(Заголовок бесстыдно украден у ЖЖ юзера gerberga.)
23 ноября "Доктор Кто", как известно, отмечает полувековой юбилей. И, кажется, самое время дать ответ на вопросы, которые рано или поздно возникают перед каждым поклонником сериала: а нужно ли смотреть так называемый "олд-скул" (то есть серии до перезапуска 2005 года)? все-все 696 серий? или все-таки можно не все?
Ответы мои, разумеется, субъективные, что в дальнейшем не оговаривается. Под катом — умеренные спойлеры и рекомендательный список "Олд-скул для начинающих". Только для тех, кто смотрел все семь новых сезонов!
Итак, нужно ли? И да, и нет.
Нет, потому что "нью-скул" безусловно превосходит старый сериал почти по всем параметрам, начиная с главных — сценарии, актерские работы, режиссура, музыка. "Почти" — потому что два преимущества у "олд-скула" все-таки есть. При нищенском бюджете и грошовых спецэффектах в сериале было куда больше других миров, чем теперь, когда почти все действие вращается вокруг Земли (но бюджет был нищенский и спецэффекты грошовые, да). И куда большим было разнообразие спутников: не только лондонские girl next door, но и выходцы из древней Греции, викторианской Англии, Галлифрея, иной вселенной и т.д., и т.д. Но в целом — новый сериал с легкостью перемахнул все достижения старого и пошел дальше, не забывая о своем прошлом. Вполне в стиле Доктора.
Да, потому что Доктор един во всех своих одиннадцати (12-ти? 13-ти?) воплощениях. Если Расселл Т. Дэвис в основном ограничивался легкими намеками на прошлое сериальной вселенной (Десятый вскользь сообщает Марте, что давненько не реверсировал полярность нейтронного потока — чем так любил заниматься Третий), то в сериях Моффата кое-что просто не понятно без знакомства с классикой (кто такой Бригадир, почему его смерть так ударяет по Одиннадцатому и откуда взялась Кейт Стюарт), а кое о каких поворотах сюжета можно догадаться, увидев подмигивание в адрес старых серий. Так, "национальность" Ривер Сонг легко определяется еще в пятом сезоне, поскольку эпизод с управлением ТАРДИС один к одному взят из серии 1978 года "The Pirate Planet", где за штурвал становится тайм-леди Романа; да и слова Одиннадцатого о Ривер "She will be amazing" — слегка измененное замечание Четвертого о Романе из "Warriors' Gate". (Разумеется, Дэвис мог дать куда больше отсылок, но ему нужно было привлечь новую аудиторию. Infodump в начале фильма с Восьмым справедливо считается одной из множества ошибок этой неудачной серии.)
Чтобы ставить олд-скул выше нью-скула, нужен какой-то совсем другой inner child, чем тот, что живет во мне (где-то в ЖЖ пробегало: серию "Black Orchid" с Пятым пытались сымитировать в "The Unicorn and the Wasp", но, конечно, старая серия лучше! Нет, извините, лучше все-таки новая — и намного). Но, разумеется, и среди классических серий есть такие, просмотр которых доставляет чистое удовольствие, слегка приправленное ностальгией. Другое дело, что найти их среди 696-ти затруднительно — не в последнюю очередь потому, что бесчисленные списки "самого-самого лучшего из олд-скула" содержат чрезмерное количество серий скучных и глуповатых. Зато среди тех, которые традиционно зачисляются в "провальные" или второстепенные, нашлось несколько просто блестящих — например, "The Time Monster" с Третьим или "Mawdryn Undead" с Пятым ("Модрина" только упрямый Моффат называет "трагически недооцененным" — ну, еще бы, Стивен многому научился у этой серии). Скажу больше: и прославленный Четвертый Доктор, всеобщий любимец в полосатом шарфе, мне кажется очень переоцененным. Но — все в свое время.
Я смотрел далеко не все серии олд-скула, особенно первых двух Докторов. Поэтому некоторые пробелы неизбежны. Чтобы получить общее представление о старом сериале, рекомендую обратиться к публикациям на Фантлабе и в ЖЖ-сообществе.
Олд-скул состоит из почти семисот эпизодов, но только 156 историй, каждая длиной от одной до двенадцати (!) серий. Далее, для простоты ориентирования, указываю сквозную нумерацию сезонов и историй (напр., "Survival" — 26/155), а истории, для простоты же, называю сериями. Не запутайтесь.
Итак,
Первый Доктор.
Смотреть на него очень странно, приходится все время напоминать себе, что перед нами — по сути, подросток. тинейджер (по галлифрейским меркам, разумеется) с неустойчивой психикой. Его бесконечные "Хм-м?" и идиотское хихиканье довольно быстро начинают раздражать. О чувстве ответственности и говорить не приходится; зато гонору-то, гонору!.. Доктор не упускает случая назвать своего первого спутника, Йена Честертона, "молодым человеком" — и неудивительно, что именно Честертону приходится вытаскивать Доктора из всех ям, в которые тот радостно падает. "Back when I first started at the very beginning, I was always trying to be old and grumpy and important, like you do when you're young", — признавался Десятый, и это чистая правда.
Ко всему прочему, сериал только к семидесятым годам нашел оптимальный ритм: ранние серии чрезвычайно, чудовищно затянуты. Если герои попадают в какое-либо помещение (желательно, в тюремную камеру), они туда вернутся еще минимум раз, а лучше — три-четыре. Серию "The Daleks" (1/2) — семь эпизодов, два с половиной часа! — я смотрел в муках, только потому, что это, как-никак, первое появление далеков.
Конечно, обязательна к просмотру самая первая серия — первый эпизод "An Unearthly Child". Учителя Йен и Барбара решают проследить за очень странной ученицей по имени Сьюзен, у которой нет родственников, кроме дедушки, и оказываются на свалке, где стоит синяя полицейская телефонная будка. Доктор, возмущенный вторжением в свою приватность, решает продемонстрировать пронырам и маловерам, на что способна его машина, и отправляет ТАРДИС... неизвестно куда, потому что управлять ее перемещениями не умеет ("The navigation system's knackered, but you'll have much more fun", — как сказала Клара еще на Галлифрее). Соответственно, и вернуть Йена с Барбарой домой он не может (и не очень-то собирается), разве что ТАРДИС опять случайно окажется в Лондоне ХХ века. Приключения среди первобытных людей показывают разве что самоуверенность, эгоизм и жестокость Первого Доктора (он готов добить раненого, чтобы тот не задерживал движение), поэтому сразу переходим ко второй серии. "The Daleks", первый визит на планету Скаро. Здешние перечницы еще такие беспомощные, что питаются статическим электричеством, ездят только по металлическим поверхностям, совершенно не обладают периферийным зрением и даже не знают лозунга "Exterminate!" ("Extermination, then?" — с надеждой спрашивает один из них.) Серию можно пролистать, а мучиться над ней — не обязательно.
Зато неожиданно приличны две исторические серии — "The Aztecs" (1/6) и "The Romans" (2/12). В первой Доктор по молодости и наивности постулирует невозможность изменения истории ("But you can't rewrite history! Not one line!" — из этого и произрастет концепция "fixed points"); вторая — впервые в истории сериала снята как комедия и в этом смысле является предшественницей "The Shakespeare Code" и "The Unicorn and the Wasp". Доктор не лгал Марте, когда говорил, что не виновен в пожаре Рима, — но именно он ненароком подал Нерону эту идейку.
Есть еще несколько серий, в которых — как часто бывает в олд-скуле — исполнение не дотягивает до замысла. Смотреть не обязательно.
"The Dalek Invasion of Earth" (2/10) — скучновато и нелепо, как и все ранние серии с далеками; но именно здесь параллель далеки=нацисты наиболее очевидна, а кадры, в которых наши металлические друзья проезжают по пустому Лондону, стали классическими. Именно в конце этой серии Доктор прощается со Сьюзен, оставляя ее с женихом в XXII веке, и финальный монолог стал едва ли не самым знаменитым в старом сериале: " Believe me, my dear, your future lies with David, and not with a silly old buffer like me. One day, I shall come back. Yes, I shall come back. Until then, there must be no regrets, no tears, no anxieties. Just go forward in all your beliefs, and prove to me that I am not mistaken in mine". В девяностые годы слова "Yes, I shall come back" повторяли как мантру — и Доктор вернулся.
"The Space Museum" (2/15) — любопытная посылка: Доктор и его спутники видят свое ужасное будущее и пытаются его предотвратить, хотя, возможно, своими действиями только приближают его. Доктор, прячущийся внутри полого футляра далека, — еще один знаменитый кадр.
"The Chase" (2/16) — далеки наконец-то изобрели машину времени и погнались за ТАРДИС. Нудно, хотя некоторые эпизоды стали классическими: Доктор подсматривает за беседой Шекспира и королевы; концерт битлов (по иронии истории, из его телезаписи сохранились только секунды, использованные в "Докторе"); далеки на борту "Марии Селесты".
The Time Meddler (2/17) — а это даже и неплохо. Подробности сюжета раскрывать не буду (там есть очень хороший сюрприз), скажу только, что монах XI века, в келье которого стоит граммофон, — монах, который глядит в бинокль, не плывут ли ладьи викингов на Гарольда Годвинсона, — этот монах... нет, не скажу.
Второй Доктор
Йен, Барбара и другие попутчики Первого Доктора сумели-таки его перевоспитать, и после реинкарнации он стал буквально другим человеком. (Разумеется, тут же раздались вопли зрителей: "Что это за клоун? Испортили сериал!")
Новая инкарнация Доктора, по сути, определила все последующие. Не ворчливый дедуля, а сверхэксцентричный дядька, манеру которого чаще всего характеризуют словом "mercurial": переходы от детского любопытства к строгой сосредоточенности и холодной ярости — они как раз оттуда, из эпохи Второго. Однако, при всем обаянии этого Доктора, ему не повезло, причем дважды. Во-первых, со сценариями — те немногие серии, которые я смотрел, интересны разве что отдельными сценками да сменой выражений на лице Патрика Тротона. Во-вторых, многие истории (в том числе, видимо, лучшие) просто не сохранились; кое-что потихоньку находят и восстанавливают.
Серия "The Tomb of the Cybermen" (5/36) в свое время напугала шестилетнего Моффата, и отсылки к ней очевидны в "Army of Ghosts" и "Nightmare in Silver", но по-настоящему хорош в ней только ответ Доктора на вопрос, помнит ли он свою семью ("Oh yes, I can when I want to. And that's the point, really. I have to really want to, to bring them back in front of my eyes. The rest of the time they sleep in my mind, and I forget"; важны не так слова, как интонация). И еще — в этой серии доктор случайно сталкивается с командой археологов, которая лезет в запечатанное помещение; да, Моффат "вырос и не забыл". "The Mind Robber" (6/45): все превозносят, а как по мне — что-то вроде "АБВГдейки", только хуже. Но упомянуть должен.
Словом, если вы хотите получить представление об обаятельном и очень важном в истории сериала Втором Докторе, посмотрите свеженайденную историю "The Enemy of the World" (5/40), благо в ней Тротон смог развернуться. Он играет и Доктора, и его двойника — землянина, который претендует на мировое господство. Далеко не шедевр (я бы даже сказал — штамп на штампе), но по-своему увлекательно.
Дальше будет лучше.