Есть сериалы, которые вообще смотреть не нужно. Потому что глупо, скучно, нудно и просто потеря времени.
А есть сериалы практически неотличимые от этих вот отбросов — с единственной разницей: из них получаются великолепные боксерские груши.
Или трупы для анатомического театра.
Зачем будущим докторам учиться на примерах заведомо нежизнеспособных мутантов, которые вообще непонятно откуда взялись?
А тут вроде как приличная тушка, конечности на своих местах.
Просто холодная и не шевелится...
Итак, очередная разборка с демонами.
Участвуют:
— брат и сестра полудемоны, у которых папа был таки серийным убийцей, а мама была одержимой. Или папа был одержимым, а мама закрывала глаза на серийные убийства. Показания меняют по ходу сериала, не суть важно. Но папу сцапали и вроде как обнулили, мама в психушке (демон в её башке), а эти двое — американский вариант Гензель и Гретель. По жизни в ссоре между собой, но уничтожают нечисть как только могут (пулеметов, однако, им не дают);
— вторые брат и сестра, уже сильно пожилые, негры. Сестра — заведует той самой психушкой, а брат — контролирует полудемоницу-сестру, чтобы в борьбе со злом успевала прятать трупы. Директор дружит с католиками (из Ватикана присылают подмогу-замену), а брат — с какой-то непонятной организацией "Кровь", которая вводит одержимых людей в кому, и тем гуманно помогает им скончаться через несколько лет;
— ассистент полудемоницы-сестры, её формальный брат из приемной семьи. Совершая основную работу по упаковке наструганных полудемоницей тушек. Без лести предан, гомосексуалист, любит негра-охранника;
— барышня из Ватикана — залетела от брата-полудемона, но в виду тогдашней его одержимости родила даже не чертенка-квартеронка, а черт знает кого. В финале употребляет алкоголь и выходит на тропу войны со своим дитятком;
— "Кровь" — организации вроде как несколько тысяч лет (они сами говорят), а нормального оружия против полудемонов так и не придумали. Все с какими-то ножами суетятся. Они бы еще ножки от табуреток взяли;
— демоны сугубо отрицательные;
— демон-хранитель, специально сконструированный, чтобы держать под контролем совсем нехороших демонов.
Что плохо:
— единственная арка персонажа — хоть как-то похожая на человеческие чувства — у барышни из Ватикана (почему-то, когда появилась в кадре, прошла ассоциация с "девушкой из Нагасаки"). Была умеренно дисциплинированная, перспективная карьеристка, а стала без пяти минут смертница.
Ни один другой персонаж за время первого сезона вообще не поменялся. Полная статика, которую пытаются маскировать чисто внешними проявлениями. Сестра была в образе холодной стервы — осталась. Просто с братом разговорилась, из маман демона вытрусили, теперь есть кому улыбаться. А в методах она точно такая же стерва. Братец как был мягкосердечным супером, так и остался. Рефлексии насчет неудачного детского самоубийства прилагаются. Мать семейства вышла из астральной тюряги — ну, с мобильниками теперь ладит. А так — это те же самые люди, с которыми зрителей знакомят в начале пьесы... Из-за этого 90% коллизий, в которых оказываются персонажи, не вызывают к ним сочувствия
— пытаются показать развертывание интриги. Но мистическую историю превращают в подобие очень плохого детектива. Что, имхо, должно быть в хорошей мистике? Это постановка нравственных вопросов, когда на обстоятельства пробуют на прочность категории добра и зла, а персонажи как-то переосмысливают их для себя. Причем высший класс — показать, что раньше добро было таким, сейчас поменялось, но это все равно добро.
Не в этом сериале. Моральными дилеммами персонажи не страдают. У каждого в мозгах четко прошит алгоритм юнита.
Ок. Если до серьезного выбора не доходит, можно поиграть в уровни сложности мира: интрига начинается тремя персонажами в камерных декорациях, но вот масштаб меняется, в дело вступают силы покруче, и еще покруче. Финал — это война между злом и добром космического масштаба.
Не в этом сериале. В середине сезона пытаются показать ту самую "Кровь". А в финале появляется некий мегазлодей. Но подпольную структуру с тысячелетней историей изображают три дебила (из политкорректности одного зовут Ахмет), которых возглавляет старуха с малость поехавшей крышей. Мегазлодей (актёр второго плана, чьи лучшие роли пришлись на "Сверхъестественное" и на "Сынов анархии") показан предельно тупо, на него только не повесили табличку с поясняющим словом. У вас в мире шастают полудемоны. Сколько их? Какие социальные последствия от этого? Зачем тебе это знать, зритель?
Потому единственный прием, который используют создатели сериала — отмотать интригу назад, дать через флэшбеки еще каких-то подробностей. Но этот прием нельзя использовать постоянно! Ну литр, ну два, но не цистерну же спирта! (перевод Гоблина).
При этом про оригинальность сюжета, про какие-то необычные допущения, про повороты сюжета — нет, здесь не слышали. Оригинальности тут как в ужастике средней руки. Весь вопрос — из какого темного угла призрак ломанется на персонажа...
Понятно, не обходится без внезапного онкологического диагноза, без доли страсти.
— уровень декораций и спецэффектов. Это фиаско. К них было одно здание, которое изображало психушку, какое-то количество коттеджей, сколько-то сьемок в павильоне. Это все накрыли густой и холодной цветокоррекцией, а пламя рисовали так халтурно, что у меня даже появились мысли об откате :).
Массовка не репетировала от слова совсем.
Но даже с плохим бюджетом можно выехать за счет оригинальной режиссуры. Поиск ракурсов, приемов подачи материала, сцен. Можно частить с монтажом или пытаться делать одним проходом. Можно даже клиповую манеру включить.
Не в этом сериале.
В дело тупо идут штампы, которые, вероятно, представляются "традицией". Если в психушке мощный приход у одержимой пациентки, то будет вырубаться свет и качаться лампы на потолке. Если что-то происходит, то для нагнетунтства — на это что-то посмотрят персонажи, у них откроются челюсти, а только потом камеру повернут так, чтобы посмотрел зритель.
Фу-у-у-х.
Что хорошо? Бывает работа сделанная на троечку — но сделанная.
— Сценарий был написан (по какому-то комиксу, но не суть), раскадровка — продумана. Да, она во много тыренная. Но действие не останавливается, идет переключение между камерами, персонажи что-то говорят и, временами, даже по делу. Интерьерные и уличные сьемки как-то чередуются;
— хотели показать аналогии с известными уже мистическими персонажами? Да, смогли. Вот тут показывают аналогию с Ларой Крофт и кучей других специалисток по антиквариату, зрители вы поняли? Да, поняли. Вот тут у нас Константин, повелитель тьмы. Именно он, граждане. Ок, отвечают граждане, дальше давай...
— финал каждой серии — с претензией на мини-концовку
— завершение интриги имеет место быть, выход на второй сезон так же.
Сериал — не "добротная ремесленная работа". Это просто умеренно грамотная ремесленная работа, которую можно снять даже в Днепропетровске (и здание похожее есть). Тут даже на классе индустрии выехать не смогли, как с "Монахиней-воином". Это скорее привычка доводить продукт до сдачи.
Александр Москвин (г. Москва). Рецензия «Именем дредов, светлячков и пластинок» на роман Грейди Хендрикса «Изгнание дьявола из моей лучшей подруги» (М.: АСТ, 2020)
II место:
Ника Батхен (г. Москва). Рецензия «Свободу Анжеле Д.!» на роман Д. Кубракова «Ваня-Любаня» в стране вежливых людей» (М.: Время, 2020)
III место разделили:
Станислав Бескаравайный (Украина, г. Днепр). Рецензия «Как взрослеет вселенная» на роман М.Л. Коссаковской «Сеятель ветра» (М.: Эксмо, 2020);
и
Эльвира Жейдс, (г. Санкт-Петербург). Рецензия «Канон Кайроса или руководство к бесплодным на вид попыткам схватить счастливый случай за вихор» на авторский сборник Дэна Симмонса «Сироты вечности» (СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2019).
В номинации "Статья"
I место:
Александр Москвин (г. Москва). Статья «Тёмные силы в шаговой доступности» (О прозе Дарьи Бобылёвой).
II место:
Артём Гуларян (г. Орёл). Статья «Из чего строятся миры» (Краткое пособие для начинающих демиургов).
III место:
Николай Гриценко (Украина, Полтавская обл., г. Зеньков). Статья «О цикле Олеся Бердника «Камертон Дажбога»»
Что было интересно и занимательно, что впечатлило:
— диаметрально противоположные оценки судей. В глазах одного судьи статья — отличный пример анализа, а по мнению другого — ни черта в ней понять невозможно. Аналогично и с рецензиями — кому-то нравиться стиль и метода анализа, а кто-то считает, что по-русски так не говорят и зря я инициалы автора не расшифровал;
— часть замечаний к статье мне показалась странной, часть обоснованной, а часть — скорее приглашением к дискуссии. Но ясно, что от подобного размера материала и плотности ссылок, люди начинают уставать. В редакции "Полдня" приняли расширенный вариант (и я благодарен за это), но, смотрю, надо еще расширять, разъяснять некоторые вопросы размеренно и неторопливо. Типичный вопрос, который в статье получил слишком сжатое освещение — это отношение эстетической традиции и ретрофутуризма.
Признаться, просматривая трейлеры второго сезона, я опасался, что авторы уйдут в чернуху.
Напрасно.
Баланс между кровью и словом, насилием и смыслом — не изменился. Марка выдержана.
.
Есть три уровня сюжетов
.
Сползание к войне.
Отлично показано, что война будет иной.
Это не противостояние суперов и людей — по обе стороны баррикад есть и те, и другие. Постоянно говорят об увеличении количества суперов, при том, что часть их не вписывается в корпоративные структуры "Vought International" или в чисто государственные программы. Эти "лишние сверхчеловеки" могут пойти только в стан противников корпорации.
Это не восстание истинных арийцев, что бы там не говорила уцелевшая нацистка — потому как люди всех рас уже стали суперами, и чем дальше будет распространяться препарат V, тем больше будет супергероев разного цвета кожи, политической принадлежности, да хоть сексуальной ориентации. Суперы относительно равномерно "размажутся" по человеческой популяции.
Это даже не классическая корпорация против государства — потому как не будь у "Vought" сильных сторонников в конгрессе, в каждой президентской администрации, их бы раскатали еще двадцать или тридцать лет назад.
Перед нами — проблема супертехнологии, которая разрывает политическую структуру. Просто потому, что хотя бы относительная монополия на неё — дает доступ к таким возможностям, что судебная машина государства в принципе не работает. Внутриэлитные механизмы наведения порядка — тоже. Это все равно, что производить золото из чугуна или неограниченно печатать доллары, или собирать Т-800 вместо моделей "Форд" черного цвета.
Как можно судить человека, у которого под началом невидимки, телепаты, ходячие бомбы — и выстроенная пиаровская служба, которая объяснит аудитории, что горелое это сырое.
Активисты с обоих сторон данным давно наплевали на закон, потому что в его рамках практически ничего нельзя сделать, и судебная процедура для них — лишь способ привлечь на свою сторону нейтральные силы. Потому когда в седьмой серии к доктору Фогельбауму приходит чиновница, человек из политической иерархии, которая ведет себя с ним, как с другим представителем "истеблишмента" — договориться нельзя, угрожать нечем. Но Бутчер заставляет его выйти на суд, давать показания — гарантируя, что вырежет его семью. Это типичный спусковой крючок, потому как сдерживающие механизмы "норм приличия" отключены, а высшего авторитета, третейского судьи и гаранта в одном лице — нет.
Ответное действие — бойня а зале суда.
Если не будет какого-то радикального уточнения по этой технологии — вроде допущения об уникальном источнике препарата V — то вопрос войны, это вопрос общего к ней доступа. Каждый независимый центр силы должен получить формулу производства синей жидкости или перейти в подчиненное положение.
.
Семейная и личная драма.
Хоумлендер, который шел к полному одиночеству (его предали все старые знакомые, все прежние любови), но ему не удавалось прийти к абсолютному могуществу — вдруг получает поддержку от героини, которая сопоставима с ним по физическим возможностям, но куда больше понимает в пиаре, в бытовых хитростях, в манипуляции людьми.
Тут великолепный контраст сцен: когда супергерой заходит к главе корпорации "Vought" в первой серии — кроме туманных и поверхностных угроз ему ведь нечего сказать. Он просто неуязвимый мужик в красивом плаще. А его встречает управляющий бизнесом с оборотами чуть не в триллионы долларов — одушевленная бюрократия и капитал. И дает рекомендацию не соваться со своим супергеройским рылом в корпоративный ряд.
Но чем ближе ситуация к войне, чем острее кризис — тем больше дирекция вынуждена прислушиваться к нему. Без героя невозможно. И вот уже к нему бегут за поддержкой, а начало войны (с пиаровской и аппаратной поддержкой Штормхолдер-Грозы) — сделает его вождем.
Аналогично и в свой первый серьезный визит к сыну — Хоумлендер только с крыши может парнишку сбросить, чтобы способности активизировались. Получает истерику и отторжение. Сын переходит от восхищения образом супергероя к понимаю, что отец — не самый идеальный человек. Но тут вмешивается Штормхолдер-Гроза, и вместо пафосных рассуждений об изоляции сына, которые Хоумлендер повторял перед своей не-женой — просто показывает ребенку, что вокруг фальшивые соседи, что квартал это маленький театр, в котором мальчишка — единственный зритель.
И вот паренек загорается жаждой познания мира, который от него до сих пор прятали.
Пожалуй, это лучшая аллюзия на Зевса, что я видел в кино — неуязвимый "отец богов и людей", который не может править без своих женщин, без их советов и поддержки, потому снова и снова ищет любви, какого-то выхода из скорлупы своего могущества. Да, он пытается освободить себя от них, ведь они претендуют на долю его власти, но одновременно — стремится к ним.
На этом фоне Бутчер — все больше скатывается к образу исчерпавшего себя радикала-экстремиста-отморозка. Такие обычно гибнут от случайного взрыва гранаты. Его сложности с отцом — если они не получат позитивного развития — самый, пожалуй, слабый момент сериала. А самый пронзительный — это первая попытка вернуть жену, которая не хочет бросать сына и сама зовёт охрану. И лишь когда Хоумлендер забирает мальчика, супруга "освобождается", и персонаж получает глоток воздуха.
.
Маленький человек и щепки на лесоповале.
В подробностях показаны варианты судьбы обывателя.
Можно просто оказаться не в то время в неправильном месте — и вот твою машину отберут вполне положительные персонажи, а тебя убьют просто потому, что так получилось. Потом у положительных героев будет полминуты экранного времени на переживание негативных эмоций.
Можно ощутить бессмысленность своей жизни, пропитаться пропагандой — и пойти убивать неправильного кассира в супермаркете. Такое и безо всяких суперов случается.
Можно стать прислугой — чистить костюмы, страховать от явных глупостей и убирать лишние глаза.
А если очень повезет — как главному герою первого сезона, молодому и кудрявому прохожему — из трагедии родится не просто месть или любовь к супергероине, а серьезная роль в разборках высших сил. Во втором сезоне эту его линию продолжают. Но если создатели хотят ярко закончить сериал — этот персонаж должен прийти к какому-то изменению в себе. Если нет — то это будет первым знаком снижения уровня проекта...
Отдельной строкой идут арки второстепенных персонажей — и Королева Мэйв, и подпольно обколотая препаратом V японка, и "Фонарщик" — все получают свои драматические повороты.
И, конечно — толстый-толстый слой шуточек о политкорректности, шоу-бизнесе, американской мечте и всех, кто попадет в прицел.
Выдумки о возможностях суперов — не всегда приличные, но неизменно эффектные.
Отлично поданные батальные сцены. Понятно, что без фирменного разговора с жертвой не обошлось, но лишних глупостей мало.
Бешеный динамизм, который временами отлично ложится на музыку.
Итого: я не видел последней серии сезона, но то, что показали — это материал на 9+. Не абсолютная десятка, как первый сезон, но один из тех проектов, которые претендуют на статус "лучшего сериала года".
Совершеннолетним лицам — рекомендуется к просмотру :))))