Открыта библиография Булата Окуджавы. Событие! Пытаюсь что-то написать по этому поводу, перебираю его стихи и не могу сконцентрироваться — столько всего, такой океан чувств, мыслей, ассоциаций...
Есть нечто символическое в том, что именно Булат Шалвович первым из непричастных обосновался рядом с фантастами, поскольку в некоторых стихотворениях он почти подошел к границам. Самый яркий пример тому "Ночной разговор" — выраженная средствами поэзии суть магического реализма:
— Мой конь притомился, стоптались мои башмаки. Куда же мне ехать? Скажите мне, будьте добры. — Вдоль Красной реки, моя радость, вдоль Красной реки, До Синей горы, моя радость, до Синей горы.
— А как мне проехать туда? Притомился мой конь. Скажите, пожалуйста, как мне проехать туда? — На ясный огонь, моя радость, на ясный огонь, Езжай на огонь, моя радость, найдешь без труда.
— А где же тот ясный огонь? Почему не горит? Сто лет подпираю я небо ночное плечом... — Фонарщик был должен зажечь, да, наверное, спит, фонарщик-то спит, моя радость... А я ни при чем.
И снова он едет один, без дороги, во тьму. Куда же он едет, ведь ночь подступила к глазам!.. — Ты что потерял, моя радость?- кричу я ему. И он отвечает: — Ах, если б я знал это сам...
Или "Грузинская песня", в финальных строках которой зашифрован образ Вечности — не той, что у Азимова, а той, в которой плывет вселенная, жизнь, смерть, их интуитивно искомые смыслы и рассудочно подозреваемое отсутствие оных):
И когда заклубится закат по углам золотея, Пусть опять и опять предо мной проплывут наяву, Синий буйвол и белый орел и форель золотая. А иначе зачем на земле этой вечной живу?
Или "Молитва" с Землей, которой странно, что "она еще вертится" и пронзительным:
Я знаю: Ты все умеешь, Я верую в мудрость Твою, Как верит солдат убитый, что он проживает в раю, Как верит каждое ухо тихим речам Твоим, Как веруем и мы сами, не ведая, что творим!
Или "Бумажный солдатик" — сказка о детской игрушке, жаждавшей переделать мир, "чтоб был счастливым каждый", прямо как у Стругацких.
Булат Шалвович, конечно же, не фантаст, но он где-то рядом, поскольку поэт работает не только со смыслом слов, но с их ритмом, со струной, с дыханием...
Первые ласточки Фикшенлаба встали на крыло. Спасибо vbltyt и всем причастным.
"Фаворит, хоть убей!" — так говорит о скаковом жеребце Адмирале профессиональный жокей Дэн Хиллман из романа Дика Френсиса "Фаворит". То же самое можно сказать о самом романе и, конечно же, об Авторе, библиография которого сегодня открыта на "Фантлабе" к большой радости всех поклонников его творчества.
Роман "Фаворит" трудно считать «чистым» детективом. Это сплав детектива, приключений и мелодрамы. Причем весьма удачный. Каждая линия дополняет и оттеняет две другие. В результате получается объемная, увлекательная и искренняя история о жизни людей.
Главный герой романа Аллан Йорк слегка нарочит. Он и сын богатого папы, и в джунглях выживать обучен, и на лошадях скачет лихо, и дедуктивным методом владеет не хуже Шерлока Холмса, поскольку в школе учитель математики попался толковый и дедукцией увлеченный, и демократичен, и романтичен, и вообще... Но при этом детали образа поданы так, что «героическая рояльность» не раздражает. Когда Аллан вспоминает о своем отце, или играет с детьми погибшего друга, или предлагает руку и сердце Кэт (оба раза как бы между делом, но вполне серьезно), он вызывает симпатию своей глубокой привязанностью к близким людям. Он не супермен, он просто талантлив во многом и не ленив.
Сюжет развивается динамично. Причем в сюжете роялей как раз немного. Появление на ипподроме Кэт с подаренной к дню рождения лошадью нормально укладывается в структуру криминальной интриги, интерес к красивой девушке молодых парней-жокеев и встречный интерес с ее стороны закономерен, герои молоды, их симпатии зарождаются быстро. Рояль, собственно, я усмотрела только один: случайное попадание героев в «Голубой утенок». Но, с другой стороны, почему нет? Ведь действие происходит в небольшом городке. Так что притянутость совпадения в рамках допустимого.
Мир скачек увлекает сам по себе, независимо от преступлений и любви. Автор хорошо владеет предметом и позволяет увидеть загадочный мир конного спорта изнутри. А Адмирал, которого тренер гордо именует лучшим скакуном королевства, по симпатичности уверенно конкурирует с главными героями, а в некоторых эпизодах легко оттесняет Аллана на второй план. Скачки — это не только мир жокеев, букмекеров, организаторов, тренеров и т.д. Это не в меньшей мере мир лошадей, которые природой предназначены для скачки и в момент наивысшего напряжения сил выглядят возвышенно и героически. Их сила, отвага, стремление вперед покоряют сердце.
Роман выходит за рамки детектива, поскольку в центре внимания не сыщик. Расследование ведет случайно вовлеченный в трагическую историю человек. Ему не интересен мир криминала сам по себе, даже связанный со скачками. Но погиб друг, остались сиротами дети, разбито сердце любящей женщины, и он чувствует себя обязанным что-то предпринять, чтобы злодейство не сошло с рук. Чем глубже вникает он в историю преступления, чем больше пострадавших видит перед собой, тем сильнее осознает необходимость остановить преступника. Не наказать, а именно остановить. Аллан Йорк — не мститель, у него психология защитника. И это одна из черточек образа, которая делает его необыкновенно симпатичным.
Книга читается на одном дыхании. Язык повествования легок, прост и образен. События проходят перед глазами яркими картинками, ты улыбаешься, грустишь и страдаешь вместе с героями. А когда перевернута последняя страница, чувствуешь легкую грусть оттого, что интересная книга прочитана, но в то же время остается ощущение, что жизнь героев продолжается. Жизнь продолжается, несмотря ни на что!
Очень хорошая вещь. Одна из тех, к которым неоднократно возвращаешься, несмотря на простоту и игровой характер сюжета. Я немножко завидую тем, кто будет читать ее впервые.
Большое спасибо составителю библиографии vbltyt и всем, кто участвовал в этой работе.
История о героических буднях тайной сыскной службы кардинала Мазарини. Где-то там взрослеет юный Король-Солнце, стареющий и всё такой же верный д`Артаньян дежурит в приемной королевы-матери, за морем Кромвель подбирается к первой королевской голове, в Париже Фронда, герцог де Бофор вот-вот сбежит из Венсена, а скромные труженики невидимого фронта, занятые поиском фальшивомонетчиков, случайно спасают Францию от чудо-юд морских. И, конечно же, спасут.
Приятно оказаться в декорациях классики приключений. Правда, мерзкие картинки освежёванных трупов, подвешенных на крючья, и гадов морских, натягивающих на себя содранную с означенных трупов кожу вызывают легкую тошноту. Понимаю, что у хоррора свои законы и эксплуатация чувства отвращения предполагается данным жанром. Но смешивать приключение и такой хоррор — не самая лучшая идея. Отвращение перебивает всё. Интерес к приключенческой части сюжета теряется.
Пожалуй, потеря интереса возникает даже чуть раньше, чем проявляется хоррор-составляющая. Вот на этой фразе:
цитата
Хорошее место выбрал Ищейка, грамотно подошел к делу. Раз — обособленное удаление не позволит перепутать таверну с другими, которые гнездятся, как вороны на поле после кровопролитного боя. Два — решетки на окнах защищают от мелких воров.
Решетки на окнах не только от мелких воров защищают, но и возможности уйти от преследования серьезно ограничивают. Ни один сыщик в здравом рассудке зарешеченное помещение местом передачи информации не выберет. Он туда даже не войдет без крайней необходимости. Так что Ищейка выбрал плохое место и к делу подошёл как раз неграмотно. С этого момента интерес к рассказу рассыпается.
Далее следуют очередные непонятки. Мизинчика сначала не хотят впускать в таверну, вышибала говорит, что сегодня гуляют только моряки. Это логично. Сдирать кожу с моряков наименее опасно, они ведь в море большую часть жизни проводят, их если и хватятся, то не сразу. А сухопутный человек, как правило, на виду. Но потом Мизинчика впускают, и он встречает рыболюдя в обличье Ищейки. Получается, чуть раньше в таверну впустили настоящего Ищейку, и моряками рыболюди отнюдь не ограничиваются. Тогда почему не впускали Мизинчика? Странное какое-то поведение, логика в нем не прослеживается, и это рассказу сильно в минус.
Попытка объединить приключение, детектив и хоррор не удалась. Хоррорная часть неплоха, омерзение к рыболюдям и тому, что они творят, возникает. Детективная провалена. А от приключения читателя просто отвлекли, хотя приключенческая часть здесь могла бы блеснуть, приключение Автор придумал интересное.
Идея: хорошо делай то, что должен, и будет тебе счастье.
История в стиле Джеймса Бонда, энергичная и совершенно безбашенная. Шлёпщик хорош. "Зеленые" одобрили бы используемое им экологическое оружие и транспортное средство. Экологическое не в смысле "выведенное в биолабораториях", а самое, что ни наесть природное, из зернышек и семян выращенное. Герой отважно преодолевает трудности, не унывает, профессионально растет и в результате получает полный хэппи-энд, с детишками, внезапно восставшей из послеродовой комы супругой, счастливыми родственниками и чемоданом денег из тотализатора. Хорошо быть звездой. Но чтобы стать ею, надо изрядно потрудиться.
Автор молодец, развлек, повеселил, это уже немало. Правда, расчлененки многовато, при попытке представить все эти отрезания рук-ног даже резаком с анестезией испытываешь легкую тошноту. Но что делать? Тема требует крови. Работа у героя такая.
P.S. Главное забыла! Нам не показали хвостопрыга, это плохо.