М. Лерой «Заключительный дискомфорт»
«Заключительный дискомфорт хронологически обогащенным!» в переводе с новояза означает «Смерть старикам!» Цивилизованный мир недалеко ушел от диких нравов первобытного стада. За политкорректными формулировками не скрыть истинных мотивов: умри, если от тебя мало толку. Главный герой делает осознанный выбор.
Входит в:
— цикл «27-я Фантлабораторная работа» > цикл «Второй тур (ФЛР-27)»
— цикл «27-я Фантлабораторная работа» > цикл «Финал (ФЛР-27)»
Награды и премии:
лауреат |
ФантЛабораторная работа, ФЛР-27 // Лучший рассказ по мнению читателей |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
J.Owling, 20 октября 2024 г.
Рассказ отличный. За душу берет понятной проблемой, заставляет прямо искать выход за героя. Но тут нам напоминают не только то, что к этому может прийти общество, но и о том, как мы относимся к старикам — они чувствуют себя ненужными. Им страшно, они болеют, а мы не хотим пожертвовать капелькой своего комфорта, чтобы они были счастливы в последние годы. С этим мы что-то можем сделать. Герой очень живой — ворчливый, раздраженный, но любящий. Очень грустно. Ах да — финал немного подпорчен — и без последней фразы тут тема «последнее солнце». Жму лапку.
Olga Bor, 25 октября 2024 г.
Сири почему-то стал женского рода)
Пожалуй, на этом мои замечания закончились.
Хронологически обогащенные — это гениально.
Отличная работа, пока в фаворитах)
4P, 19 октября 2024 г.
Удивительное дело, но мой знакомый штурман военно-транспортного ИЛ-76( примерно такого же возраста, что и ГГ, штурман, а не ИЛ)) очень похоже шутит. Да и вообще похож. А это круто! Характер создан.
Тема рассказа не нова, да, но он живой получился. И финал не подкачал. Автору удалось уйти , сбежать от патетики, красиво удалось надо сказать.
Немного скучновато было местами, если честно. Чуточку, капельку. Если бы не это, то, наверное, от меня была бы девятка.
Мир живой, дочка живая. Раздражали англоязычные имена, видимо, старею...))
В общем, текст достоин всяких похвал. Особенно, если Автор его немножко сократит, добавив тем самым динамики и напряжения.
EllenRipley007, 19 октября 2024 г.
Прекрасный рассказ.
Не уверена, что он может победить, поскольку тема довольно распространена в научной фантастике, даже в ФЛР-27 присутствует рассказ на ту же тему.
Но я безоговорочно поверила автору и не заметила ни одной фальшивой ноты.
Если сказка станет былью в ближайшем будущем, то всё может происходить именно так, включая замену общепринятых слов новоязом.
Старый бортмеханик Илия вызывает большую симпатию, и его жизнь обрисована весьма реалистично.
Понимаю, почему автор не определил место действия.
Но демографические ямы и вечные проблемы с обеспечением пенсионеров характерны именно для России.
С другой стороны, в современной России, если потребуется устранить пенсионеров, власти вряд ли будут сильно цацкаться с ними и устраивать им недолгий рай перед заключительным дискомфортом.
С третьей стороны, возможность присвоить накопления и недвижимость пенсионеров может-таки сподвигнуть власти и на такой вариант.
Однако, читая о поездке Илии в милый санаторий, я, грешным делом, ожидала, что его запрут в небольшом подвальном помещении и пытками вынудят подписать контракт, но автор всё же не такой пессимист, как я.
muravied, 17 ноября 2024 г.
Классно. Несмотря на то что «утилизация стариков» не новая тема, например рассказ «Тест» Матесона тоже рвёт душу по похожей схеме, история про Илию зашла мне на все сто. И вроде имена Дэнни, Илия, но все равно я вижу наши обшарпанные хрущевки. Эта Аркадия вылитый берег Угры, где я отдыхал летом. Все знакомые места и персонажи. Последние три страницы аж сердце защемило, особенно когда дочь ему позвонила. Отличный рассказ!
видфара, 6 ноября 2024 г.
Тема – с натяжкой обе.
Написано нормально, прочитано с небольшим усилием. Послевкусие расплывчатое, но светлое вопреки однозначности финала.
Тайна дожития стариков на попечении «Аркадии» раскрывается вовремя, оставляя для ГГ время подумать, и для читателя время на осознание неизбежного (подступающая деменция показана беспощадно точно)
Чудо сюда не завезли, всё предельно логично и неизбывно…
Достоверность значительная: мир прорисован чёткими штрихами, ГГ убедительно терзается, все остальные персонажи сделаны из прочного картона, а дочь вообще ярко показана через одни только разговоры по смарту!
smilingnavern, 24 октября 2024 г.
Лет восемь назад я ходил на постановку, которая называлась «Нараяма», по этой легенде есть и фильм. В маленькой бедной японской деревушке, когда старик достигает возраста семидясети лет, его сын относит на священную гору Нараяма, чтобы там старик смог вознестись к богам и обрести последнее просветление. В театре меня невероятно сильно впечатлила эта постановка, она пронзительная и трогательная. Реально, рекомендую.
Рассказ в целом про ту же самую идею, только не осмеливается позволить себе тот же уровень драматизма. В этом рассказе фантастика не играет какую-то сюжетообразующую роль, хотя можно поспорить с этим утверждением. Это и не рассказ на тему, хотя я понимаю, что это интерпретация детской задачи.
Хорошо написанный рассказ. Прочитался в целом легко, хотя начало муторное.
Мне не хватило эмоций, переживаний. Наверное, как раз в таком рассказе они наиболее уместны. Это рассказ про принятие смерти, про принятие свой неспособности контролировать свою жизнь. Очень мощная тема, но она прикрыта в сторонке пледом.
Твиста тоже нет, хотя я не уверен, что он тут нужен.
В топ рассказ не возьму, но автору всё равно респект за то, какую тему он решил поднять.
Povlastnich, 20 октября 2024 г.
Блестяще и гладко написанный рассказ с короткими и ёмкими диалогами и…
Читается просто, глаза и ум так и скользят по строчкам, будоража знакомые и понятные образы в уме, жалость, бессилие и уныние в сердце. Отдельный плюс за новояз, очевидную сатиру на эвфемизмы современного западного мира. Или не только западного?
В то же время он показался мне очень поверхностным. Возможно, меня закидают камнями и минусами, однако я не встречал за жизнь ни одну семью, где так бы обращались со старшим поколением. Скорее, наоборот, иногда получалось так, что нас древние и мудрые оставляли наедине с почти непреодолимыми проблемами, а некоторые смотрели на внуков как на кольчатых червей в зоопарке. С некоторыми удалось примириться и начать сначала, с некоторыми — нет. Так что мне лично тема неблизка. Возможно, в каких-то общих тенденциях я ошибаюсь, не настаиваю, «хронологическим обогащением» не вышел.
Радиотехник, 27 октября 2024 г.
Ох, что-то все эти общения с Сири и вставки новостей исполнены крайне не элегантно, не знаю, не большой я любитель так подаваемой информации, да и в целом как-то в лоб через диалоги много сообщается читателю, что меня тоже часто огорчает. Не скажу, что это плохо, но из-за этого персонажи какие-то не живые получились конкретно здесь, как будто они все Сири, которая сообщает мне, читателю, то, что хотел автор.
Идея интересная, и конфликт присутствует, и преображение героя здесь есть, вроде и рассказ имеет обязательные составляющие, и написан он, чтобы донести мысль (старость — мой главный страх), эта тема откликается, но всё же, повторюсь, реализация в моём видение не самая удачная. И самый главный для меня факап — я не смог поверить в возраст Илии, голова настырно рисовала хамоватого эгоистичного парня лет двадцати пяти. Не знаю, почему так, и видел людей с деменцией, видел просто возрастных, да даже бабушка моя, тьфу-тьфу, девяносто лет от роду ещё жива, знаю, что порой они интереснее детей себя ведут, но здесь не смог поверить. Прастите
stogsena, 25 октября 2024 г.
Спарринг 3
Praescientia (№5, в синем углу) vs Заключительный дискомфорт (№6)
Раунд 1. Тема.
Пришлось поискать у обоих. В №5, видимо, подразумевается детская задача. Непрямо и вполголоса. То есть, для Ильи она заметна – подняться на уровень, чего проще, гноби неудавшиеся результаты, и добьешься. Но есть и вторая, пусть и недетская, для его созданий – улучшаться и расти, через некое подобие реинкарнации. Неплохо. В №6 я тоже сперва думал о задаче Илии, а он не дитя никакое. Но потом автор ткнул в меня кровавым солнцем, и внучком Денни. Ложки нашлись, тем не менее. Остался привкус искусственности такого решения. Так что 2-1.
Раунд 2. Фантдоп.
Ну, с №6 все ясно, социалка есть социалка, какой уж тут фантдоп. Разве что эвтаназия разрешена, ну, и разом-всех стариков на Аркадию. Я вот думаю, сколько ж их там? А вот №5 фантдоп не то чтобы необычный, в реинкарнации самой по себе ничего нового, скорее, показанный вариант отличается оригинальностью. Первой свежести осетринка, да-с. Автору респект. 4-2
Раунд 3. Персонажи.
В №5 и ГГ, и кот-резонер отрисованы объемно. Хуже с развитием. Кроме того, что ГГ становиться красивей, никакого особенного продвижения я не заметил, разве что с ее же слов потока сознания. Илья-создатель вообще рядом проходил, никакой, так, показатель наличия внешнего мира. В №6 Илия-ГГ и реалистичен, как здесь уже отмечали, и показана медленная деградация, и даже появляются удачные роли второго плана. Внук, собственно, идет приятным бонусом. 5-4
Раунд 4. Конфликт и тп.
В этой паре он разный, поэтому и сравнивать тяжелей. У №5 он внутренний, стоит-ли-жить-если? Слегка в индуистском или там буддистском духе. То есть в духе, но решение другое. В восточных религиях предлагается презреть майю, выйти из колесницы и т.п., а здесь нет, героиня идет вперед через муки и смерть. И все ОК, или будет ОК, несмотря на кровь в ванной. У спортсмена в красном углу – внешний, направленный на читателя. Вам нравится, куда движется общество в отношении стариков? Нет? Голосуй за №6, или проиграешь. Зараза автор, и показал все как надо, я даже в какой-то момент засомневался, может правы в этой далекой-далекой галактике стране? 6-6
Раунд 5. Личное.
Я не особенно люблю социалку, тут бойцу №6 не повезло, с другой стороны, сейчас как-то модно мыслить правильно, за все хорошее против плохого. №5 меня увлек сразу. Видимо, фантдоп сыграл, или опять, как у №3, женские прелести, тем более, все новые и новые… С третьей стороны, то ли к концу интрига ушла, то ли девчонка не доработала с своим потоком сознания. Уже было собрался дать ничью, но потом подумал: ну да, автору №5 надо брать пример с Джойса – финал Улисса читается взапой, ага.
8-7
Виртуальный морд, 25 октября 2024 г.
Ох, какой дискомфорт вызвал у меня рассказ, состоящий из одних диалогов! Как же это тяжело читать. И скучно. Хотя отдам должное: начало неплохое, а задумка вообще огонь-огнище! Ну и на этом всё, потому что почитал отзывы и понял, что советы уже дали и без меня. Согласен с критикующими. Недоумеваю над восторгающимися. Вижу, что ставят высокие оценки. Что ж.
ageevasofia, 23 октября 2024 г.
Получился очередной сюжет на тему: все вокруг плохие, один я несчастный. Дочь такая себе, друзей у гг, конечно же, нет, и даже внук равнодушен. Меня подобное не увлекает. Вдобавок лично мне не хватило интриги, я сразу поняла к чему все идет, как это бывает в подобных сюжетах. Еще не хватило каких-то интересных деталей мира.
PKrap119, 20 октября 2024 г.
Начало слабое. Не интригует.
О чем рассказ:
Интрига была, а потом раз и оборвалась.
Персонажи хорошие.
Общее впечатление: Жизненно. Читать было интересно. Концовка нелогична.
Прочие замечания: Слишком много объяснений.
Klaes, 24 октября 2024 г.
Уважаемый автор, я когда-то очень глубоко и со всей отдачей рыл такую же тематику. И от беты на свой черновик получил оч сильную взбучку, бледную тень оной я изложу ниже, что позволило качественно, на уровень улучшить написанное.
Я не стал бы писать столько, если б не был уверен, что текст можно и — подчеркиваю! — нужно улучшать. Я не стал бы столько писать, если б мне было на текст плевать.
Твердолобость многих авторов и даже писателей, которые уже написали неплохой рассказ и чем готовы удовлетвориться, чесс говоря, ужОсает. И окромя рельсы оружия тут нету. Поэтому будет вот так. Обращаться буду напрямую к автору, а не к тексту.
В целом, рассказ понравился, тут хорошо проработана социальная сторона мира и нф-антураж, который и понимаешь, и ему веришь, тут всё узнаваемое, но не избитое в край. Но его композиция нет, не понравилась совершенно. Автор, вы же знаете, что такое композиция, вы же наверняка слышали выражение «поворот сюжета». И это не твист, не вотэтоповорот. Это обозначение того, что линейный сюжет уныл. Так вот ГГ у вас идёт как фаталист в греческой трагедии к своему концу. Только лево-право он пытается, получает по лбу и возвращает на путь судьбы. Автор ведёт ровной, прямой дорогой к финалу.
Блин, ну так же нельзя.
[q]разве это сто́ящее занятие для бывшего бортмеханика?![/q]А где показано, что он бортмеханик?! Опять рассказано.
Тут вопр.знак с воскл-ым. Смотрите, читатель, это важно! Ну, должно ж быть дома у него что-то, где стало б ясно, что руки помнят, и ГГ может чинить/конструировать и т.д.
Далее. Про Аркадию сказано слишком много раз. 3 — более чем достаточно. Т.е. по схеме это 1)информация — 2) зов и отвержение зова — 3) принятие зова.
Итак, что должно быть. ГГ должен быть героем, как Вам, любезный автор, в выбранном Вами жанре не было бы противно.
ГГ должен пойти на бунт против системы. Из последних умственных сил. Проиграет ли он, выиграет, не суть важно.
ГГ должен вписаться в платиновую программу, убедиться, что дочь получила деньги, а потом устроить диверсию в аркадии (он же борт механик?! может и чинить и ломать), что даст отсрочку от ЗД соседям по Аркадии, потом прикинуться совсем овощем, но на свидании с дочерью, последней сцене, читатель должен понять, что это был сознательный поступок.
Хоть деритесь автор!
P.s. [q]Илия: Сири!
Сири: Чем могу помочь?[/q]
У нас пьеса или что? Автор, вы разве не понимаете, что атрибуция прямой речи крайне важна для диалога? Что там разворачивается по сути эмоциональная или иная подоплека диалога?