Ефим Гамаюнов «Холодный нос Сол Нарын Сирма»
Входит в:
— цикл «27-я Фантлабораторная работа» > цикл «Внеконкурс (ФЛР-27)»
— цикл «27-я Фантлабораторная работа» > цикл «Финал (ФЛР-27)»
Награды и премии:
лауреат |
ФантЛабораторная работа, ФЛР-27 // Третье место (Бронза) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
bbg, 26 октября 2024 г.
Так я до конца и не понял, дядька Ойка Сотре или нет?
Но это так, мелочь. Вытекающая из нестерпимого желания автора сделать красиво. Как это назвали в одном из отзывов? Метафоры? Наверное. Вот только никакой метофоричностью не объяснишь, почему одна стена стала прозаичной, хотя должна бы быть прозрачной?
Так что с метафорами перебор. За красивостью пропал смысл и сюжет.
А весь сюжет сводится к походу. Они шли, шли и наконец пришли. Самое смешное, что первые семь — восемь страниц можно ужать до одной. Потому что слова нанизаны на слова, но читатель (в моём лице) так и не решил для себя: это планетарная фантастика? Или такое своеобразное техническое фэнтези? Реактор соседствует с выскарями, карлы с пультами и кодовыми замками.
Ну и решительно не объяснена личность (сущность?) того самого, чьим именем назван рассказ.
nervenklinik, 25 октября 2024 г.
Рассказ хочется похвалить за сеттинг и атмосферу, здесь все хорошо. Метафоры несколько странные для меня, например сразу в начале:
«Дверь скрипнула, в дом, словно седой косматый зверь ввалилось облако морозного тумана. Внутри у него ворочалось, шевелилось, боролось с ледяной ватой нечто огромное. И когда туман упал на пол, на его месте стоял, улыбаясь, Алпин.»
Вроде обычная вещь, а визуализируешь как мультик.
Или:
«Мальчик рывком распахнул наступившее утро и получил по лицу острым, словно нож, ледяным ветром.»
но в общем они работают, так что грех за это осуждать.
Однако, в тексте есть вот такие предложения:
«А потом вдруг росший вокруг лес как-то разом кончился, распахнув перед двумя путниками неимоверную ширь снежного простора с черными расческами леса по вершинам недалеких увалов, сиреневыми лесами в глубокой дали, бледно-зелеными пятнами молодого ельника или едкой темной зеленью пихтовника, беспорядочно разбросанными по серой дали.»
Я вообще очень нормально отношусь к лексическим повторам и прочему, но... Лес тут употребляется трижды, к трем визуальным объектам, а даль дважды, причем она вроде серая (именно даль, а не фон), но с пятнами различных оттенков зеленого. Нет, визуализируется это нормально, но к чему подобный перегруз?
Ближе к концу случается какой-то сумбур. Сначала в этно сеттинге появляются — периметр и КПП, затем оказывается, что появляются не просто так, а потому, что дядя героя не только шаман, но и нечто большее. Все это знание выскакивает тут как черт из табакерки.
Финал некий сумбур, в котором явно пес отождествляется с этим самым непонятным Сол Нарын Сирмом, кто он такой, я так толком и не понял.
В итоге, ну причесать бы это все. Хорошего в рассказе много, но...
vanishrap, 21 октября 2024 г.
«Холодный нос Сол Нарын Сирма» — это действительно замечательный рассказ, который произвел на меня очень сильное впечатление. Он написан красиво, и что самое важное — его приятно читать. Я определённо хочу вернуться к этому рассказу ещё раз и перечитать его, чтобы ещё глубже погрузиться в эту атмосферу и насладиться его языком. Я надеюсь, что этот рассказ пройдёт дальше, потому что, на мой взгляд, он выделяется среди других, особенно учитывая любительский уровень конкурса.
Во-первых, что сразу бросается в глаза — это слог. Рассказ написан так, что хочется возвращаться к нему снова и снова, разбирать каждую фразу, наслаждаться тем, как автор подбирает слова и строит предложения. Это тот случай, когда чтение приносит не только удовольствие от самой истории, но и от того, как она подана. Лично для меня этот рассказ стал источником вдохновения, и я, наверное, буду его перечитывать в будущем, чтобы учиться на его примере, как красиво и качественно писать.
Во-вторых, место действия и атмосфера здесь играют ключевую роль. Обычно бывает, что автор выбирает необычную локацию или национальность героев, но это не играет особой роли в сюжете и могло бы быть заменено без потерь. Однако здесь всё наоборот. История плотно связана с местом, временем и персонажами. Нельзя просто поменять декорации или имена — всё взаимосвязано и работает на то, чтобы усилить общее впечатление. Это создаёт ощущение глубокой проработанности мира, в котором разворачиваются события, и придаёт истории особую силу.
Идея рассказа тоже очень необычная. Это смесь мифологии, тайги, технологий прошлого и темного будущего. И все эти элементы хорошо вплетаются друг в друга, создавая уникальный, слегка мистический мир. Главный герой — ребёнок, и это добавляет рассказу определённой «детской» наивности и свежести. Но при этом история не воспринимается как детская сказка, а скорее как глубоко атмосферное повествование с нотками мистицизма и мифологии.
В итоге, мне этот рассказ очень понравился. Он выделяется среди остальных своей атмосферой, структурой, и, конечно же, языком. Это редкий случай, когда хочется не только узнать, что будет дальше, но и просто перечитывать, чтобы снова насладиться каждой фразой.
muravied, 9 ноября 2024 г.
Хороший добрый рассказ. Мальчик отправился в далёкий путь сквозь снежную тайгу, чтоб спасти дядю и его друзей. Мило. Но много новых для меня слов: увалы, пайва, шубур, керасколы и тд. Ну я по наитию примерно понимал о чем речь. Походы я и в реальной жизни очень люблю, про такое по кайфу и почитать. Но не уверен, что я понял цель их пути и что они там включали/выключали и зачем? Что это за квадробоберы на них нападали? И главное что за Нос такой он нажал в конце? Запустил ядерный реактор?
Но вообще прикольно. Я бы почитал продолжение про этот мир и этих героев.
stogsena, 25 октября 2024 г.
Не проходите мимо! Возможно, перед вами бой будущих финалистов, или, чем черт не шутит, лауреатов ФЛР-27. Мы начинаем
Спарринг 5.
Боец в синем углу ринга – Холодный нос Сол Нарын Сирма (№9, рейтинг на момент поединка 7,10)
Боец в красном углу ринга – Три рубля девятьсот пятого года (№10, рейтинг 7,33)
Раунд 1. Тема
Невероятно, боец №9 ведет этот раунд по лекалам бойца №7. Те, кто следил за позавчерашней трансляцией, наверняка это заметил. Дать ГГ нужные знания, невесть зачем (как невесть? – за славой!) заставить его попереться в поход, куда его не звали. Опять же через тернии. Недетская задача, решаемая мальчишкой в лоб. Один тренер? С моей позиции не видно…
У №10 с темой все сложней. Кто тут чего не искал и не находил, даже перечислять не буду. Я, к примеру, вижу прямо противоположное Almegу. То есть ГГ растратил жизнь попусту, увлекся ставками-девками, и проиграл. Дело в том, что рассказ выстроен так, что каждый находит там то, что ему кажется правильным. Своеобразная китайская комната. Недетская задача, решаемая то ли героями, то ли читателями. Мне понравилось, хоть я и не люблю, когда меня водят за нос. Тема очень не в лоб, но не 3-0 точно.
Тем не менее, в конце №9 дополнительно выдает пунктиром немного солнца, поэтому 2-1.
Раунд 2. Фантдоп
Боец №9 опять обращается к классическим рецептам. И чужой для чьих-то потомков мир, и пеньки-демоны, и солнце-реактор с этникой и прочими фишечками. Мне почему-то сразу вспомнился не №7, а Булычевский Поселок. А что, №9 не подвел, отлично сделано, и даже не римейк, просто где-то по мотивам.
У бойца в красном углу с фантдопом, пожалуй, даже хуже, чем с темой. Ну не засчитывать же ему за фантдоп борьбу великой еврейской и великой цыганской наций за будущее ГГ, ширли-мырли его растак. Или там витязей на распутье «налево пойдешь – любимую потеряешь, направо – деньги, иди прямо», хотя, как мы знаем из кино, русский витязь прямо не ходит. Поверить в сюжетообразующую мистику lowercase? Как у Толстого в «Войне и мире»? Или в «Беге»? У меня не вышло, хотя у кого-то может получиться. 4-1 после нокдауна.
Раунд 3. Персонажи.
Уважаемые зрители, борьба накаляется! Бойцы заходят с козырей. На любой хук отвечают любым свингом. №9 использует приемы северных охотников и рыболовов, его неслух Сотра расправляет плечи на глазах, а второстепенные персонажи, от главного инженер-шамана до последней лайки убедительны, хотя к концу слегка теряют индивидуальность. Из-за темпа, надо ж быстрей.
№10 протаскивает ГГ через любовь и кровь гражданской, и убивает, но если туп, как дерево, родишься… С внутренней динамикой у парня никак. Вот уж где сталкиваются неподвижная сила с непреодолимым объектом. Стоп, это из следующего раунда, прошу судей стереть записки и не учитывать сказанное! Актеры 2-го плана даже шикарней, чем у №9, одно «Эй, пхэнэ!» чего стоит! 5-3.
Раунд 4. Конфликт и пр.
Про №10 я вкратце анонсировал. Парень-скала. Даже под напором рушащегося мира ведет себя как истинная lady does not move. Если кто увидел конфликт витязя «любовь-деньги», этого нет и в помине. Скорее, я тут увидел игру, когда периодически ты смотришь строку состояния. То есть дополнительный конфликт, между игрой (восприятием мира как чего-то виртуального) и реалом. Тут бы и сказать, когда у ГГ сталкиваются эти два мира, он понимает и наступает катарсис. Но нет, ему о смерти сообщает строка состояния. А дальше просто гейм, как говорится, овер, миссия провалена. Короче, мне кажется, №10 в этом раунде заигрался и чуть было не переиграл себя. Если бы не.
У №9 все проще. В какой-то степени намеком на конфликт может служить борьба с недружественной средой обитания, но эта составляющая, хотя и ярко оформленная недотягивает до игры №10.
В этом раунде красный смотрится получше. 6-5
Раунд 5. Личное.
Проблема №9 в его предсказуемости. Да, меня он увлек. Я вообще люблю Нарын-Сирмов и прочих Ильбэшей, читаю такие вещи с большим удовольствием. И автору спасибо, классная штука вышла. Но, yolkee-palkee, мне кажется, я самой первой страницы знал, чем все кончится. Если вам кажется, что я говорю, как будто это что-то плохое, то таки может, нет, а может, да. Красивый предсказуемый конец или красивый непредсказуемый… не знаю.
Проблема №10 не столько в непредсказуемости финала, это даже в плюс, сколько в непредсказуемости, и фиг с ним. Не получилось сопереживания, пусть даже и любовь, и кровь. Мешала эта игровая, виртуальная составляющая. Любовь, да платоническая. Херсон, да отчасти цифровой. И кровь, да на экране. А когда миры столкнулись, уже и почти фиг с ним. Но читал взахлеб, признаю.
В общем, раунд равный вышел, но боевой, сложный, поэтому бойцы получают по бонусному баллу.
8-7
Для меня победа за синим углом. Типичный крепкий финалист побеждает технаря в равном бою за счет нокдауна во втором раунде.
Все согласны?
merlin_leroy, 22 октября 2024 г.
Как сказано в следующем по алфавиту рассказе этого сета, «Люди вообще крайне падки на легенды и мифы древних народов». Поэтому понимаю, почему рассказ набирает довольно высокий балл. Тем более, что и написано очень и очень неплохо, и тема становления из мальчика мужчины, воина — беспроигрышная. Частенько на конкурсах встречаю рассказы, где мальчик один или с собакой против бандитов/волков/упырей/льва (нужное подчеркнуть). Своеобразный мотив инициации. Главный герой сразу вызывает симпатию, но сама коллизия несколько заюзана.
Мне лично не хватило пояснения кто такие эти карлы/зомби, откуда они взялись, их мотив роиться именно вокруг реактора целый год в ожидании прихода людишек. Раз в год они едят? И собаку с какой целью сразу не взяли? Пес идеальный помощник для северного человека. Старшие этого не знают?
N14, 20 октября 2024 г.
Немного мешали ужасные имена да красивости в описаниях... ладно, типа атмосферу создают. Но к концу автор таки исправился, взял меня за горло и довёл до слёз. Умничка, десяточку вам.
Радиотехник, 14 октября 2024 г.
Ну очень красивый слог, прям порадовались мои глазки, когда начал читать. Пожалуй, из прочитанных пока рассказов — здесь самый образный стиль. Чуть уменьшилось под конец обилие средств выразительности, особенно в экшен сцене, но вроде так и должно быть, не до красивостей, как бы, когда погоня и драки. Текст выглядит выверенным и продуманным в плане терминологии и мифологической части. Читать одно удовольствие, только вот динамика слабовата и ближе к середине интерес спадает, подмёрз я в холодных декорациях, захотелось поесть и пролить пуэра. Хотелось какой-то активности. Ещё и отопление никак не включат. Эх.
Сюжет прост, даже очень прост, из героев мальчик получился объемный, правильный в плане психологии подаваемого мира, а вот остальные персонажи — статисты, даже Ойка, который мне казалось, должен быть самым ярким, был, к сожалению, чуть плотнее остальных из экспедиции. Но сеттинг интересный, увлекающий, затягивающий. Автору спасибо за добротную историю.
gamayunov, 24 октября 2024 г.
* в рамках одного недообзора: https://fantlab.ru/forum/findmessage4583092
Так, а вот тут я нашел текст, который мог бы написать точно.
Вернее – хотел бы написать такой.
Тут мне много чего нравится – и зима, и мифологизация, и собака, и история. Не совсем нравится отсутствие динамики в середине текста – читателю не всегда нужны красивости в тексте (я за такое получал, например), а вот действие, движущее рассказ нужно обязательно.
Фантастика «на фоне» (мир постапок, как я понял), в тему регулярно тычут. Стиль текста очень понравился, неспешный, красивый, объемный. Герои, конечно, статисты, разве что рефлексии мальчика делают его живым.
Немножко текст невычищен, есть глупые опечатки («Одна стена была прозаичной», — а вторая поэтичной?). Ладно, автор, придираюсь, история твоя понравилась весьма.
Да, мне жаль, что я не написал такой рассказ.