Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «baroni» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 12 июня 2011 г. 12:01

Лорен Грэхэм. ИМЕНА БЕСКОНЕЧНОСТИ: подлиная история религиозной мистики и математического творчества


Центральный сюжет этой книги — соревнование французских и русских математиков, искавших новый ответ на один из старейших вопросов математики — на вопрос о природе бесконечности. Французская школа шла по пути рационалистических решений. Российские же ученые, в частности Дмитрий Егоров и Николай Лузин — основатели знаменитой московской математической школы — руководствовались совсем иными идеями. Они вдохновлялись религиозными прозрениями имяславия — мистического православного движения, заключающегося в особом почитании Имени Божьего и оформившегося первоначального в среде русских монахов на Афоне. После выдворения имяславцев с Афона в 1913 г. они оказались рассеяны по всей России, само же учение, однако, сохранило существенное влияние в среде интеллектуалов. Именно эта религиозная практика и послужила толчком для одного из крупнейших прорывов в математике, позволив русским ученым заглянуть в бесконечное и открыть дескриптивную теорию множеств.

Несмотря на то что книга посвящена становлению математической школы и ряду специальных математических проблем, она ориентирована на широкий круг читателей, интересующихся историей и философии науки, а также спецификой научного творчества. Авторы книги не ограничиваются описанием истории и психологии математической революции, предметом их повествования становятся идеологические амбиции, сексуальные комплексы, политические взгляды ее творцов и те этические дилеммы, которые им приходилось решать. Перед нами беспристрастный анализ, восстанавливающий те человеческие драмы, которые стояли за, казалось бы, стерильными формулами.

Юрий Трифонов. Время и место. (АСТ)

"Время и место" — самый личный, почти исповедальный роман Юрия Трифонова . Военное детство "сына врагов народа", учеба в литинституте, жизнь советского писателя — и ежедневное желание доказать себе, что — талантлив, достоин, честен с собой...

Роман был отвергнут редакцией при жизни писателя и издан посмертно с существенными купюрами. Я не специалист по текстологии изданий Трифонова, скажу только, что в посмертном трифоновском четырехтомнике (1987) "Время и место" напечатано в купированном виде. Добавлю, что "ВиМ" — один из лучших романов подсоветской литературы вообще. Из личного общения знаю, что, к сожалению, многие из фантлабовцев прошли мимо этого замечательного романа и мимо Трифонова вообще. Есть повод восполнить пробел. Из категории "читать обязательно".

Джон Коннолли. Книга потерянных вещей (ЭКСМО)

Притча, которую нам рассказывает автор международных бестселлеров англичанин Джон Коннолли, вполне в духе его знаменитых детективов о Чарли Паркере. Здесь все на грани — реальности, фантастики, мистики, сказки, чего угодно. Мир, в который попадает двенадцатилетний английский мальчик, как и мир, из которого он приходит, в равной мере оплетены зловещей паутиной войны. Здесь, у нас, — Второй мировой, там — войны за обладание властью между страшным Скрюченным Человеком и ликантропами — полуволками, полулюдьми. Само солнце в мире оживших сказок предпочитает светить в полсилы, и полутьма, которая его наполняет, населена воплотившимися кошмарами из снов и страхов нашего мира. И чтобы выжить в этом царстве теней, а тем более одержать победу, нужно совершить невозможное — изменить себя...

Под немцами. Воспоминания, свидетельства, документы. Историко-документальный сборник / Составитель К. М. Александров. – СПб.: Скрипториум

В историко-документальном сборнике "Под немцами" опубликованы воспоминания, свидетельства и документы, посвященные повседневной жизни населения, деятельности органов самоуправления, террору и вооруженной борьбе в разных областях Советского Союза в 1941-1944 годах.

В научный оборот вводятся новые источники, которые выявлены составителем в результате многолетних занятий в Гуверовском архиве Стэнфордского университета (Hoover Institution Archives, Stanford Univesity). Большинство материалов публикуется впервые. Особый интерес вызывают свидетельства о культурно-бытовом сближении местных жителей и оккупантов под влиянием вынужденного совместного сосуществования. На страницах книги возникает широкая панорама трагедии беззащитного гражданского населения и многообразия человеческих поступков в экстремальных условиях противоборства двух репрессивных систем.

Составитель сборника и автор научных комментариев — петербургский историк, кандидат исторических наук, специалист по истории сотрудничества граждан СССР и русских белых эмигрантов с противником в годы Второй мировой войны.

Виктор Бакин. Неизвестный Высоцкий. (Алгоритм)

Эта книга о том, как проходила оценка «явления Высоцкого» после его смерти. Что было сделано в стране и за рубежом, чтобы донести до людей огромное наследие, оставленное им, несмотря на короткую жизнь, как правда о поэте разрушала легенды о нём, как страна жила уже без него, но в то же время с ним, читайте в исследовании Владимира Бакина. Лучшая и наиболее полная на сегодняшний день биография Высоцкого, написанная автором из Даугавпилса. Выгодно (в информационном и стилистическом плане) отличается от "Высоцкого" из серии ЖЗЛ (автор Вл. Новиков)


Екатерина Дайс. Джон Фаулз и мистериальная традиция (Новая Касталия)


По мнению культуролога Екатерины Дайс, в книгах Джона Фаулза (1926–2005) находит отражение та реальность, которую принято называть мистической, герметической и сакральной. Феномен Фаулза помещается в контекст эзотерической мысли XX века, становясь на заслуженное место медиатора между популярной литературой и алхимическими трактатами. Тексты Фаулза сравниваются с творчеством его предшественников, современников и последователей, таких как Джеймс Джойс, Герман Гессе, Умберто Эко, Милорад Павич и Юрий Андрухович. Монографию дополняют эссе «Алхимик Андерсен», «Пол Бога», «Ирэн Цезарь», «Гностические мотивы в современной русской литературе».


Статья написана 9 июня 2011 г. 20:00

цитата
«Ей (России) нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства,

столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их

выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны, <...> где, наконец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности,

но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей ...»


Кто автор? какие предположения? (только, чур, не гуглить)


Статья написана 5 июня 2011 г. 20:14

Фотограф Люся Ганиева, проживающая в Голландии, сделала снимки одного из типичных умирающих в Иваново текстильных предприятий. На фотографии представлены работницы этой фабрики – все в халатах из ткани, произведённой тут же, производственные цеха и продукция. При этом «город невест» Иваново остаётся среди «чемпионов» России по соотношению женщин и мужчин – 1262 на 1000 соответственно.

цитата
"Недавно по телевидению прошла информация, что текстильщики получали 15-18 тысяч рублей, а сейчас получают 20-25 тысяч. Мы таких денег никогда не видели. При норме в 28 станков ткачиха, как правило, обслуживает 37, 47, 64, и даже 72 станка. При этом она получает 9-12 тысяч рублей. Представьте, сколько она получит, если будет обслуживать только станки по норме?

Наши работники завидуют пенсионерам. Если раньше пенсионер получал пенсию 132 рубля, а рабочий – зарплату в 250-300 рублей, то теперь все наоборот. Пенсионер получает 9000–10.000 тысяч на себя одного, а физически здоровые люди с детьми ведут нищенское существование".

http://ttolk.ru/?p=4574


Статья написана 5 июня 2011 г. 20:07

Нацбеста 2011:


Без сюрпризов, как и ожидалось.


Статья написана 4 июня 2011 г. 20:23
Л. Сигельбаум. Машины для товарищей (РОССПЭН)



Книга Л. Сигельбаума — это история российского и советского автомобиля с дореволюционных времен до наших дней.
Как объект индивидуальных желаний машина — в сущности, мобильная частная территория — всегда находилась в противоречии с коллективистской идеологией коммунистической партии. В последние годы существования СССР эти желания превратились в настойчивые требования. По мнению автора, попытки государства их удовлетворить повлекли за собой целый ряд компромиссов и уступок, приведших в конце концов к распаду страны.
Книга снабжена картами, иллюстрациями и предназначена для широкого круга читателей.


Евгений Головин. Там. (Амфора)


Эссеистика в книге «Там», как всегда у Евгения Всеволодовича Головина, свободна и не стиснута формой до омертвления, когда не остается права возразить. В первом разделе разобраны некоторые приметы новой западной лирики, устремленной к Абсолюты, к «Пустой трансцендентоности» (формула Гуго Фридриха), отлученной от читателя. Тончайший анализ «Имени» вещи, взаимоотношений числа и слова помагает понять тенденцию поэзии.Второй раздел — блистательное эссе-этюды о Бодлере, Рембо, Тракле. Завершает книгу подборка эссе-гротесков, заключительная миниатюра, «Эггоцентрик», написанная Евгением Всеволодовичем незадолго до смерти.

Александр Иличевский. МатематикАСТ


Герой романа Максим Покровский — талантливый математик, американский профессор. В результате многолетней работы он получает Филдсовскую медаль (аналог Нобелевской премии) и понимает, что взял вершину, которая ему не нужна. Оставив семью и преподавание в университете, он отправился за утраченными смыслами: в Сан-Франциско, Белоруссию, на юг России... И только на склонах красивейшего горного пика Тянь-Шаня ему удалось понять то, что не в силах объяснить цифры и формулы.

Питер Акройд. Хоксмур. (Corpus)

Обложка британского издания "Хоксмура".
Обложка для "корпусовского" издания выполнена Андреем Бондаренко и выглядит не менее эффектно.


Роман “Хоксмур” был написан в 1985 году и принес Акройду известность; многие до сих пор считают его лучшей художественной вещью писателя.
"Мрачная, внушающая тоску и ужас книга", — говорят о "Хоксмуре" критики. И еще: "Акройд пишет настоящий готический роман, где в мистическом тумане растворяются все идолы рационализма. Причем перед нами не «стилизация под готический роман», а, собственно, готический роман, но такой, каким его можно было написать в восьмидесятые годы прошлого века".

"Название романа — есть ни что иное, как фамилия известного архитектора конца XVII – начала XVIII века, швырнувшего в Лондон россыпь самых невозможных, неимоверных строений, которые только можно обнаружить в этом городе, полном нелепо-прекрасной архитектуры. И один из двух главных героев «Хоксмура» -- лондонский архитектор конца XVII – начала XVIII века, построивший, по удивительному (если верить Акройду, случайному) стечению обстоятельств, те самые церкви, что в реальности построил Николас Хоксмур. И фамилия второго главного героя книги, странным образом, как раз -- Хоксмур, только он не архитектор трехсотлетней давности, а современный (годам написания романа, 1980-м) детектив, расследующий загадочные убийства, совершенные у тех самых церквей, что…
Полностью ознакомиться с содержательной рецензией К. Кобрина можно здесь: http://www2.polit.ru/culture/2011/05/24/k...
Роман включен в перечень "100 лучших произведений хоррора" Стивена Джонса. За "Хоксмур" Акройд получил премию Уитберда (одна из самых престижных британских литпремий) и премию газеты "Гардиан".
Та часть романа “Хоксмур”, действие которой происходит в начале 18-го века, написана на языке того времени. Работая над книгой, Акройд провел несколько месяцев в Британской библиотеке, изучая документы интересующей его эпохи, пока не достиг умения свободно писать на раннем современном английском.

Юрий Милославский. Воздюбленная тень. (АСТ)


Юрий Милославский — прозаик, поэт, историк литературы, религиовед. С 1973 года в эмиграции. Защитил докторскую диссертацию в Мичиганском (Энн Арбор, США) университете на тему частной переписки А. С. Пушкина.
Автор романа «Укрепленные города» (1980; 1992), крайне «непочтительного» по отношению ко всему на свете — диссидентам, эмигрантам, мифологии советского человека и мифологии инакомыслящих; сборников рассказов «От шума всадников и стрелков» (1984) и «Скажите, девушки, подружке вашей» (1993). Перу Ю. Милославского также принадлежит целый ряд работ по истории Церкви, исследование о православной ветви рыцарского Ордена иоаннитов в России (2001), а также вызвавшие полемику воспоминания об Иосифе Бродском.
В России его проза была опубликована в начале 90-х — и с тех пор ни разу не переиздавалась. Книга избранных рассказов и повестей «Возлюбленная тень» — первая за последние двадцать лет. В сборник вошли роман "Укрепленные города", вызвавший острую идеологическую полемику, хотя сам автор утверждал, что это прежде всего "лав стори", повесть "Лифт", а также цикл рассказов "Лирический тенор" — своего рода классика жанра.

Екатерина Цымбаева. Грибоедов (ЖЗЛ, Молодая гвардия)


Это первая в России научно-художественная биография гениального автора "Горя от ума" Александра Сергеевича Грибоедова, блестящего музыканта, дипломата, записного острослова и любимца женщин. Книга, написанная на основе архивных документов, представляет собой достоверное описание жизни героя на широком фоне быта и нравов его эпохи, а также общественно-политической обстановки в России и на международной арене в первой трети XIX века.

Комментарии.Второе, дополненное, издание блестящего труда Елены Цимбаевой. Цимбаевский "Грибоедов" — это, своего рода. эталон современной биографической прозы. Я, честно говоря, устал, от бестолковых книг из серии "писатели о писателях". Варламов — Булгакове (вся фактология оказалась буквально списанном с фундаментального труда М.О. Чудаковой), Платонове (совсем-совсем плохо), Прилепин о Леонове, Быков о Пастернаке и Окуджаве. Наконец-то, профессиональный историк Ек-на Цимбаева, великолепно знающий и понимающий 19 век и "николаевскую эпоху", показала, как надо! Да, "Грибоедов" Цимбаевой в некоторых местах спорен, полемичен (впрочем, сама Ек. Николаевна этого и не скрывает), но, как говорится, почувствуйте разницу. Биограф-Быков, биограф Варламов и биограф Цимбаева. Земля и небо, стеклярус и алмаз.

Кино и глубинная психология. Юнгианский взгляд. Сборник. (МААП)


Какова роль архетипов в кино? Почему о кино говорят как о религии наших дней? В чем психотерапевтический эффект кино? Существует ли женский и мужской способы создания кино? На эти и многие другие вопросы отвечают авторы данного сборника – юнгианские аналитики. В сборник вошли впервые переведенные на русский язык статьи известных представителей современной аналитической психологии.

Интереснейший юнгианский разбор работ крупнейших режиссеров (ХичкоК, Кесьевский, Бергман, Тарковский, Аронофски, Альмадовар, Линч). Дома пролистал и остался очень доволен — великолепный сборник для всех ценителей искусства кино.
Фрагмент оглавления сборника под катом.








  Подписка

Количество подписчиков: 233

⇑ Наверх