Есть один очень известный и бородатый анекдот про археологов. Ну помните, там было про раскопки древних захоронений в одной стране, где нашли проволоку, на основании чего гордые жители этой страны делали заключение, что их пращуры пользовались проволочным телеграфом. После чего ученые из другой страны заявляли, что у них в раскопках аналогичного периода никакой проволоки не нашли, следовательно их предки уже тогда вовсю пользовались беспроволочным телеграфом.
К чему это я вспомнил про этот анекдот? Дело было так.
Сначала жена, увидев текущую аватарку на сайте, поставленную детьми, спросила:
— Это что, Ихтиандр?
Когда я ей объяснил, что никакой это не Ихтиандр, то чуть позже обнаружил оставленную в браузере открытой страницу русской википедии про советский фильм "Человек-амфибия" 1961-го года, которую она читала. Пока решал, закрыть или не закрыть, то пробежался глазами по статье и внезапно вычитал такое, что заставило даже присесть от неожиданности. Вот он этот, изумивший меня, абзац:
цитата
К тому времени сценарий фильма «Человек-амфибия» 10 лет пролежал невостребованным на киностудии «Ленфильм»: читать его читали, и многие, но никто из режиссёров не хотел браться за постановку из-за технологической сложности самих съёмок. Кроме того, было известно, что в конце 40-х годов идею экранизации романа Александра Беляева вынашивали в Голливуде, однако отказались от постановки, ввиду невозможности её осуществления, поскольку опыта подобных масштабных игровых подводных съёмок в открытой воде в то время ещё не было. Не было этого опыта и в 1958 году. Однако Владимиру Чеботарёву, успевшему к этому времени поработать в научно-популярном кино, и имевшему кое-какой опыт подводных съёмок, пришла в голову идея разделить съёмку на небольшие эпизоды (с задержкой дыхания на минуту-две), в перерыве между которыми актёры могли бы отдохнуть, дыша воздухом из аквалангов. Но одно дело догадка, а другое — её воплощение. Поэтому, прежде чем подать заявку на экранизацию, он и оператор Эдуард Розовский обратились за консультацией к подводникам, к чемпиону СССР по подводному плаванию Рэму Стукалову и другим специалистам. Вывод оказался обнадёживающим: снять фильм будет очень трудно, но возможно. Заявка была подана, однако сценарий утвердили с большим трудом, поскольку многие работники студии считали подобную затею полнейшей авантюрой. Точно так же думали и американцы. Когда это известие дошло до них, в газете "Нью-Йорк Таймс" появилась статья, в которой подняли на смех будущих создателей фильма, предрекая им «полный провал». В публикации отмечалось, что «сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съёмок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе».
Наиболее, так сказать, "примечательные" места в этом тексте я специально выделил. Честно говоря, я не знаю точно, собирались ли в Голливуде экранизировать роман Беляева, и была ли на самом деле такая статья в американской газете. Но если судить по этому абзацу, то получается, что, якобы, начиная с 1958 года и вплоть до 1961 года, американцы считали невозможным снять фильм про подводного обитателя, дескать, это технически невозможно. Более того, сообщается, что продолжали сохранять скептическое отношение к этой затее, даже узнав про то, в СССР уже приступили к съемкам фильма.
Это все полная и абсолютная чушь! Ни в 1958 году, ни тем более в 1961 году, американцы не могли так себя вести. Потому что уже в 1954 году на американские экраны вышел фантастический фильм, снятый в студии Universal Pictures, где были и натурные подводные съемки, и живущий под водой полу-человек, полу-рыба.
Это был фильм из классической серии фильмов ужасов студии Universal, полноправно считающийся ныне классикой фантастического кинематографа — полуторачасовой кинофильм "Создание из Черной Лагуны". Фильм очень широко известный не только в Штатах, но и во всем мире. Персонаж же этого фильма — жаброчеловек Gillman, стал популярным образом массовой культуры, став героем целой серии фантастических фильмов.
Я смотрел оба фильма, поэтому могу сказать совершенно уверенно — качество подводных сцен в американском фильме нисколько не уступает фильму советскому. Технически все снято было великолепно, зрелище получилось отменное. Более того американским подводным операторам пришлось не в пример труднее — хоть они и снимали на черно-белую пленку, в отличие от советских кинематографистов, но зато на здоровенную подводную 3D-камеру.
В этом нет ошибки — американский фильм 1954 года был трехмерным, снимался на специальную сдвоенную черно-белую камеру, транслировался тоже с двух кинопленок, через специальные поляризационные фильтры на посеребренный киноэкран. Смотрели его через особые поляризованные очки.
Качество трехмерных сцен было отменным и впечатляет даже современных специалистов.
От себя могу добавить — "Создание из Черной Лагуны" пусть и уступает знаменитому советскому фильму в сценарии, но как остросюжетный фильм заслужил от меня твердую пятерку. Актеры играют здорово, сцены, снятые под водой — шикарные. Сражения с подводным чудовищем в глубине получились захватывающие.
Операторы буксируют к месту съемки подводную 3D кинокамеру. Вот такая вот дурында. А ведь она могла быть еще больше. К счастью, прямо по ходу съемок техники ухитрились скомпоновать две компактные кинокамеры в одну установку для подводных трехмерных съемок, что значительно облегчило весь дальнейший процесс — первоначальный аппарат был гораздо более большим.
А вот так выглядели реальные съемки под водой. Кстати, первоначально фильм планировали снимать в цвете, но не хватило средств. Что, как я считаю, пошло фильму только на пользу — на цветных фотопробах хорошего качества, которые делали по ходу съемок, бутафория костюма жаброчеловека всё же очень бросается в глаза.
Это уже съемки актеров в движении. Ракурс здесь не самый выигрышный, настоятельно рекомендую смотреть сам фильм — подводные сцены просто великолепны. Фото же эти привожу, чтобы сомнений не было — за 7 лет до советского фильма об Ихтиандре, американцы снимали фантастическое кино под водой не менее активно.
Актеры, играющие в фильме обычных людей, плавали и ныряли перед камерой в-основном в аквалангах, которые были на них и по сценарию. А вот жаброчеловека на подводных съемках играл профессиональный ныряльщик, способный задерживать дыхание до 5-6 минут. Примечательно, что на съемках на суше в костюм обитателя глубин наряжали уже другого человека, вероятно обладавшего более развитыми актерскими способностями.
В сети можно найти параллельные кадры из фильма, то есть кадры одной и той же сцены с двух разных кинопленок трехмерного тракта. Я хоть и смотрел обычную плоскую версию, но чтобы оценить трехмерность фильма, свел два таких кадра в gif-файл. Как видите, глубина сцены ощущается.
А это уже готовая гифка из сети. Здесь благодаря большей резкости кадров наличие заднего плана чувствуется еще лучше.
Это опять моя доморощенная гифка. Просто чтобы показать главного героя крупным планом. Вот такой вот был красавец, да. Кстати, его внешний облик был разработан мастерицей реквизита со студии ...Диснея. Так что текст из русской вики, с учетом этого факта, выглядит еще причудливее.
Чтобы вы сказали, если бы вам кто-нибудь принялся рассказывать вот такой сюжет для фантастического романа? -
В постсоветском Казахстане в начале нулевых годов двадцать первого века живет Елена Иринова, русская, ученый-астрофизик, принимавшая участие в советской космической программе. Но в настоящее время, чтобы свести концы с концами, она моет полы в офисных зданиях. Ее сестра, бывшая раньше адвокатом, днем работает официанткой, ночью проституткой. Недостижимая мечта сестер — накопить денег, чтобы выбраться самим и вывезти пожилую мать в Канаду. В попытке приблизить этот миг, Елена подряжается на челночные рейсы для провоза контрабанды в соседний Узбекистан. Во время остановки поезда на границе Елена находит загадочный сферический предмет черного цвета с крайне необычными свойствами. С этого момента вся ее жизнь круто меняется — в ней появляется Илья.
Илья Владимирович Муромец, прибывает в Среднюю Азию из Санкт-Петербурга. Устав от попыток понять свое предназначение, он пытался покончить с собой, но появилась русалка и воскресила его. После русалки к Илье явился какой-то загадочный тип, который пообещал раскрыть ему истину в обмен на услугу — помочь найти в Средней Азии магический артефакт в виде черной сферы. Естественно Илья отправляется туда, где и встречается с Еленой.
Илья — ветеран Афганистана и Чечни. А еще он героиновый наркоман. Ну и вдобавок выясняется, что на самом деле он — тот самый легендарный русский богатырь Илья Муромец! Ему 800 лет. Он носит свой меч-кладенец на плече в чехле для спиннинга, и у него с собой всегда: в одном кармане — семки, в другом доза самого дешевого разбодяженного героина.
Постепенно Илья и Елена начинают понимать, что черная сфера — это ключ к легендарному Беловодью. Ясное дело, что параллельно за данным артефактом охотится некая Аникова в чине полковника, с командой помощников, в числе которых телепат, способный проникать в мысли и сны людей.
Ну и понятно, что просто так Илье Муромцу по Средней Азии разгуливать не дадут. Появляется некий господин демонического вида, который оказывается смертельным врагом всех русских вообще и в частности лично Ильи Муромца — киргизским богатырем Манасом! Тоже понятное дело в возрасте не то тысячи, не то девятисот лет. И вот тут-то и начинается самая мякотка!
Остроты действу добавляют киргизские боевики-исламисты, российские и натовские военные с баз в Киргизии, которые обтяпывают свои темные делишки, наши герои им мешают, это им не нравится...
Но это еще не все! Манас что-то на этот раз не сдюжил против Ильи Муромца (мимоходом упоминается некая эпическая битва между ними во времена оные, которая длилась 50 дней!) и отправился в Самарканд. Вызывать из гробницы на подмогу самого Темирлана, который, тоже, оказывается эпическая фигура, бессмертный богатырь, на время прилегший поспать.
Ну тут уже я совершенно обессилел выслушивать подобное. А вам как?
Остается только раскрыть название этого романа.
Это Лиз Уильямс «Nine Layers of Sky». Вот страница романа на ФантЛабе.
Не нашел, к сожалению, более крупной версии данной фотографии — выложу что есть.
Так сказать, "два писателя-фантаста", да...
Ну и опять же, для всех желающих потренировать эрудицию в свое удовольствие (естественно без использования реверсивного поиска картинок, а то какое же это удовольствие), специально не подписал кто на ней изображен. Уверен, все и так опознают их без труда.
До сего времени был уверен, что единственным случаем, когда настоящий астронавт снимался в научно-фантастическом фильме был 24-й эпизод 6-го сезона сериала Star Trek: The Next Generation, в котором в 1993 году снялась Мэй Джемисон, между прочим первая афро-американка в космосе.
А вот и она сама, на кадре из этой серии (слева).
Так что было неожиданным сюрпризом узнать, что задолго до этого был еще один прецедент, причем довольно интересный.
Но сначала небольшое отступление. Уверен, что все мои читатели смотрели замечательный фильм "Аполлон-13", снятый на основе известных реальных событий, произошедших во время полета космического корабля "Аполлон-13" к Луне. Фильм, вышедший на экраны в 1995 году, может похвастаться помимо прочих достоинств отличным актерским составом — Том Хэнкс, Эд Харрис, Гэри Синиз и прочие.
В финале фильма, когда астронавтов, благополучно вернувшихся с лунной орбиты, вытаскивают из воды, на палубе десантного корабля "Иводзима", осуществлявшего спасательную операцию, можно видеть на несколько мгновений, как некий морской офицер в парадной белой форме пожимает руку Тома Хэнкса, игравшего в фильме командира "Аполлона-13" Джима Ловелла. Этим офицером был не кто иной, как сам Джим Ловелл (и в действительности капитан военно-морских сил США), сыгравший, получается, таким образом камео в фильме.
Вот она, эта сцена. К сожалению, хорошего качества кадр не удалось найти, только такой вот скриншот с экрана.
Справа у нас Том Хэнкс, в роли Джима Ловелла, слева настоящий Джим Ловелл.
Ну а в 1976 году британский режиссер Николас Роуг, уже попавший в поле зрения взыскательных зрителей и вдобавок обладавший некоторым опытом в научной фантастике (был оператором на "451 градус по Фаренгейту" Франсуа Трюффо), снимает довольно неординарный фантастический фильм "Человек, который упал на Землю", в котором главную роль — инопланетянина, попавшего на Землю, играет Дэвид Боуи (уж кому, как не ему играть такие роли).
И вот в эпизоде прибытия персонажа Дэвида Боуи на Землю и встречи его землянами, мы можем видеть вот такую сцену -
Знакомое зрелище, не правда ли? Опять справа кто-то прибывший из космоса, опять слева горячо пожимающий ему руку человек в форме, в котором мы с изумлением можем узнать все того же Джима Ловелла. Причем узнать без труда, потому как Ловелл в форме астронавта миссии "Аполлон-13", вон даже соответствующая нашивка легко распознается. То есть Ловелл опять получается сыграл камео (если быть точным, то "сыграл опять" в фильме "Аполлон-13", так как он был снят позже "Человека, который упал на Землю"), причем в очень схожей сцене, да еще даже в схожей позе. Так-то вот.
Есть амплуа рокового любовника, есть амплуа "кушать подано", а Ловелл, похоже, прочно забил себе невиданное ранее амплуа "пожимальщика рук на встрече гостей из космоса".
Вот еще одна фотография, на которой Джим Ловелл и Дэвид Боуи сфотографировались вместе в перерыве между съемками.
Вообще, видимо Николас Роуг тривиальных путей не искал. Всезнающая IMDB сообщает, что режиссер в качестве первоначального кандидата на роль главного героя — инопланетянина рассматривал ...известного писателя-фантаста и сценариста Майкла Крайтона, привлеченный его огромным ростом (более двух метров). Такие дела.
Вот, как-то не задумывался, но, оказалось, что ремесло художника неожиданно популярно среди космонавтов и астронавтов.
Судите сами.
Первым же конечно вспоминается Алексей Архипович Леонов, действительно являющийся прекрасным художником, без каких-либо скидок. Его картины видели многие, их часто экспонируют, печатают в самых разных книгах о космосе и космонавтике.
Прекрасно рисует и еще один наш великий космонавт Владимир Александрович Джанибеков. Мало кто летал в космос 5 раз, причем все 5 раз командиром экипажа! Его картины тоже хорошо знакомы широкому зрителю. Отмечу еще, что Владимир Александрович обращается к отвлеченным сюжетам как-то почаще своих коллег по кисти и космосу.
Неожиданно было узнать, что очень увлечен живописью Алан Бин, летавший на "Скайлэб", прошедшийся по Луне четвертым из землян (я не раз писал в своей колонке про его проделки). Рисует он неплохо, видно, что набил руку, но правда несколько однообразно — все время Луну, да гуляющих по ней астронавтов. В статье на вики о нем есть ссылка на онлайн-галерею его работ, можете полюбопытствовать.
Самих картин еще одного знаменитого астронавта — Майкла Коллинза, летавшего на "Джемини" и страховавшего товарищей на лунной орбите во время исторического полета "Аполлона-11", я не видел, но процесс их создания на фото кому-то удалось запечатлеть. Как знать, может найдутся и еще какие-нибудь его шедевры.