Надо думать, голосование де-факто уже завершилось и ни о каком скрытом давлении речь не пойдет. Стало быть:
Сверхкраткие впечатления по второму туру
Ну, в него не прошли всего 3 отличных и 8 весьма хороших, зато и по-настоящему слабых прошло немного: лишь 1, причем не наихудший. Полагаю, у него отличный шанс и в финал попасть, а вот часть все-таки прорвавшихся во второй тур отличных и хороших отсеется. Вообще же основной объем заполнили разные категории средне-неплохих текстов, включая и те два, которые я особо выделил как грамотно воздействующие на «вкусовые сосочки» самосудного голосования, пусть даже в ущерб собственно литературному качеству. Интересно, оба они пройдут в финал или только один? Тем не менее в целом уровень тура 2 не «средне-неплох», а ощутимо сдвинут к хорошему. Что не может не радовать.
Краткий обзор внеконкурса
Что ж, в этой номинации тексты не разбиты на группы, в результате я их сгруппировал по «категориям качества» — и несколько иначе, чем в первом туре основной номинации…
I. Отлично и очень хорошо
Лис и Егорка: светлый сквозь тьму рассказ, неочевидный ход («воображаемые спутники» не такая уж редкость, но тут лично я не угадал… правда, угадал с возвращением мальчика), хорошее исполнение. Постапок так и оставлен без объяснялова – но это тоже в плюс.
Финал: легко, ненапряжно, полное соответствие лит. задаче, хорошо написано. И – будущее (достаточно светлое), космос (в перспективе), ксенология (пусть и смоделированная): немодная сейчас тематика в фантастике. За это дополнительный плюс!
Холодный нос Сол Нарын Сирма: почти повторюсь с «легко, ненапряжно, хорошо написано». Полное соответствие лит. задаче – тоже да, но персонажи при подходе к цели как-то слишком умнеют и «отехничивают» сознание; даже трудно понять, это баг или фича – но во втором случае желательно все же заранее повесить на стену пару ружей, как то Булычев делал. В какой-то момент становится жаль выскорей: даже если прямо сейчас ничего не остается, кроме как сражаться с ними, очень мешает хоть минимальное отсутствие мыслей про альтернативу... которая, возможно, позволила бы избежать такого кровопролития, т. е. снизить потери среди своих, повысить шанс на успех. Хотя бы только это. Кроме того, текст крайне невычитан (и, полагаю, скомкан) – но оставляю его в высшей категории с надеждой на послеконкурсную доработку…
II. Очень хорошо и хорошо
Плетельщица: воистину, нет монстров страшнее, чем защитники детей! Ради пресловутой «слезинки ребенка» они без колебаний убьют с особой жестокостью сколько угодно разумных существ, никого не убивавших, готовых рисковать головой за друга…
Licet bovi: примерно с середины начинает ощущаться торопливость и скомканность. Некоторым рассказам внекса, растянувшимся на 18 стр., больше подошел бы объем в 6, ну а этому, 10-страничному – как раз минимум 18. После конкурса стоит доработать без цейтнота и дедлайна. Вообще же писал кто-то в теме… Братья Хек: Лутц – такой и был, Хайнц – ну, мог в той реальности таким стать, в нашей-то лишь легкий уклон наметился. Но Сиянко (который К. Е.) в нашей реальности уже к 65 годам был полуинвалидом, иначе бы поехал по этапу, а тут ему немцы такие условия создали, что он в 82 столь бодр? Ладно, могли… Рибергеров много, но с такой-то фамилией да в Аскании – он точно потомок таврических колонистов? Ладно, примем как хохму… Однако с эйнхериями автор явно перепутал десятилетие: по упоминаемым и легко вычисляемым датам («Все тут увидели свет позже тридцать третьего года» — а ниже упомянуто «шестидесятилетнее мясо» год назад ) получается 1950, т. е. им не более 17 лет всего. А вот никак невозможно, особенно для командира. Если не пройдете в финал — обождите деанонимизироваться...
Жёлтые поля Моря Спокойствия: весьма! Вернер фон Браун – ну, возможно… хотя, кажется, он слишком хорош: это ведь не АИ, как в «Licet bovi», где у персонажей есть несколько дополнительных лет для эволюции взглядов… Ладно, если взять максимально благоприятный вариант – в пределах допустимого. По мелочам: «…сарбаканы, которые имеются в моей лавке, но открою вам страшный секрет: это новодел, сляпанный на коленке кустарями» — а как в 1930-х сарбакан, даже подлинный индейский, может не быть новоделом: его реальная охотничья жизнь составляет считанные годы! И чем «сляпанный на коленке кустарями» хуже, чем сляпанный на корточках кустарем в индейском поселке? «…Принадлежала самому Копернику, а это – изображение солнечной системы» — а как Копернику тех десятилетий, когда он задумывался о строении Солнечной системы, вообще что-то может принадлежать: ведь он тогда давно уже монах! Если не пройдете в финал — тоже обождите деанонимизироваться... Стоп, этот рассказ ведь снят. Ну, если не для публикации прямо сейчас — все же обождите деанонимизироваться, а если именно для такой публикации — что ж, успехов!
Завтра – солнечно: да здравствует абсурд! Хорошо написано, компактно, без объяснялова… Все же никак не могу понять, зачем использованы украинизмы: больше одного раза, так что это не случайность. Ну и вот что оно означает? По нынешним временам такое либо прояснять и мотивировать, или уж избегать.
Весь из себя: сильно – и неожиданно без «аднаногой сабачки» (а сперва казалось, будут целых две!). Но возвращение в тело и способность говорить – все же немного деус экс: ранее развешанные по стенам ружья настраивали скорее не на это, а на противоположное.
III. Весьма неплохо и хорошо
Полная индукция: поместил бы в более высокую категорию, но автоматически возникает вопрос: фантастика ли это? Или слегка беллетризированная головоломка в упоминавшемся там перельмановском стиле? Кстати, если я правильно угадываю автора, то такая угадываемость – минус… Впрочем, у меня пока выбор из двух (хотя вторая кандидатура скорее «для комплекта»).
Дальше вы сами: добротный постпостапок с био(панком)… и, по сути, вообще без «панка» — все преотлично устаканилось. Даже чуть слишком для постапка. Место для «пожалейки», впрочем, нашлось – и тоже чуть слишком традиционное… как и многократная «перетасовка» известных названий.
Семь солнцестояний: время там, конечно, столь же условное, как и место (немножко в «гауфовском» стиле: где и когда происходят события «Карлика Носа»?)… Я крайне неравнодушен к историческому фехтованию, потому, возможно, завышаю оценку — игнорируя некоторую затянутость, предсказуемость и моралитэ. А также перебор с антивоенным пафосом (да, вот так: сейчас оголтелый антимилитаризм столь же деструктивен, как оголтелая «зелень» в гретотумбергианском стиле)… особенно если учесть, что искусство длинного меча по определению не просто боевое, а воинское, военное. Это еще про шпагу можно говорить (пусть не всегда с честным выражением лица), что она, мол, для защиты личной чести и индивидуальной самообороны. А лонгшверт, цвайхандер, хоть бы и бастард — птица совсем иного полета…
Бог ужаса: ожидаемо для тех, кто знаком с английской литературой рубежа XIX –ХХ вв. и вплоть до интербеллума (и «Законом крови» Михаила Аниковича ака «Олег Микулов»), но остальные испытают шок. Физиологизмы можно бы подать и аккуратней, незачем выносить в другой мир (такое сильно «перетягивает на себя» — а ведь подобная игра с ушедшими богами античности без труда проецируется на огромное количество веков нашего мира, даже не только средневековой поры), лексикон хорошо бы подправить («первобытные», «поза эмбриона»), еще кое-что по мелочам… Однако сильно!
IV. Неплохо и весьма неплохо
Сказание о философской мудрости и об умении считать до трёх: ну да, это не толкинистика, а политика… что, как ни парадоксально, в данном случае менее неприятно… Однако лит. задача решена «в лоб», с использованием сверхсильных средств без особого мастерства.
Мы — есть!: оригинальный ракурс и неплохое исполнение, хотя тюремная тема подана странно; местами заметны нарушения внутренней логики.
V. Неплохо
Сэр Томас и Белый Рыцарь: начавшись как стандартная фэнтезятина, рассказ в итоге таки явил дополнительное измерение… Окажись начало и середина менее растянутыми (плюс еще «ловля блох» не помешает), могло бы получиться прямо-таки очень хорошо. Надеюсь, после конкурса и получится.
Балансирующий: жанр, что называется – «хоррор и гениталии»; язык приличный, но это как раз тот случай, когда возникает подозрение, что это не читатель не умеет разгадать загадку, а автор не сумел ее правильно загадать
VI. Менее чем неплохо
Из макарон, с глазами бусинами: псевдоатеистический аналог небесной/адской канцелярии + «а поутру они проснулись». Оба посыла способны если не загубить, то подкосить даже куда более сильный текст. Этот они именно загубили.
Три рубля девятьсот пятого года: о, сладостный хруст французской булки с внешними признаками попсовых представлений об эпохе и чисто символическим оттенком фантастики…
Однозначно — мимо топа: опять «на конкурс о конкурсе»… Практически всегда это приводит к появлению несамодостаточных постебушек. Привело и сейчас.
Отец невесты: охо-хо, наукообразный антураж, теория струн – и древнее городище, церковь как сюжетообразующие элементы… Обстановка свадьбы в начале, довольно-таки вкусная, просто даром пропала… И до чего же затянуто…
Загадочник: третьесортная стивенкинговщина, к тому же явно фрагмент чего-то, мыслившегося куда более крупным.
Черное Солнце: очень винегретно и «говорюче» (рассказывается то, что должно показываться); и термин «инородец» выглядит тут крайне неуместно…
VII. Откровенно плохо
Дитя солнцеедов: прозвучавший в тексте вопрос «А что будет, когда закончатся грибы?» полностью исчерпывает сущность рассказа.
Принцесса Нино: чтоб не искать других слов, просто очень неумело.
Илюша: сперва просто очень неумело, а потом – как русский бунт по Пушкину (бессмысленно и беспощадно).
VIII. Отвратительно
Как и в основной номинации, до этой категории не дошло. Что конкурсу в плюс.
Общее впечатление: Пожалуй, соотношение примерно такое же, как в основной номинации. Ну, может, все же несколько выше доля хороших текстов. Интересно, войдет ли в финал кто-то из них – или, наоборот, из числа наиболее слабых. Полагаю, ни то ни сбудется, ни это…
В таком вот аксепте.
|