндому. Брошюру из девяти страниц теста распространяли на региональных конвентах, Ворлдконах и других съездах любителей научной фантастики, и периодически допечатывали с изменениями и дополнениями все сорок лет, до 1996 года, а издание 1996 года признано устоявшимся, и в дальнейшем уже тиражируют именно его, версию, объем которой увеличился в два раза, достигнув двадцати страниц. Физически это даже не брошюра, а несколько листиков для пишущей машинки формата Letter (размер писчей бумаги в США, 216 х 280 миллиметров против 210 х 297 мм), скреплённых сбоку степлером. В публичной библиотеке Торонто, среди архива писательницы, редактора и составителя десятков фантастических антологий Джудит Меррил, сохранилось несколько вариантов данного Путеводителя. Предлагаем вашему вниманию перевод самой первой, короткой версии, датированной 1955 годом.
• • •
• • •
Ай-ай. Вы наткнулись на что-то под названием «Фэндом». Похоже, это связано с научной фантастикой. Большая часть фэндома кажется почти невозможной для понимания, а другая — просто безумной. Ваше впечатление верно. Так и есть. Наш совет — отступите, пока можете, и найдите себе другое хобби. Год за годом новые люди увлекаются фэндомом научной фантастики, и почти без исключения они слепо болтыхаются в нём неделями или месяцами, пытаясь понять, что говорится, делается — понять, о чем идет речь. Это руководство является кратким объяснением некоторых непонятных терминов и событий, которые вы услышите в фэндоме. С его помощью вы быстро узнаете по крайней мере столько же, сколько и старейший седой бородач в рядах фэндома. То есть почти ничего.
Люди
Фэн (англ. Fan)- последователь, преданный поклонник любого вида спорта или развлечения. В нашем случае развлечение — это научная фантастика в форме книг и журналов, фильмов и в эфире. Мы предполагаем, что вам это интересно. Фэн покупает, продает, обменивает, собирает и обсуждает литературу. Многие также читают ее. Обычно фэн поддерживает переписку с другими фэнами и посещает их, когда находится в том же районе. Он часто посещает собрания местных клубов или конференции уровня штата, и национальные съезды, когда позволяют финансы. Он участвует во многих других мероприятиях, перечисленных ниже.
Неофэн — То, что новое и недавнее — рекрут. Вы. Вообще говоря, фэндом будет мысленно классифицировать вас как неофэна в течение первого года. Если вы будете продолжать быть идиотом или спрячетесь под спудом до такой степени, что никто никогда о вас не услышит, это может продолжаться еще год или около того.
Fen (так в оригинале) — Множественное число от fan. Однако этот термин не получил широкого распространения, и многие его не любят.
Фэйковый фэн (Fake fan) — очень часто неправильно понимаемая фраза, но с ней вы будете сталкиваться часто. На самом деле поддельного фаната трудно определить или описать, но, как правило, это тот, кто тусуется с людьми и на собраниях, наслаждаясь ими и, возможно, их деятельностью, но который сам может не читать научную фантастику или не принимать активного участия в делах фэнов. Безобидный паразит. Некоторые фэны лгут, называя себя поддельными фэнами по причинам, которые им лучше известны, но их постоянная деятельность в этой области показывает, что описание ложно. Фраза была придумана около 1940 года и применялась к одному человеку, Джеку Виденбеку, который жил на конвенте с фэнами в одной комнате и наслаждался их компанией, но избегал всякой ответственности в делах фэнов и околофэнских начинаниях.
Пасси-фэн, Пассивный фэн. Тот, кто сидит тихо, смотрит, но редко участвует. Не путать с фальшивым фэном.
Акти-фэн — Активный фэн. Противоположность вышесказанному. Тот, кто всегда находится в центре активности.
Бывший фэн — Тот, кто ушел и оставил наш сумасшедший дом позади. Иногда бывший фэн тихо уходит и его редко вспоминают, но иногда он уходит с воплем и криком, осуждая тех, кто остается, и обвиняя их в своих неуспехах, неурядицах и невзгодах. Известно, что очень немногие бывшие фэны изменили свое мнение и вернулись.
Fanne — Самка вида. Этот термин не получил широкого признания, поскольку иногда его неправильно произносят со вторым слогом. Более старый и часто используемый термин — "fem-fan".
Серьёзный Конструктивный Фэн — ярлык, который скорее презирают, чем почитают в определенных кругах из-за природы существа. Благодетель или самопровозглашенный цензор. Этот фэн часто верит, что у него есть Миссия в фэндоме; он трудится ради какой-то высокой Цели или достойной линии Стремления. Он может быть фанатским эквивалентом Ротарианца или сторонника Торговой палаты; ему нравится думать, что фэндом или научная фантастика станут бесконечно лучше благодаря Его Работе. А иногда он является организатором или строителем, который выполняет долговечную работу, несмотря на насмешки группы, упомянутой ниже. Редко используемая аббревиатура — «SerConfan».
Повстанцы (Insurgents) — толпа, любящая веселье, счастливые бунтари, которые возмущаются властью и заорганизованностью. Повстанцы могут быть отдельными людьми с выбранной целью или небольшими отколовшимися группами, которые вышли из клуба, потому что больше не могли выносить атмосферу. Они наслаждаются тем, что делают жизнь СерКонФэнов (SerConfan) невыносимой.
Профи — профессиональный класс. Мужчины и женщины, которые пишут журнальные истории, литературные агенты, которые их продают, редакторы, которые их покупают и печатают, издатели книг и их продавцы, а также художники, которые иллюстрируют как книги, так и журналы. Этих людей часто называют «грязными профи» и «грязными старыми профи», потому что они якобы богаты, и потому что ходят слухи, что они опустятся до любой уловки, чтобы ограбить, обмануть или очернить невинного поклонника. Профи занимают сомнительное место в фэндоме. Большинство из них такие же поклонники, как и все остальные, и многие из них — старые фэны, которые занялись писательством ради развлечения и заработка. Несколько профессионалов, работающих в этой области сегодня, — это те самые люди, которые основали фэндом в 1930 году. Перед лицом всего этого их одновременно презирают как паразитов и превозносят как мелких богов. Те фэны, которые громче всех осуждают, часто оказываются теми, кто изо всех сил старается продать художественную литературу и таким образом стать профессионалами. Мы считаем, что интерпретация очевидна.
Фэндом — группа в целом, свободно сплоченная организация фэнов и профессионалов, которые читают и собирают научную фантастику, которые ее продвигают и хотели бы поделиться ею с вами. Фэндом возник в 1930 году в Нью-Йорке и его окрестностях, а также в нескольких других крупных центрах, когда люди, писавшие письма в журналы, постепенно начали писать друг другу. Были сформированы клубы любителей научной фантастики и выпускались ежемесячные бюллетени. Движение распространялось как эпидемия. Размер фэндома никогда не был адекватно определен. В 1930-х годах считалось, что он состоит из одной или двух сотен человек; в 1948 году оценка показала, что их число составляло пятьсот человек. Сегодня может быть одна или более тысячи фэнов, разбросанных по всему миру. Они появились примерно в тридцати или более странах за пределами Соединенных Штатов. Две из этих иностранных групп заслуживают особого упоминания.
Канадский фэндом стал важным фактором в середине 40-х годов и провел крупный съезд в 1948 году. После нескольких лет последующего бездействия он пережил возрождение, начавшееся в 1952 году, и число «канфэнов» все еще растет на момент написания этой статьи. Британский фэндом, похоже, в настоящее время едва ли не более активен, чем американский фэндом — судя по количеству издаваемых в настоящее время фэнзинов, числу «англофэнов», пишущих в фэн-журналы во всех странах, и многочисленным съездам и местным встречам, которые проходят на островах. Из-за родственных интересов и личных связей через переписку канадский и британский фэндомы можно рассматривать — наряду с американским фандомом — как однородную единицу.
Деятельность
Клубы — Клубы всех размеров и целей есть повсюду, с членством от нескольких до нескольких сотен. Многие города, большие и малые, могут похвастаться такими клубами, и вы можете разыскать их, написав письма и задав вопросы. Существуют также национальные организации, подобно тем, что подробно описаны ниже.
N3F — также называется NFFF, аббревиатура от National Fantasy Fan Federation. Говорят, что в ней около четырехсот членов, и она, как предполагается, часто выпускает бюллетень. N3F была организована в 1941 году после падения другого крупного клуба и должна была стать социальной и сервисной организацией для всех фэнов по всему миру. Ее целью было организовывать, стандартизировать и координировать деятельность фэнов, предоставлять общую площадку для встреч и публиковать информационные буклеты, такие как этот. Однако она была настолько большой и неповоротливой, что редко спускалась с небес на землю; ее преследовал ряд кризисов, и лишь немногие из анонсированных ею проектов когда-либо были завершены. В течение многих лет она была объектом презрения и насмешек, но, несмотря на это, она продолжает существовать и сегодня, поддерживаемая и поощряемая теми, кто в неё верит.
Fapa — аббревиатура Fantasy Amateur Press Association, клуба любительской журналистики. В него входят 65 членов, которые пишут, иллюстрируют, редактируют и/или издают собственные фэнзины для удовольствия всех членов. Каждый член обязан выпускать не менее восьми страниц в год, но часто они выпускают много сотен таких страниц. Все фэнзины отправляются официальному редактору, который собирает их в пачки, а затем отправляет одну пачку каждому члену ежеквартально. В зависимости от активности отдельных членов пачка может содержать всего дюжину журналов общим объемом в сто страниц или тридцать или сорок журналов общим объемом в пятьсот страниц. Должностные лица избираются на ежегодных выборах, а членские взносы устанавливаются в размере 2 долларов в год для покрытия почтовых и других расходов. Не все содержимое этих пачек относится к научной фантастике или фэнским вопросам, но общий тон обычно фэнский.
Saps — аббревиатура Spectator Amateur Press Society, организации, которая функционирует аналогично Fapa, за исключением того, что количество членов ограничено 35 лицами, взносы составляют 1,50 долл. за три почтовых отправления, а требования к активности составляют не менее шести страниц каждые шесть месяцев. Кроме того, Saps требуют, чтобы в самом первом пакете, который должен получить новый член, был минимальный взнос.
Ompa — The Off-trail Magazine Publishers Association, со штаб-квартирой в Великобритании и членством в нескольких странах. Организация снова создана по образцу Fapa, с нынешним числом членов в 37 человек и более высокими требованиями к активности.
Другие — Существует множество небольших любительских журналистских клубов, похожих на те, что перечислены выше. Предоставление надежных данных о них крайне опасно, поскольку продолжительность их жизни часто можно сравнить с жизнью майской мухи. На момент написания этих строк известно о существовании следующих: WAPA, Whimsical Amateur Press Assn.; 13-APA, в которую входят тринадцать членов; The Cult — это все, просто The Cult; и PAPA, Pornographic Amateur Press Assn., которая существует только в богатом воображении некоторых любителей развлечений. В дополнение ко всему вышеперечисленному, конечно, существуют многочисленные заочные клубы.
Фэнжурнал (Fanmag) — Журнал фэнов, брошюра или журнал, выпускаемый фэном для собственного и чужого развлечения. Также называется "fanzine" и "Fmz". Фэнзины воспроизводятся с помощью мимеографа, гектографа, дупликатора, литографии и печатного станка; плата за каждый обычно составляет от 5 до 35 центов, потому что редактор просто не может позволить себе раздавать их. Они могут быть как маленькими, в одну-две страницы, так и большими, в сто страниц; они содержат художественную и научно-популярную литературу, стихи и иллюстрации редактора и других фэнов, которых он пригласил внести свой вклад в его издание. Этот материал оплачивается не наличными, а бесплатными экземплярами журнала. Естественно, качество сильно различается.
Первый фэнзин назывался «The Comet» и был опубликован во время зарождения фэндома в 1930 году. Рэй Палмер (1910-1977), теперь старый грязный профессионал, был его редактором. За последние двадцать пять лет было опубликовано гораздо больше тысячи фэнзинов, хотя никто не вел подсчет их количества. Некоторые фэнзины просуществовали всего один выпуск, в то время как другие растянулись на тридцать, сорок, пятьдесят или шестьдесят. Текущий лидер по долголетию — Fantasy Times с более чем двумястами выпусками. Фэнзины издаются отдельными лицами, местными и национальными клубами и группами из двух-трех человек, которые объединяют свои ресурсы. Читатели и подписчики приобретаются с помощью рекламы, рассылки пробных экземпляров и получения положительных отзывов как в профессиональных, так и в любительских журналах. Авторы привлекаются либо путем выпрашивания материала, либо путем публикации такого превосходного журнала, что фэны ХОТЯТ, чтобы он появился на ваших страницах.
Предупреждение: как неофэн, будьте осторожны, отправляя большие суммы денег за подписку на фэнзины. Мы уже говорили, что фэнзины иногда существуют всего несколько выпусков, а затем исчезают; не считается спортивным возвращать вам деньги. Лучшая политика — сначала убедиться, что журнал все еще издается, а затем отправить сумму, достаточную только для покупки одного экземпляра. Позже, когда фэнзин покажет признаки продолжения жизни, вы можете отправлять авансом более крупные суммы, если захотите.
One-shot — фэнзин, который публикуется один раз и только один раз. Редактор четко заявляет о своем намерении опубликовать только один выпуск. Данный буклет, который вы читаете, как раз One-shot. Часто группа фанатов проводит «one-shot session» с конкретной целью опубликовать такой журнал; обычно такая мысль зарождается в поздние ночные часы.
Promag — Противоположность fanmag, профессиональный научно-фантастический журнал, продающийся в газетных киосках. Те promag, которые имеют колонки обзоров фан-журналов, являются ценными источниками рекламы.
Книги — остаются книгами. Слава богу, фразеологи забыли предложить им труднопроизносимую аббревиатуру, хотя используются те аббревиатуры, которые используются в издательском деле. «HC» означает книгу в твердом переплете, а «Pb» — книгу в мягкой обложке или карманную книгу.
Коны — Научно-фантастические конвенты, конференции и съезды. В общем, конвент — это региональное собрание, обслуживающее фэнов в столичном районе, штате или группе штатов. По всей стране проводится много таких конов каждый год, обычно в зале или небольшом отеле. Они привлекают от 30 до 100-200 человек и ограничиваются одним или, возможно, двумя днями. Вы можете узнать дату и место проведения следующих нескольких конов, задавая вопросы и читая фэнзины.
Национальные конвенты проводятся ежегодно, только в крупных городах и больших отелях. Они привлекают фэнов и профессионалов со всего североамериканского континента, а также несколько человек из зарубежных стран; в последние годы посещаемость никогда не бывает меньше 200 человек, а однажды превысила 1000. Программа конвента состоит из официальных и неофициальных выступлений профессионалов, столько же фэнов, клубных встреч, специальных предварительных показов научно-фантастических фильмов, пьес и балетов отечественных талантов и всего остального, что может предложить аудитории измотанный комитет конвента.
Расходы покрываются за счет членского взноса в размере 1 или 2 долларов, продажи рекламы в буклете программы и аукциона материалов, пожертвованных профессиональными журналами. Этот материал состоит из оригинальных рукописей, иллюстраций, взятых с их страниц, и картин, которые появлялись на их обложках. Часто автор или художник ставит автограф на купленном материале. Эти аукционы являются частью программы и будут продолжаться в течение нескольких часов или до тех пор, пока не будут распроданы все материалы. Также обычно проводится банкет, за который взимается отдельная плата, и на котором чествуют фэнов и профессионалов. Обычно выбирают почетного гостя, обычно известного профи, который произносит главную речь.
Места проведения съездов выбираются путем голосования. Страна разделена на три зоны (Восточная, Средняя и Западная), и прилагаются все усилия, чтобы каждая зона могла проводить съезд по очереди. Хотя в прошлом такое расположение не всегда оказывалось возможным или желательным, ожидается, что в будущем это станет стандартной процедурой. Съезды обычно спонсируются членами активного фэн-клуба в главном городе. Города, желающие спонсировать такие съезды, заблаговременно заявляют о своих намерениях, проводя большую пропаганду и политическую игру; они представляют свои доводы на текущем съезде, а участники, заплатившие регистрационный взнос, голосуют за свой выбор. В течение ряда лет Британские острова проводили ежегодные съезды, привлекая все большее число англофэнов, а также посетителей с континента и Америки — или «колоний», как они бы выразились. Британские съезды отличаются большей неформальностью программ и большей скоростью применения водяных пистолетов.
Ниже приведен список городов-участников конгрессов в Северной Америке на данный момент с датами и идентификационными кодовыми названиями:
Нью-Йорк 1939 "The Nycon"
Чикаго 1940 "Chicon One"
Денвер 1941 "The Denvention"
Лос-Анджелес 1946 "The Pacificon"
Филадельфия 1947 "The Philcon" (первый)
Торонто 1948 "The Torcon"
Цинциннати 1949 "The Cinvention"
Портленд, Орегон 1950 "The Norwescon"
Новый Орлеан 1951 "The Nolacon"
Чикаго 1952 "Chicon Two"
Филадельфия 1953 "The Philcon" (второй)
Сан-Франциско 1954 "The SFCon"
Кливленд, Огайо 1955 "The Clevention"
Предстоящие конвенты хорошо рекламируются в фэнзинах и часто упоминаются в прозинах. Если вы решите посетить их, прихватите с собой много денег, шапку с пропеллером и шокер.
Convacation — Группа британских фэнов предложила нескольким из них провести отпуск вместе в курортном отеле, чтобы провести и конференцию, и отпуск одновременно. Convacation, предположительно, продлится две недели, заменив обычный отпуск.
Жаргон
Эго-бу (Ego-boo)- Реклама для себя. Деятельность по повышению эго. Каждый фэн любит видеть свое имя в печати и чтобы о нем говорили (конечно, в хорошем смысле). Обычный канал — фэнзин.
Slan — На жаргоне фэнов, супермен или суперфэн. Предположительно, фэн с необычайным интеллектом, ушедший гений. Около 1943 года группа фэн в Батл-Крик, штат Мичиган, сняла дом и назвала его «Slan Shack». С тех пор у них появились подражатели.
Gafia — "Уйти от всего этого". Желание оставить фэнов и фэндом далеко позади, сесть в тихом уголке и дуться, или пойти и напиться и забыть все о научной фантастике. Правильно термин "gafia" применяется к тому, кто уходит на пенсию на месяцы или даже годы, иногда никогда не возвращаясь. Многие невежественные фэны сегодня, особенно в Южной Калифорнии, неправильно используют термин, говоря, что они "уходят в gafia" или "ушли в gafia", когда они не делали ничего, кроме как провели день в кино или выходные, навещая родственников. Также недавно слышали: "Safia", тайком убегая от всего этого.
Lino — Сокращение для interlineing, что означает цитату, квазицитату или другую длинную фразу или предложение, взятое из контекста и перепечатанное между двумя параллельными строками где-то на странице фэнзина. Ниже приведен пример lino:
LNF или Lnf — (Little-name Fan) — "Фэн с небольшим именем" или "Малоизвестный фэн". Вы, пока не создадите себе достойную репутацию в фэндоме. Это может занять всего год или два, а может и несколько.
BNF или Bnf — (Big Name Fan) "Фэн с большой буквы" — человек, который хорошо известен и который создал себе прочную репутацию. Обычно это достигается путем участия в фэн-делах в течение длительного времени, или путем публикации превосходного фэнзина, или путем последовательного написания или иллюстрирования в манере, которая ассоциируется с качеством, или любым количеством способов, которые сохраняют ваше имя в глазах фэндома ответственным образом. Термин "Bnf" должен быть заслужен, его никогда нельзя присвоить или купить, или подарить себе или своим друзьям.
LMJ или Lmj — (Loud-mouthed jackass) "Голосящий придурок" — фэндом насквозь пронизан придурками. Нет нужды говорить вам, как и где их найти; они выдают себя своим ревом. Смотрите, чтобы вы не стали одним из них.
Тупоголовый (Fugghead) — Близкородственный Lmj.Тупоголовый — это тот, кто говорит прежде, чем думает, если он вообще думает. Он любит делать глупые заявления, глупые утверждения и мошеннические заявления. Тупоголовый — это тупой чурбан с болтливым языком.
Taff — «Трансатлантический фэн-фонд», сумма денег, собираемая ежегодно, чтобы помочь фанатам быстрее отправиться на зарубежный съезд.
Квазикавыты (Quasi-quote) — Метод цитирования кого-либо другого, при котором вы не используете точные слова говорящего, а ВЕРНО воспроизводите его замечания словами с тем же эффектом. Необходимо соблюдать осторожность, чтобы не исказить смысл. Квазикавыты помечаются как "-это-", и вот пример: "Сегодня осадков я не ожидаю" можно преобразовать следующим образом: "-Он сказал, что сегодня дождя не будет.-"
Карточки с цитатами — небольшие карточки размером около двух квадратных дюймов, на которых напечатана какая-нибудь фанатская цитата, обычно краткое заявление юмориста, тупицы или Lmj. Эти карточки передаются на съездах и в частной переписке. Также по почте циркулируют «карточки с цитатами Short-snorter», изобретение Дэймона Найта, на которых каждый фанат подписывает свое имя и дату, а затем передает их другому фанату, чтобы получить еще.
Quote-covers — Презентация вышеперечисленного в королевском размере, в которой вся обложка (или большая ее часть) фэнзина отдана забавным или глупым замечаниям фанатов. Следует отметить, что quote-cards и quote-covers используют точные цитаты, а не квазицитаты.
Foo — Один из второстепенных богов или святых покровителей фэндома. Существует множество таких личных богов, святых и религий, другие — Ghu, Roscoe, Pthalfo, Sheer и т. д. Выбирайте себе по вкусу.
Другие — QBA, чертовски ужасно. VFB, очень хорошее дело. Faunch, раздражающее, нетерпеливое ожидание чего-то.
Вражда — Один из первых фэнов по имени Ноа Вебстер определяет вражду как «спор или ссору; враждебность; часто объявляемую войну между семьями или сторонами в государстве». Такие явления не являются чем-то новым в фэндоме, особенно среди элементов Lmj и Fugghead. Различия во мнениях, идеологии, вкусах в чтении, а иногда и личные столкновения являются основой таких вражд. Фэн-клубы могут вступать в соперничество друг с другом; или может быть раскол в рядах самого клуба, когда члены принимают чью-либо сторону. Обычно вражда принимает форму оскорбительных нападок на страницах фэнзинов. Редко когда прибегают к реальному физическому насилию, и нет никаких убедительных доказательств того, что кто-то действительно был убит в фэн-вражде, на момент написания этой статьи. Неофэна предостерегают от участия в вражде: немногие из них имеют законную основу. Некоторые ярые элементы в фэндоме, похоже, считают, что могут достичь статуса BnF, разжигая вражду, но возникающие в результате этого шум и ярость обычно напоминают тявканье собак, ссорящихся из-за кости.
Существуют также «поддельные распри», в которых различные фэнаты принимают произвольное отношение к заданной теме или человеку и пародируют бред и праведное негодование элемента тупоголовых. Иногда им удается быть почти такими же смешными, как и настоящие распри. Опять же, неофэнам лучше воздержаться, хотя они обнаружат, что чтение о распрях дает много интересного и разоблачительного материала, ценного как для неофэна, так и для психиатра.
Мистификация — Прошлая история фэндома усеяна мистификациями, некоторые из которых были мягкими, а некоторые — опасными, начиная от объявления о фиктивном съезде, анонсированной публикации поддельного журнала и заканчивая творческими концепциями, граничащими с клеветой. Воображаемые личности фэнов были "рождены" в качестве мистификации, а реальные личности фэнов были "убиты". Типичный пример: в 1952 году был собран фонд с целью импорта британского фэна на американский съезд. Незадолго до его прибытия мистификатор разослал открытки, сообщавшие о внезапной кончине британского фэна и утверждавшие, что средства будут возвращены. Излишне говорить, что британский фэн оказался жив — хотя суровые условия съезда и гостеприимство после съезда чуть было едва не заставили его осуществить мистификацию смерти уже в реальности. В последние годы мистификации пошли на убыль; их кончину не оплакивают.
"Седьмой Фэндом" (7th Fandom) — Неофэн найдет много неопределенных и загадочных ссылок на нечто под названием "Седьмой фэндом", а также на другие числовые фэндомы. Насколько можно определить, абстрактного названия "Седьмой фэндом" не существует, и вот объяснение: древний историк фэндома разделил всю деятельность фэнов (и взлет и падение фэнских учреждений) на эры или эпохи, дав каждой из них последовательный номер для целей идентификации. Говорят, что "Первый Фэндом" охватывает период времени от рождения в 1930 году до 1936 года, когда цикл, очевидно, пошел на спад. Историк сказал: "Фэндом — это период, а не группа людей", хотя, конечно, группы людей определенно влияли на каждый период. Он сравнил различные Фэндомы с эпохами английской истории: елизаветинской, пуританской, неоклассической и т. д. Позже второй историк расширил тему, и хотя они не были полностью согласны, в конце концов фэндом был разделен на шесть сегментов, начиная с 1930 года и до почти настоящего времени. Не было никакой серьезной, беспристрастной попытки продолжить историческую маркировку с 1952 года.
Однако пару лет назад группа молодых людей, большинство из которых были неофэнами, начала кампанию по созданию нового фэндома, седьмого. Они основывали свое заявление на том факте, что несколько "Фэнов-с-большой-буквы" и некоторые важные фэнзины прекратили свою деятельность, чтобы насладиться плодами пенсии. Они настаивали на том, что Шестой фэндом умер из-за этого; что они были не только авангардом нового Седьмого фэндома, но и его лидерами и его телом. Они предпочли проигнорировать продолжающееся существование и продолжающуюся деятельность многих сотен старых фэнов, фэнзинов и клубов. Они также проигнорировали главный исторический факт, что фэндомы или периоды не начинаются и не заканчиваются чьим-то оглашением, чьим-то безрассудным решением закрыть одну эпоху и начать другую. Они, вероятно, не знали того факта, что только историк, оглядываясь назад и судя людей и события, может успешно отделить одну эпоху от другой. Поэтому они провозгласили "Седьмой Фэндом", но тут же столкнулись с сопротивлением со стороны старых мастеров, которые отказались сдаться и умереть. В конце концов, его окрестили "The pody Seventh".
Интересным побочным эффектом похоронного звона фальшивого Седьмого является то, что другие неофэны, не усвоив урока, провозгласили себя членами нового, восходящего "8-го фэндома"... теперь, когда Седьмой предположительно умер. А некоторые фэны, подшучивая, говорили, что они являются членами 69-го фэндома, 200-го фэндома и т. д.
Лучшее, что можно определить на данный момент, в отсутствие исторической ретроспективы, это то, что мы всё ещё живём в эпоху Шестого Фэндома — или, за исключением этого, Шестой где-то закончился, и мы находимся в периоде междуцарствия. Остается, чтобы какой-нибудь будущий историк изучил записи и предложил решение. Ниже приведена таблица Фэндомов:
Первый фэндом 1930-1936
Второй фэндом 1937-1938
Третий фэндом 1940-1944 (спорный)
Четвертый фэндом 1945-1947
Пятый фэндом 1947-1949
Шестой фэндом 1950-
Фальшивый седьмой 1953-1954
Маловероятный восьмой 1954
Космический круг — Многие намеки, существующие в современном фэндоме, можно проследить до фэн-клуба под названием Космический круг и фэна, который его организовал, Клода Деглера. Около 1943 года Деглер покинул свой дом в Ньюкасле, штат Индиана, чтобы путешествовать по стране, навещая фэнов и организовывая местные клубы; позже он объявил о Космическом круге, утверждая, что у него сотни членов по всему миру. Он был весьма противоречивой фигурой, и с ним и вокруг него возникло много ссор; он оставался на сцене почти десятилетие. Настоящий Тупоголовый, он упивался враждой, имел пристрастие к экстравагантным заявлениям и диким утверждениям и делал или говорил почти все ради сенсационной рекламы. Он считал, что у всех фэнов был рейтинг гениальности, что они были «рождены звездами» и были гордыми обладателями «космического разума». Он провозгласил, что когда-нибудь фэны, как естественные наследники Земли, захватят не только мир, но и солнечную систему. Чтобы ускорить день, когда "космоны" будут править, он предложил участок земли под "лагерь любви Озарк"; от вас ожидалось, что вы будете поставлять своих собственных женщин. Карьера Деглера подошла к бесславному концу, когда один за другим фэны и клубы отреклись от него, поскольку несколько фэнов опубликовали едкие разоблачения, и в частности после того, как один человек посетил его родной город и обнаружил, что самопровозглашенный "космический мыслитель" был там пациентом психиатрической больницы. Тем не менее, следы его пребывания все еще сохраняются.
Рекомендуемая литература — Существует два отличных справочника по миру фэнов, каждый из которых в своем ограниченном объеме дает историю и определения фэнов и фэндомов до определенных дат. Первой была опубликована в 1944 году THE FANCYCLOPEDIA под редакцией Джека Спира (1920-2008) и отпечатана на мимеографе Форрестом Дж. Аккерманом (1916-2008). Понятно, что этот том трудно найти в столь поздний период; вам придется долго и усердно искать, чтобы получить его. Это стостраничное расширение этой брошюры, которую вы читаете, и охватывает около пятнадцати лет истории. Другой том, который все еще доступен, — THE IMMORTAL STORM, написанный Сэмом Московицем и изданный за 5 долларов Atlanta Science Fiction Organization. 260-страничная книга в переплете описывает фандом в мельчайших подробностях с момента его создания в 1930 году до кануна Chicon One в 1940 году. Ее можно приобрести в Carson Jacks, 713 Coventry Road, Decatur, Georgia.
Добро пожаловать в наши джунгли.
«Путеводитель неофэна» опубликован в феврале 1955 года, чтобы помочь направить спотыкающихся овец на заклание, порадовать старых и разозлить молодых. Отредактировано и опубликовано Бобом Такером, почтовый ящик 702, Блумингтон, Иллинойс. Редакторами-консультантами были Боб Блох, Дин Греннелл и Дин (Редд) Боггс. «Путеводитель...» опубликован в издательстве Mafia Press, Fond du Lac, Висконсин. Это первое издание.