Автору сценария — пеньковую веревку.
Режиссеру — кол (лучше зазубренный, чтобы не соскочил).
Консультантам по вопросам электроники/ программирования / всего остального — электрический стул.
Это только начало отзыва.
Итак, граждане взялись за мега-супер-экстра интересную тему переноса человеческого сознания в компьютер.
Причем замах у них был — покруче «Газонокосильщика» — то есть сам переход как бы в первой половине истории, а там мы посмотрим, что будет.
На это дело подписали одного старого негра по фамилии Фримен, и еще крепкого мужика по фамилии Депп.
Плюс — несколько сравнительно адекватных актеров.
И что же?
Во-первых, с самого начала фильм топят в слезах и соплях. Причем это два основных вида слез и соплей — умиления и сопереживания. Ударные дозы мыла идут постоянно — от довольно сумбурной завязки, до не менее сумбурной и путаной развязки (садик с наномеханизмами...).
Во-вторых, режиссер изображает из себя рассказчика в детском саду — «А вот щас будет интересно, а вот щас еще интереснее, а вот тут как... Но почему тебе не интересно?» Анонс коллизии идет каждые пять минут. А коллизия-то совершенно пустяшная и/или предсказуемая. Из-за этого фильм получается дико затянутым, медленным и производит впечатление плохого циркового представления, когда в цирке померли с голоду все животные, клоуны пьяны до невозможности, а у престидижитаторов руки растут не из того места.
В-третьих, весь сценарий (кроме двух слов «квантовые компьютеры» и «наномеханизмы») тупо взят из 60-х. Или даже 50-х. Вилка между эмоциями человека и вычислительными мощностями компьютера — объявлена главной пружиной сюжета. то есть перенесли душу в компьютер — и вот уже человек не любит, он вычисляет... И вот герои типа перед неразрешимой моральной дилеммой. А потом герой обратно перенес себя в человека, но как бы поздно — уже запущен механизм его уничтожения...
В сценарии участвуют новые луддиты с политической программой на уровне того же детского сада.
Да, в точном ведь переводе названия должна быть «Трансценденция» — как бы выход за грань. Авторы сценария намекают на то, что ведь Бог создается, и у человека могут быть Божественные возможности. И че? Теологические вопросы по своему уровню не дотягивают до комиксов. Авторы тупо НЕ ЧИТАЛИ весь пласт литературы, начиная с Лема и заканчивая очень неплохими рассказами последних лет (американских писателей), где описывается становление суперинтеллекта из обычного человека. Авторам не известен весь тот пласт художественных приемов, с помощью которых можно достовернее и полнее показать ужас от столкновения человека с ИИ, равно как и действия ИИ.
В-четвертых — сам механизм уничтожения и вообще, техника борьбы с ИИ — мягко говоря, туп до невозможности (мы взяли с собой пушку и решетку Фарадея! Ура!!). Равно как и заявленные в фильме действия «суперинтеллекта». Источник энергии — солнечные батареи. «А на Солнце полетите ночью» . «Наниты» ведут себя как злобные ожившие лианы. Какие-то чудом размножающиеся квантовые компьютеры. Да, существо, которое находит решение тысяч технических проблем в минуту — не может найти решение проблемы «компьютерного вируса».
В-пятых — заезженные любовный треугольник (пусть даже потенциальный), жесты с кольцом, метания героини (которая сама по себе вроде как неплохой специалист, и должна все понимать).
Итого: эта стандартный образец плохой фантастики. Отсутствие свежих идей. Отсутствие хорошей интриги в сюжете. Отсутствие бодрой режиссуры. Отсутствие ударной игры актеров. Фильм как бы весь плохой.
Кому из критиков требуется тело для анатомического театра — берите.
Просто зрителям — не советую.