Есть один очень известный и бородатый анекдот про археологов. Ну помните, там было про раскопки древних захоронений в одной стране, где нашли проволоку, на основании чего гордые жители этой страны делали заключение, что их пращуры пользовались проволочным телеграфом. После чего ученые из другой страны заявляли, что у них в раскопках аналогичного периода никакой проволоки не нашли, следовательно их предки уже тогда вовсю пользовались беспроволочным телеграфом.
К чему это я вспомнил про этот анекдот? Дело было так.
Сначала жена, увидев текущую аватарку на сайте, поставленную детьми, спросила:
— Это что, Ихтиандр?
Когда я ей объяснил, что никакой это не Ихтиандр, то чуть позже обнаружил оставленную в браузере открытой страницу русской википедии про советский фильм «Человек-амфибия» 1961-го года, которую она читала. Пока решал, закрыть или не закрыть, то пробежался глазами по статье и внезапно вычитал такое, что заставило даже присесть от неожиданности. Вот он этот, изумивший меня, абзац:
цитата
К тому времени сценарий фильма «Человек-амфибия» 10 лет пролежал невостребованным на киностудии «Ленфильм»: читать его читали, и многие, но никто из режиссёров не хотел браться за постановку из-за технологической сложности самих съёмок. Кроме того, было известно, что в конце 40-х годов идею экранизации романа Александра Беляева вынашивали в Голливуде, однако отказались от постановки, ввиду невозможности её осуществления, поскольку опыта подобных масштабных игровых подводных съёмок в открытой воде в то время ещё не было. Не было этого опыта и в 1958 году. Однако Владимиру Чеботарёву, успевшему к этому времени поработать в научно-популярном кино, и имевшему кое-какой опыт подводных съёмок, пришла в голову идея разделить съёмку на небольшие эпизоды (с задержкой дыхания на минуту-две), в перерыве между которыми актёры могли бы отдохнуть, дыша воздухом из аквалангов. Но одно дело догадка, а другое — её воплощение. Поэтому, прежде чем подать заявку на экранизацию, он и оператор Эдуард Розовский обратились за консультацией к подводникам, к чемпиону СССР по подводному плаванию Рэму Стукалову и другим специалистам. Вывод оказался обнадёживающим: снять фильм будет очень трудно, но возможно. Заявка была подана, однако сценарий утвердили с большим трудом, поскольку многие работники студии считали подобную затею полнейшей авантюрой. Точно так же думали и американцы. Когда это известие дошло до них, в газете «Нью-Йорк Таймс» появилась статья, в которой подняли на смех будущих создателей фильма, предрекая им «полный провал». В публикации отмечалось, что «сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съёмок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе».
Наиболее, так сказать, «примечательные» места в этом тексте я специально выделил. Честно говоря, я не знаю точно, собирались ли в Голливуде экранизировать роман Беляева, и была ли на самом деле такая статья в американской газете. Но если судить по этому абзацу, то получается, что, якобы, начиная с 1958 года и вплоть до 1961 года, американцы считали невозможным снять фильм про подводного обитателя, дескать, это технически невозможно. Более того, сообщается, что продолжали сохранять скептическое отношение к этой затее, даже узнав про то, в СССР уже приступили к съемкам фильма.
Это все полная и абсолютная чушь! Ни в 1958 году, ни тем более в 1961 году, американцы не могли так себя вести. Потому что уже в 1954 году на американские экраны вышел фантастический фильм, снятый в студии Universal Pictures, где были и натурные подводные съемки, и живущий под водой полу-человек, полу-рыба.
Это был фильм из классической серии фильмов ужасов студии Universal, полноправно считающийся ныне классикой фантастического кинематографа — полуторачасовой кинофильм «Создание из Черной Лагуны». Фильм очень широко известный не только в Штатах, но и во всем мире. Персонаж же этого фильма — жаброчеловек Gillman, стал популярным образом массовой культуры, став героем целой серии фантастических фильмов.
Я смотрел оба фильма, поэтому могу сказать совершенно уверенно — качество подводных сцен в американском фильме нисколько не уступает фильму советскому. Технически все снято было великолепно, зрелище получилось отменное. Более того американским подводным операторам пришлось не в пример труднее — хоть они и снимали на черно-белую пленку, в отличие от советских кинематографистов, но зато на здоровенную подводную 3D-камеру.
В этом нет ошибки — американский фильм 1954 года был трехмерным, снимался на специальную сдвоенную черно-белую камеру, транслировался тоже с двух кинопленок, через специальные поляризационные фильтры на посеребренный киноэкран. Смотрели его через особые поляризованные очки.
Качество трехмерных сцен было отменным и впечатляет даже современных специалистов.
От себя могу добавить — «Создание из Черной Лагуны» пусть и уступает знаменитому советскому фильму в сценарии, но как остросюжетный фильм заслужил от меня твердую пятерку. Актеры играют здорово, сцены, снятые под водой — шикарные. Сражения с подводным чудовищем в глубине получились захватывающие.
Операторы буксируют к месту съемки подводную 3D кинокамеру. Вот такая вот дурында. А ведь она могла быть еще больше. К счастью, прямо по ходу съемок техники ухитрились скомпоновать две компактные кинокамеры в одну установку для подводных трехмерных съемок, что значительно облегчило весь дальнейший процесс — первоначальный аппарат был гораздо более большим.
А вот так выглядели реальные съемки под водой. Кстати, первоначально фильм планировали снимать в цвете, но не хватило средств. Что, как я считаю, пошло фильму только на пользу — на цветных фотопробах хорошего качества, которые делали по ходу съемок, бутафория костюма жаброчеловека всё же очень бросается в глаза.
Это уже съемки актеров в движении. Ракурс здесь не самый выигрышный, настоятельно рекомендую смотреть сам фильм — подводные сцены просто великолепны. Фото же эти привожу, чтобы сомнений не было — за 7 лет до советского фильма об Ихтиандре, американцы снимали фантастическое кино под водой не менее активно.
Актеры, играющие в фильме обычных людей, плавали и ныряли перед камерой в-основном в аквалангах, которые были на них и по сценарию. А вот жаброчеловека на подводных съемках играл профессиональный ныряльщик, способный задерживать дыхание до 5-6 минут. Примечательно, что на съемках на суше в костюм обитателя глубин наряжали уже другого человека, вероятно обладавшего более развитыми актерскими способностями.
В сети можно найти параллельные кадры из фильма, то есть кадры одной и той же сцены с двух разных кинопленок трехмерного тракта. Я хоть и смотрел обычную плоскую версию, но чтобы оценить трехмерность фильма, свел два таких кадра в gif-файл. Как видите, глубина сцены ощущается.
А это уже готовая гифка из сети. Здесь благодаря большей резкости кадров наличие заднего плана чувствуется еще лучше.
Это опять моя доморощенная гифка. Просто чтобы показать главного героя крупным планом. Вот такой вот был красавец, да. Кстати, его внешний облик был разработан мастерицей реквизита со студии ...Диснея. Так что текст из русской вики, с учетом этого факта, выглядит еще причудливее.
На сегодня все. До следующих встреч!