Книга Е.В. Гильбо "Постиндустриальный переход и мировая война" — случай именно самогипноза.
Человек представляет себе несколько образов: кибертехнологическая крепость, всемогущий 3Д-принтер, нетократия — и современность в рамках прогноза подгоняется под эти образы. Человек сам себе крысолов с дудкой.
Для начала о хорошем.
В книге совершенно правильно ставится ряд вопросов:
— необходимость реиндустриализации;
— изменение общества под эту реиндустриализацию;
— теснейшая связь в период боевых действий производственного комплекса и армии как таковой "модернизация и производство новых вооружений становится частью боевого процесса";
— необходимость ведения войны автоматизированными комплексами, необходимость автоматического (мгновенного) принятия решений;
— при крупном конфликте сопоставимых по потенциалу сторон — неизбежность потери львиной доли "устаревшего классического" вооружения — пилотируемых самолетов, старых танков и т.п.
Но проблема в том, что эти разумные утверждения поданы в контексте.
И контекст составляют такив вот тезисы:
"В постиндустриальном обществе тиражирование ничего не стоит" — потому что все делают автоматические Зд принтеры, которые вкалывают когда и сколько нужно. Красивый образ. Только вот где взять сырье и электричество для таких принтеров? Таблица Менделеева и дорогущие полуфабрикаты — они ведь не лежат на складе в неограниченном количестве. Далее, сам принтер — можно, конечно, представить, что такие принтеры смогут изготавливать и сами себя (см. рассказ Шекли "Необходимая вещь"), но вообще-то специализированное производство, которое должно изготавливать самые ответственные детали такого ЗД-принтера — необходимо. Соответсвенно, идет лесом тот образ, который так любовно описывает автор — маленькие мастерские в которых насобачившиеся программировать в ЗД — изготавливают беспилотники, и эти беспилотники рвут и метут.
Причем рувут и метут — буквально всех. Новое издание доктирины Дуэ — "аэрократия" (власть самолетов). "Израиль уступает по военной мощи только США, хотя у него очень маленькая армия по численности", а все потому что беспилотников много. И новая мировая война привед к краху ВСЕХ государств, после которого корпоративные армии будут выяснять отношения с бандами, и тот кто придумает новое вооружение, соберет новый класс — тот и победит.
Но если оглянуться вокруг — не ли уже сейчас неких мастеровитых людей, которые работают в технологии, где затраты на сырье стремятся к нулю? И личностное умение очень много значит? Есть такие — хакерами называются. В тех же 90-х многим казалось, что хакер — это практически властелин цифрового мира, что захочет, то и сделает.
Когда романтизм чуть поутих, выяснилось, что:
— серьезное программное обеспечение делают только серьезные фирмы, а индивидуальные разработки срывают куш довольно редко. То есть большие фирмы берут новые рубежи, а одиночки — кормятся на тех крошках, что пропустили гиганты. Одиночка может подняться — тут примеров тьма тьмущая — но ему тоже нужна крепкая команда;
— у серьезных корпораций и тем более государств — серьезные службы наемных хакеров. Которые уже без наркоты и хипования, спокойно и неторопливо, каждый день делают свою работу. Тряхнуть Пентагон не так просто. И вообще, хакеры начали объединяться в сообщества. Маргиналы — уже не одиночки.
Переводя это на язык индустриального производства, получаем:
— любая новая техника опирается на пирамиду технологий, на экономическую пирамиду разделения труда. Любой качественный скачок в технике требует большой базы. Потому "маленькие мастерские с оружейными 3Д принтерами" идут по той же статье, что и "тайные мастерские злобного научного гения". Новое издание доктора Фуманчу — такая же фантастика, как и "технологические" противники Джеймса Бонда, которые запускали непонятно с каких космодровом станции на околоземную орбиту. В реальности на одну такую мастерскую будет приходится несколько, в которых и пластик для ЗД принтера получше, и программы разработали свои, и что самое главное, есть взаиможействие с другими видами производства;
— как раз необходимость "технологического оркестра" и ставит крест на любой узкой доктрине, которая отстаивает в войне превосходство какого-то одного вида вооружений. Сделает тыщу танков — изобретут гранатометы. Наделает множество беспилотников — их будут бить лазерами (а они уже есть http://www.vz.ru/news/2011/11/23/540974.h...), улучшат РЭБ, сделают беспилотники-истребители (привет тому же Шекли с его "Страж-птицей"). То есть чтобы выиграть войну, требует комплексный подход. И серьезная промышленность;
— если у вас крах государства — качественно новое вооружение вы не сделаете. Даже если напишете в подвали хорошую программу для 3Д принтера — где в том подвале кадмий и ванадий, где полупроводники, где здоровенный коплекс (специализированный) который делает процессоры? Потому уцелевшие государства, которые хоть что-нибудь сохранят их орагнизационных своих возможностей — будут бить и "корпоративные армии", и "махновщину". Просто за счет комплексного применения вооружений — может и плохонькая пушка, но есть, может, и плохонький кораблик, но тоже есть, и ракета слабенькая по прошлым временам — но ничего такого у противника е сотней беспилотников попросту не останется. Потому если государство, условно, выставит свою сотню беспилотников, то получается размен с победой, который любой вспомнит по шахматам. Слона меняем на слона, а своя пешка становится ферзем.
Но автор книги, увы, сам себя загипнотизировал постапокалиптическими фильмами. И книгами. "Экзо" Э. Катласа — самое оно. Потому везде 3Д принтеры и беспилотники стаями. Крепости и нетократия.
Судя по всему начали с начала — то есть того грабежа монастыря, каковой грабеж и открывает эпоху викингов.
Прикупили лихие парни навигационные приборчики (уж какие нашлись), драккар построили, ну и вперед. За золотом, славой и приключениями. Бедная Англия (или как тогда назывались разобщенные местности, которые позже станут единой страной)
Сериал перетендует на реалистичность — и не только в смысле грима с декорациями, но и в смысле обычаев и мышления персонажей.
Скажем, главный герой на поле боя видит Одина, а павших героев забирают в Валгаллу — тонко показа грань между глюком и чем-то мистически-фэнтезийным.
Так же хорош диалог на суде.
— Ты обвиняешься в убийстве.
— Я защищался, у нас вышел спор за землю и он напал на меня.
— Тогда почему ты не сообщил об убийстве первому встречному, как велит закон, почему не постучался в первый же дом?
— Я опасался, что в этом доме живут родственники покойного.
— В таком случае закон разрешает пропустить два дома, но никак не три. Стало быть, ты хладнокровно убил человека.
Собственно, викинги показаны конкретными отморозками, которым не чужды иногда высокие порывы. Эдаким прото-рыцарством, когда про честь прекрасной дамы еще не думали, но базар уже отвечали. Соответственно у них отмороженная религия, мотивы поведения и т.п.
Показано имущественное расслоение, попытки знати еще основательнее укрепить свое положение.
Пока в сети доступны две серии, так что с представителями других культур пока только познакопили и кросс-культурный диалог ограничился поджогом монастырского скриптория, рубкой распятий и единственной демонстрацией книги, в которой главный герой не видит никакой ценности и удивляется, что монах прижимает её к себе.
разумеется, знатоки и реконструкторы обнаружат множественные ляпы. Не скажу, что мне ВСЕ показалось абсолютно "достоверным", но пока явного противоречия ничего не вызвало.
Новый роман Виктора Пелевина будет называться «Бэтман Аполло». Об этом «Известиям» сообщили в издательстве «Эксмо».
Издатели сочли необходимым отметить, что роман будет «очень толстым». В пресс-релизе уточняется: ответ на вопрос, что такое «Бэтман Аполло», читатели смогут найти в самой книге. В романе также пойдет речь о том, «что объединяет Дракулу с Кришной» и «кто стоит за московскими протестами».
1. От Новой Франции (совр. Квебек) бюджету одни убытки — там слишком много воруют.
2. Британцы слишком быстро увеличивают население Новой Англии, а из белле Франце — никакая тварь в Америку ехать не желает, еле протестантов туда выпихнули.
3. Изоляторы в Париже переполнены — кроме психов там куча мелких воришек, мотов, просто хулиганов (кстати, их все равно придется оттуда вытряхивать, уже после 7-летней войны — на содержание этой оравы попросту не будет денег).
4. Вольтер и прочие остроумцы реально задрали — "Ореанская девственница" это смешно, но сколько же можно?
Что требуется? Решение в стиле ТРИЗ + отыгрыш морального ущеба.
Итого. Вольтер вежливо отлавливается и приглашается на обед в какой-либо из дворцов или особняков (так чтобы их окон дорогу было видно).
— Что-то в Париже солдат многовато, — замечает философ.
— Будут перемещаться большие массы населения, — отвечает 15-й.
— Откуда и куда?
— Я давеча прочел о дивном немецком обычае — "корабле дураков". Лет двести назад, если в каком-либо городке скапливалось слишком много умалишенных, их быстренько собирали, сажали на корабль и по рекам сплавляли куда подальше.
— Очень интересно, ваше величество.
— А то. Правда, потом, когда население стало погуще и государства чуть за ум взялись — такое стало недопустимо. Все равно, что вылить содержимое своего ночного горшка в чужую комнату.
— Но солдаты зачем? Или вы хотите перевести всех в Лотарингию, чтобы там стало больше французов?
— Зачем же в Лотарингию? Это близко. А у нас тут океан есть, его не переплыть. Пройдемьте к окну, их как раз ведут.
Показывается голова длиннейшей колонны — в несколько рядов идут закованные в кандалы люди — некоторые явно психи и довольно буйные, остальные вроде как понормальней будут. Многочисленный конвой.
— В Дюнкерке, Бресте и Кале приготовлен целый флот. А кого-то посадят на корабли уже здесь.
— Как интересно, ваше величество.
— На этих кораблях найдется место и для вас.
Остроумцу несколько плохеет.
— Ссылка на двадцать лет, — добавляет 15-й.
Вольтеру совсем нехорошо.
— И не пытайтесь учредить там республику — с такими вот гражданами у вас ни шиша не получится, — 15-й работает на добивание, — Вам пора, кстати, а мне тут еще кладбище невинных младецев разбирать...
Следующие десять лет Вольтер вкалывает
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
бухгалтером интендантом контролером финансов
, короче, сидит на подсчете денег и материальных ценностей в конторе по продаже мехов и распределению земельных паев. Много и яростно пишет — доносы. Срок ссылки сокращают вдвое и остепенившийся автор в Париже садится за романы "Бесы", "Братья
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Карамазовы
Деко" и прочее, и прочее.
П.С. Уважаю Вольтера. А стеб написан к проблеме именно невозможности подобных фортелей — если разложение государства зашло слишком далеко. Откуда-то надо брать новые кадры, а если они разлагаются быстрее, чем успевают трудом окупить своё повышение — толкну от новых кадров не будет. А старые кадры ничего не боятся — да и не чертвертуешь их особенно на площади, у всех привилегии, бронь, отсрочка.