В городке Омелас страдал ребенок, на несчастье которого и была построена счастливая жизнь горожан.
А если это не человек? Который, в добавок, всё понимает о своём положении и осознанно делает выбор?
Такую вариацию показывают в "Бездомном боге".
Языческое божество (синтоизм), ответственное за разрушение, бомжует в современной Японии. Этот конкретный бог решил завязать с "работой по профилю". Выпасть из обращения. Однако, так и развоплотиться недолго. Чтобы остаться в людской памяти хоть кем-нибудь, приходиться браться за любую работу вроде чистки собачьих будок иди мытья сортиров. Объявления со своим именем и предложением услуг — писать на заборах.
Но что мне понравилось в теологической линии сюжета — это "развод" и "новый брак" бога разрушения.
Смертельная ссора с богиней войны — и более чем теплые отношения с богиней нищеты.
Разруха не от войны, а от бедности и косорукости. Тот случай, когда не знаешь, кто сценарий писал, однако понимаешь, что консультанты отработали на пять баллов ?
И легко вскрывается трагедия девочки, которая хочет помочь ему, верит в "Ято", как в человека — но если тот воспрянет духом, как бог разрушения, всё вокруг станет немного не таким процветающим.
Параллели с христианством тоже можно проводить, только это требует куда более развернутого поста.
Жанр фильма-катастрофы, казалось бы, пошел на второй-третий круг. Взрывали, ломали, обрушивали и сжигали практически всё.
Но, если подумать, кого/чего сейчас может быть жалко людям — так, чтобы эта жалость не превращался в очередные политкорректные рассуждения?
Могут пожалеть произведения искусства.
Только вот пожар в музее сам по себе — скорее трагедия культурная, чем человеческая или просто житейская. Искусствовед может храбро бросаться в огонь, чтобы спасти картину, однако, чтобы сочувствовать ему, надо восхититься красотой творения. До этого про картину надо знать, видеть её, как-то понимать. Да и пожар в современном, относительно хорошо оснащенном музее — уже становится для зрителя скучноватой игрой. Потому как мер предосторожности принято столько, что лишь абсолютно пофигистический подход может привести к действительно массовой гибели шедевров.
Да, можно выйти из положения, создав некую критическую ситуацию. Но про музеи в годы войны уже снимали, и не раз. После фильма "Пять дней, пять ночей" — про спасение шедевров из Дрезденской картинной галереи — трагедию с живописными полотнами и статуями можно эффектнее показать лишь за счет компьютерной графики и квадрокоптеров. Ну, или привнося туда детективный сюжет.
А вот если горит музей, который и есть дом для десятков и сотен людей?
Прежде всего — хотел бы отделить сериал от сложившейся крипто-исторической традиции расследования старой трагедии. В неё надо специально погружаться, там "своя атмосфера". Я смотрел все восемь серий глазами постороннего зрителя, который что-то там про событие слышал, но для которого художественный сюжет абсолютно не спотыкается о реальные подробности той истории, равно как об авторитеты людей, заработанные на её расследовании.
.
Общее впечатление — добротная работа, в которой авторы заигрывали с массой историй и образов, но решили не ударяться в мистику.
Отлично показали, как из тупиков расследования может вырасти та самая пугающая атмосфера тайны.
Что для этого потребовалось?
В первую голову — тщательно воссоздать эпоху.
Делать весь сериал черно-белым — неправильно. А вот четные серии — вполне можно (с цветными перебивками). И формат кадра взять не 9 на 16, а 3 на 4.
Нужны локации — их обеспечили. Кабинет начальника управления в КГБ. Заснеженный лес. Жилая квартира с обстановкой тех лет. Чум охотника-манси. Колония. Морг. Избушка браконьеров. Улицы.
Нужны костюмы. Тоже присутствуют. Равно как реквизит — от мебели до газет.
Как показать людей?
На дворе 59-й — это значит всего пятнадцать лет после войны. Старшее поколение через одного на фронте побывало.
И вторая удача сериала — военные эпизоды, которые показывают, через что прошли многие персонажи. Хотите — вот вам мистический фашистский замок-лаборатория. Хотите — вот трагедия, и человек в петлю лезет. Хотите — вот удача и помощь как бы с того света, и человек на десяток метров разминулся с бомбами. И вот достигается ощущение, что пережившие войну люди сейчас строят жизнь, как умеют, что-то пытаются делать и на уровне власти, управления. Как они это делают — на фоне инерции советской власти с одной стороны и очень больших ожиданий от будущего с другой стороны — и определяет цвет времени. Вот молодые энтузиасты, наивные романтики, за которыми пока есть кому присматривать.
В-третьих — дерево расследования на котором волей обстоятельств снова и снова обрубаются сучья гипотез.
Люди на месте трагедии видят в небе шары огненные, кто-то даже про НЛО заикается. Но следователю говорят, что это ракеты, просто расстояние большое, шума не слышно, а свет из дюзы — вот он какой.
В группе был человек с радиометром, комитетский. Оказывается дело расследовал с браконьерами. Пытаются задержать, крошат этих браконьеров, но злодеи тут совершенно ни при чем.
Удары тупыми предметами по ребрам? Патанатом допускает, что и прикладами могли бить. Выходят на спецгруппу, которая за з/к беглыми должна охотиться, и вроде те могли... Только вот у начальника колонии что-то похожее на самоубийство, а один из этой группы сам в побег ушел.
Но каждая недоговоренность, каждый приказ замолчать и забыть — явно работает на создание таинственной истории, мифа. Пересказали пересказ пересказа, и вот нарратив обретает свою силу. На чем и построена предпоследняя серия, в которой время действия "современность".
Очень хорошо удалось показать многообразие, многоплановость любой серьезной истории.
Тут и собственные глюки следователя, и проблема местной власти, и суеверия манси, и любовные завязки, и мелкое жульничество, и случайные недомолвки.
Динамику всей этой сложности поддерживают актерские работы и батальные сцены. Интересно смотреть за людьми. Зрелищно выглядят поединки.
.
Можно спросить — а получился российский вариант Кинга? Или может "Секретных материалов"?
Или же это необоснованная претензия?
"Перевал Дятлова" хороший нишевый продукт. Когда смотрел — понимал, что вот тут получилось, и вот тут сработало, но, как со львиной долей фильмов по книгам Кинга — чувствуется, что это немного не мой вариант. Как не слишком нравятся мне чистые детективы или узкопрофильные ужастики, так не очень заходит и "крипто-мистика". Наверное потому, что самое главное в хорошей, но не ударной "крипто-мистике" — это ответвления сюжета, случайные разговоры на дорогах, воспоминания и мечты. А сердцевина сюжета не очень трогает. Рама получается лучше картины. Вещь вроде бы жанровая, но снята шире, полнее жанра — восьмерка или девятка по десятибалльной шкале, просто не моё.
В этом смысле "Перевал Дятлова" для меня очень похож на "11.22.63".
.
Любителям тайн и загадок — если у них нет своего, особого мнения о той истории — рекомендую.