Режиссеру — кол (лучше зазубренный, чтобы не соскочил).
Консультантам по вопросам электроники/ программирования / всего остального — электрический стул.
Это только начало отзыва.
Итак, граждане взялись за мега-супер-экстра интересную тему переноса человеческого сознания в компьютер.
Причем замах у них был — покруче "Газонокосильщика" — то есть сам переход как бы в первой половине истории, а там мы посмотрим, что будет.
На это дело подписали одного старого негра по фамилии Фримен, и еще крепкого мужика по фамилии Депп.
Плюс — несколько сравнительно адекватных актеров.
И что же?
Во-первых, с самого начала фильм топят в слезах и соплях. Причем это два основных вида слез и соплей — умиления и сопереживания. Ударные дозы мыла идут постоянно — от довольно сумбурной завязки, до не менее сумбурной и путаной развязки (садик с наномеханизмами...).
Во-вторых, режиссер изображает из себя рассказчика в детском саду — "А вот щас будет интересно, а вот щас еще интереснее, а вот тут как... Но почему тебе не интересно?" Анонс коллизии идет каждые пять минут. А коллизия-то совершенно пустяшная и/или предсказуемая. Из-за этого фильм получается дико затянутым, медленным и производит впечатление плохого циркового представления, когда в цирке померли с голоду все животные, клоуны пьяны до невозможности, а у престидижитаторов руки растут не из того места.
В-третьих, весь сценарий (кроме двух слов "квантовые компьютеры" и "наномеханизмы") тупо взят из 60-х. Или даже 50-х. Вилка между эмоциями человека и вычислительными мощностями компьютера — объявлена главной пружиной сюжета. то есть перенесли душу в компьютер — и вот уже человек не любит, он вычисляет... И вот герои типа перед неразрешимой моральной дилеммой. А потом герой обратно перенес себя в человека, но как бы поздно — уже запущен механизм его уничтожения...
В сценарии участвуют новые луддиты с политической программой на уровне того же детского сада.
Да, в точном ведь переводе названия должна быть "Трансценденция" — как бы выход за грань. Авторы сценария намекают на то, что ведь Бог создается, и у человека могут быть Божественные возможности. И че? Теологические вопросы по своему уровню не дотягивают до комиксов. Авторы тупо НЕ ЧИТАЛИ весь пласт литературы, начиная с Лема и заканчивая очень неплохими рассказами последних лет (американских писателей), где описывается становление суперинтеллекта из обычного человека. Авторам не известен весь тот пласт художественных приемов, с помощью которых можно достовернее и полнее показать ужас от столкновения человека с ИИ, равно как и действия ИИ.
В-четвертых — сам механизм уничтожения и вообще, техника борьбы с ИИ — мягко говоря, туп до невозможности (мы взяли с собой пушку и решетку Фарадея! Ура!!). Равно как и заявленные в фильме действия "суперинтеллекта". Источник энергии — солнечные батареи. "А на Солнце полетите ночью" . "Наниты" ведут себя как злобные ожившие лианы. Какие-то чудом размножающиеся квантовые компьютеры. Да, существо, которое находит решение тысяч технических проблем в минуту — не может найти решение проблемы "компьютерного вируса".
В-пятых — заезженные любовный треугольник (пусть даже потенциальный), жесты с кольцом, метания героини (которая сама по себе вроде как неплохой специалист, и должна все понимать).
Итого: эта стандартный образец плохой фантастики. Отсутствие свежих идей. Отсутствие хорошей интриги в сюжете. Отсутствие бодрой режиссуры. Отсутствие ударной игры актеров. Фильм как бы весь плохой.
Кому из критиков требуется тело для анатомического театра — берите.
Просто ван Хелсинг — мало кому интересен без трех пулеметов необычной конструкции...
Все "фичи" викторианских историй давным давно стали до предела заезженными, засаленными образами. Потому новые сериалы и романы должны работать с каким-то совершенно другими характеристиками.
"Шерлок" — да, все ясно, старый образ на новой почве.
Но сам аромат "старой доброй Англии" — одна из важнейших плит фундамента — если уходить от него, риск провала очень велик.
Ставка не декорации сами по себе — верная, но как единственная опора фантастического сериала — не вытянет. Фильмов с отличными декорациями было снято уже очень много, и как раз про викторианскую эпоху. Придерживать зрителя можно — держать не выйдет. Сериал "Улица потрошителя" — образец ставки на реалистичную Англию тех же лет: фантастика убрана, оставлен детектив и проблемы эпохи. Простое добавление "чудесатостей" не сделает сериал оригинальным.
Скажем, недавний сериал "Дракула" — вроде и всем хорош (понятно, далеко не всем, но работа проделана, и актеры старались), но оказывается как бы в ловушке: если сокращать его до фильма — будет уж очень коротко, не оригинально, а с развернутой интригой — местами провисает.
Приходится вкладывать громадные усилия именно в сценарий и режиссуру — в построение причудливого карточного домика, из колоды засаленных карт. Завязка, кульминация, развязка.
Составляющие успеха:
— несколько историй, рассказываемых одновременно, позволяют скрыть штампованность, предсказуемость каждой из них. К тому же можно заимствовать историю не целиком, а лишь её часть. Намек зрителю дан, образ в голове сложился, а вот как с этим образом поступить — решает уже автор;
— истории должны переплетаться (Франкенштейн и ван Хелсинг за одним столом и старенький профессор рассказывает молодому экспериментатору о вампирах);
— герой каждой истории должен раскрываться и трансформироваться как минимум один раз (скажем, американский стрелок удивил дважды — и в последней серии никак не меньше, чем оказавшись в объятьях Дориана Грея. Монстр Франкенштейна тоже преобразился), а главная героиня удостоилась целой серии, которая была посвящена флэш-беку о её биографии. Естественно, уровень актерской игры тут должен соответствовать — и он соответствует;
— обязательно должны быть колоритные персонажи второго плана — директор театра дешевых ужасов, где временно работал монстр Франкенштейна, показал себя именно таким — занятным, но вторичным персонажем, равно как египтолог или священник, произносящий последние слова в сезоне...;
— непременна игра с ложью/реальностью мистического допущения — сопоставление фальшивой "мадам Кали" и главной героини — причем игра эта идет в контексте эпохи, спиритический сеанс позже дополняется сценой о том, кто такая мадам Кали.
Как итог — получился один из лучших мистических сериалов последних лет. Аналогия может показаться странной, но "Черная гадюка" — третий сезон юмористического сериала, об Англии времен войны с Наполеоном — случай схожего уровня режиссуры и мастерски прописанного сценария. Только в "Ужасах по дешевке" есть куда более дорогие декорации и спецэффекты.
Можно сказать, что идея, заявленная "Клубом выдающихся джентльменов" была очищена от "токсичного стимпанка", и разыграна, как по нотам.
Последние четверть века в экранизации и, шире, обработке легенд — возникла одна серьезная проблема.
С одной стороны рынок требует многоуровневости произведения. Чтобы и детишки видели свое, и подростки свое. И даже озабоченные взрослые получали пару эротических намеков или анекдот, рассказанный эзоповым языком (кто чем озабочен).
С другой стороны — легенда переделанная на 146% — уже никому не интересна. Слишком легко оставить от неё рожки да ножки.
Да, есть ведьмачий цикл Сапковского, где легенда о красавице и чудовище при сохранении части антуража — переделана так, что мало не покажется.
Есть "Шрек" — да, удача по многим параметрам.
Но где то золотое сечение, когда намеки превращаются во второй план, но этот второй план, легко читаемый зрителями своего уровня знаний, не заслоняет первый и не уродует саму легенду?
Вопрос.
У создателей фильма полного ответа дать не получилось.
Фильм эстетически безупречен.
Я только могу представить себе "человеко-годы" труда, которые были потрачены на создание всех этих оленьих голов, стрел, статуй, зеркал, сундуков. искривленных ветвей и тому подобного.
Потому что сюжетных интриг на всю эту красоту совершенно недостаточно.
Притащили в фильм "шиллеровских" разбойников. Гадалку на картах.
Да, еще одна драма, которая как бы "забирает на себя" старое проклятье.
Но до стандарта многоуровневости фильм так и не добрался.
Режиссер вынужден чуть не впрямую брать из диснеевского мультфильма "добрых существ" в замке.
Трагедия с предательством — предсказуема.
Разбойник и шантажист — туповат.
Детали "истории для взрослых" не складываются в единый механизм. В действия героев не веришь.
Да, героиня-актриса старается, как может. Да, от старого приема, когда она и посмотреть на чудовище не в состоянии — отошли (она даже видит кормежку зверя). Но её отец и сестрицы — уж больно кондовые. Братья — ходульные черти. "Не верю".
В тоже время "самый детский вариант сказки", который представлен рассказом и ожившими иллюстрациями — не имеет никаких противоречий с "основной темой" (а этот прием позволяет очень многое принести в легенду и сделать неоднозначным образ рассказчика).
Итого: если вы хотите получить ударную дозу гламура, оформленного под условно-позднесредневековую эстетику — милости прошу к экрану. Гламур очень высокой концентрации. Если вы хотите глубокой и неоднозначной интерпретации легенды — мимо. Голливудский фильм во французском исполнении.
В темной-темной комнате встретились несколько страшных-страшных людей, которые решают, как будет делаться очередной сериал.
И поговорили.
— Надо сварганить продолжение фильмеца "Легион", ну там ангелы с крыльями, ихняя война с людьми и прочая зараза.
— Заметано (затяжка чем-то наркотическим).
— Война уже прошла, первый раунд, Михаил за людей, Гаврила за ангелов, и теперь осталось на Земле мало хороших городов.
— Дело говоришь. И этот город будет Лас-Вегас.
— Хорошо пойдет.
— С ангелами надо бороться системой ПВО. Автоматические пушки.
— И дроны, дроны забатяжим... Чтобы за сволочами гонялись.
— А как же — строго патриотично (кокаиновая дорожка ушла в ноздрю).
— Тема "избранного"?
— Без неё никуда.
— Парень должен быть наш. Потому татухи у него будут — волшебные.
— Типа — знак.
— Да. Обязательно тема ругани с батей...
— С богом?
— Ну, не настолько он избранный (подозрительный взгляд на чарку с текилой). Просто батя, просто ушел истину искать...
— Ангелы, твари, должны как летучие мыши роиться...
— Хр-р-рошо пойдет готический собор, типа улей.
— Нарисуем.
— Кстати, тема нифилимов, ну, ангельских деток.
— Точно! Михаил будет оргии устраивать, типа, деточки нужны, подкрепленье...
— Только детишки у Гаврилы будут...
— Заметано...
— Коррупцию и диктатуру надо бы в город, ну в Лас-Вегас.
— Михаил там будет это терпеть?
— А кто его спросит??? // кстати, это реально сильный момент, который можно развернуть в аллюзию на "Загадку Прометея", где Мештерхази показал, что полубоги в человеческих обществах с большим трудом власть на себя забирают, с очень большим //
— Избранный против диктатора?
— Без такого не могём...
— Что с актерами?
— Лишнего бабла нету. На актерах и драках будем экономить. Крылья пластиковые.
— Не критично?
— Пипл схавает...
— Художника надо взять, потолковее, нажны картинки, ну это, заставки, типа мультфильм. Сейчас это это почти у всех...
Итого: я не знаю, во что развернутся сериал, но техно-магическо-религиозные разборки показаны с долей выдумки и хорошей степенью отмороженности. Первую серию рекомендую просто чтобы оценить уровень бреда. Но, увы, заявленные сюжетные ходы банальны до изумления.