Главная проблема читателя в восприятии пелевинских текстов (у автора уже нет никаких проблем, он в нирване вторую дачу строит), так, что мистик сшивает персонажей и образы вещей из метафизических лоскутков.
/Матафизический лоскуток — обрывок мудрости, здесь постмодернистское переиначивание реальности с конкретным подвохом.
Словом, это намек, прикол, шутка, подначка, тонкое наблюдение или символическое обобщение — сделанное на самом живом материале нашей эпохи.
Пелевин — почище иных документалистов перелопачивает обыденность в поисках ярких шуточек и намеков.
Так вот — когда лоскутки удается сшить в нормальные образы, да еще эти образы движутся на экране компьютера (книга-то читается с экрана), оживают — идет попадание точно в мозг читателя и перепрошивка его психики.
Но для этого текст должен обладать такими практическими, почти плебейскими качествами, как целостность сюжета, завязка и развязка, а — самое существенное — сшитые образы должны подходить к размерам этого текста, как лицо на потрете подходит к величине холста.
Вот обманщица А Хули — да, сшитая их метафизических лоскутков и сырых, свежих интернет-мемов — жила на страницах «Священной книги оборотня» от третьей до последней страницы.
Рама который Рома — тоже герой романа, причем безо всяких шуток.
А если это правило не выдерживается, то получаются Последние Песни Политических Пигмеев Пиндостана или Ананасная вода для Прекрасной дамы — сборник рассказов, который не сборник рассказов.
Как так?
Я догадываюсь, что железные пальцы издательств угрожают даже астральному телу великого писателя, не говоря о его бренной плоти, оттого книги он вынужден подгонять под формат романов. Под кирпич. И две-три самые разные повести, которые рождаются под его пером за прошедший год — объединяются в единую историю (если вам кажется, что это утверждение вступает в противоречие с утверждением о второй астральной даче — перечитайте сами тексты Пелевина, там из нирваны выдергивают только так).
Проблема в том, что мелкие рассказы, объединенные в сборник — они как пуговицы величиной с один Вог. Герои мелькают в них, как в осколках зеркала.
А повести — они как блюда. Требуется раскрытие персонаже с его биографией и перспективами.
Вот селедка. Вот огурцы. Вот молоко. Угощайтесь, дорогие гости, намекает нам автор...
И начинается...
Отбрасывая все эти вежливые расшаркивания в сторону, получаем:
— первый кусок, в котором идет описание мистических птиц, охотящихся на создателя, вернее, на его «исполнительных киклопов» — история про современность, но ничего особенного — стандартный набор пелевинских лоскутков. При этом длинное и местами надоедливое описание блужданий второстепенного персонажа по мировой паутине — подготовка ко второй части;
— в этой второй части и содержится так крутизна и медок, благодаря которым многие любят тексты Пелевина. Автор попытался предсказать развитие интернетовской символики и образности. Как будет воспринимать интернет житель «Матрицы», который вполне знает, что он живет в матрице, порой может реально открыть глаза и посмотреть на внутренности своего жилого бокса? Это — да, это работа мастера. Тут и фантоматические спектакли Лема, и «Родственники» Брэдбери, и куча других идей и образов, которые стали базой для вполне самодостаточного мира
— третья часть, это короткая притча об ангеле, который держит души персонажей предыдущих повествований в
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
И еще какое-то количество соединительных кусков текста.
Единой судьбы не прослеживается, хотя есть намеки на другие тексты автора — всплывает Еврайх. Лоскуты собираются то в профиль. то в мускулистый бицепс, то в шаркающую походку. Но персонажи похожи на короткоживущие элементы — миг, и уже полураспад.
Итого:
— читать роман (?) стоит без всяких сомнений. Это как поход в литературный спортзал;
— от покупки книги, думается мне, многие воздержатся, и будут правы. Я, затарившийся и ранними рассказами, и двумя романа про вампиров, и священной книгой, и Снаффом — не стал брать 5П или Ананасную воду (хотя в ананасной воде две первосортные повести — и в другом сборнике я бы их взял). Короче, это проходная и местами откровенно мутная книга, которую автор забадяжил без вдохновения, только чтобы сохранить дружбу с издательством;
— общая оценка — 8
П.С. Многие ждали — чего там Пелевин про Украину скажет. Ну есть пара шуточек. Для отмазки и заманухи, не больше. Про Украину автор уже все сказал — в Снаффе. там большая и подробная антиутопическая модель, которую глупо повторять в каком-то другом произведении только потому, что она начала частично воплощаться...