Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «armitura» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 18 июля 2011 г. 16:11

О Яцеке Дукае в последнее время на любимом ресурсе доводилось слышать все чаще и что ж, первый же прочитанный рассказ подтвердил, что этот небольшой ажиотаж ни в коей мере не является преувеличением.

В «Сердце мрака» можно увидеть отголоски великого фильма Копполы «Апокалипсис сегодня», но это ни в коей мере не идет в минус. Потому что за узнаваемостью сюжетной линии стоит оригинальность подачи и новизна трактовки, а мир, описанный Дукаем в этой небольшой (50 страниц) повести по своей необычности, интересности и прописанности в легкую уделывает иные многотомные эпопеи. Космические базы «Третьего Рейха», посылаемые на верную смерть «недолюди», один из которых, оказавшись в Мраке, создает свою армию, свою религию со своим культом. Несмотря на сжатый объем, Дукай не забывает время от времени «угощать» читателя интересными подробностями своего мира, особенностями флоры и фауны Мрака (возможно, самые «вкусные» моменты повести, хотя берет она, безусловно, не этим), а кровавый ритуал Дьявола — очень впечатляющий эпизод.

Концовка, пожалуй, предугадывалась, но это ничуть не портит рассказ, наоборот, является логичным его завершением.

«Сердце Мрака» — отлично написано и не менее удачно переведено. Как и у Копполы, за первым слоем проступает второй, а там где-то еще проглядывают мысли, на которые я, пожалуй, постараюсь обратить внимание, когда буду перечитывать рассказ (а делать я это, несомненно, буду). Очень надеюсь, что Дукай еще появится на книжном рынке Одессы и я с удовольствием поставлю на полку как сборник его рассказов, так и полновесный роман. Что-то мне подсказывает, что его книги в моем дальнем ящике не залежатся.


Тэги: дукай
Статья написана 6 июля 2011 г. 11:22

Роман «Пожиратели мертвых» представляет из себя вольную историческую реконструкцию знаменитого эпоса о Беовульфе. Многие мифы имеют под собой абсолютно реальную основу и Майкл Крайтон попытался отразить основу, которая могла бы стать фундаментом легендарной истории.

Получился эдакий исторический приключенческий роман с элементами мистификации, в котором абсолютно реальные люди и события смешиваются с вымышленными персонажами. В частности, Ибн Фадлан, от лица которого ведется повествование — это абсолютно реальный человек, который в Х веке провел некоторое время среди викингов и описал их быт в своих работах. Майкл Крайтон периодически цитирует его в своем романе — и это, равно как и предисловие, как и комментарии составляют элемент некой мистификации.

Выстроен роман, кстати, довольно любопытно: сначала автор говорит, что текст — это древняя рукопись того самого Ибн Фадлана, потом рассказывает о истории этой рукописи (большая часть этой истории, кстати, прекрасно подходит и под реально существующую рукопись), а после текста оставил свои комментарии. А после комментариев — рассказ о том, как писался этот роман.

Ну и, собственно, сам роман... Не шедевр, но очень крепко сколоченный текст с интересными описаниями быта викингов. Причем тот факт, что текст рассказывается от лица стороннего наблюдателя, носителя совершенно другой культуры, позволяет взглянуть на этот быт со стороны, в чем-то ужаснуться, в чем-то восхититься.

Роман, кстати, был экранизирован («13-й воин» с Антонио Бандерасом в главной роли) и фильм прекрасно передают всю приключенческую составляющую (которая в книге, пожалуй, отодвинута на второй план), слегка теряя в психологизме и, особенно, реконструкции жизни норманнов. Впрочем, по-своему фильм тоже хорош, хотя роман, как это водится, лучше. Мне особенно понравился тот факт, что в книге нет особой эпичности, борьба викингов с вендолами по сути сводится к схватке двух племен. И на этом примере Майкл Крайтон хотел показать, как локальный конфликт, передаваясь из уст в уста, мог со временем трансформироваться в бой Беовульфа с чудовищным Гренделем и его матерью.


Тэги: крайтон
Статья написана 29 июня 2011 г. 16:49

"Книги крови" — это удивительный феномен в литературе ужаса. Я никогда еще не видел такой потрясающей эстетики темного, страшного и кровавого, как у Клайва Баркера. Его рассказы до предела насыщены безумием и разукрашены всеми оттенками красного, но этим поневоле начинаешь любоваться, настолько притягательны эти жуткие картинки.

Первая «Книга» в свое время буквально загипнотизировала меня, казалось, все бездны Ада разворачиваются у меня перед глазами, и невозможно было удержаться, и не заглянуть за край. Настоящее инфернальное зло проглядывало в отвратительных подземных Отцах из «Полночного поезда с мясом», в нечеловеческих ритуалах жителей небольших городков в «Холмах, городах», в людях, скармливавших своих друзей свиньям в «Свином кровавом блюзе». Каждый из этих рассказов до сих пор стоит у меня перед глазами, они отвратительны в своей кровавости и своем безумии, но они, безусловно, талантливы и по-своему притягательны. Как те самые ценобиты из баркеровского «Восставшего из ада» они причиняют немыслимые страдания, но вместе с тем дают ни с чем не сравнимое наслаждение, от которого нет сил отказаться.

Каждая новая книга – это карнавал химерных образов, в которых проглядывает то жуткий Кэндимен, то обезьяна-убийца в плаще и шляпе, то студент, исследующий границы страха, то утопленники, то взбунтовавшиеся части тела. Я не знаю, каким образом Баркер смог найти настоящую поэзию во всем этом, но она там есть.

Рассказы Баркера часто иррациональны – даже по меркам мистической литературы (чего стоит, например, рассказ о том, как душа убитого человека вселяется в саван и мстит своим убийцам), они – словно зарисовки, отдельные босховские фрагменты гигантской картины до предела наполнененного жестокостью и кровью мира.


Тэги: баркер
Статья написана 3 июня 2011 г. 00:12

"Люди Икс" всегда стояли немного особняком в работах знаменитой комикс-студии Marvel.

Огромное количество персонажей, многие из которых время от времени выходят на первый план, сложная разветвленная вселенная, в которой экшен подчас соседствует с практически шекспировскими трагедиями, в которой есть место верности и предательству, в которой главгад — не вселенское суперзло, а искалеченный человек, потерявший все в детстве и годами выживавший исключительно благодаря желанию отомстить.

Такая первооснова — благодатная, но, вместе с тем, очень сложная почва для экранизаций. Множество персонажей, у каждого из которых есть своя история, и каждый из которых развивается по ходу действия. Такое в принципе невозможно уложить в один фильм — и потому на совести режиссера лежит сложнейшая задача увязать все, что нужно, в один сюжет, и при этом не оставить многочисленные хвосты, о которые зритель будет спотыкаться при просмотре.

Брайан Сингер, снимавший первые два фильма, сделал все просто идеально — его фильмы были предельно кинематографичны, его персонажи были на своих местах, он не пытался объять необъятное, стараясь вместить всю историю в отведенный ему хронометраж. Подхватившие проект режиссеры Раттнер и Гэвин Худ сделали все, чтобы низвести сложную и красивую вселенную в рамки обыденного комиксового мусора, а потому от фильма Мэттью Вона зависело очень и очень много.

Мне кажется, абсолютно правильным было решение сделать приквел — рассказать о том, как все начиналось. Потому что это тоже очень интересно, это тоже своя драма, это история дружбы и того, как амбиции и боль одного эту дружбу сломали. Мэттью Вон постарался на славу, он смог показать настоящую историю, а не набор спецэффектов, кое-как слепленных на коленке собранными диалогами. Другое дело, что без мелких огрехов, к сожалению, не обошлось...

Те самые хвосты, которые надо тщательно подбирать, когда работаешь с такой запутанной историей, кое-где все таки вылезли. Наверное, Вон постарался слишком много внести в фильм, показав все развитие отношений Чарльза Ксавьера и Магнето в отдельно взятые два часа. В итоге не хватило на дружбу и, как результат, немного скомкали вражду. Да и в рамках общей концепции сериала сценарий несколько хромает. По канону Чарльз и Магнето вместе основали школу, Магнето помогал профессору Ксавьру строить Церебро, а здесь Вон их слишком быстро развел по разные стороны баррикад. В итоге те тридцать-сорок лет, которые прошли между действием этого фильма и историей, рассказанной Сингером в первых "Людях Икс" оказываются просто потерянными.

Изначально мне тяжело было увидеть в Джеймсе Макэвое и Фассбиндере тех самых Ксавьера и Магнето, уж очень я привык к гениальным образам, созданным Стюартом и Маккеленом, однако молодое поколение не подвело режиссера, убедительно сыграв свои роли, чего не скажешь, например, о молодой и талантливой Дженнифер Лоуренс, у которой за плечами теперь не только номинация на "Оскар", но и проваленная роль Мистик.

И тем не менее, ни эти небольшие огрехи, ни сценарные "комки", ни даже местами откровенно слабо нарисованные спецэффекты (честное слово, снятые в 2003 году вторые "Люди Икс" смотрятся в этом плане на шаг или два впереди) не могут испортить того удовольствия, которое получаешь от хорошо рассказанной интересной истории. Мэттью Вон проявил себе как режиссер с изрядной кинематографической фантазией и отменным чувством юмора ("Пипец", "Звездная пыль", "Слоеный торт"), а сейчас он доказывает, что и сложный фильм на пересечении драмы и фантастического боевика ему совершенно не чужд. А что случилось с Баньши, как Мистик дошла до того, что стала травить своего "брата" Ксавьера в его Церебро, куда подевался Хавок и где пропала Ангел, а также многое другое, надеюсь, нам расскажут в других фильмах по этой замечательной вселенной.


Статья написана 23 мая 2011 г. 23:28

Открытию на фантлабе этой чудесной серии книг посвящается.

Прекрасная приключенческая серия, читал с огромным удовольствием.

Альфред Шклярский, очевидно, человек с поистине энциклопедическими познаниями. Приключения Томека Вильмовского на разных континентах позволяли ему в красках живописать флору и фауну региона, оказавшегося в центре внимания, культуру и особенности племен, интересные исторические сведения.

Именно с «Томека», а не с Фенимора Купера, в детстве началось мое увлечение индейцами, настолько интересно о них рассказано в «Томек на тропе войны» (индейцы Северной Америки) и «Томек у истоков Амазонки» (соответственно, Южной), с которой я в свое время начал знакомство с этими удивительными книгами.

На мой взгляд, это пример того, как стремление автора насытить текст множеством интересной краеведческой информации ни в коем случае не идет во вред собственно сюжету. Приключения Томека на самом деле увлекательны, сюжет держит в напряжении, а персонажам часто приходится проявлять чудеса героизма, смекалки и взаимовыручки. Вообще герои книги — это отдельная история. Они сквозные, сплоченная группа друзей, которым частенько друг ради друга приходится идти на смертельную опасность. Их верность друг другу, их готовность прийти на помощь в любой ситуации для маленького меня во многом были примером той самой настоящей дружбы, к которой нужно стремиться. Неунывающий боцман, любящий крепкий ром и крепкие же шуточки, энциклопедист Смуга, человек, обладающий необычайными познаниями. И, конечно, Томек, парень с неуемной жаждой жить и узнавать новое. Я очень скучаю по ним иногда. При этом я понимаю, что книги это все-таки подростковые и сейчас, подозреваю, я не получил бы от них того удовольствия, так что я предпочитаю лелеять свою ностальгию и вспоминать, как же это было.

Да, в книгах прослеживается некоторая заполитизированность, но ее там не так много — и там очень много любви к этому прекрасному миру, так что мне это читать совершенно не мешало. Прекрасная приключенческая серия для подростков, которую можно поставить на одну полку с книгами самых видных классиков этого жанра — Фенимором Купером, Луи Буссенаром, Жюлем Верном и другими...





  Подписка

Количество подписчиков: 139

⇑ Наверх