I место. №05. Цветы для Лемэди. 47 баллов. Автор — Александра Подопригора (Уфа)
№11. Искушение «мы». Коллективный разум в научной фантастике. 46 баллов. Автор —Валерий Шлыков (Санкт-Петербург)
№08. Красная утопия — проблемы начала следующего витка. 44 балла. Автор — Станислав Бескаравайный (Днепропетровск).
№30. Журавленок и молния. Непридуманные проблемы детской фантастики. 40 баллов. Автор — Ника Батхен (Феодосия)
№01. Люди на разной скорости. 30 баллов. Автор — Ася Михеева (Москва)
Номинация «Рецензия»
I место. №03. Мене, текел, фарес. (Ричард Адамс. Шардик. М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2016). 51 балл. Автор — Александра Подопригора (Уфа)
II место. №26. О смерти, о любви, о вечном. (Скотт Макклауд . Скульптор. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016). 47 баллов. Автор — Дмитрий Лопухов (Воронеж)
III место. №35. Китайские танцы. (Майкл Суэнвик. Полет феникса). 45 баллов + 1 балл от председателя жюри. Автор —Сергей Масляков (Санкт-Петербург)
№14. Австралопитек и ватерполистка. (Грег Иган. Город Перестановок. М.: АСТ, 2016). 45 баллов. Автор — Валерий Шлыков (Санкт-Петербург)
№32. Пара па про По. (Карен Ли Стрит. Эдгар Аллан По и Лондонский Монстр. М.: АСТ, 2016). 41 баллов. Автор — Елена Щетинина (Омск)
№04. Эпизод автора. Портрет на фоне вселенной. (Роберт Ибатуллин. Роза и Червь. М.: Селадо, 2016). 38 баллов. Автор — Александра Подопригора (Уфа)
№09. Сказка — ложь. (Фрэнсис Хардинг. Дерево лжи. М.: Clever, 2016). 36 баллов. Автор —Иван Матушкин (Саратов)
№12. Перекрёсток заячьих троп. (Грэм Джойс. Там, где кончается волшебство. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016). 35 баллов. Автор — Ольга Толстова (Санкт-Петербург)
№10. Жить здесь и сейчас. (Тимур Максютов. Князь из десантуры. М.: Эксмо, 2016). 30 баллов. Автор — Татьяна Берцева (Санкт-Петербург)
№20. Властелин хронолитов. (Роберт Уилсон. Хронолиты. Спб.: АСТ, 2017). 30 баллов. Автор — Сергей Удалин (Санкт-Петербург).
Дополнительный приз — право на публикацию в газете «Ex Libris НГ» — присуждается по выбору заместителя ответственного редактора газеты Андрея Щербака-Жукова. Для публикации он выбрал следующие рецензии:
№03. Мене, текел, фарес.
№09. Сказка — ложь.
№14. Австралопитек и ватерполистка.
№26. О смерти, о любви, о вечном.
№35. Китайские танцы."
П.С. Еще не научился побеждать на этом конкурсе, зато отгадываю победителей: о том, что выиграют "Цветы для Лемэди" — сказал на заседании "Демосферы", как только выложили текст.
Когда сильный автор раз за разом описывает периферийные культуры, то ему наверняка захочется создать свою — уникальную, яркую, какой еще не было на свете.
Когда написаны десятки романов о Луне — суровой хозяйке — где колонисты строят новый мир, то можно ждать появления очередных текстов о лунниках.
На пересечении этих двух путей Йен Макдональд и начал строительство своего нового масштабного цикла.
У него многое получилось.
Показано своенравное лунное общество, рассказана история его становления. Буквально в половину века уместились страсти первопроходцев и возникновение первых династий, постройка городов и появление своих кумиров. Всё ново, ярко, быстро — будто хай-тек Возрождение, с бешеной верой в себя и отсутствием моральных ограничений.
Обычаи новой Луны очень хорошо увязаны с прогрессом в медицине — теперь можно и голышом по лунной пыли пробежаться, потом тебя спасут и отрастят новые пальцы. В лунных нравах очень много от «сексуальной революции» — ни пол партнёра, ни его родство уже не важны, генетика всё равно повинуется медикам. Суррогатные матери — мадриньи — становятся второсортными членами могучих семей, но обязуются не рожать собственных детей. Новая тактильность, новые ощущения лунников, которые отвыкли касаться любых нечеловеческих организмов. Говядину можно напечатать, но корову выращивать не станут. И уж конечно проще напечатать новое платье для вечеринки, чем отстирывать то, что надевали вчера.
Й. Макдональд вырастил субкультуру, где есть в меру разумные, в меру эмоциональные правила. Контракт там важнее закона — законов как таковых почти нет, а ИИ за плечом у каждого человека позволяет просчитывать выгодные варианты и не подписывать совсем уж кабальных обязательств. Потому судебные поединки и кровная месть — необходимые вещи. Деньги еще неотделимы от способности поставить жизнь на кон, рискнуть всем.
Пожалуй, самый впечатляющий момент в конструировании лунных колоний это уровень связи новых династий с их промышленными источниками богатства. Автор в деталях показал, как проходит сколько-то лет, и можно поменять технологическую основу бизнеса. Перевернуть всю энергетическую отрасль Луны — и всё её политическое устройство заодно.
История эта подана не через скучные параграфы исследования, а через самые динамичные и яркие сюжеты, которые только можно придумать — начало войны, распад клана, взросление юноши. Еще есть смерть патриарха, экстремальный развод, расследование, дуэль, исповедь, предательство и гонка.
Герои живые и яркие, причем героев много, каждый играет свою роль и поначалу совершенно невозможно угадать, какой она станет в финале. Характеры их раскрываются через поступки, а биографии куда интереснее футбольных матчей.
Роман похож и на «Крёстного отца» М. Пьюзо, и на «Проклятых королей» М. Дрюона, и на «Крипотономикон» Н. Стивенсона, и на «Дюну» Ф. Херберта. Хотя, разумеется, камертоном и образчиком интриги тут работает «Песнь льда и огня» Р.Р. Мартина. Политика и личная жизнь ещё не разделены — страсть к власти надо воплощать, угождая низким страстям других людей, иначе ничего не получится.
В литературном смысле — сложно упрекнуть автора. Эпический размах и скрупулёзное внимание к мелочам. Всё здесь добротно написано и нет скучных эпизодов. Даже болтливая мстительница в одной из финальных сцен — не вызывает отторжения.
Но если смотреть на текст, как на отражение политических интриг, на связку «знание-власть» — видны прорехи.
Культуры фронтира обычно базируются на сочетании обычаев и модерна. Есть образ жизни предков, его в принципе помнят, но здесь и сейчас «так жить нельзя», приходиться решать нравственные дилеммы по мере их поступления.
При этом нужен какой-то барьер, который отделит фронтир от метрополии — чтобы местные понимали друг друга лучше и быстрее, чем «столичные болтуны». Или хотя бы даст новой социальной прослойке качественное отличие от прочих людей.
Казалось бы, автор выполнил эти условия. Луна далеко, и если вы хотите серьезно там зарабатывать, то придётся остаться навсегда — низкая гравитация вымывает кальций из костей, и есть «время Х», после которого лунник уже не сможет стать землянином.
Только ведь перед нами — уже не ХХ век.
Как нет жизни на Меркурии из-за слишком близкого Солнца, так и Луне архитрудно стать независимой в своём культурном развитии. Полторы секунды задержки и почти неограниченная пропускная способность каналов связи — каждый может смотреть земные сериалы. Лунники должны мечтать о ручных животных и собственных бассейнах. Об углеволоконных каркасах внутри своих костей — чтобы можно было побывать на Земле. Кто-то обязательно должен возвращаться — пусть только для того, чтобы жить в бассейнах до самой смерти… И эти образы должны литься «из каждого утюга».
Откуда там новый глобальный проект — создание «человека галактического», который сможет жить на подобиях Луны по всему космосу? Новые обычаи и самостоятельно выросшие семьи «феодалов»? Ну кто на Земле такое позволит — без собственного контроля критически важных точек? А ведь уже появились основания для сепаратизма — как экономические, так и политические. На Луне даже позволили возникнуть монополисту по добыче гелия.
Полтора миллиона лунников — слишком мало для такого фундаментального начинания. Да, есть спайка люди-компьютеры, которая бешено увеличивает производительность труда. Она воплощена в чрезвычайно удачных образах фамильяров — компьютерных Alter ego. Но «плавильный котёл» лунных поселений существует на фоне постоянного, неостановимого притока новых людей. Мигрантов. И это ведь покруче, чем инфильтрация кубинцев во Флориду. Прибывают люди, которые умеют и знают больше, чем местные. Они захотят своей доли власти и бизнеса — смогут объединиться и взять, что плохо лежит. Особенно, если им поможет Terra mater.
Каким образом? Не столько заговорами, сколько технологиями, которые только вот вчера были разработаны в земных университетах. Скажем, технология спекуляции не с задержкой в полторы секунды, а мгновенно — через квантовую телепортацию. К пяти семействам может добавиться шестое, восьмое, двенадцатое, но уже с прочными земными корнями. Они могут отнять долю на рынках и так просто не получиться их устранить. С Земли приедут свои специалисты по безопасности.
Но ничего подобного в романе нет. Земной культурой пользуются без почтения. Безо всякого трепета или восторга потребления выбирают очередные фасоны платьев из собрания земных мод разных эпох. Новые специалисты, пусть и с хорошим образованием, оказываются на самом дне социальной пирамиды. Только личная храбрость и самоубийственная преданность помогают хоть как-то обратить на себя внимание.
Земля будто утратила инициативу и всяческую силу воли. Там крах и конец цивилизации? Нет. Кто-то исправно закупает гелий, строит ракеты, подвозит новых мигрантов. Можно даже положить золото на депозит в швейцарском банке.
Стало быть, на Земле какой-то долговременный, крайне тяжелый и неприятный кризис, который не позволяет земным политическим группировкам наложить лапу на богатства Селены. Какая-то вязкая междоусобная борьба, которая блокирует все колониальные позывы. Или зреет долговременный заговор, отблеск стратегических планов, который и привел к войне лунных «феодалов».
Но политические дела Земли остаются за кадром. И эта недосказанность создаёт восхитительную завязку для следующего романа…
Если приглядываться к авторскому замыслу — то видна большая проблема целого пласта людей на постСоюзном пространстве.
Влияние на политику, на власть, на принятие решений о векторе развития, на детали завтрашнего дня.
Сказать, что люди вообще не влияют на власть — значит ошибиться.
Те или иные формы воздействия выбирают очень многие.
Кто-то тащит взрывчатку — террорист.
Кто-то делает реальную карьеру — чиновник.
Кто-то получает большие деньги (зарабатывает или ворует это отдельный вопрос) — олигарх.
Кто-то бьется в истерических припадках на площадях и в режиме 24/7 пытается пристроиться к механизмам власти — активист.
"Расцветают сто цветов"
Но есть старая традиция, которая сейчас в явном упадке — советы власти.
Сейчас её основная проблема — это специализация любой (!) мало-мальски прибыльной и публичной деятельности.
Политику не нужен просто совет от избирателя — пусть и умного человека — "наказы" давно стали элементом предвыборного шоу.
Чиновнику еще меньше требуется терять время в разговорах с "полоумным бабками" — пусть лучше футуролог-аналитик сделает доклад. Кстати, футурологи тоже влияют на будущее, вернее, начинают влиять на него сербезно, по мере увеличения горизонта планирования. Или детскую площадку можно покрасить.
На этом фоне "просто гражданин", которому мало поставить крестик в бюллетене — есть свои идеи, свои образы будущего — оказывается как бы в пустоте. Новый Циолковский, смешной провинциальный чудак, в словах которого намешаны гениальные пророчества и наивные заблуждения. Кто его оценит? Прочтёт?
Особенно, если он не имеет привычки сидеть на профильных сайтах.
Эта гулкая тишина, в которой оказались миллионы людей.
Дальше, думаю, часть вполне благополучно освоит сеть (уже осваивает), часть останется со своими заметками "Как нам обустроить...", а часть просто умрёт.
Но, увы, этот образ безответного крика — автор не раскрыл. Есть ремесленник, есть его обида большую часть мира и заметки, как этот мир улучшить. Всё.
Материала на рассказ. Рассказ — на "Грелку".
Путешествие же по Таджикистану — для меня осталось глубоко вторичным просто потому, что я просматриваю посты блогера varandej Среди прочем, там есть архиподробный репортаж (на десяток постов) о путешествии как раз по тем местам. С большими историческими справками и свежайшими жизненными наблюдениями. По уровню погружения в местный колорит книга даже проигрывает.
Да, читается образ брата-путешественника.
Финальная сцена, где описано попадание книжечки с советами на стол Путина (книжечка уже "волшебная", чем надо пропитанная, потому все её читатели мгновенно "обращаются в истинное мировоззрение") — просто сцена. Серенькая, увы. Должна работать сборочной точкой, но нет ощущения, что сейчас переменится весь мир.
Текст, объемом с повесть, который выпущен отдельной книгой. Сюжет, персонажи и декорации — как осколки разбитого зеркала, которые могут стать целым лишь в напряженном читательском воображении. Слишком много невыстреливших ружей. Язык гладкий.
К 2010-м европейский кинематограф в очередной раз дозрел до "своего ответа Звездным Войнам".
Взяли комиксы 70-х — с тогдашней политкорретностью. Которая получена пережевыванием политического контекста 50-60-х.
Взорванная планета — с ракушками в стиле Дали(?) на горизонте — это же атолл Бикини, и прочие острова, с которых выселяли туземцев во время испытания бомб. Туземцы — малость переделанные негры-масаи (хотя при желании можно найти еще сколько-то иных автохтонных черт).
Отношение агентов к "масаям" находится во временной вилке — уже после того, как их стало убыточно вешать на плантациях, но до того, как миллионы мигрантов стали намекать на мечеть парижской богоматери. То есть: "мы вас немножечко стреляли и немножечко вешали, но вы ведь нас простите? Правда-правда?" Ну и "космические масаи", натурально, в ответ не кричат "Ворга!", а делают вид, что всё в порядке.
Антивоенный накал того времени, когда люди реально боялись атомной войны и считали, что перегородив какую-то дорогу живой цепью — эту войну можно остановить.
.
Эта весела беготня — которая остается веселой, потому что агенты никогда не оглядываются.
Клещ величиной с легковушку порвал всю группу прикрытия? "Мы немного задержались".
Агент в скафандре, как плевок чужого, проходит сквозь уровни станции? Нарушает герметизацию? Плевать — чинить будут другие.
Они вечно молоды, и любые переживания — как легкое похмелье.
Пара в стилистике семьи "Крысы из нержавеющей стали" — там все должны быть такими, чтобы пули от зрачков рикошетили.
/Даже во "Вспомнить всё" — был показан момент, когда на эскалаторе топтались по трупу бедняги, что попал под перекрестный огонь. Но не тут./
Количество сравнительно удачных шуток — вроде попытки правителя закусить мозгами Лорелин, или намёков на шнобели — минимально.
Я бы сказал, что попытка подражать американскому юмору.
.
Политкорректный сюжет и облегченные приключения — они работают каркасом для истинного содержания фильма.
Дизайн. Графика. Светотень. Движение.
А они впечатляют.
Я не знаю точного количества костюмов — но лишь некоторые их них выглядели недоделками и халтурой.
Китч? Да, тысячу раз да. Там, где он нужен. Но не халтура.
Заимствование образов у того же Дали? Хорошо сделано. И он точно не обидится.
Существа? Да их десятки видов — с относительно вменяемой анатомией (то есть понятно, что это анатомия, а не жестянки и подушки, которыми обклеили статиста).
Выстроен практически каждый кадр — хоть распечатывай и на стенку вешай.
Буйство образов имеет место быть — и вот оно-то и выглядит на все деньги, на все 160 млн. И это большой успех фильма.
.
Техника — тут напластование времен, как с политикой.
Мы имеем будущее — в котором правят бал до-Интернетовские технологии. Разве что экраны в центре управления похожи на что-то серьезное, да корабельный компьютер ведет себя куда полезнее, чем "мама" в фильмах о чужом.
Но единого центра управления станцией — просто нет. Есть остатки аппаратов 20-го века, которые пошли на балласт и крепь, и до которых уже никому нет дела.
Чтобы прийти на виртуальный рынок — надо оторваться от любимого дивана? Ну, это уже не сетевой шопинг, а черти что.
Нет, я понимаю, что художник берет образы, где хочет. Изоляторы с высоковольтной ЛЭП, который пристроены к затылку очередного умника, или выжигание микросхем в стиле "советский Челябинск 60-х" — ну да, это тоже возможно.
Только вот постоянно натыкаешь на образы технических изделий, который вот тут — совершенно лишние.
Когнитивный диссонанс в инженерном ракурсе.
.
Итого: фильм опоздал на двадцать лет. Это несколько ухудшенная копия "Пятого элемента", которую надо было показывать через год после него. Сейчас не только приподняли рейтинг, но стали приправлять фильмы хотя бы щепоткой неоднозначности, а вопрос о счастливом финале — снова вопрос, на который не всегда можно дать ответ в первые минуты фильма.
Это хорошее подростковое зрелище и материал для дизайнера.
Есть относительно продуманный мир: на другой планете очередная вариация магии — воздействия субъекта на реальность силой только лишь своего желания.
Есть как минимум два персонажа, выписанных очень подробно, и еще с полдюжины различимых лиц. Не говоря уже о толково очерченных силуэтах, которых в книге много, и они разные.
Есть две сюжетные линии: расследование "чего наши натворили на этой планетке и как тут вообще дела?", а так же "взросление и бегство наследного принца".
Отлично выбран темп событий и язык целиком ему соответствует — книга читается легко, увлекательно.
Но что меня раздражало — и чем дальше тем больше.
Викинговщина и японщина.
Один и конкибуны.
Автор использует наиболее распространенные, разрекламированные образы, соответствующие читательским представлениям "о старине".
Корея? Нет, не слыхал. Вьетнам? Поморы? Венгры? Сомалийцы? Пуштуны? Ну хоть кто-то???
"Доктор сказал в морг, значит в морг".
Хотя страна, в столице которой взрослеет принц — куда больше напоминает Китай после очередного варварского нашествия, когда кочевники перенимают культуру местных...
Та же засада и в безумии, в уме антагониста, создателя местного "сердца тьмы".
Если Босх — то непременно "Сад земных наслаждений". Если все плохо — то правая створка того же триптиха. Есть намёки на "Макбета" и "Спящую красавицу".
Земляне у вас что, фильмов не смотрят? В их сознании должны присутствовать аллюзии на самые раскрученные образы из масс-культуры. Из тогдашнего варианта "Игры престолов"... Но тогда бы пришлось расписывать в тексте еще один пласт информации — искусство Земли будущего. Автор не стал заниматься футурологией, упростил работу себе и читателю: культурные штампы стали той смазкой, благодаря которой сюжетные повороты легче проникают в мозг. При желании штампы можно именовать архетипами, но это будет подыгрывание автору.
Поэтому землянин-спасатель подан как интернациональный выживальщик. Простоватое дитя центрально-восточной Европы (от Финляндии до Хорватии) — польские словечки в речи мелькают, но культурных рефлексий очень мало — и то, в рамках классических сюжетов, которые отыгрывал злодей. Ну портовый город, ну видел я такие, ну пиво с дрянным вкусом. В этом смысле Сварог и Язон дин Альт, попавшие на другие планеты, выглядят более подкованными людьми. И от диалога главгероя с главзлодеем — ожидаешь совсем другого уровня аргументов. Мысленно они должны были отыграть ситуацию на несколько ходов вперед, что в своём личном противостоянии, что в вариантах развития мира, где земляне решает поиграть в богов. А этого нет и близко.
Из-за этого при чтении книги возникает ощущение слалома: есть хорошо сконструированные фрагменты — скажем, учебный эксперимент для трех принцев с тремя островками и колониями полуразумных грызунов*, и есть фрагменты вторичные — когда главный герой постепенно обретает черты Одина. То сюжет идёт по стандартным ступенькам типа "спрятанная в камышах лодка", "переодевание в жрецов", "грабеж трупов", то мелькнёт маленькая трагедия — с тем домом, где точно решили придерживаться обычаев и жить ради своей культуры, пусть даже в стране война.
Наконец, вживленный в героя компьютер, цифрал — который даёт ему "+ много" в схватках и расчетах. Автор пытается маскировать сущность машины её симбиотическим статусом. Но машина — ведь не потому техника, что состоит из шестерёнок и шкивов. Или находится вне пределов человеческого тела. Машина — искусственная отрефлексированная система. Автор откровенно намекает, что слишком сложная техника на планете просто не функционирует. И, если подумать, то для штатной работы цифрала — герой должен знать его устройство...
В остальном это типичная первая часть. Пока сохраняются все возможности увидеть в продолжении как отличную расшивку "узких мест", так и сползание текста к стандартному "фэнтези-приключалову".
Итого: для начинающего любителя фантастики вещь вполне хороша. Рекомендую. Опытный читатель может столкнуться с ощущением вторичности... Моё ощущение 7/10, местами провисает до 6/10
* Допускаю, что где-то что-то подобное уже кто-то писал. И текст, при желании, можно подвести под образы компьютерной игры. Но я воспринял, как оригинальный поворот, согласующийся с логикой описанного мира.