Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Petro Gulak» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 31 октября 2011 г. 02:08

Добрые люди поделились публикацией в газете "Літературна Україна" (18 августа с.г.) — историей настолько потрясающей, что я не могу ее не пересказать.

В газету обратилась известная певица Нина Матвиенко, с которой связались прямые потомки княгини Ольги, хранители ее завета — а "если правильно его исполнить, это может дать возможность счастливой и процветающей жизни страны и народа". Упомянутый потомок по имени Лидия Владимировна пришла с Матвиенко в редакцию, но имя свое попросила не разглашать, опасаясь мести вышеуказанного председателя поскольку было уже немало попыток уничтожить ее семью. И вот что она поведала.

В 846 году (sic), стоя лагерем под Искоростенем, Ольга держала суровый пост, хотя и была беременна дочерью Златославой, и обращалась к Богу с молитвами. "Как пишут летописцы, вдруг все погрузилось в яркую, чрезвычайно слепящую тишину… Княгиня вдруг и сама как будто стала светиться. Все слышали голос, обращавшийся к Ольге, а она отвечала ему. Бог говорил с Ольгой и ее дочкой. Он рассказывал, что будет с нею и страной и что необходимо сделать, чтобы сохранить Род и законы, данные Им от сотворения мира".

(Надо сказать, что еще во времена Аскольда и Дира закон сохранения чистоты Рода соблюдался свято: на одном из островов возле Киева регулярно собирались каганы разных стран и приглашали нейтральную сторону – как правило, караимов; туда приносили ребенка из Первородного Рода, и все каганы подтверждали его происхождение. В связи с этим уже в наши дни были сделаны генетические анализы "наследницы Лидии Владимировны" – в Петербурге и в США. И что вы думаете? "Оба анализа были подтверждениями друг друга"!)

Все, что Бог открыл Ольге, сохранил летописец Григорий Черноризец, а затем перенес на серебряные пластины, которые сохранились до нашего времени у Хранителей Рода. Написаны они, как утверждает "Літературна Україна", "болгарской кириллицей". Вот копия фрагмента с официального сайта потомков Ольги:




Статья написана 20 октября 2011 г. 01:13

Я редко читаю "актуальную литературу" этого года (отлежится — глядишь, и без нее обойтись можно), поэтому только сейчас прочитал книгу, с которой все сознательные украинские критики познакомились еще в 2010-м, — "Ворошиловград" Сергея Жадана.

Современная украинская проза, как правило, не вызывает у меня сколько-нибудь сильных чувств. Я вижу объективные достоинства книг Винничука, Пагутяк, Матиос, Прохасько, — но не могу сказать, что они меня задевают. Пожалуй, со времени "Рівне/Ровно" Ирванца (2001) "Ворошиловград" — первый украинский роман, который меня зацепил эмоционально. И сильно зацепил.

Подробности — в будущей колонке для "Нового мира", а пока что — общие соображения.

Прежде всего, о чем эта книга — фабульно. Простая история: харьковский пиарщик-политтехнолог Герман Королев узнаёт, что его брат, живший на родине, в маленьком городе на Луганщине, внезапно и неизвестно почему уехал в Голландию, оставив на произвол судьбы свою автозаправку. Герман возвращается в безымянный городок — и остается там навсегда, встречая старых друзей и вступая в конфликт с местной мафией. Просто и банально — и, конечно, книга вовсе не о том.

О чем же? Перелистывая рецензии, я убедился, что большинство критиков читало явно какой-то другой роман — или вообще ограничилось просмотром аннотации.

Это роман не о Ворошиловграде — заглавный город упоминается всего раза три и является, как устало пояснил автор в интервью, "метафорой прошлого".

Это не реалистический роман — не более, чем книги Гарсиа Маркеса, то есть с прибавкой "магический". Жадан видоизменяет традицию украинской "химерной прозы", отказываясь от традиционного для нее этномифологического колорита. Просто — герой, возвращаясь домой, незаметно переходит на Ту Сторону (а как же, незаметно: по дороге он получает и съедает плод граната — какая еще отсылка к мифу о Персефоне нужна? а ни в одной рецензии это, кажется, даже не упомянули). Там — играют в футбол те, кто давно уже умер. Туда на деньги анархистов-эмигрантов приезжает чернокожая исполнительница спиричуэлс и исчезает без вести, о чем рассказано в книге "История и упадок джаза в Донецком бассейне". Там движутся с востока на запад монголы, стремясь в землю обетованную — Европейский Союз. Там может не происходить ничего сверхъестественного, но ощущение непреходящей странности висит в воздухе. Местный пресвитер-штундист пышет огнем изо рта. А "поездка в Голландию" — эвфемизм смерти, о чем тоже ни один критик отчего-то не написал.

Это не роман ностальгический — в нем нет тоски по Советскому Союзу, по лихим девяностым, разве что по собственной юности.

Это не шедевр — но очень смешная, очень лиричная и очень личная книга, в которой пафос уравновешивается здоровой иронией. Книга, очень важная для современной украинской литературы. Не только потому, что она наметила новый путь развития "химерной прозы" (восходящий, впрочем, к "Ирию" Володимира Дрозда). По инерции "Ворошиловград" в России читают как умный роман о бандитских разборках, а у нас — как историю о прощании с советским прошлым. А ничего подобного. "Ворошиловград" — не анти- и не постколониальная литература; и "постсоветская проза" только в том смысле, что написан роман на девятнадцатом году независимости. Жадан отбрасывает то, на чем стояла украинская литература последних десятилетий, от Подервьянского до Забужко: пора было сказать, что ЭТО уже неактуально. Прошлое — прошло; былое важно для человека, а государство... да государства и вовсе не существует в романе. Нужно думать о том, как жить теперь, а не бесконечно оглядываться на минувшее, с проклятьями или сожалениями.

Герои Жадана защищают свою землю и своих людей — но эта земля не восточная Украина и не западная, а просто — Украина. "Ворошиловград" преодолевает пресловутое разъединенире двух половин страны так естественно, будто его и вовсе не существует. Вот наша страна, вот мы — "и нет между вами врагов", как говорит пресвитер в финале. Мы — украинцы, то есть те, кто не мыслят себя без этой земли и готовы ее защищать от тех, кто возомнил, что может творить с ней что угодно. Своих мы не предаем, даже если они предали нас. Никакой ксенофобии, никакого изоляционизма. "Благодарность и ответственность" ("вдячність і відповідальність"), вот и всё. Это еще не реальность, данная нам в ощущениях, но — единственная внятная идеология для современной Украины; это и есть квинтессенция Майдана, что бы ни врали о нем тогда и теперь, — и не случайно Жадан в 2004-м был комендантом палаточного городка в Харькове.

"Ворошиловград" — очень нужная книга: каждый раз, когда кажется, что "ниже нельзя сидеть в дыре", оказывается, что Украина все-таки жива. Повод для сдержанного оптимизма.


Статья написана 16 октября 2011 г. 00:01

...или Немного о борьбе с библиотеками.

По книге А.И. Рейтблата "Как Пушкин вышел в гении" (НЛО, 2001, с. 40-41).

А.Н.Оленин, директор Императорской публичной библиотеки, заметил, что петербургские купцы зачастили в подведомственное заведение и разобрался в причинах этого: оказалось, гостинодворцы приходят читать свежие газеты. Оленин возмутился и велел — "новые ведомости, которые можно везде и дешево доставать", на руки в библиотеке не выдавать! Затем господин директор решил, что библиотека должна еще и воспитывать хороший вкус и распорядился: "площадных повестей, гадательных книг, романов, журналов и других тому подобных (...) сочинений без особого разрешения начальства (...) никому не выдавать, ибо охотники сего рода чтения могут подобными книгами заниматься в частных читальных библиотеках". В результате посещаемость библиотеки упала примерно впятеро.

В 1831 году министр внутренних дел А.А. Закревский направил гражданским губернаторам циркуляр, рекомендующий создавать публичные библиотеки. "Комплектование, — комментирует Рейтблат, — предполагалось осуществлять за счет безвозмездной присылки правительственных изданий и за счет даров издателей и авторов". На призыв Закревского откликнулись многие издатели и литераторы — Смирдин, Греч, Полевой. А возмутился — Булгарин: "Ныне литература наша бедна, литераторов весьма мало (...) потому что учеными трудами невозможно пропитаться. Истинным патриотам, радеющим о распространении просвещения в отечестве, прежде всего надлежало бы подумать, каким образом доставить литераторам средства иметь жизнь независимую. Это одно возвысит словесность и распространит просвещение в России (...) Но если бедные литераторы должны будут безвозмездно наполнять библиотеки кровными трудами, то кончится тем, что не будет ни читателей, ни библиотек!". Его пример другим наука.

А попытки устроить добровольную подписку на нужды библиотек провалились: в Симбирской губернии, например, пожертвовали всего 24 рубля серебром. Что показательно.


Тэги: цитаты
Статья написана 10 октября 2011 г. 01:10

Может быть, самая странная книга, которую я прочитал за последнее время, — роман Йена Макдональда "Король утра, королева дня". Книга эта впервые вышла в 1991 году, переиздана в 1992-м — и больше не перепечатывалась, хотя и получила несколько премий. Что и понятно: чтение... ну да, странное, как и было сказано, и даже блестящая, безумная, чрезмерная "Дорога Опустошения" меня к этому не подготовила.

Ранний Макдональд — не столько изобретатель, сколько интерпретатор; и если "Дорога", в которой он перенес Макондо на Марс, справилась с двойным грузом, то "Король утра...", снова и снова отсылающий к "Маленькому, большому" и "Лесу мифаго", боюсь, надорвался под ношей неизбежных сравнений. Конечно, Краули несравнимо лучше (в том, что касается правильного финала — тоже); конечно, Холсток был куда худшим стилистом, но сама концепция "мифаго" оказалась достаточно новой и интересной, чтобы выстроить текст.

Чем же примечателен на этом фоне Макдональд? Почему "Король утра" читался с большим удовольствием и увлечением и в итоге оставил такой привкус разочарования?




Статья написана 3 октября 2011 г. 19:36

Innovation Starvation by Neal Stephenson

"Any strategy that involves crossing a valley—accepting short-term losses to reach a higher hill in the distance—will soon be brought to a halt by the demands of a system that celebrates short-term gains and tolerates stagnation, but condemns anything else as failure. In short, a world where big stuff can never get done."





  Подписка

Количество подписчиков: 221

⇑ Наверх