«Люди Икс» всегда стояли немного особняком в работах знаменитой комикс-студии Marvel.
Огромное количество персонажей, многие из которых время от времени выходят на первый план, сложная разветвленная вселенная, в которой экшен подчас соседствует с практически шекспировскими трагедиями, в которой есть место верности и предательству, в которой главгад — не вселенское суперзло, а искалеченный человек, потерявший все в детстве и годами выживавший исключительно благодаря желанию отомстить.
Такая первооснова — благодатная, но, вместе с тем, очень сложная почва для экранизаций. Множество персонажей, у каждого из которых есть своя история, и каждый из которых развивается по ходу действия. Такое в принципе невозможно уложить в один фильм — и потому на совести режиссера лежит сложнейшая задача увязать все, что нужно, в один сюжет, и при этом не оставить многочисленные хвосты, о которые зритель будет спотыкаться при просмотре.
Брайан Сингер, снимавший первые два фильма, сделал все просто идеально — его фильмы были предельно кинематографичны, его персонажи были на своих местах, он не пытался объять необъятное, стараясь вместить всю историю в отведенный ему хронометраж. Подхватившие проект режиссеры Раттнер и Гэвин Худ сделали все, чтобы низвести сложную и красивую вселенную в рамки обыденного комиксового мусора, а потому от фильма Мэттью Вона зависело очень и очень много.
Мне кажется, абсолютно правильным было решение сделать приквел — рассказать о том, как все начиналось. Потому что это тоже очень интересно, это тоже своя драма, это история дружбы и того, как амбиции и боль одного эту дружбу сломали. Мэттью Вон постарался на славу, он смог показать настоящую историю, а не набор спецэффектов, кое-как слепленных на коленке собранными диалогами. Другое дело, что без мелких огрехов, к сожалению, не обошлось...
Те самые хвосты, которые надо тщательно подбирать, когда работаешь с такой запутанной историей, кое-где все таки вылезли. Наверное, Вон постарался слишком много внести в фильм, показав все развитие отношений Чарльза Ксавьера и Магнето в отдельно взятые два часа. В итоге не хватило на дружбу и, как результат, немного скомкали вражду. Да и в рамках общей концепции сериала сценарий несколько хромает. По канону Чарльз и Магнето вместе основали школу, Магнето помогал профессору Ксавьру строить Церебро, а здесь Вон их слишком быстро развел по разные стороны баррикад. В итоге те тридцать-сорок лет, которые прошли между действием этого фильма и историей, рассказанной Сингером в первых «Людях Икс» оказываются просто потерянными.
Изначально мне тяжело было увидеть в Джеймсе Макэвое и Фассбиндере тех самых Ксавьера и Магнето, уж очень я привык к гениальным образам, созданным Стюартом и Маккеленом, однако молодое поколение не подвело режиссера, убедительно сыграв свои роли, чего не скажешь, например, о молодой и талантливой Дженнифер Лоуренс, у которой за плечами теперь не только номинация на «Оскар», но и проваленная роль Мистик.
И тем не менее, ни эти небольшие огрехи, ни сценарные «комки», ни даже местами откровенно слабо нарисованные спецэффекты (честное слово, снятые в 2003 году вторые «Люди Икс» смотрятся в этом плане на шаг или два впереди) не могут испортить того удовольствия, которое получаешь от хорошо рассказанной интересной истории. Мэттью Вон проявил себе как режиссер с изрядной кинематографической фантазией и отменным чувством юмора («Пипец», «Звездная пыль», «Слоеный торт»), а сейчас он доказывает, что и сложный фильм на пересечении драмы и фантастического боевика ему совершенно не чужд. А что случилось с Баньши, как Мистик дошла до того, что стала травить своего «брата» Ксавьера в его Церебро, куда подевался Хавок и где пропала Ангел, а также многое другое, надеюсь, нам расскажут в других фильмах по этой замечательной вселенной.