Это уже состоявшаяся дилогия (первая книга точно вышла, на вторую уже несколько месяцев как подписан договор), и автор пишет третий роман (выкладывает на СИ).
Чтобы избежать кривотолков и неясностей — вот цитата оттуда. Большая. Самое начало третьего романа.
"Сегодня с утра, придя на работу и привычно толкнув дверь с табличкой 'Заместитель председателя ВСНХ СССР Осецкий Виктор Валентинович', здороваюсь с секретарем, прохожу в кабинет и устраиваюсь за своим рабочим столом. На перекидном календаре красуется дата — 2 марта 1929 года, суббота. Суббота? Суббота была позавчера, а сегодня у нас понедельник, четвертое. Надо перелистнуть.
Дверь кабинета открывается и ко мне заглядывает помощник.
— Здравствуйте, Сергей Константинович! Что, готовы расчеты? — спрашиваю его.
— Да, еще в субботу вечером подбил итоги, но не успел вам отдать, — поясняет Илюхов. — Едва вырвал отчетные цифры из ГОМЗы. — И с этими словами он кладет на стол тоненькую папочку. Не просто папочка, а скоросшиватель. Пустячок, а приятно. Ведь это с моей подачи несколько артелей наладили два года назад выпуск скоросшивателей и дыроколов, и не абы как, а в соответствии с утвержденным государственным стандартом. Сразу же и некоторые частные мастерские ухватились за это дело — канцелярское море у нас большое, в нем эта продукция утонет за милую душу. Теперь и фабрика 'Союз' зашевелилась — оборудование нашли неплохое и дыроколы у них получились довольно приличного качества. Вон, как раз такой у моего секретаря стоит.
Так, посмотрим, как же у нас обстоят дела с производством тракторов для сельского хозяйства. Вроде неплохо, но и радоваться особо нечему. Да, мы сильно продвинулись вперед за прошедшие 4 года: если в 1925 году едва-едва вышли на производство примерно 700 тракторов всех типов ('Фордзон-Путиловец', 'Запорожец', 'Коломенец', 'Коммунар', 'Карлик') то отчетные данные за 1928 год дают уже 9200 (впятеро больше, чем в моей истории!). Из них: 5920 'Фордзонов' Путиловского завода, 340 штук гусеничных 'Коммунаров', 150 'Коломенцев', 120 'Запорожцев', 90 штук 'Работников' (модификация 'Карлика'). 2470 СТЗ 15/30 дал все никак не выходящий на проектную мощность Сталинградский тракторный, и всего лишь 110 тракторов той же модели дал совсем недавно пущенный Харьковский тракторный. За четыре года — скачок почти в 15 раз!
Но что же выходит в итоге? Суммарно за этот период наши заводы выпустили примерно 17,5 тысяч тракторов, да импорт за 1923-1928 годы дал около 24 тысяч (не считая тракторов промышленного назначения). Итого в сельском хозяйстве сейчас работает 41,5 тысяча тракторов. Слёзы!" http://samlib.ru/k/kolganow_a_i/fragment_...
Скажу честно — испытывал сильнейшие амбивалентные ощущения при чтении двух с хвостиком романов.
С одной стороны — это чрезвычайно толковая, грамотная, продуманая альтернативка. Попаданец не в Сталина и не в Троцкого, а в какого-то безвестного Осецкого, мелкого чиновника — тихо и острожно интригует. Пытается не допустить партийной грызни, которая потом даст осложнения в 1930-х, и отчасти у него это получается. Еще пытается не допустить коллективизации в её мрачных формах. В голове у "Осецкого" — будто пара ноутбуков, объем знаний о мелочах эпохи зашкаливает, он переплюнет любого эрудита и многих ясновидцев.
Но так просто не пойдешь кидаться новостями направо и налево. Не поймут ведь.
Автор явно задался целью показать внутренние пружины политики Союза 20-х годов — начиная от личных склок, от карьеры будущих партийных гигантов, и заканчивая вполне объективными экономическими сложностями, с которым никакой попаданец вот так справиться не сможет. Документально-культурный слой — автор поднял, как поднимают целину. Тут и парийный жаргон, и все сокращения, и стихи Маяковского со строчкой "хер цена дому Герцена". И портреты революционеров второго плана (ну кто их все сейчас вспомнит?). Снимаю шляпу.
И Осецкий в книге делает карьеру вполне легальными, не "чудотворными" методами.
Его и увольняют, и почти арестовывают, и парочка именно что глупых перестрелок есть — но в остальном все рутинно.
Надо пресечь откаты (да, откаты, они были всегда...) при импорте оборудования.
Надо решать проблему кадров. Начиная буквально с себя.
Надо умненько засветиться перед "звездами первой величины". И работать. Буквально каждое действия персонажа тщательно документировано автором, хоть сейчас делай распечатки и сдавай бумаги в архив. Только распечатывать надо на машинке, а листы обязательно в старом скоросшивателе подавать.
Но. Есть и обратная сторона медали. Казенная эпоха, казенная жизнь персонажа. Казенный стиль его мыслей. И стандартно-канцелярский стиль текста.
Время от времени автор пытается придать герою человеческие черты — тут и любовь, и опасения за свою жизнь, и стремление к прекрасному, и даже азарт. Но все это буквально тонет в потоке цифр, уточнений, пояснений, параграфов. Мы видим все докладные записки и весьма длинные выдержки из статей. Сообщения и газетные заметки. Все это на фоне конкретики экономических трудностей — с цифрами в руках.
Какое-то время эта противоречивость в восприятии ставила меня в тупик. "Заклепочность" текста в этом случае никак не может быть снижена — просто потому, что "такова эпоха, такова среда". Только вот она создает совершенно особенный стиль, на который не всегда найдутся охотники.
Но вот сообразил — графики нужны. Схемы. Таблицы. Диаграммы.
Ведь перед нами фактически политико-экономический (и даже чуточку политэкономический) учебник о 1920-х годах. Его просто слегка прикрыли попаданческой фабулой. В комментариях на СИ идет вполне себе историческая и политическая дискуссия.
А какой учебник без хорошего иллюстративного материала?
Так что мне было бы интересно почитать книгу уже с картинками.
И это не требования "легкости" — я и так все осилил.
Но с картинками — оно лучше будет. Вроде как издания Ф. Броделя с иллюстрациями.
П.С. Автор изменил начало третьего романа и по ссылке — уже другой текст. Более человечный.
Эпиграф должен произноситься голосом Охлобыстина из фильма «Соловей-разбойник»
— Я, конечно, от армии человек бесконе-ечно далекий… Но!
Что интересного может быть в войне? Если убрать как юношескую наивность, так и старческий пессимизм, то получаем три составляющих:
— зрелище. Схватка вообще довольно занятная штука. Военные действия – тоже. А если их описанием занимаются фантасты? Драконы и звездолеты, охотники на мамонтов и боевые треножники;
— трагедия. Очень широкий спектр – от слезодавилки до эпоса. Враги сожгли родную хату, а через тридцать лет в сражении пал лучший войн их империи.
— смысл. Ради чего ведется война. Это может быть и самым скучным, и самым интересным вопросом. Причем месть врагам и красота схватки тут лишь первые этапы понимания проблемы.
Как? С кем? За что? – вот, имхо, три вопроса.
И вот сборник отвечает на них очень неравномерно.
Зрелищность имеет место быть в превосходной степени. Даже если герои не сражаются, а молча умирают на кресте, или перегоняют самолеты от одного тылового аэродрома к другому – авторы заботятся о «фоне». А уж когда в ход идет описание битв – любо-дорого почитать.
С трагедией – во многих текстах решительный успех. Есть умирающие войны, есть скучающие войны, сомневающиеся, отчаявшиеся, полные надежды – любые. И коллизии для них. Самые головоломные.
А вот со смыслом – несколько хуже. Для чего это все? Тут слишком многие авторы либо играют в молчанку, либо дают такие объяснения, что лучше бы уж молчали. Соответственно финалы у многих текстов как бы обрублены. В придачу к батальной развязке не желает наступать мировоззренческая.
Разумеются, скажут многие, перед нами сборник про воинов как людей, а не про войну, как историческое явление. Потому нужно искать личные мотивы, а общественные – подождут. Да, с личными мотивами почти во всех текстах – полный порядок. Но сколько-нибудь сложная война, показанная глазами рядового — это чистый хаос. Это загадка. Это тайна. Кто куда бежит, отчего стреляют и как быть дальше – ничего не ясно.
И вот этого странного метельшения в текстах – с перебором. «Туман войны» слишком густой.
Теперь по текстам (жаргонизмы употребляются для колорита, а спойлеры встречаются неожиданно).
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
1. «Короли Норвегии». Викинги бухали. Утром корабли вышли из пункта А в пункт Б с целью начистить рожу негодяю С. Феодальная разборка. Личный состав большей частью полег в финальной битве, но главный герой, уже пленный, в процессе казни, выполнил задумку. Дальше главному герою и его корешу надо становиться королями. Обет дан. Если вам нравится про викингов – строго для вас.
2. «Вечные узы». В ближайшем будущем нейрохирургия позволяет объединять человека с машиной. Солдаты-роботы (большие), управляемые людьми. Но люди нужны особенные и еще связанные между собой. Потому есть группы, в группах романы – романы невиданной интенсивности и эротических переживаний. Немного напоминает «9 жизней» Ле Гуин, только тут утрачена будет лишь одна жизнь. Герой в итоге женится на посторонней женщине.
3. «Триумф». Два дружбана-римлянина попали в Карфаген. Как пленные. Одного подвергли мучительной казни и он медленно умирает, второй просто раб. Второй нашел способ убить первого, облегчить уход.
4. «Чистый лист». Некая гражданка для устранения детской психотравмы (педофилия) начинает методично истреблять своих половых партнеров. Психологизм есть, интрига выдержана.
5. «Вестники Господни». Из планетной системы А (фундаменталисты) в планетную систему Б (либералы) подослали генетически доработанного фанатика со специальным голосами бесов в голове. Голоса – чтобы фанатичнее был, чтобы боролся с ними. В процессе покушения фанатика поймали, но он сбежал. Бесы выпали. Думает, как жить дальше. Вполне себе боевичок, без лишней рефлексии, хоть автор и пытается её изобразить. Аналогии с современностью – слишком прозрачны.
6. «Солдатское житье» — дикий запад. Двое цветных записались в армию, и была у них стычка с индейцами. Фантастики не очень. Колорит – вестерн он и есть вестерн.
7. «Dirae» — некая женщина, которая подверглась нападению и сейчас в коме. Она создает призрака-супергероиню. Этот призрак, в стиле Бэтмена – перемещается по мегаполису и предотвращает убийства, ограбления, изнасилования. Сам текст – это один прыжок за другим. Один эпизод за другим. В максимальном темпе. Но вот приходит время – женщине-создательнице пора. Просто пора. И призрак-супергероиня душит её.
8. «Армейские традиции» — осада Квебека в Семилетнюю войну. Военные действия описаны вполне реалистично – главный герой смотрит на все с английской стороны. Плюс описание салонных развлечений, любовных интрижек, пристроенных бастардов. Вещь скорее историческая, чем фантастическая. Приятный неторопливый стиль.
9. «В семи годах от дома» — помесь «биологических» вещей Ле Гуин и «Аватара». Планета, два континента, на одном техническая цивилизация, на другом биологическая. Понятное дело, технической нужные месторождения. Начинает колонизацию второго континента. «Апокалипсис сегодня». Но вторая сторона начинает выводить всяческих тварюшек, которые жрут металл. И микробов начинает выводить. И животных модифицировать. (все – без средств контроля за генетическим кодом, ну чисто эльфы) Сюжет показан глазами женщины-посла, с Земли. Она вроде бы человек гуманный, но и «эльфо-индейцев» жалко, и сама она – дипломат. В итоге эльфо-индейцы вывели вирусы, которые пожрали всю технику, истребили девять десятых населения той стороны. Героиня обиделась, покаялась, отправилась на Землю, в тюрьму.
10. «Орел и кролик» — Рим и Карфаген, только обратный случай. Последние беглецы из Карфагена укрываются в пустыне. Их находят римляне. В пути к морю через пустыню осуществляется поговорка «разделяй и властвуй» — римляне хотят получить одного надсмотрщика из массы рабов. Но карфагеняне не желают делиться на враждующие атомы… Есть добротный психологизм, хотя ближе к финалу он сбивается в достоевщину.
11. «Яма» — история о собачьих боях и собаке, которую забирают после таких боев в дом. Самая мелодраматическая история во всем сборнике. Слезодавилка, если на то пошло. Общий фон – современность, городские «низы».
12. «Из тьмы». На примере таких текстов понимаешь, что бред в стиле «Битвы за Лос-Анжелес» или «Дня независимости» — это не чисто киношные флюктуации, тут была литературная основа. Итак, есть некие агрессивные инопланетяне из галактического содружества рас. Припёрлись на Землю с целью колонизировать. Прошлая экспедиция — разведовательная — была 500 лет назад, но за это время земляне нехило продвинулись. Главарь захватчиков в сомнениях. Но решает, что планета хороша, надо брать, а такие вот хорошие трудолюбивые аборигены – на рабов пойдут. Как результат первого удара – уничтожены все высокотехнологические точки сопротивления. Инопланетяне спускаются – и начинается партизанская война. У инопланетян нет постоянной поддержки с воздуха (?), у них шумные беспилотники (?), у них танки, которые пробиваются из гранатометов (?). Наконец, психологический портрет землянина они составляют уже через пару недель после начала вторжения. Выясняется, что землянин предан не своему виду или расе, а ближайшему окружению (семье). Потому оставшиеся будут драться до упора. Главный герой от землян – американский военный, которого вторжение застало над Румынией (летел из Афганистана). Партизанит с командой таких же как он американских военных. (тут не хватает голосом Задорнова «а пришельцы тупы-ы-е») Потом встречает (вы не удивитесь, совершенно не удивитесь) графа Дракулу с отрядом румын. Они объединяются. И вот когда инопланетяне, потеряв половину десанта, решают что свалят с планеты, и все перед этим сожгут – Дракула и американский военный прорываются на главный корабль пришельцев и душат ихнего командира. Остальная эскадра так же идет лесом.
13. «Девушки из Эвенджера». Женщины-пилоты, 1943-й, тыловые перегоны самолетов. Две приятельницы. Одна из них вдруг пропадает, отчет о крушении засекречен. Вторая, преодолевая мужской шовинизм, раскапывает, что ухажер первой во время тренировочного полета задел крыло её самолета – крылом своего. Получился таран. Мстить нельзя — каждый пилот слишком ценен для Америки. В результате – вторая приятельница идет на фронт пилотом. Если вам нравится читать про эмансипацию – ваш профиль.
14. «Древние пути». Среднее Поволжье, 2055-й, техники больше нет. Молодой казак в стычке с татарами + на стороне казака некий неизвестный воин. Они объединяются и прутся в Астрахань, освобождать принцессу. На этом приключение не заканчивается – молодой воин оказывается девушкой, принцесса – её сестрой, а казак все не может выбрать, с которой из них переспать. Из этого легко можно сделать цикл романов конанизма средней интенсивности.
15. «Ninienslando». Первая мировая, западный фронт. Нейтральная полоса. В её глубинах окопались уцелевшие солдаты. Дезертиры с обоих сторон, которые решают переделать мир. Говорят на эсперанто. Продовольствие и амуницию воруют у обеих сторон. В сумме их десятки тысяч. Перемирие – и они расползаются, уничтожая следы своего пребывания.
16. «Рецидивист» — Земля после становления ИИ, а потом и их ухода (?). Европа сталкивается с Америкой. У человека может возникнуть собачья голова. Пустеют целые мегаполисы. Время ужасных чудес (как постапокалиптика неплохо, как киберпанк — умеренно). И вот некий человек пытается провести некую, совершенно непонятную комбинацию. Чтобы воздействовать на ИИ. Ничего не выходит.
17. «Имя мне легион» — драка за Сирию (Дамаск) летом 1941-го. Драка между французами. Очень много исторических отсылок, колорита, экзистенциализма, рассуждений о чести.
18. «Защитники фронтира». Посреди пустыни – относительно пригодные места для жизни. Есть форт в котором не наберется и двух десятков человек. Есть противник – почти исчезнувший. А когда-то людей в форте было около десяти тысяч. Дозор, охота на бегемота, снова дозор. И вот убит последний солдат противника. Надо идти домой. Но куда – уже мало кто помнит. То есть не помнит вообще. И хоть от женщин в местной деревеньку у солдат не рождаются дети – женщин решено взять с собой. Начинается возвращение, но ясно, что через пустыню они не дойдут. И что случилось с империей, которая их послала тоже непонятно. Главный герой убивает капитана. Форт – все что остается этим солдатам.
19. «Свиток» — впечатляющее подражание Борхесу. Французский инженер, подчиненный Вобана, попадает в плен к некоему африканскому (Алжир, Марокко, Тунис) правителю-деспоту. Тот, потомок Мухаммеда, предсказывает судьбу пленного, пишет несколько строчек в свитке, а потом требует от пленного убить человека. Пленный – не желает убивать. И вот деспот развлекается, убивая на глазах пленного то одного, то другого товарища по несчастию. То француза, то англичанина, то мальчишку-посыльного. И со временем пленный начинает мучиться не столько смертями вокруг (хотя от этого страдает), сколько предначертанностью своей судьбы в свитке. В итоге, когда в свитке остается лишь одна надпись он освобождается путем самоубийства, но его сын попадет в те же жернова.
20. «Таинственный рыцарь». Ну, Мартин. Ну, одна из историй за «много-много лет» до основного цикла событий «Песней…». Ну, есть странствующий рыцарь и мальчишка, который – косвенный наследник престола (что санкционировано нынешним правителем). Есть заговор и его разоблачение. Интересно читать, живые образы, вменяемое фэнтези, но уровень интриги чуть пониже, чем в «Песнях».
Итого: яркая, но неровная подборка. Если вы милитари-фанат — приобретайте смело. Если вы просто увлекаетесь фантастикой — имеет смысл подумать.
"В статье рассматривается неприменимость наработанных западными общественными науками подходов к исследованию утопизма к условиям Китая. Обосновывается тот факт, что древнекитайский общественный идеал не является утопическим идеалом. Собственно утопизм в Китае появился в конце XIX в. в связи со знакомством с западной философией и картиной линейного исторического времени. В силу исторических особенностей, утопизм в Китае прекратил существование, не успев возникнуть".
Преимущественно историческое исследование — автор подлробно рассматривает, могли ли потнециальные авторы китайских утопий заимствовать идеи у своих европейских коллег, и почему этого не было сделано. Вывод достаточно прост: к 1890-м, когда в Китае появилось досттаочно переводной литературы, из которой прямо можно было заимствовать образ Утопии — уже слишком многим стало ясно, что одними сказочками дела не решить
Но куда более интересно то различие, которое автор проводит между "стандартными" европейскимми утопиями и теми китайскими произведениями, которые некоторые современные исследователи считают утопиями и причны такового различия.
"...В статье А.И. Кобзева, помещённой в уже упомянутом сборнике [Китайские социальные утопии, 58–103], можно найти чрезвычайно интересный вывод. А.И. Кобзев констатировал, что, несмотря на повышенный интерес конфуцианских мыслителей к социально-политической и этической проблематике и стремление к её всесторонней и детальной разработке, в рамках конфуцианства так и не было создано «полноценных» социально-утопических произведений [Там же, 58]. Объясняется это несоответствие двумя факторами. Во-первых, с самого своего возникновения конфуцианство претендовало на роль официальной и ортодоксальной идеологии и во II в. до н.э. этого статуса добилось, и сохраняло его вплоть до начала ХХ в. Утопия предполагает и стремление к коренному изменению существующих государственных и социальных установлений, конфуцианцы же были полностью инкорпорированы в окружающую их социально-политическую реальность, поэтому даже при самом резком социальном негативизме критиковали не принципы устройства общества и государства, а их конкретные воплощения — т.е. определённых лиц. Всякое социально-политическое реформаторство в условиях господства конфуцианской идеологии приобретало черты личностной направленности. Во-вторых, специфическое конфуцианское и, шире, китайское представление об императоре как о телесной персонификации государства с неизбежностью выводило социальное реформирование из теоретической в практическую область [Там же, 59]..."
то есть конфуцианцы, которым по утопической части и карты в руки — слишком плотно кормились при власти. Потому с отдельными взяточниками и даже тиранами боролись, а вот насчет радикальной смены всего и все — этим больше даосы увлекались. но у них именно что сказочки, преимущественно в ностальгически-крестьянском формате.
Итак, при некоем университете две "кафедры". Одна — занимается поискам всевозможных экстрасенсов, другая их разоблачением.
Про "поисковиков" рассказывать смысла нет — они вдохновенно осваивают громадный бюджет, строят десятки устройств для проверки телепатии и т.п.
А в вот на "разоблачении" трудится начальница — опытная, прожженая, пожилая (в исполнении Сигурни Уивер). При ней — молодой ассистент. Аккуратный, воспитанный.
Жуликов-экстрасенсов раскалывают вмиг. Трюки проходимцев знают назубок. Работают слажено, четко. Технику тоже используют — так что вмешаться в радиосеанс общения с духами для них пара пустяков. правда, техника у них больше средненькая, чуть не заемная.
У начальницы — большая личная трагедия. Сын в коме с детства — несчастный случай, травма. Она не решается отключить оборудование. Мучается, пишет письма (которые адресат, естественно, не прочтет). И к началу действия фильма — она уже неизлечимо больна. Рак.
Начальница, кстати, удивляется, отчего молодой человек, ассистент, все при ней крутится. Мог бы карьеру сделать. Тот отшучивается, но, между прочим, говорит, что пора расширять команду, вон, девушка есть способная.
И вот на этом фоне является в мегаполис ясновидящий — давняя звезда экстрасенсорики, солидный, седой, прославленный (исполняет де Ниро).
Ассистент желает этого чертяку расколоть. Сразу указывает на него, как на жулика. Но начальница — боится. Когда-то ныне слепой экстрасенс своим чисто психологическим давлением заставил её усомниться. В телестудии он сделал вид, что смотрит на призрак её сына, которого та не желает отпускать. Начальница с этим справилась, но свою секундную слабость, которую видели миллионы — она забыть не может.
Ассистент начинает работать сам. Проверяет. просматривает записи. Прослушивает.
Одновременно начинают вториться вокруг темные дела. Птицы в окна бьются. Электроприборы с ума сходят. Ассистент сэимает зубы и продолжает поиски фокуса.
Ему помогает девушка (он к ней явно неравнодушен). Еще находится какой-то студент (подозрительно похожий на помощника К. Ривза из фильма "Константин повелитель тьмы").
Тут просто и как бы мимоходом умирает начальница. Она ждала этой смерти и та пришла.
Ассистент не останавливается. Он и говорит с экстрасенсом, и нос пытается сунуть, куда не надо. И в лицо получает серьезным образом. Но он абсолютно уверен в своей правоте. Не сдается.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
В итоге бывший помощник, а теперь главный герой — добывает пленки с записями оптытов, которые ставила "добывающая кафедра". отдает помощнице и студенту-добровольцу. А сам идет на представление, которое устраивает "экстрасенс". И что же? Стоило посмотреть пленочки повнимательнее — стало ясно, что механические часы на запястье экстрасенса идут секунда в секунду с часами на руке его подельника, мысли которого он якобы читает.
Но герой уже закусил удила — на представлении (громадный зал) активирует собственные паранормальные способности и показывает конкретую кузькуину мать жулику. Тот аж прозревает (то есть исчезает фальшифая слепота).
Финал — под дождем герой встречается с девушкой. Под монолог о том, что нельзя прятаться от своей судьбы, они отключают аппарат жизнеобеспечения у сына начальницы.
Что хорошо:
— в данном конкретном случае звездный ансамбль показал, зачем вообще нужны звездные ансамбли. У известных актеров есть явная инерция, с которой их новые образы воспринимаю зрители. Лучший вариант, имхо, чтобы в нынешнем образе как бы присутствовала тень прошлых — не продолжение, но именно тень. Здесь все получилось. Актеры второго плана тоже сработали;
— интрига. Вообще идея одиночества уникального человека раскрыта более чем хорошо. Лишь в борьбе с фальшивым подобием себя он раскрывается полностью, обретает смысл жизни. Но и то, это временный смысл.
— обстановка. Город, квартиры, погода. Атмосфера и декорации. Детальки.
— подборка фокусов и приемов разоблачения. Не энциклопедия, но каждый раз перед нами пример изобретательной выдумки.
Что плохо:
— не очень веришь, что если такой дар существует, то он настолько уникален, что его обладатель вынужден тратить всю жизнь на поиски "собрата".
Итог: один из сильных мистических фильмов. Не "фундаментальная глыба жанра", но посмотреть советую.