Главная проблема читателя в восприятии пелевинских текстов (у автора уже нет никаких проблем, он в нирване вторую дачу строит), так, что мистик сшивает персонажей и образы вещей из метафизических лоскутков.
/Матафизический лоскуток — обрывок мудрости, здесь постмодернистское переиначивание реальности с конкретным подвохом.
Словом, это намек, прикол, шутка, подначка, тонкое наблюдение или символическое обобщение — сделанное на самом живом материале нашей эпохи.
Пелевин — почище иных документалистов перелопачивает обыденность в поисках ярких шуточек и намеков.
Так вот — когда лоскутки удается сшить в нормальные образы, да еще эти образы движутся на экране компьютера (книга-то читается с экрана), оживают — идет попадание точно в мозг читателя и перепрошивка его психики.
Но для этого текст должен обладать такими практическими, почти плебейскими качествами, как целостность сюжета, завязка и развязка, а — самое существенное — сшитые образы должны подходить к размерам этого текста, как лицо на потрете подходит к величине холста.
Вот обманщица А Хули — да, сшитая их метафизических лоскутков и сырых, свежих интернет-мемов — жила на страницах "Священной книги оборотня" от третьей до последней страницы.
Рама который Рома — тоже герой романа, причем безо всяких шуток.
А если это правило не выдерживается, то получаются Последние Песни Политических Пигмеев Пиндостана или Ананасная вода для Прекрасной дамы — сборник рассказов, который не сборник рассказов.
Как так?
Я догадываюсь, что железные пальцы издательств угрожают даже астральному телу великого писателя, не говоря о его бренной плоти, оттого книги он вынужден подгонять под формат романов. Под кирпич. И две-три самые разные повести, которые рождаются под его пером за прошедший год — объединяются в единую историю (если вам кажется, что это утверждение вступает в противоречие с утверждением о второй астральной даче — перечитайте сами тексты Пелевина, там из нирваны выдергивают только так).
Проблема в том, что мелкие рассказы, объединенные в сборник — они как пуговицы величиной с один Вог. Герои мелькают в них, как в осколках зеркала.
А повести — они как блюда. Требуется раскрытие персонаже с его биографией и перспективами.
Вот селедка. Вот огурцы. Вот молоко. Угощайтесь, дорогие гости, намекает нам автор...
И начинается...
Отбрасывая все эти вежливые расшаркивания в сторону, получаем:
— первый кусок, в котором идет описание мистических птиц, охотящихся на создателя, вернее, на его "исполнительных киклопов" — история про современность, но ничего особенного — стандартный набор пелевинских лоскутков. При этом длинное и местами надоедливое описание блужданий второстепенного персонажа по мировой паутине — подготовка ко второй части;
— в этой второй части и содержится так крутизна и медок, благодаря которым многие любят тексты Пелевина. Автор попытался предсказать развитие интернетовской символики и образности. Как будет воспринимать интернет житель "Матрицы", который вполне знает, что он живет в матрице, порой может реально открыть глаза и посмотреть на внутренности своего жилого бокса? Это — да, это работа мастера. Тут и фантоматические спектакли Лема, и "Родственники" Брэдбери, и куча других идей и образов, которые стали базой для вполне самодостаточного мира
— третья часть, это короткая притча об ангеле, который держит души персонажей предыдущих повествований в
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
своеобразном варианте рая, но только не перед их выходом в мир, а перед окончательным уничтожением (если я правильно понял). Музей, совмещенный с домом престарелых
.
И еще какое-то количество соединительных кусков текста.
Единой судьбы не прослеживается, хотя есть намеки на другие тексты автора — всплывает Еврайх. Лоскуты собираются то в профиль. то в мускулистый бицепс, то в шаркающую походку. Но персонажи похожи на короткоживущие элементы — миг, и уже полураспад.
Итого:
— читать роман (?) стоит без всяких сомнений. Это как поход в литературный спортзал;
— от покупки книги, думается мне, многие воздержатся, и будут правы. Я, затарившийся и ранними рассказами, и двумя романа про вампиров, и священной книгой, и Снаффом — не стал брать 5П или Ананасную воду (хотя в ананасной воде две первосортные повести — и в другом сборнике я бы их взял). Короче, это проходная и местами откровенно мутная книга, которую автор забадяжил без вдохновения, только чтобы сохранить дружбу с издательством;
— общая оценка — 8
П.С. Многие ждали — чего там Пелевин про Украину скажет. Ну есть пара шуточек. Для отмазки и заманухи, не больше. Про Украину автор уже все сказал — в Снаффе. там большая и подробная антиутопическая модель, которую глупо повторять в каком-то другом произведении только потому, что она начала частично воплощаться...
Но есть в мире упорные люди, которые решили раздуть огонь старой идеи
Так появился сериал "Бессмертный".
Это не термоядерный "Никербокер", не отмороженная "Настоящая кровь", даже на "Горца" здесь пока нет замаха.
Люди, впрочем, стараются:
— есть темп (первая серия без темпа было бы вообще ужасно);
— присутствует щепотка юмора;
— видны условно батальные и условно исторические сцены. Сцена же крушения поезда уже даже не "условная", а весьма впечатляющая;
— у главного героя есть антагонист (прямые ассоциации с фильмом, где Брюс Уиллис изображал супергероя, а его противник пытался убить его не от злобы, а чтобы подчеркнуть величие Брюса );
— идея с сыном, который теперь старик — повторяет "Новый Амстердам".
Предположу (по одной серии явно неторопливого сериала тяжело делать выводы):
— размеренный темп, без лишней жестокости, все будет сделано, чтобы насладиться видами города;
— романтическая линия уже намечена, будет продолжена;
Драма, вдохновленная знаменитым произведением Дюма-отца: молодой и амбициозный воин Пак Даль Хян из дальней провинции стремится попасть на государственную службу и отыскать свою возлюбленную, а судьба в это время сводит его с тремя мушкетерами, которые станут ему друзьями и разделят с ним приключения и путешествия.
Страна: Корея Южная Вышел: 2014
Блин! Народ. Вы хотели сделать экзотическую историю по мотивам? Для чего полезли в корейскую старину?
Товарищи из Южной Кореи — у вас рядом есть Северная Корея. Там ведь можно отыскать такие зияющие высоты — челюсть с пола не подымешь. Можно смешать самую отчаянную клюкву с реалистичными схватками и эпическими видами из окна.
— начало пути Дар-Тан-Хона на желтом мопеде в Пхеньян;
— фехтование на автоматах Калашникова с примкнутыми штыками (патронов все равно нет);
— разборка с местной братвой на 72-м этаже недостроенной гостиницы;
— Великий вождь и учитель дает сорок талонов на бесплатные обеды в столовой (талоны — на тонких золотых пластинах);
— роман с американской шпионкой японского происхождения;
— поездка в Китай за туфлями для... (тут меня отпустило).
Итак, некая дама, работавшая медсестрой в госпитале — Вторая мировая за окном — после окончания войны и счастливого восстановления отношений с мужем, едет в Шотландию на свой второй медовый месяц.
Муж — джентльмен, помешанный на своей родословной.
И вот она видит церемонию местных любителей-друидов — и просыпается, блин она просыпается в 1743!
Вы знаете, что было в Шотландии в 1743?
Да — готовилось восстание. Да — конкретная резня и разборки, которые выплеснулись и на Англию... А в 1745-46 пошла обратка с очень серьезной зачисткой Шотландии и введением там капитализма...
Короче, нашу героиню встречает английский офицер с лицом её мужа, который обращается с ней не как джентльмен, а несколько хуже.
И тут ей на выручку приходит молодой шотландец и очень скоро она оказывается среди почти уже восстающих шотландцев.
В этой среде, где даже вывих толком вправить не умеют, дама с навыками медсестры смотрится чуть не круче Асклепия. А учитывая её знания в местной генеалогии — выбирает себе очень подходящий псевдоним. Правда, в конце второй серии её превентивно запирают по легким подозрениям в шпионаже.
Как гласит анонс сериала, героиня разрывается между двумя мужчинами — местным рыцарем (?) Джейми и её мужем, который остался в другом времени.
Сериал вышел на экраны 9 августа этого года.
А 18 сентября этого года — в Шотландии пройдет референдум о независимости (данный смайлик не относится к результатам голосования, а только к факту его проведения...).
Вот это я понимаю — рубят фишку создатели сериала. Причем надо посмотреть — они будут жестко отстаивать идеи единства Британии, буром переть за независимость Шотландии, попытаются резать правду-матку о тамошних исторических событиях, или же ограничатся фигами в карманах?
"Я прям волнуюсь" (с) /пока — умеренный реализм, который можно повернуть в любую сторону.../.
Если сравнить с отечественными попаданцами, которые облюбовали 1941-й (еще 1914 и много других дат, но там концентрация уже меньше), то видно очередные несколько лет в истории, очередной сюжет, который играет роль развилки на ж/д путях. Причем в реальности Шотландия в 1743-м мягко говоря уже ничего выиграть не могла. Даже если бы "молодой претендент" сел на трон — становление Британии, как мировой капиталистической империи разве что замедлилось бы. Новый король точно так же бы ввел капитализм... Я бы сравнил это с войнами в Риме времен поздней республики: кто бы не победил — сама республика была обречена. Но история одно, а восприятие её — совсем другое. Эти годы — последние в относительно реальной автономии Шотландии. И сражения тех лет привлекают внимание. Схожая точка "фантомной бифуркации" есть и у поляков — Варшавское восстание. Написали про него много (не всегда попаданчества), но сюжеты расходятся с реальностью "чуть более, чем полностью"...
То есть — через сюжет попаданчества в критические точки истории обществу комфортно переосмысливать свою историю.
Если говорить не о политической актуальности сериала, а о его художественных достоинствах, тут не все так ударно-оптимистично, хотя много светлых моментов:
— актеры справляются — образы они очертили, и те слова, которые произносят, как-то отражаются на их лицах (состав достаточно сильный — "английского офицера" я запомнил еще по роли Брута в "Риме");
— с декорациями и костюмами получилось сравнительно добротно. Я не костюмер-историк, но какие-то знаковые вещи показаны, замок (и еще живой, и уже разрушенный временем) смотрится впечатляюще, лошади, опять-же, присутствуют в количестве;
— из минусов (субъективная оценка) — манера подачи материала. Длинные отступления, в которых голос героини рассказывает о том, как она принимала решения, чем как думала, что вообще вокруг происходит и какое у неё с утра было настроение. "Дамский роман" в полный рост, который, вероятно, по мысли создателей, должен привносить неторопливость и способствовать рефлексии. Я знаю, что есть любители такой манеры, но для меня лишь очень немногие вещи, так поданные, обладают высшим знаком качества;
— на горизонте явно видится мыльный оттенок. Я не знаю, как все повернут создатели, и какую эпичность они обеспечили действию, но есть подозрения — дыры в бюджете съемок будут затыкать слезами и соплями... Если это подозрение окажется ложным — будут только рад.