Любовь к трем цукербринам


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > "Любовь к трем цукербринам" Пелевин
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Любовь к трем цукербринам» Пелевин

Статья написана 12 сентября 2014 г. 21:26

Главная проблема читателя в восприятии пелевинских текстов (у автора уже нет никаких проблем, он в нирване вторую дачу строит), так, что мистик сшивает персонажей и образы вещей из метафизических лоскутков.

/Матафизический лоскуток — обрывок мудрости, здесь постмодернистское переиначивание реальности с конкретным подвохом.

Словом, это намек, прикол, шутка, подначка, тонкое наблюдение или символическое обобщение — сделанное на самом живом материале нашей эпохи.

Пелевин — почище иных документалистов перелопачивает обыденность в поисках ярких шуточек и намеков.

Так вот — когда лоскутки удается сшить в нормальные образы, да еще эти образы движутся на экране компьютера (книга-то читается с экрана), оживают — идет попадание точно в мозг читателя и перепрошивка его психики.

Но для этого текст должен обладать такими практическими, почти плебейскими качествами, как целостность сюжета, завязка и развязка,  а — самое существенное — сшитые образы должны подходить к размерам этого текста, как лицо на потрете подходит к величине холста.

Вот обманщица А Хули — да, сшитая их метафизических лоскутков и сырых, свежих интернет-мемов — жила на страницах «Священной книги оборотня» от третьей до последней страницы.

Рама который Рома — тоже герой романа, причем безо всяких шуток.

А если это правило не выдерживается, то получаются Последние Песни Политических Пигмеев Пиндостана или Ананасная вода для Прекрасной дамы — сборник рассказов, который не сборник рассказов.

Как так?

Я догадываюсь, что железные пальцы издательств угрожают даже астральному телу великого писателя, не говоря о его бренной плоти, оттого книги он вынужден подгонять под формат романов. Под кирпич. И две-три самые разные повести, которые рождаются под его пером за прошедший год — объединяются в единую историю (если вам кажется, что это утверждение вступает в противоречие с утверждением о второй астральной даче — перечитайте сами тексты Пелевина, там из нирваны выдергивают только так).

Проблема в том, что мелкие рассказы, объединенные в сборник — они как пуговицы величиной с один Вог. Герои мелькают в них, как в осколках зеркала.

А повести — они как блюда. Требуется раскрытие персонаже с его биографией и перспективами.

Вот селедка. Вот огурцы. Вот молоко. Угощайтесь, дорогие гости, намекает нам автор...

И начинается...

Отбрасывая все эти вежливые расшаркивания в сторону, получаем:

— первый кусок, в котором идет описание мистических птиц, охотящихся на создателя, вернее, на его «исполнительных киклопов» — история про современность, но ничего особенного — стандартный набор пелевинских лоскутков. При этом длинное и местами надоедливое описание блужданий второстепенного персонажа по мировой паутине — подготовка ко второй части;

—  в этой второй части и содержится так крутизна и медок, благодаря которым многие любят тексты Пелевина. Автор попытался предсказать развитие интернетовской символики и образности. Как будет воспринимать интернет житель «Матрицы», который вполне знает, что он живет в матрице, порой может реально открыть глаза и посмотреть на внутренности своего жилого бокса? Это — да, это работа мастера. Тут и фантоматические спектакли Лема, и «Родственники» Брэдбери, и куча других идей и образов, которые стали базой для вполне самодостаточного мира ^_^

— третья часть, это короткая притча об ангеле, который держит души персонажей предыдущих повествований в

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

своеобразном варианте рая, но только не перед их выходом в мир, а перед окончательным уничтожением (если я правильно понял). Музей, совмещенный с домом престарелых
.

И еще какое-то количество соединительных кусков текста.

Единой судьбы не прослеживается, хотя есть намеки на другие тексты автора — всплывает Еврайх. Лоскуты собираются то в профиль. то в мускулистый бицепс, то в шаркающую походку. Но персонажи похожи на короткоживущие элементы — миг, и уже полураспад.

Итого:

— читать роман (?) стоит без всяких сомнений. Это как поход в литературный спортзал;

— от покупки книги, думается мне, многие воздержатся, и будут правы. Я, затарившийся и ранними рассказами, и двумя романа про вампиров, и священной книгой, и Снаффом — не стал брать 5П или Ананасную воду (хотя в ананасной воде две первосортные повести — и в другом сборнике я бы их взял). Короче, это проходная и местами откровенно мутная книга, которую автор забадяжил без вдохновения, только чтобы сохранить дружбу с издательством;

— общая оценка — 8

П.С. Многие ждали — чего там Пелевин про Украину скажет. Ну есть пара шуточек. Для отмазки и заманухи, не больше. Про Украину автор уже все сказал — в Снаффе. там большая и подробная антиутопическая модель, которую глупо повторять в каком-то другом произведении только потому, что она начала частично воплощаться...





237
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 сентября 2014 г. 21:47

цитата beskarss78

догадываюсь, что железные пальцы издательств угрожают даже астральному телу великого писателя, не говоря о его бренной плоти, оттого книги он вынужден подгонять под формат романов.

Совершенно не факт, что виноваты именно издатели. «Чапаева и Пустоту» Пелевин писал безо всякого издательского диктата, а какой из его романов более похож на сборник рассказов? Да и в последующих произведениях встречаются кусочки, вполне годящиеся в самостоятельные новеллы; например, в «Священно книге оборотня» это эпизоды про Хаврошечку и про Жёлтого Господина. Таков уж авторский дар Пелевина: что бы он ни писал, естественнее всего получаются новеллы...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2014 г. 21:52
Хаврошечка вообще маленькая, а Желты господин — строго по теме.

Просто бывает лыко в строку. а бывает и не в строку. Но романы надо выпускать каждый год...
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2014 г. 22:03
Кроме того — раньше автор не сшивал повести. Ну представьте, что «Желтая стрела» была бы на скорую руку присобачена к «Затворнику и Шестипалому».
Присобачить можно.
Читать потом бужет хуже...


Ссылка на сообщение12 сентября 2014 г. 22:11
Читаю. На середине. Вижу очень спокойного Пелевина, благодушного. Не могу сказать, что удивлён.


Ссылка на сообщение12 сентября 2014 г. 23:41

цитата

Главная проблема читателя в восприятии пелевинских текстов, так, что мистик сшивает персонажей и образы вещей из метафизических лоскутков.


Ну завернули! Ни черта не понял...


Ссылка на сообщение12 сентября 2014 г. 23:59
Хорошая рецензия, зачот;-) Книгу прочитать хочется, уже купил на Озоне, и стилистически рецензия следует разбираемому автору, что весьма и весьма...


Ссылка на сообщение14 сентября 2014 г. 15:49
Странно. А мне «Ананасная вода» кажется одной из самых цельных книг Пелевина.


Ссылка на сообщение15 сентября 2014 г. 23:38
Вдохновенная рецензия:)


⇑ Наверх