Данная рубрика посвящена новостям зарубежного (пока англоязычного, но в перспективе — не только) книгоиздания.
Здесь можно найти обзоры недавно вышедших новинок, обзоры наиболее интересных журнальных и сетевых публикаций, ближайшие и дальние планы западных издательств (как мейджоров, так и смолл-прессов). Изредка — обложки, издательские пресс-релизы, и, возможно, переводные рецензии на наиболее ключевые, нашумевшие и ожидаемые новинки.
Статьи для рубрики пишутся на русском языке, при этом возможно (умеренное) цитирование на других языках, использование оригинальных названий, терминов.
Пару недель назад я уже упоминал о том, что Дэниэл Абрахам необычайно продуктивный писатель. Не успел еще его свежий роман "The Dragon's Path" осесть на книжных полках многочисленных поклонников, как писатель порадовал читателей новой книгой — буквально в прошлом месяце на магазинных прилавках появились симпатичные томики "Leviathan Wakes". И пусть вас не смущает, что автором значится некий Джеймс Кори — это всего лишь псевдоним Дэниэла Абрахама и его соавтора Тая Фрэнка, более известного как ассистента самого Джорджа Мартина (сам Фрэнк называет себя "офисной обезьяной" прославленного мастера). Мартин, принимающий активное участие в судьбе Абрахама, не остался в стороне и на этот раз — как и в случае с "Путем дракона", обложку новой книги Дэниэла украшает очередная рекламная фраза отца "Песни Льда и Огня". И если о "Пути" Мартин отзывался как о вместилище всего того, чего он хотел бы видеть в фэнтези, то "Пробуждение левиафана" Джордж назвал аж "первой по-настоящему ядреной космооперой" за долгое время.
Впрочем, на этот раз я поостерегся верить Мартину на слово — слишком уж сильным оказалось разочарование от столь высоко оцененного им "Пути дракона". Однако на этот раз вынесенная на обложку цитата не солгала — роман действительно оказался очень ядреным. С другой стороны, "Пробуждение левиафана" нельзя назвать чистой космооперой — это такой причудливый коктейль из всевозможных жанров, что дать ему точное определение в принципе не возможно.
Но давайте обо всем по порядку. Действие романа протекает в сравнительно недалеком будущем, когда человечество уже рассеялось в Солнечной системе, но выбраться за ее границы еще не спешит. Переселенцы с Земли обжились на Луне и Марсе, построили космические станции на Церере, Эросе и других крупнейших представителях Пояса астероидов и колонизировали луны внешних планет. Теперь между кольцами Сатурна и внутренними планетами и Поясом курсируют огромные транспорты, перевозящие лед. Джеймс Холден — старший помощник на одном из таких кораблей. Во время очередного рейса его судно ловит сигнал с просьбой о помощи, и Холден возглавляет спасательную группу, отправленную на помощь пострадавшему кораблю. Запросившее помощи судно опустело, но то, что Джеймс обнаружит на его борту, способно повергнуть всю Солнечную систему в пучину самой страшной и разрушительной войны в истории человечества. А тем временем на Церере детектив полицейского управления Миллер получает необычное задание — он должен разыскать некую Джульетту Андромеду Мао, наследницу крупного земного концерта, и любой ценой вернуть девушку в лоно семьи. Начав расследование, Миллер приходит к неутешительному выводу, что Джули входила в состав команды того самого корабля, которой обнаружил Холден. Тут-то и начинается самое интересное...
Как я уже упоминал выше, "Пробуждение левиафана" представляет из себя причудливое смешение разнообразных стилей. Пролог книги, в котором мы знакомимся с той самой Джули, которую потом так долго будет искать Миллер, — это самый настоящий ужастик. Молодая девушка, как и весь экипаж ее корабля, попадают в плен к таинственным людям, Джули на целую неделю сажают в одиночную камеру, а когда она оттуда выбирается, то не находит на борту ни одной живой души. Медленно она обыскивает палубу за палубой, пока не попадает в машинное отделение, где ее ожидает самое страшное... Дальше действие перескакивает на борт грузовоза "Кентербери", и здесь нас ожидает самая настоящая космическая опера — сражения в открытом космосе, гонки на высоких скоростях при еще больших нагрузках, перестрелки, схватки двух крупнейших (и единственных) военных флотов в системе и многое-многое другое. А когда на страницах произведения появляется Джозеф Алоизио Миллер, вместе с ним приходит ни с чем не сравнимый аромат настоящего крутого детектива. А стоит только героям начать рассуждать об эволюции обитателей Пояса, нагрузках при высоких скоростях и принципах работы двигателей Эпштейна, как читателей посещает ощущение, что перед ними самая настоящая твердая научная фантастика. Все эти жанры свободно перемешиваются в книге, один перетекает в другой, и на выходе получается потрясающий, притягательный и очень вкусный коктейль. Джеймс Кори не зря в своем интервью говорил, что ему тесно работать в границах одного жанра, и поэтому он хотел соединить в рамках "Левиафана" столь разные составляющие.
Не знаю, какова в конечном результате роль каждого из соавторов, но одно могу сразу сказать совершенно точно — "Пробуждение левиафана" на голову сильнее "Пути дракона". Если события в "Пути" развивались медленно и очень долго, то сюжет в "Пробуждении" берет с места в карьер, если герои сольной книги Абрахама были скучными и пресными, то персонажи "Левиафана" самобытны, колоритны и интересны. Обе романа являются всего лишь первыми частями в запланированных трилогиях, но если в "Пути" все самые интересные события случаются или под конец книги или и вовсе запланированы на следующие части, то "Пробуждение" — полностью самобытная книга, которая, в принципе, в продолжении и не нуждается.
Главные герои книги, капитан Холден и детектив Миллер, настолько непохожие друг на друга личности, что более разных людей и представить себе сложно. Холден еще сравнительно молод, он уроженец Земли, служил во флоте Объединенных наций, он честный, открытый, добродушный и наивный человек. Он из той породы людей, которых окружающие готовы назвать святыми. Холден всегда пытается спасти каждого, кто нуждается в помощи, он верит в человеческую честность, ум и силу духа, а еще он верит, что каждый самостоятельно способен докопаться до правды, если только сообщить ему всю имеющуюся в наличии информацию. Поэтому Холден, оказавшись в начале самой смертоносной войны в человеческой истории, регулярно старается сообщать о своих наблюдениях всей Солнечной системе, которая, к полному удивлению Джеймса, использует его сведения исключительно для эскалации конфликта.
Миллер же родился и вырос на Церере. Он никогда не видел открытого неба над головой, крайне редко покидал узкие коридоры космической станции и еще реже задумывался о том, чтобы сменить обстановку. Всю свою сознательную жизнь Миллер проработал копом, но ничего хорошего так и не добился. Жена ушла, Миллер регулярно напивается, напарником его служит землянин, ненавидимый большинством обитателей Пояса, в будущем нет никаких светлых перспектив, кроме пенсии или увольнения. А еще Миллер довольно циничен, скептичен и не верит в торжество человеческого разума. Тем не менее, в нем еще осталось определенное благородство, а также желание докопаться до сути вещей.
Контраст между двумя протагонистами становится даже ярче, когда им приходится работать в паре. Они абсолютно разные, вряд ли даже способны полностью понять друг друга или даже подружиться, но тем не менее общее свойство обоих героев, упрямство, сулит им не одну неприятность на пути к финалу произведения.
Цитата: "-Сдается мне, у нас есть три варианта действия, — произнес Миллер. — Мы двинемся в доки, найдем твой корабль, примем все необходимые лекарства и, быть может, выживем. Второй вариант, мы отправимся к кораблю, по пути нарвемся на мафию и героически погибнем под ливнем пуль. Третий вариант — мы остаемся здесь и истечем кровью. Первые два нравятся мне больше. А что насчет тебя?
-Конечно, откликнулся Холден, — мне всего лишь нужна была минутка, чтобы забиться в угол и пожалеть себя. Давай пойдем и покончим жизнь самоубийством, нарвавшись на мафию".
Второстепенные герои, такие как напарник Миллера Дмитрий Хэвлок или члены команды Холдена Наоми, Амос и Алекс Камал, смотрятся менее проработанными, но от того не менее колоритными. Абрахам и Фрэнк вообще уделили большое внимание проработке характеров персонажей — в отношениях героев не чувствуется фальши, диалоги выглядят жизненными, а психология жителей пояса и уроженцев внутренних планет существенно отличается друг от друга.
Окружающий героев мир проработан ничуть не хуже характеров основных действующих лиц. Авторы достаточно подробно описывают положение дел в Поясе и внутренних планетах, рассказывают про историю отношений Марса и Земли, рассказывают о том, как обитатели Пояса приспосабливались к жизни в условиях пониженной гравитации, как теперь очень легко отличить Belter'а (попробуй тут найди русский аналог) от землянина или марсианина. Мир в "Пробуждении Левиафана" не просто фон, на котором действуют герои романа, нет, это настоящий, живой и постоянно изменяющийся под влиянием происходящих событий. И если мир "Пути дракона" оставил меня равнодушным, но мир "Левиафана" заставил полюбить себя и жаждать новых встреч.
Интрига начинает закручиваться практически с самого начала. И если Миллер в своих первых главах еще какое-то время раскачивается, то Холден сразу же попадает в водоворот событий. Миллер же получает небольшую передышку, за время которой сюжет успевает получить несколько крючков, на которые потом будет вешаться целая картина, но как только действие с головой поглотит и Миллера, его линия будет играть в книге очень важную роль.
Авторы постоянно подбрасывают читателям все новые и новые сюрпризы, неожиданные повороты сюжета и новые трактовки ранее случившимся событиям. Поначалу общая картина не выстраивается из разрозненных элементов, но как только из отдельных элементов начинает собираться мозаика, от масштабов происходящего поневоле захватывает дух. И пусть в конце романа большинство сюжетных линий подходят к логическому концу — Абрахам и Фрэнк оставили неплохой задел на необязательное, в принципе, но неминуемое продолжение.
Резюме: «Пробуждение левиафана» — это просто поразительное произведение, одна из лучших вещей, что я прочитал за последний год. Причудливый коктейль из твердой научной фантастики, космооперы, нуара и хоррора, щедро приправленный яркими и симпатичными персонажами, тщательно проработанным миром, лихо закрученной интригой и увлекательным сюжетом. Роман логически завершен, но продолжение неизбежно. В «Пробуждении» есть буквально все, за что стоит любить книги. И заметьте, я еще ни слова ни сказал о тошнотворных зомби, которыми так восторгался Джордж Мартин в своем блоге.
P.P.S. Как стало известно во время прочтения книги, третья часть цикла «Суровая расплата» появилась в плане выхода "АСТ". Зная с какой пунктуальностью относятся в издательстве к попадающим в план выхода новинкам, можно с уверенностью сказать, что к новому году книга уже выйдет на русском языке. Знать бы еще, к какому точно новому году.
Американский писатель Пол Кемп, преимущественно известный как автор многочисленных романов по вселенной "Forgotten Realms" и двух книг по "Star Wars",подписал с издательством "Angry Robot" сделку на создание двух книг в жанре swords and sorcery о похождениях парочки проходимцев, Эгила и Никса.
Первая часть, The Hammer and the Blade, выйдет в июле следующего года, а вторая книга, A Discourse of Steel, появится в начале 2013 года. Главные герои дилогии — парочка потрепанных охотников за сокровищами и неисправимых жуликов, Эгил и Никс. Эгил — священник, проповедующий о морали с помощью двух огромных боевых молотов, а Никс — ловкий и пронырливый воришка. Нет такого замка, которого парень не сумел бы открыть, и служанки, которую не получилось бы совратить. Парочка постоянно ищет, где бы поживиться, но при этом регулярно держит в уме пути отхода. Но на этот раз парни украли не то сокровище — чрезвычайно важный артефакт принадлежал крайне зловещей и древней семье, которая не остановится ни перед чем, чтобы кроваво отомстить.
Кемп признался, что всю жизнь зачитывался историями в жанре "меча и магии" и на его творчество огромное влияние оказали книги Лейбера, Муркока, рассказы о Конане и антологии из цикла "Мир воров". Теперь же сам Пол собрался написать что-то из этой же серии.
По двум прочитанным книгам автора могу заявить, что Кемп славится интересными и закрученными сюжетами, неплохо прописанными характерами персонажей, многие из которых не в ладах с законом, и довольно быстрым темпом развития сюжетов. А еще он умудрился новеллизировать даже не саму видеоигру, а игровой ролик
За последнее время новости о выходе книг Стивена Кинга сыпятся... да, словно из рога изобилия.
Не успели мы узнать о том, что выйдет роман о покушении на Кеннеди и вбоквел к "Тёмной башне" -- а вот уже и новый текст мастера. На сей раз Кинг решил повторить свой опыт релиза книги только в электронном виде. "Растение" так и не было дописано им до конца (ОК, как минимум -- так и не было издано, хотя, может, лежит где-нибудь в закромах и ждёт своего часа).
Теперь же объявили о выходе романа "Mile 81". В обозримом будущем "81-я миля" будет распространятся только в электронной форме.
Ну и, чтобы два раза не вставать, -- "Мизери" в новом формате. Некоторым нравится. :)
Называется этот формат флипбэк, книга очень маленькая, страницы -- тонкие. Говорят, удобно носить с собой и вообще прикольно. Не знаю, живьём не видел. :)
С приветом из Донецка, где вот-вот начнётся Конференция писателей-фантастов "Чумацький шлях" (она же -- "Фантлабовка 2011")
Роман Джорджа Р.Р. Мартина «Танец с драконами» — это пятый том невероятно популярного фэнтези–цикла «Песнь Льда и Огня». Можно сказать, что за последние годы это одна из самых ожидаемых книг. Масштабная фэнтези-эпопея Джорджа Мартина, черпающего вдохновение в войне Алой и Белой Розы XV века, захватила читателей сложным переплетением сюжетных линий, обворожительными героями, блестящими диалогами, идеальной скоростью повествования и авторской готовностью приносить в жертву любых, даже главных действующих лиц. Число читателей Мартина исчисляется миллионами, особенно теперь, после выхода сериала студии HBO – «Игра престолов» — снятого по первой части грандиозного цикла и продемонстрировавшего все самые сильное стороны «Песни Льда и Огня».
Так стоил ли «Танец с драконами» шестилетнего ожидания? Безусловно! Более того, решение Мартина выделить в четвертый том – так до конца и неоцененный «Пир стервятников» — только часть разворачивающейся панорамы, теперь кажется мудрым и великодушным по отношению к читателям. Изначально планировавшиеся к выходу как единый роман «Пир» и «Танец», охватывают один и тот же временной отрезок, но они абсолютно разные. «Пир» — хроника исхода осени, всех тех событий, которые случились после великой битвы, ставшей завершением третьего тома, «Бури мечей». А «Танец с драконами», который хронологически выходит за временные рамки «Пира» только спустя примерно 600 страниц из 1000, в большей мере берет на себя функции романа исследования, книги посвященный в большей степени различным квестам.
Несколько сюжетных линий в «Танце» рассказывают о попытках женихов добраться до города Мериин. Они собираются соперничать друг с другом за руку королевы драконов Дейнерис Таргариен, наследницы Железного трона, верховного престола Вестероса. Еще один квест предстоит Тириону Ланнистеру, отсутствие этого популярного героя в «Пире» сильно раздосадовала некоторых читателей. Изгнанный из родной страны за ужасное преступление, Тирион в «Танце» пребывает в отличной форме: привычно остроумен, лукав, находчив и сохранил свою удивительную способность наживать на свою голову все возможные проблемы. Вернутся и другие любимые персонажи из первых трех книг, в том числе Бран Старк, ясновидящий мальчишка, которого ведет на север Вестероса зов трехглазого ворона из видения.
Любовь Мартина к изысканному, чрезвычайно необычному фэнтези пронизывает «Танец» и превращает роман в фантасмагорическую лихорадочную грезу. Так, например, в сюжетной линии с прибытием Брана в святилище ворона появляются несколько самых безумных и самых прекрасных картин столкновения с чуждым людям волшебством во всем цикле. Даже путешествие Тириона на корабле, плывущему по призрачной реке, наполнено судами-призраками и окутано густым туманом, способно нагнать саспенс на пресытившихся читателей. «Вокруг них был только затонувший город. Полупрозрачный призрак захлопал над ними бледными кожистыми крыльями, каждым ударом взбивая туман». Мартин — блистателен в создании атмосферы через описания, это его постоянный почерк в беллетристике. Место действия у него — это намного больше, чем просто раскрашенные декорации на сцене.
Но, возможно, самое сильное впечатление производит понимание Мартина того, каково приходится людям, наделенным властью, под все возрастающим гнетом внешних обстоятельств, иллюстрация к этому главы Дейнерис и Джона Сноу, лорда-командующего Ночного дозора. Отряды Джона — единственная защита против загадочных немертвых существ, которые после наступления зимы обратятся к югу. Исполняя присягу Ночного дозора, Джон должен с одной стороны изо всех сил сопротивляться настойчивым требованиям армии, пришедшей на защиту Стены, а с другой старательно игнорировать свои права на королевский престол. Тем временем Дейнерис правит захваченным городом, чьи элиты недовольны ее решением освободить их рабов. Драконы, основной источник ее могущества, становятся все менее и менее послушными. Кажется, что каждое решение, которое она принимает, только отдаляет ее от желанного Железного трона. В каком-то смысле и Джон, и Дейнерис, оба загнаны в ловушку и должны сами себе задавать сложные вопросы. Какова природа долга? Чем можно пожертвовать ради великой цели, а чем — нет? Что если акт милосердия на самом деле есть акт жестокости? К концу романа Джон и Дейнерис приходят к похожим ответам, но достигают их разными путями. Несколько сцен из линии Дейнерис, где она находит подобные ответы, являются, пожалуй, лучшими во всей эпопеи.
Кое-кто из рецензентов сравнивает книги Мартина с «Властелином колец» Толкина или даже работами Уильяма Шекспира, но истина несколько более сложна. Успех «Песни Льда и Огня» связан с тем, что, во-первых, эпическая фэнтези в этих романах сращена с мощным элементом хоррора, а, во-вторых, с умением автора одинаково эффективно передавать неприкрашенную (часто даже непристойную) вещественность мира, перемещаясь от одного социального уровня к другому. Также, Мартин отдает должное мрачному, но гуманному цинизму писателей вроде Джека Вэнса, хотя внутренней жизни своих героев он уделяет куда больше внимания чем последний. Настойчивость, с которой автор вживается своих героев в тот момент, когда они совершают как плохие так и хорошие поступки, создает в его романах непрекращающуюся ни на мгновение движущую силу и содержит в себе очевидную критику моральной простоты произведений Толкина.
Счастливо преодолев писательские трудности, заставившие эпопею разрастись куда сильнее, чем предполагалось изначально, и хорошо-задокументированную враждебность части читателей, в штыки воспринявших задержки с публикацией романа – Мартин, похоже, готов к тому, чтобы последними двумя книгами ударно завершить одну из лучших серий в истории фэнтези.