Вот и настал день подведения итогов нашего безумного високосного 2020-го. Для меня главным итогом работы рубрики "Детективная литература" в этом году стало изменение ее формата: камерная площадка для жанровых рецензий и периодических книжных и серийных обзоров обрела вид информационно-новостной ленты с редкими рецензионными вкраплениями.
Рецензий за год написано 2 (на одну меньше, чем в прошлом году), книжные серии открывались лишь дважды, общие периодические обзоры по сериям замещены индивидуальными новостями либо личными обзорами кураторов серий. При этом открыто 28 (!) библиографий (на двенадцать больше, чем в прошлом году), среди них такие знаковые авторы, как Агата Кристи и Джеймс Хэдли Чейз, любимые многими и давно ожидаемые. Составлены страницы 12 литературных премий (на три больше, чем в прошлом году) и две страницы рейтингов, ранее на сайте не открывавшихся.
Большое спасибо нашим библиографам и составителям премий/рейтингов за проделанную ими огромную работу! Нам всем надо брать с них пример, очень жаль, что в рубрике публикуется мало рецензий, хотя отзывы на детективные произведения, в том числе развернутые и оригинальные, появляются в достаточном количестве.
Рубрика приобрела 68 новых подписчиков (ровно вдвое больше, чем в прошлом году, что показывает позитивное отношение лаборантов к происходящим изменениям) и 2-х новых авторов (на одного меньше, чем в прошлом году).
Ниже приводится список новых материалов рубрики за год:
Год Белой Металлической Крысы был крайне сложным для всех нас. Будем надеяться, что Белый Металлический Бык будет более дружелюбным к нашей планете. Бык — существо большое и сильное, а наша планета такая маленькая, как внезапно выяснилось. Здоровья всем нам и нашим близким, побольше хороших книг и радости жизни, несмотря ни на что! С наступающим НОВЫМ ГОДОМ!
Настало время подведения итогов года. Мы снова были не слишком активны: читать, конечно, читаем, а вот рецензий не пишем. За год было написано всего три рецензии (что ровно вдвое меньше, чем в прошлом году): Книжных серий тоже открываем мало: за год было открыто только 8 детективных книжных серий (в то время, как в прошлом году 27).
Грустно это, друзья. С таким отношением к делу наши любимые сыщики ни одного преступления раскрыть не смогли бы.
Но не всё так плохо. У нас появилось 34 новых подписчика (на 19 больше, чем в прошлом году), 3 новых автора (на 1 больше, чем в прошлом году, правда, все они молчат, но надежда есть), регулярно выходят обзоры новинок детективной литературы, база активно пополняется жанровыми журналами, страницы которых планируется доводить до открытия.
Главную же бочку меда в текущем году приготовили для нас библиографы сайта. Ими составлены и открыты 16 (!) библиографий авторов детективной литературы. Не менее впечатляют результаты работы раздела премий, специалисты которого подготовили и открыли 9 премий в области детективной литературы, а также существенно пополнили и обновили страницу "Премии Ниро Вульфа", открытой в прошлом году. Благодаря работе администраторов из этих двух разделов рубрика существенно укрепила свои позиции на сайте. Нам есть на кого равняться, коллеги.
Ниже приводится список новых материалов рубрики за год (кроме книжных серий, по которым выходят отдельные обзоры):
Год Желтой Свиньи был не самым легким для сайта. Мы понесли несколько тяжелых потерь. Надеюсь, что Белая Металлическая Крыса будет к нам более благосклонна, ведь металлические существа особенно любимы авторами и читателями фантастики, в том числе и детективной. Всех с наступающими! Всем здоровья, благополучия материального и душевного, побольше интересных книг и радости творчества!
Карел Чапек. Собрание сочинений в пяти томах (издательство "Гослитиздат", годы существования 1958-1959) — персональная серия чешского писателя и драматурга Карела Чапека, в которую включена избранные крупная художественная проза и рассказы, драматургия, эссе о литературе, очерки, сказки, путевые заметки.
Л.Пантелеев. Собрание сочинений в четырёх томах (издательство "Детская литература (Ленинградское отделение)", годы существования 1983-1985) — персональная серия советского писателя и драматурга Л. Пантелеева, в которую включена вся крупная художественная проза, драматургия, педагогическое произведение для родителей, избранные повести, рассказы, статьи и очерки о писателях.художественная проза и публицистика автора.
Мир приключений (издательство "Правда", годы существования 1986-1993) — ориентированная на подростков серия книг приключенческого, детективного и фантастического жанров, в рамках которой выпускались как известные, так и по каким-либо причинам не слишком хорошо знакомые массовому читателю романы, повести и рассказы зарубежных, советских и российских авторов.
Пиранья (издательство "Олма-Пресс", годы существования 2004–2007) — персональная серия российского автора Александра Бушкова, в которой издается цикл романов про военно-морского спецназовца с позывным "Пиранья".
Пиранья (2-е оформление) (издательство "Олма Медиа Групп", годы существования 2009–2010) — персональная серия российского автора Александра Бушкова, в которой издается цикл романов про военно-морского спецназовца с позывным "Пиранья".
Пиранья ("Абрис") (издательство "Абрис", год открытия 2018) — персональная серия российского автора Александра Бушкова, в которой издается цикл романов про про военно-морского спецназовца с позывным "Пиранья".
Библиотека мировой литературы для детей (издательство "Детская литература", годы существования 1976-1987) — серия переводной и российской классики, в рамках которой изданы произведения мировой художественной литературы для детей.
Великие группы (издательство "Амфора", годы существования 2015-2016) — серия документальных произведений англоязычных авторов о всемирно известных рок-группах.
Новый шедевр европейского детектива (мягкая обложка) (издательство "Эксмо", год открытия 2016) — подсерия книг в мягкой обложке в составе серии переводных современных исторических детективов и остросюжетных приключенческих романов, которая начиналась как персональная серия немецкого автора Оливера Пётча.
На этот раз Мастер создал классический детектив, без всякой фантастики, но с обширной научной составляющей. В химической лаборатории университета погиб аспирант-химик Ральф Ньюфелд при проведении химического опыта. Причиной смерти стал ядовитый реактив, оказавшийся в пробирке вместо реактива безвредного. Главным подозреваемым оказывается научный руководитель погибшего преподаватель химии Луис Брейд, который и выступает вынужденно в роли частного сыщика, проводя собственное расследование параллельно с полицейским детективом Джеком Доуни.
Когда расследование проводит частный сыщик, возможности использования технико-криминалистических средств ограничены — непрофессионал не имеет доступа к соответствующим экспертным учреждениям и не умеет надлежащим образом фиксировать вещественные доказательства, чтобы они могли быть использованы в суде и не отвергнуты по требованию адвокатов как недостоверные. В расследовании на первое место выходит психологическая составляющая. Мотив, возможность, средства — три фильтра, с помощью которых частный сыщик формирует круг подозреваемых.
В данном случае возможности и средства имелись у многих сотрудников факультета, поскольку практически каждый из них мог достать ключ от лаборатории, подменить препарат, выяснить порядок проведения опытов по специальным журналам. Возможность совершить преступление и средства к его совершению как фильтры для сужения круга подозреваемых не работали. Оставался только мотив — самый сложный для установления элемент, ведь он существует только в голове преступника и сам по себе никаких следов не оставляет.
В детективной литературе разработаны целые классификации мотивов. Кто-то сводит все криминальные побуждения к двум дефинициям: корысть и месть. Кто-то к трем: корысть, страх и наслаждение. Кто-то полагает, что любая преступная мотивация в конечном итоге завязана на жажду власти в широком смысле слова. Какую бы классификацию преступных мотивов не брать за основу, перед сыщиком встает главный вопрос: кому выгодна смерть жертвы? В случае с Ральфом Ньюфелдом ответить на этот вопрос оказалось весьма непросто, поскольку наиболее явный мотив — корысть — отметался сразу. Он не был богат, не ждал наследства, не страховал жизнь, чисто материально его смерть никому никаких выгод не приносила. Оставались мотивы личные и профессиональные. И здесь перед сыщиком встает следующий важный вопрос: что за человек был Ральф Ньюфелд?
Луис Брейд изучает окружение Ральфа, беседует с его невестой и девушкой, которая была раньше, но невестой не стала. Обе они работают на том же химическом факультете, одна аспирантка, вторая — секретарь декана. Обе имели возможность и средства и могли иметь мотив. Профессиональное окружение погибшего также вызывает вопросы: есть сосед по лаборатории, недолюбливавший Ральфа, есть бывший научный руководитель, с которым отношения были довольно неприязненными. Ральф Ньюфелд предстает человеком талантливым, работоспособным, амбициозныи, замкнутым и неуживчивым. Все, с кем он пересекался в рамках работы и вне ее, отзываются о нем скорее негативно, за исключением матери и невесты.
Жизнь Ральфа Ньюфелда практически вся проходила на факультете. Мир университетского научного сообщества разворачивается широкой картиной — очень непростой мир, полный интриг, страхов, зависти — настоящий серпентарий, который Луис Брейд почему-то рассматривал как тихую заводь для себя, где можно укрыться от суеты и спокойно заниматься научной работой. Если бы не дуновение смерти рядом, вряд ли этот человек смог бы оценить подлинный характер окружающей его профессиональной тусовки. Слишком далек он был от интриг и страхов коллег. Настоящая белая ворона, витающая в облаках. Смерть аспиранта заставила приземлиться и объективно оценить научное окружение, вникнуть в расстановки сил и влияний. Описание научного сообщества в романе столь же интересно, как и собственно детективная линия. Тем более, что Автор сам варился в таком же котле и знал то, о чем пишет.
Когда в расследовании не участвует криминалистика, главным инструментом становятся так любимые Эркюлем Пуаро "серые клеточки". У преподавателя университета клеточки эти весьма тренированные, так же, как наблюдательность и память. Люди говорят, сыщик слушает, запоминает, сопоставляет. В конце концов из плотной массы слов проступают те, которые диссонируют с остальными. Один человек сказал то, чего не должен был говорить. Другой человек припомнил случайно услышанный диалог, допускающий неоднозначную интерпретацию. Всё это не имело прямого отношения к убийству, говорили совсем о другом, причем разные люди и о разном, но за шумовой завесой слов проступила тоненькая ниточка лжи. Ухватившись за нее, можно было распутать сложный клубок разнородных мотиваций и найти тот узелок, который и стал поводом к преступлению.
Преступление в чём-то сродни научной проблеме. Наблюдая реакцию среды на воздействия определенного рода, сыщик и ученый делают вывод о действиях людей или препаратов, предшествующих проявленной реакции. Луис Брейд оказался хорошим сыщиком, хотя и вел расследование впервые.
Вот только понять мотив преступника и воссоздать в воображении картину преступления недостаточно для привлечения виновного к ответственности. Суду нужны доказательства. Это вторая проблема, с которой сталкивается частный сыщик. Самый эффективный, а в данном случае и единственно возможный способ ее решения, — провокация. Преступника надо заставить проявить себя: признаться, напасть, сделать попытку уничтожения того, что считает уликой, совершить какое-то иное действие, которое суд однозначно истолкует как признание вины. И Луис Брейд создает такую ситуацию, а полицейский детектив ему подыгрывает, причем экспромтом. Два сыщика — профессионал и вынужденный защищаться дилетант, но с научным складом мышления — независимо друг от друга прошли параллельными путями и, оказавшись в точке рандеву с возможным преступником, которого нечем припереть к стенке, сработали как напарники. Причем у Азимова это получилось столь же достоверно, как и описание околонаучных интриг.
Сильной стороной данного детективного романа является внутренняя логика сюжета. Внимательный читатель придет к тем же выводам, что и оба сыщика, как только поймет смысл одной из двух ключевых фраз причастных лиц. Личность преступника остается скрытой до финальной сцены, поскольку Азимов умело вплел в повествование профессиональный научный сленг и разнес проговорки по времени и персонажам. Мы слышим фразу и понимаем ее, а второе значение долгое время ускользало даже от преподавателя химии. И даже когда второй смысл стал понятен, вопрос "кто убил?" не имел очевидного ответа. Когда же истина открылась, все кусочки сюжета логично выстроились вокруг нее.
Азимов написал хороший детектив. Луис Брейд в качестве сыщика сработал не хуже Эркюля Пуаро, хотя и гораздо медленнее, ведь для него это было личное расследование и в первый раз. Не случайно в издании 1991 года "Дуновение смерти" издано под одной обложкой с "Испанским сундуком" из цикла о расследованиях великого бельгийца.