Война миров


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > "Война миров" 2019
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Война миров» 2019

Статья написана 22 октября 2019 г. 16:33

Исходное произведение Уэллса как бы колеблется между эпическим многотомником «О вторжении» и коротким рассказом «Как я провел катастрофу».

С одной стороны показаны чудовищные по размаху события, которые должны сопровождаться поэтапным разрушением бюрократических механизмов и отчаянными семейными драмами в стиле «Последнего дня Помпеи». С другой — герой и сам практически один (личные планы приглушены), и вокруг мелькают какие-то странные люди, нет никакой нормальной команды или организации.

Это открывает широкий путь для «свободных продолжений» и всяческих вариаций.

И, разумеется, временная дистанция от времен написания романа — сейчас мы куда больше знаем о технике, о генетике, о сложных структурах. Даже если снимать «стимпанк», «ретро-футуризм» — с минимальным привлечением современных данных — то получится куда интереснее.

Кроме того, создателей сериала поджимал бюджет и требования политкорректности (потому герой думает, что бомбой выстрелили русские, на русских же думает и.о. премьер-министра, а из обязательно присутствующих расово не-белых — есть девочка-мулатка).

Но создание семейной драмы и более высокой ступеньки в биологической войне — получилось.

Главная героиня — таки да, именно она — живет на Земле, сильнейшим образом зараженной марсианскими культурами (организмами?) которые методично ухудшают воду, придают небесам красный оттенок, и подводят земную жизнь к краю гибели. Марсиане померли вполне традиционно — а вот не надо кровушку без фильтров хлебать — но принесенная ими «биологическая культура» никуда не делась.

Это сильно уровновешивает обмен культур — не только оспу в Новый свет, но и сифилис в Старый.

Борьба за жизнь сына — и составляет «пост-уэллсовскую» коллизию.

В этом же покрасневшем от пыли мире — отлично поданы попытки людей приписать победу над марсианами силе своих пушек, а не бактерий.

Показали артиллерийские поединки кораблей с марсианскими треножниками. Для со стороны увиденного боя — очень хорошо. Для боя как такового — ни о чем.

Боевые нанотехнологии марсиан — эффектны и загадочны.

Хорошо показали артиллериста с командой, который шел к болоту расстреливать очередной сфероид — и мобилизовал по пути героя.

Газовая атака на Лондон — да, хорошо. Никто не знает что делать (первой мировой еще не было).

.

Герой — типично-безликий персонаж того времени, которого попытались раскрасить в цвета эпохи. Карьера так себе — в газете держится потому, что родич в министерстве время от времени делится информацией. Жена не дает развода, а жениться по любви — не так уж разгонишься с деньгами. Увлечение астрономией... Когда начинает рассуждать о том, насколько марсиане могут быть разумны и т.п. — брат (служащий министерства) его одергивает. Это война, нельзя очеловечивать противника.

Брат, кстати, хорошо получился. И момент, когда он бросает в марсианина «коктейль Молотова», а марсианину хоть бы хны — всё понимает.

Удачно подан персонаж ученого — он и вспышки на Марсе фотографировал, и с первым сфероидом дело имел (чудом жив остался), и в пост-катастрофе был нужен — при том не супермен. Просто человек оказался в нужное время в хреновом месте.

.

Основной прокол фильма: если удалось забороть марсианскую жизнь просто культурой земной болячки — то эта бы жизнь никогда широко не распространилась. Кто-то бы кашлянул на неё куда как раньше. Еще — хватает разговоров, а временами картонными кажутся спецэффкты.

.

Чего я ожидал и не увидел:

— обстановку на мостике корабля «Сын грома», который ведет поединок с треножником;

— христианскую альтернативу шахидам-камикадзе. Пожилой священник англиканской церкви, обвешанный динамитом, который подбегает к опоре треножника, чтобы взорвать её, обездвижить машину, и дать возможность артиллеристам расстрелять противника (с орудия снят щит, все равно никакого толка, расчет перекатывает пушку по узким переулкам, чтобы выбрать позицию) — отсутствует;

— попытки немедленно использовать тепловой луч — с разбитого треножника — и печальные последствия этого...

.

Итого. Толково, хотя и без фанатизма, сделанная вариация классического романа. В общем и целом — психологически комфортная штука, пусть и не без клюквы.

Качество фильма скорее задано средним уровнем сценаристов, декораторов и актеров. Кладовки на киностудиях большие, хороших актёров хватает. Рассказов тоже. Вытащили «на классе» на очень большой традиции съемок этой темы.

Под свободное время и стимпанковское настроение — рекомендую.





1415
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 октября 2019 г. 23:59
Спасибо за хорошо структурированную и умную рецензию!:beer:
Что ж так не везет моему любимому роману Уэллса?! Ни одной хорошей экранизации!8:-0 Очередная «проклятая книга»?
Мне как раз кажется, что это правильно, что Уэллс больше давил на эмоции и атмосферность рассказа. А детали очень хорошо сами собой в голове накручиваются. В 10 лет, обычный советский школьник, я одну систему образов при чтении выстраивал, в 35 лет — после просмотра всех подряд блокбастеров начала 21 века и чтения Уоттса и Винджа — совсем другую.
А книга жива до сих пор, и все так же будоражит чувства и мысли. Гениальная вещь!:cool!:


⇑ Наверх