Просто вампиры — ужа давно никого не пугают.
Просто Дориан Грей — уже даже не возмущает.
Просто ван Хелсинг — мало кому интересен без трех пулеметов необычной конструкции...
Все «фичи» викторианских историй давным давно стали до предела заезженными, засаленными образами. Потому новые сериалы и романы должны работать с каким-то совершенно другими характеристиками.
«Шерлок» — да, все ясно, старый образ на новой почве.
Но сам аромат «старой доброй Англии» — одна из важнейших плит фундамента — если уходить от него, риск провала очень велик.
Ставка не декорации сами по себе — верная, но как единственная опора фантастического сериала — не вытянет. Фильмов с отличными декорациями было снято уже очень много, и как раз про викторианскую эпоху. Придерживать зрителя можно — держать не выйдет. Сериал «Улица потрошителя» — образец ставки на реалистичную Англию тех же лет: фантастика убрана, оставлен детектив и проблемы эпохи. Простое добавление «чудесатостей» не сделает сериал оригинальным.
Скажем, недавний сериал «Дракула» — вроде и всем хорош (понятно, далеко не всем, но работа проделана, и актеры старались), но оказывается как бы в ловушке: если сокращать его до фильма — будет уж очень коротко, не оригинально, а с развернутой интригой — местами провисает.
Приходится вкладывать громадные усилия именно в сценарий и режиссуру — в построение причудливого карточного домика, из колоды засаленных карт. Завязка, кульминация, развязка.
Составляющие успеха:
— несколько историй, рассказываемых одновременно, позволяют скрыть штампованность, предсказуемость каждой из них. К тому же можно заимствовать историю не целиком, а лишь её часть. Намек зрителю дан, образ в голове сложился, а вот как с этим образом поступить — решает уже автор;
— истории должны переплетаться (Франкенштейн и ван Хелсинг за одним столом и старенький профессор рассказывает молодому экспериментатору о вампирах);
— герой каждой истории должен раскрываться и трансформироваться как минимум один раз (скажем, американский стрелок удивил дважды — и в последней серии никак не меньше, чем оказавшись в объятьях Дориана Грея. Монстр Франкенштейна тоже преобразился), а главная героиня удостоилась целой серии, которая была посвящена флэш-беку о её биографии. Естественно, уровень актерской игры тут должен соответствовать — и он соответствует;
— обязательно должны быть колоритные персонажи второго плана — директор театра дешевых ужасов, где временно работал монстр Франкенштейна, показал себя именно таким — занятным, но вторичным персонажем, равно как египтолог или священник, произносящий последние слова в сезоне...;
— непременна игра с ложью/реальностью мистического допущения — сопоставление фальшивой «мадам Кали» и главной героини — причем игра эта идет в контексте эпохи, спиритический сеанс позже дополняется сценой о том, кто такая мадам Кали.
Как итог — получился один из лучших мистических сериалов последних лет. Аналогия может показаться странной, но «Черная гадюка» — третий сезон юмористического сериала, об Англии времен войны с Наполеоном — случай схожего уровня режиссуры и мастерски прописанного сценария. Только в «Ужасах по дешевке» есть куда более дорогие декорации и спецэффекты.
Можно сказать, что идея, заявленная «Клубом выдающихся джентльменов» была очищена от «токсичного стимпанка», и разыграна, как по нотам.