fantlab ru

Андрей Кокоулин «Лис и Егорка»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.07
Оценок:
31
Моя оценка:
-

подробнее

Лис и Егорка

Рассказ, год (сетевая публикация); цикл «27-я Фантлабораторная работа»

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
ФантЛабораторная работа, ФЛР-27 // Второе место (Серебро)



 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня эта история разделилась на две части. Первая мне понравилась. Хоть и простовата порой написано, и поведение ребёнка порой гипертрофированно, но есть что-то искреннее в рассказе, честное, печальное. Описание дождя, эта игра. И хотелось видеть что-то с надеждой, сказочное, не как Маленький принц, но с похожим посылом, где взрослый с помощью ребёнка познаёт какие-то истины. Или как в фильме Жизнь прекрасна, где взрослый ограждает детский разум от творящегося ужаса вокруг. И казалось, что куда-то туда и ведёт рассказ.


А он привёл во-вторую часть, которая полностью для меня разрушила магию, которая настолько вторична и заезжена, что ныть захотелось от тоски. Такой твист не придал оригинальности, не улучшил историю, в моей вселенной он уничтожил рассказ. Очень жаль. Я опять пал жертвой своих ожиданий.

Но автору, безусловно, спасибо за первую часть!

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Серебро на «ФантЛабораторной работе-27». Андрею Кокоулину не впервой получать призовые места в данном конкурсе. Мне на ум, прежде всего, приходит умопомрачительно-шикарный «Огнь», действие которого разворачивается в максимально неблагоприятном по отношению к человеку мире. А ещё десятилетней давности пронзительно-грустный рассказ «Сирна и бог» в декорациях весьма своеобразного постапокалипсиса. И вот автор снова обращается к данной тематике. По объёму рассказ совсем небольшой, но мастерство автора позволяет развернуть впечатляющее полотно мира то ли окончательно погибшего, то ли переживающего тяжелейшие времена, причём совершенно непонятно, как мир дошёл до описываемого состояния, много ли осталось от человечества и в каких условиях находятся выжившие. Но это совершенно неважно, потому как весь рассказ строится на взаимодействии Лиса, которому то ли 38, то ли 36, и двенадцатилетнего мальчишки Егорки, который старается как можно быстрее сделать всю работу на недоброжелательной поверхности, чтобы осталось время на игру в загадки, в которой нужно описывать то, что было раньше. И описание летнего дождя в исполнении Кокоулина — это прям вот очень хорошо! И уже настраиваешься на какой-то особый лад, на тот поджанр, который недавно в теме «Что бы такое почитать?» окрестили «уютным постапокалипсисом», и тут — на тебе! Как пыльным мешком из-за угла по башке...

Хороший рассказ. Жёсткий. И даже, может, с некоторым перегибом в плане желания шокировать читателя. Но ведь получается же у автора, чёрт побери! Меньше 8 баллов рука точно поставить не поднимется.

Темы у конкурса было сразу две, «Последнее солнце» и «Детская задачка», и в обе, на мой взгляд, товарищ Кокоулин попал хорошо. Насчёт «детской задачки», правда, есть определённые сомнения. Кто читал — поймёт... =)))

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мальчик и Лис... Лис и Мальчик...

Мы, безусловно, в ответе за тех, кого приручили. Заботясь о ком-то, мы становимся сильнее и жизнеспособнее. Наше существование приобретает новый смысл.

Если же заботиться не о ком, да здравствуют фантазии и визуализация желаний.

Жить иллюзией, чтобы не сойти с ума, или, потому что безумен?

Это всё интересно и неплохо написано, но в какой-то момент становится скучно. Понимаешь, что автор «тянет резину» ради финала, и сейчас,(как говорил Е. Шиков), «все обрыдаются».

Отчего обрыдаются, в принципе, считывается.

Когда исчезает интрига -дело плохо.

Но Лис и Мальчик получились хорошие.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

То чувство, когда неплохой рассказ, а могу бы быть, наверное, отличным. Мне нравится стиль, диалоги, описания. Вроде просто, а понятно хорошо, визуализировано четко. Со середины возникает некая странность в разговорах с двенадцатилетним ребенком, больно сложно и образно:

цитата:

«Кап. Кап. Еще две крапины вносят разнообразие в однотонную серость тротуара.»

Но, наверное, это объясняется дальнейшим. И вот дальнейшее... Извините, автор, но настолько уже оскомину набило. Да, ничего нового под луной, но как-то хочется все же нечто не столько разочаровывающее с точки зрения твистов.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эх! Такой прекрасны рассказ и так по-обычному обломали в конце.

Нет, «вторичный твист» тоже не сработал. А, вот, вопросы к логике задним числом возникли.

А ведь такие прекрасные диалоги, такие живые персонажи рождаются. Прямо, какая-то детская обида на талантливых авторов, которые всё могут создать: и проработанный мир, и жизнь, и персонажей, и слогом читателя побаловать. А потом решают, что «и так сойдёт», сворачивая на совсем уж затоптанную тропинку или обрезая сюжет до максимальной простоты.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понимаете, какое дело...

В тексте должна быть правда, иначе это нечестно. Автор сам об этом пишет: ну, не стал бы он убегать от голой блондинки! Так вот... Егорка когда правильный? Когда с пластиковым лицом и едва намеченными глазами? Или когда азартно прячется в яме? Или когда столь же азартно чистит... что они там чистят?

Хотя сама фантоматика впечатляет.

А легко писать автор умеет. И желать эмоцию тоже.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Лис и Егорка» — это рассказ, который произвёл на меня самое сильное впечатление среди всех, что я читал на этом конкурсе. Без преувеличения могу сказать, что он мне понравился не только в контексте конкурса, но и как самостоятельное произведение. Это действительно что-то особенное, интересное и очень контрастное.

С самого начала рассказ погружает нас в постапокалиптический мир, но делает это легко и без лишних объяснений, не углубляясь в долгие описания. Мы сразу понимаем, что практически никто не выжил, и пара людей — взрослый мужчина (Лис) и мальчик (Егорка) — пытаются выживать в этом разрушенном мире. Этот минимализм в описании мира отлично работает: нам не нужно разжёвывать каждую деталь, потому что сама атмосфера передаёт всё необходимое. Это позволяет сосредоточиться на главном — на взаимоотношениях между персонажами.

Именно эти взаимоотношения и создают основное эмоциональное напряжение. Несмотря на то, что мир уже не тот, и всё светлое осталось в прошлом, между Лисом и Егоркой чувствуется теплая, почти семейная связь. Их общение — это микс наивности и простоты, который создаёт удивительный контраст с холодным и безжизненным постапокалиптическим миром. Этот контраст — одно из самых сильных достоинств рассказа, потому что ты чувствуешь одновременно и тоску по утраченной цивилизации, и тёплую надежду, которую поддерживают персонажи.

Вторая часть рассказа —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
это тот момент, когда всё, что казалось простым и тёплым, резко переворачивается. Сюжетный поворот был неожиданным и очень удачным. Когда ты уже полностью проникся атмосферой, почувствовал уют от взаимоотношений героев, тебе внезапно дают по голове, меняя весь контекст истории. Этот твист происходит в нужный момент, именно тогда, когда ты максимально расслаблен и эмоционально вовлечён. Именно тогда, когда история о «наивных рассказах ребёнка» оказывается чем-то гораздо более мрачным и реалистичным.

Финальный аккорд,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
где рассказ предлагает ещё один поворот, добавляет неопределённости и оставляет читателя с открытой концовкой. После того, как мир был перевёрнут с ног на голову, ты уже не знаешь, что считать правдой, а что вымыслом. Этот приём работает идеально, оставляя после себя грустное, но глубокое впечатление. Это не хэппи-энд, но это и не окончательная трагедия — это ощущение неопределённости, которое только усиливает эмоциональный эффект от всей истории.

В общем, «Лис и Егорка» — это рассказ, который мне действительно понравился во всех аспектах. Он сочетает в себе и теплоту, и холодный реализм, создаёт сильные эмоции и оставляет неизгладимое впечатление. Для меня это один из лучших рассказов, что я читал на этом конкурсе.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я сдуру почитал обсуждение, а там словил спойлеры про концовку. Но даже зная, чем примерно всё обернётся, читать было интересно. Вот эта зачистка солнечных панелей с задушевными разговорами под ржавым небом постапокалипсиса, мне от этого очень уютно, я такое люблю. Правда после фильма «Письма мёртвого человека», такие сюжеты воспринимаю чуть по другому. После ядерной войны таких бодрых прогулок с друзьями не будет. Хотя может там не ядерная война была, а что-то попроще..

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спарринг 2

Лис и Егорка (№3, в синем углу) vs Бог ужаса (№4)

По наличию темы вопросы к обоим. Понятно, что и у №3 и у №4 вроде бы это детская задача. Но оттого, что в №3 манекен повторяет это словосочетание, задача (если таковая и есть) не становится ни детской, ни человеческой. В №4 речь идет скорее об использовании тела

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(и его, тела, задача состоит в том, чтобы стать емкостью для)
, да и первоначальный хозяин не ребенок, разве что здесь детская задача = фигня вопрос. 1-1.

Фантдоп наличиствует без вопросов. И для обоих бойцов он во многом определяет сюжет. У №3 это добавляет красок традиционному постапу, хотя и не выходит за рамки некоторой вторичности

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(манекенов не помню, но всякие призраки, воображаемые друзья и киборги были на ФЛР не раз и не два)
. Зато в №4 все сочно и с мясом растет из фантдопа, пусть и не хоррор, а дарк фентази. Я не фанат фентази, но где хорошо, там хорошо. 2-3.

Персонажи. С главными более или менее в порядке. Рефлексирующий Лис на умирающей Земле и поначалу простой, а затем меняющийся Боберт/Роберт. Со второстепенными. В №4 они штрих-пунктиром, но все же с проблесками индивидуальности, в №3 их просто нет, если не считать партнера-манекена (он и отыгрывает несложно), но таковой есть и у Роберта, если вы не забыли о милой фее, за спиной которой... Можно сказать, что №3 – спектакль двух актеров, но для такого спектакля и спрос с актеров выше. 3-5

Конфликт и прочее. В №3 конфликта особого не увидел, разве что желание выжить в чудовищных условиях, то есть бороться или наплевать. Но выживать – не сознательное решение ГГ, а работа механизмов мозга. Когда ты тонешь, барахтаешься, не задумываясь. В №4 выпуклее: поддаться искушению или устоять. И тут – барабанный бой! – ГГ сдается, и фсе. Кто-то вспоминал Сорокина, но там, взять, к примеру, у Романа, в голове просто срабатывает триггер, а здесь никакого вотэтаповорота нет. Слился ГГ, хоть и громко-ярко, да. 5-6.

Личное. Не понимаю, чем меня купил автор №3. Может, муси-пусями с дитем, или там голой дамой-с посреди полного пэ… Запрещенные приемы, конечно. Но всяко лучше феи с бараньими ножницами в сельской местности, главное, безопасней. Может образным языком или еще чем. Зараза, что ни говори. 7-7

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

* в рамках одного недообзора: https://fantlab.ru/forum/findmessage4583092

Почти замечательный рассказ. Если бы не избитая концовка, которая нивелирует весь остальной текст, делая все происходящее абсолютно бессмысленным. И легкая объяснялка, про «ябыодинникак», которая нивелирует и самое классное, что есть в тексте: а это то, как автор через действия и диалоги рисует картину мира. Хочу сказать – автор умеет и без «прямым текстом», но все равно вставляет эту объяснялку.

А была бы тема, рассказу место наверху топа была бы.

Короче, я так не могу. И, прям, завидую по белому. Но если бы все не так тривиально, блин, это было бы круто.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх