Как защищается мечта? Не построенная — вроде собственной империи — а выдуманная от начала до конца? Уловками и финтами. Сотни страниц книги посвящены изощренным уловкам, когда загадка прячется в отражение, те хоронятся в тени, а тишина маскирует их всех.
Герой просыпается в идеальном мире, который настолько хорош, что совершенные образы в нем сидят как бы в ячейках-районах громадного города — иначе они передерутся между собой. И каждая ячейка — небольшой «мир-в-себе», где может царствовать менеджмент, или гангстеры, или коты, или просто тишина...
Первая часть — серьезнейшая социальная драма. В деградирующем мире, где американским школьникам рассказывают, что на Луну астронавты не летали — потому как космос накрылся и томографов по больницам нет — живет последний настоящий пилот. Он помнит, как горел в атмосфере, он великолепный специалист.
Но сейчас он вдовец, работает на ферме, у него дети, которые никогда не станут пилотами и даже в университет им поступить не суждено... Это все так похоже на некоторые бывшие республики СССР, где тоже переписывают историю и активно забывали/забывают про космос — что становится страшно. Показана универсальная модель деградации, когда лишь в семье и скромном труде человек еще может спасти себя (в любых смыслах), ему поневоле приходится окукливаться, отделяться от общества.
И вот по страннейшей наводке — герой получает шанс снова взлететь. Причем не для своего удовольствия, а для блага всего человечества. Его расставание с семьей — это драма высокого накала. Характеры отца и дочери прописаны и сыграны великолепно. И сюжет тоже универсален: он мог быть мобилизован и попасть на танк "Ярость" — расставание было бы в чем-то схожим. Потому что у героя призвание — он в тысячу раз лучший пилот, чем фермер. Семья остается без отца, но трубит труба — и он бросается в бой.
К драме — никаких претензий.
А вот вот космическая линия — это штампы 70-х. Картонные и беспощадные.
Это, я извиняюсь, "Через тернии к звездам" с новыми спецэффектами.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я не хочу оценивать возвращение пилота в программу полетов — пусть это та самая удача, которая раз в жизни позволительна даже разведчику.
Но все остальное...
Автор вместо того, чтобы представить себе, как будет деградировать, но и развиваться (какие-то проекты продолжают развиваться) наука в том времени — добросовестно взял образы из прошлого...
Секретный космодром — ояебундестаг.
Робот-шкаф, который вроде как подходит для службы в десанте? Вообще робот-шкаф-раскладушка, кубик Рубика с элементами искусственного интеллекта — при том, что антропоморфные роботы уже есть, и манипуляторы типа "рука" пошли в широкую серию. Это мрак...
Экспедиции "поштучные и редкие", при том, что космонавты практически не опираются на данные массы зондов, спутников — и вообще той технической мелочи, которая должна сыпаться в космос, как горох. Не верю. Да, можно было бы сказать, что не просто край с ресурсами, а вообще-совсем-точно край... Но у героя на ферме еще есть ноутбук, а в конце мы видим обжитой многокилометровый "бублик" в космосе.... Аналогии-то напрашиваются. Сколько марсоходов уже побывали на красных песках? А сколько людей?
Из-за отсутствия "свиты" спутников — экипаж корабля на каждой планете получает массу сюрпризов, которые элементарно рассмотреть их космоса.
Хитрый профессор, который решил, что будет колония, а с Земли не получится вывезти много людей — и отправил в экспедицию свою дочку... Слабо верю. В фильме вообще не отражена политическая составляющая обеспечения проекта "Лазарь" и прочих, а когда возникают вопросы такого уровня — люди начинают проверять самые разные факторы.
спуск в черную дыру — это фантастика в плохом смысле. Еще до преодоления горизонта событий черной дыры, корабль скорее всего был бы разорван/сплющен.
Я не спец по космосу, но что мы увидели бы скорее всего — доведи автор свои предположения до логического конца:
— проект не просто национальный (флаги США на планетах в другой галактике — это хорошо, но товарищи из Китая тоже хотят...), но сложносоставной многонациональный проект. Большой адронный коллайдер для космоса;
— внутри проекта грызня больше научная, но снаружи — политическая. В условиях умирающей Земли обеспечить создание космодрома может только диктатура со всеми вытекающими последствиями (а еще локальные войны, терроризм и прочее). При всех недостатках сериала "Манхэттен", обстановка внутри большой команды, которая работает над прорывным научно-техническим проектом — отражена на два порядка лучше. Да, я не удивился бы в команде детям "влиятельных сенаторов-протекторов" или "генеральных секретарей";
— корабль с людьми — это один из очереди автоматизированных кораблей, которые десятками, а может быть и сотнями гонят зонды, станции ретрансляции, усилители и т.п. Соответственно, герои идут в другую галактику "зряче", или получают кучу дополнительных данных с зондов, когда проскальзывают мимо черной дыры...
Да, тогда бы режиссеру стало сложнее увязывать физику и чувства, галактику и спальню девочки...
Претензий можно выставлять еще много.
Но что получилось хорошо — это Рыцарь Святого Контакта. Да, герой именно такой человек, причем космос видит в нем не шутовство и позор, как на Солярисе, а любовь и семейную привязанность. Эта тема раскрыта и отыграна на "5+".
Еще — несколько очень удачных "бытовых" моментов:
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
когда бейсбольный мяч преодолевает кориолисову силу (или силу того гравитатора, что был в "бублике"), и улетает в небо, а там разбивает окно — потому как наверху другая сторона, другие дома — это здорово.
Итого. Масштабная картина с очень сильной игрой актеров, в которой читается множество характеров. Серьезная социальная драма. И неудачная попытка создать эпос (замах мифотворца) на устаревших фантастических допущениях.
Величко А.Ф. "Инженер его высочества", "Генерал его величества", "Гатчинский коршун" и далее... — последнего тома не осилил совсем, да и первые шли по диагонали...
Когда в прозекторскую доставляют очередной труп, или когда хирург в очередной раз подходит к столу, где лежит живой, но жутко покалеченный пациент — рано или поздно жалость и ужас отступают, остается холодное и рациональное вопрошение "Что тут еще можно спасти"?
Это типично-стандартный попаданческий цикл романов, который начинается с излечения антибиотиками одного из великих князей — в реальности умершего от туберкулеза — а заканчивается большим банкетом в Зимнем дворце, в 1917-м, когда все проблемы не только Русско-японской, но и Первой мировой войны вообщем-то разрешены, победы одержаны, и можно немного расслабиться.
Из хорошего там есть:
— здравая мысль, что если вы изобретаете самолет, то противники скопируют его с отставанием в 2-3 года (японцы применили свои самолеты уже при начале войны 1904-го);
— противника не следует дожимать до предела, а скорее включать его в свою зону влияния (ту же Японию практически не объели по результатам войны, а сделали союзником);
— что сам по себе парламент без сопровождающей его целой тучи неписанных обычаев — опасная и глупая штука;
— пятилетки надо верстать, исходя не из финансовых, а из кадровых соображений;
— что многим талантливым инженерам совершенно не подходят административные должности;
— что крупный бизнес иногда надо национализировать, и делать это аккуратно;
— что политические партии, даже самые радикальные, при правильно подходе могут приносить пользу.
Но кто-то сразу скажет, что это историко-политические достоинства. Не художественные. Правильно.
Из художественных там только определенная легкость чтения материала, да пара курьезов, типа "Черногорско-курильской империи". Точка.
Герой — нагловатый, хамоватый, хитроватый и жутко удачливый. Изъясняется преимущественно сленгом начала 21-го века. В прошлом (т.е. в будущем) — технический интеллигент. Потому быстренько осуществляет ряд прорывных инженерных проектов, создает (не напрягаясь) несколько исследовательских институтов, разведовательных структур и гражданских организаций.
Индустриализация идет не просто по маслу, а еще быстрее...
Отношения его с высшим светом описать легко. Герой небрежно похлопывает по плечу наследников и так же небрежно потрахивает вдовствующую императрицу.
Словом, автор напоминает студента, который пересказывает конспект истории той эпохи: главное — чтобы герои произнесли правильное решение проблемы, а там все устроится как бы само собой...
По шкале сложности — этот цикл есть прямым антиподом "Жерновов истории" А. Колганова. Там — зубодробительное перечисление всех сложностей индустриализации в Союзе 20-х гг. Здесь — легко порхание от проблемы к проблеме. Причем порхает не бабочка — порхает воробушек, который этих бабочек шмяк-шмяк-шмяк-шмяк.
Там где можно было обойтись эссе — на двадцать страниц максимум — автор написал ШЕСТЬ книг.
Пять баллов ему... По десятибалльной шкале.
Рекомендую: практикующим критикам-паталогоанатомам и фанатам попадачества. Остальным — нет.