Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «iRbos» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 23 марта 2016 г. 22:48

Вчера мне довелось посетить предпоказ для прессы фильма Бэтмен против Супермена. Спасибо за это рекламному отделу издательства Азбука.

Для начала давайте немного расставим реперные точки. Мне очень нравится то, что сейчас Марвел делает со своей кинематографической вселенной и я с удовольствием смотрю каждый новый фильм, при этом "Человек из стали" Снайдера мне тоже понравился, хотя и с рядом оговорок. Да и вообще большую часть фильмов Зака я очень люблю, но новый фильм ждал со смешанными чувствами из-за довольно разнящихся по представлению мира и персонажей трейлеров. А теперь, когда собственно стало понятно, я ни особо хейтер, а фанат из меня так себе, давайте о фильме. И я предполагаю, что предыдущий фильм Снайдера вы уже видели, так что не надо потом ругать меня за спойлеры.

По первым впечатлениям о фильме, появляющимся сейчас в интернете, Бэтмен против Супермена был воспринят по-разному. Западная пресса его громит, судя по рейтингам на томатах и метакритике, а наша вежливо называет неоднозначным. Хм, возможно в чем-то он и неоднозначный… Да, наверное, можно и так сказать, но если отбросить маску ложной скромности, то фильм получился попросту плохой. Не ужасный, нет. Просто плохой. Он абсолютно банально не удался. И причин у этого достаточно.

Во-первых, это общий подход. У диванных аналитиков ДС всегда лучше Марвел, потому что их продукция якобы более взрослая, мрачная, реалистичная и т.д. и т.п. В эту канву в массовом сознании отлично легли фильмы о Бэтмене Нолана и по его же лекалам продюсеры были твердо намеренны лепить всю свою вселенную в отчаянной погоне за золотым тельцом с клеймом в миллиарды долларов от Марвел на филейной части. И ни отставание в лет пять, ни общая несовместимость других персонажей с этим подходом их явно не волновала. У Марвел есть Мстители, а им нужна Лига справедливости. Прямо сейчас, и чтобы ни как у Марвел. Вроде как для разнообразия. Получите, распишитесь. Фильм полноправно можно назвать Лига справедливости 0.5 Бэта-версия. Проблема только в том, что все компоненты Лиги запихивали в сюжет фильма ногами. Бэтмен (sic!) ловит вещие глюки о приходе Дарксайда (гуглите кто это, жалкие непосвященные), Чудо-Женщина выполняет в фильме чисто декоративную функцию, а о всех членах Лиги мы узнаем из трех видеороликов, которые Диана просмотрит на своем ноутбуке, плюс еще целый ряд моментов абсолютно ненужных для общего сюжета, но жрущих приличное количество довольно ограниченного экранного времени, что явно идет не на пользу динамике фильма. Однако после них все аналогичные проблемы той же Эры Альтрона воспринимаются куда более благосклонно, т.к. их исполнение было по крайней мере не такое топорное. Но все бы ничего, если тут проблемы бы и заканчивались.

Увы, нет. Вторая и самая глобальная проблема фильма, которая вытекает из первой, это сценаристы, сценарий и все, что с этим связано. Все подводится под мрачно и реалистично практически не заботясь о логичности происходящего. В итоге на протяжении всего фильма со сценарием сражаются все: актеры, режиссер, и сами супергерои скопом. Сюжет фильм по сути прост как две копейки и был ясен по трейлерам. Супермен встречает Бэтмена. Мальчики ссорятся. Мальчики дерутся. Мальчики мирятся и идут в компании с девочкой чистить харю большому злобному Думсдею, созданному Лексом Лютером. Плюс все элементы для будущий Лиги. Однако сценаристы фильма не слышали о том, что прямая – это кратчайшее расстояние между двумя точками. И зачем-то на этот простой сюжет якобы ради пресловутой реалистичности и мрачности умудрились по навешать такого, что начавший задумываться о мотивации персонажей и причинно-следственной связи в их поведении зритель рискует закончить свои дни в Аркхеме. (И это мы еще тактично вынесем за скобки некоторые канонические особенности образов персонажей, на которые тут просто положили.) Супермен под гнетом вины из довольно деятельного товарища, который в прошлом фильме умудрился уничтожить свою расу и свернуть шею Зоду, превращается в нерешительную девочку, мазахистично любующуюся ток-шоу о своей персоне в перерыве между простыми геройскими деяниями вроде спасения девочек из горящего дома. С самой личностью Супермена сценаристы тоже не определились. Нам говорят, что его любят, показывают памятник, потом снова говорят, что его все любят, он вроде как бог для этих глупых людишек, а потом весь фильм показывают, что это все не так. Бэтмен, о котором мы ничего по фильму не знаем, кроме того, что он судя по всему профессиональный плакальщик на похоронах, 20 лет безуспешно тянул лямку в Готеме в качестве страха божьего и походу окончательно свихнулся после смерти Робина, потому что ничем другим его многочисленные красочные галлюцинации, легкую тягу к зеленому змию и методы, которым бы позавидовал Каратель, это все объяснить нельзя. Хоть огнестрелом не пользуется и то хлеб. Но вот на что списать фантастической тупостью одного из самых хитрых персонажей вселенной? Вообще даже интересно как воспримут его фанаты тот факт, что Бэтмен тут самый глупый, недальновидный и легко манипулируемый персонаж, с тягой к стереотипному мышлению и резким сменам настроения, и вообще вся сцена из "Возвращения Темного Рыцаря" Миллера тут имеет совсем другое прочтение? Если детально рассматривать, разумеется. Из далека он темный и мрачный конечно, а это же самое главное. При всем уважении к Аффлеку, которой вписался в роль весьма удачно, стараниями сценаристов персонаж его еще то фрукт, недельной выдержки на солнце. Это называется, добавили глубину. С такими исходными данными разборки на тему, кто же из двух “героев” больше неправ, выглядит смехотворно, потому что у обоих бобры в глазах просто выстраивают платины. Не хватает только бессмысленных истерик и заламывания рук. Но тут появляется Лекс Лютор и спасает положение. Его персонаж злобного Цукерберга с неврозами на почве детских травм, истерическими смешками и навязчивыми психозами отлично дополняет картину шизиков и отморозков, а постоянные монологи о божественной сущности Супермена отлично гармонируют с многочисленными псевдорелигиозными аллюзиями и прочей мишурой, которая со времен Человека из стали разрослась до неприличных размеров и торчат теперь из-за каждого угла. На этом фоне Чудо-женщина смотрится просто бесконечно прекрасно. Ей просто не хватило экранного времени, чтобы тоже быть замаранной в какой-нибудь коричневой субстанции, так что она тут единственный герой, которая фактически в одиночку сражается в конце с Думсдеем. Вполне возможно, что ее сольный фильм это поправит, и ей тоже какую-нибудь гадость в характере пропишут. В итоге вся эта честная компания пытается взаимодействовать, повинуясь тому какой палец на левой ноге зачесался у сценариста, когда отношение Уэйна к Супермену подстегивается глюками, журналист полтора года проработавший в газете не знает, как выглядит Брюс Уэйн, Чудо-Женщина разве что не приглашает Уэйна поковыряться в ее фотках и истории, а охранная система на корабле криптонцев похоже совсем без мозгов. На этом фоне даже вписанный в конце еще один классический сюжет о Супермене смотрится не как катарсис, а как логичное завершение всеобщего сценарного бессилия, когда даже простые вещи нельзя просто логично сделать без бессмысленного пафоса.

Однако все это можно было бы простить, если бы фильм был достаточно зрелищный и динамичный, про веселый я уже молчу (последние трейлеры врали). Снайдер все же знает, как снимать грамотный экшен, даже если на нем надет намордник с надписью “никакого слоу-мо”, но зрелищных моментов как раз в фильме и не очень много. Да и вообще баланс в нем выдержан плохо в угоду тоннам душевных метаний героев, пафосной болтологии под не менее пафосную музыку Циммера и тизерам лиги. Фактически на весь фильм у нас шесть экшен сцен (все были в трейлерах), три из которых в самом конце, а все остальное время Снайдеру просто нечего снимать. В "Человеке из стали" Криптон в начале гиб дольше, чем длится весь экшен во втором фильме. Серьезно. У супергеройского фильма на два сорок экшена меньше трети хронометража. Даже в Хранителях было больше.

С технической точки зрения зато весь фильм снят при этом невероятно грамотно, четко и стильно. Все же это Снайдер. Хорошо проработаны многие детали вроде той же Бэт-пещеры и всех погремушек Бэтмена, облачений Чудо-женщины, а у костюма Супермена иногда появляются привычные красно-синие цвета. И хотя бы весь экшен, который есть в фильме, снят настолько классно, что абсолютно непонятно, зачем было его так убивать в угоду всему остальному. Актеры реально хорошо подобраны и из кожи вон лезут, наговаривая пафосные и зачастую бестолковые диалоги на камеру. Честно говоря, в фильме даже есть хорошие сценарные находки, вроде взаимоотношений Лоис и Супермена/Кларка Кента, образ человека-сарказма Альфреда блестяще сыгранного Джереми Айронсом или сцены в сенате. Но все эти наработки либо не используются толком, либо откровенно игнорируются в общей картине, либо еще хуже — перекрываются какими-то глупостями, вроде главного наймита Лекса, русского с татухой в виде двуглавого орла (вроде) на горле, причем сценарно его национальность неважна, но она много раз подчеркивается. Продолжение следования современным трендам не иначе.

В итоге у нас получается фильм, который разваливается из-за криворукости сценаристов под запросами продюсеров, попытками угодить всем сразу и усидеть на трех стульях сразу. И даже как-то неудобно винить в этом Снайдера. Нельзя снять хороший фильм, в котором тебя просят впихнуть сразу все невпихуемое. С другой стороны, старой команде Брюса Тимма это удавалось в своих мультфильмах за меньший бюджет и хронометраж. Основной вопрос однако же, который оставляет фильм после просмотра, это для кого он собственно снят? Для упертых фанатов DC наверное. Обычных фанатов вполне могут оскорбить многие трактовки привычных и классических моментов, а для человека с улицы там будет слишком много непонятного народа, слишком много мутных сюжетных моментов, слишком много вопросов, ответы на которые предполагаются только где-то в совсем далеком будущем. Ну, а будет ли продолжение и в каком виде? На кого повесят вину за потенциальный не самый удачный бокс офис? Это уже совсем другие вопросы, ответы на которые мы получим в ближайшее время

P.S. Прошу прощение за некоторую сумбурность. Давно не писал ничего.


Статья написана 5 января 2016 г. 21:46

Наконец-то у меня дошли руки, чтобы немного рассказать об одном из самых интересных изданий, которое пополнило мою коллекцию в конце уходящего года. Такой небольшой подарок себе. Самое забавное, что издание не о комиксах и даже никак с ними не связанно. Да по сути и к фантастике имеет косвенное отношение. Зато издание настолько потрясающее, что сложно о нем промолчать. Итак, барабанная дробь...

The James Bond Archives: SPECTRE Edition от Taschen.

Издательство Taschen вообще очень любит издавать здоровые, красивые книги с кучей иллюстраций. Они получаются не всегда информативные, но все же. Так что я рассчитывал получить нечто большое и красивое, однако от увиденного я все равно тихо повизгивал минут пять. Но оставим эмоции в стороне. Как я выяснил недавно, у Taschen есть целая серия Archives посвященная мэтрам кинематографа и Бонду. Это настоящие кофетейбл-буки с кавер-прайсом под 200 баксов (можете забить в поиске на амазоне Archives Taschen и полюбоваться на список изданий и цены, со скидками получится ~120, что все равно ощутимо). Правда для некоторых из них издательство делает версию попроще. Кавер-прайс там уже в районе 75 баксов, а сами книги на дюйм-два меньше по длине и ширине. Упустить возможность погреться от выхода на экран последнего фильма о Бонде — Спектра — Taschen не могли и выпустили как раз такой бюджетный вариант (для плебеев вроде меня) книги про Бонда, но уже с материалами из последнего фильма. Поэтому и SPECTRE Edition. А так как я с дества обожаю Бондиану и практически каждый фильм смотрел минимум раза по два, то у нас с книгой даже еще на стадии предзаказа случилась любовь с первого взгляда. Теперь она просто обязана случиться и у вас.

В книге собраны материалы по всем фильмам, включенным и не включенным в канон. Информация разбита по фильмам, что вполне логично, плюс небольшое вступление, статья о Флеменге и т.д. Много фото со съемок, постеров, раскадровок и различного архивного материала, а также просто картинок на всю страницу на "полюбоваться", но и текстовая часть на первый взгляд так же интересна и подается в виде воспоминаний тех или иных людей, плюс от редакторского текста. Как я уже сказал выше, это бюджетный вариант. Представить размеры "большого брата" я просто боюсь, моя и то отнюдь не маленькая!

В общем под каким углом не посмотри, замечательное прибавление на полке и отличный повод пересмотреть всю Бондиану. А теперь картинки! Хендмейд, а не профессиональные с амазона, которые вы видели чуть выше. Отбирал пол минимуму честно-честно, но под катом все равно штук 40 фото!




Статья написана 14 ноября 2015 г. 15:38

Давно уже меня уговаривали сделать полный обзор своей коллекции, но было лень и не до того. А пару месяцев назад мне пришлось заняться небольшой перестановкой (читай, рейдерским захватом книжных полок в соседней комнате, т.к. в моей закончились все горизонтальные поверхности). Поэтому раз уж я и так все перебирал, то пощелкал за одно все на планшет. Качество многих фото соответственное.

Еще несколько общих моментов.

  1. Красивых книжных шкафов во всю стену у меня нет. Из-за этого лежит все как придется и многие вещи, которые лежат торцом к камере, я буду только проговаривать, если они того стоят. Все остальное будет понятно из фото. Если что, спрашивайте.

  2. У меня нет предубеждений по отношению к ТПБ (сиречь книгам в мягкой обложке), поэтому особо ранимых хардолюбов просьба не переживать сильно. Основным критерием всегда было, зачастую понятное лишь мне, соотношение цены и качества (а также ценам на чумовых распродажах!!!).

  3. Комиксной коллекции в среднем уже лет пять, смотря откуда считать. За такой солидный период вкусы меняются и порой я уже не понимаю, зачем покупал некоторые вещи несколько лет назад, когда мог бы купить другие более классные штуки. Такова правда жизни. Ну и период достаточно долгий, чтобы накопить тонны макулатуры. Отдельное спасибо здоровому образу жизни, начатому где-то так же лет пять назад, он здорово экономит деньги :-)))

  4. Стараюсь всегда коллекцию пополнять максимально разнообразно и не сильно зацикливаться на чем-то одном. Хотя нынешний курс валют вносит свои коррективы и приходится уже брать очень целенаправленно.

  5. Моя книжная коллекция в этот обзор не включена, но отсвечивает порой на фото.




Статья написана 8 октября 2015 г. 13:08

Вот и дошли у меня наконец-то руки перенести сюда последний и самый удачный перевод, подготовленный для Азбуки в рамках нашего сотрудничества. Оставшиеся тексты, наверное, я уже переносить не буду.

Пока я придумывал, как бы мне привлечь внимание к выходящему тогда без малого шедевру «Все звезды. Супермен», я случайно наткнулся на одну из серий передачи BBC «Чем занимаются художники целый день?» («What Do Artists Do All Day?»), целиком посвященную художнику этого комикса — Фрэнку Куайтли. Из этой серии вы можете много узнать о самом Фрэнке, о его самых знаковых работах, и главное понаблюдать за творческим процессом известного художника. Поистине уникальная возможность. К сожалению, эта передача не переводилась на русский, но чтобы как-то помочь людям без знания английского, я перевел вступительную статью-интервью, которая в чем-то повторяет, но в чем-то и дополняет видео. А его, я надеемся, вы все-таки посмотрите. Ведь не каждый день появляется возможность заглянуть в мастерскую художника, увидеть воочию производственный процесс, и побольше узнать о том, как же появляются на свет замечательные комиксы, которые все мы так любим.

P.S. Отдельная благодарность за редактуру уходит кому-то из штатных редакторов Азбуки, она существенно улучшила дело местами.







Статья написана 4 апреля 2015 г. 16:56

Собственно кто-то уже знает, кто-то нет, но мои рабочие взаимоотношения в предыдущем формате с издательством «Азбука» закончились. Поэтому я надеюсь у меня появится больше свободного времени. А пока я, если вы не против, буду переносить сюда тексты и переводы, сделанные в период моего админства в их группе вконтакте. Надеюсь, вам тоже это будет интересно :-)

Тексты здесь будут выходить в авторской редакции, то есть без любых рекламных "позывов". Так данная заметка была написана перед выходом «Красного сына» Марка Миллара, но я выкинул любые призывы его читать и использую его здесь лишь как причину для создания этой статейки, т.к. лично мне он очень не понравился, если не сказать хуже. Enjoy!




Давайте воспользуемся выходом на русском «Красного сына», в котором Супермен нес добро и справедливость не в США, а в СССР, в качестве небольшого повода копнуть в историю комиксов и вспомнить, откуда же пошли все эти «Что будет, если?..», «Другие миры» и прочие буйства фантазии.

«Jimmy Olsen», вып. 36
«Jimmy Olsen», вып. 36

К 1959 году, несмотря на начало Серебряного века и возвращение таких персонажей «DC», как Флэш, Зеленый Фонарь и команды «Лига Справедливости», эталоном для издательства все равно оставался Супермен. Количество журналов с его участием было весьма впечатляющим: «Action Comics» (с ведущей историей Супермена и небольшим приключением Супергерл в конце), «Superman», «Superboy» (о приключениях Супермена в молодости), «Adventure Comics» (также с участием Супербоя), «World’s Finest» (на который приходились совместные приключения Супермена и Бэтмена) и «Superman’s Pal, Jimmy Olsen» («Приятель Супермена Джимми Ольсен») с «Superman’s Girl Friend, Lois Lane» («Подруга Супермена Лоис Лейн»), о которых все ясно из названия. И редактировал все эти журналы, за исключением «World’s Finest», известный своим ужасным характером Морт Вейзингер.

«Superman», вып. 132
«Superman», вып. 132

Для справки: у «DC» тогда была практика держать по одному редактору на серию журналов или персонажа, в отличие от того же будущего «Марвел» Мартина Гудмена, где Стэн Ли был и швец, и жнец, и на дуде игрец. И все равно количество работы, лежащей на плечах Вейзингера, было весьма солидное. Даже несмотря на то, что не все комиксы выходили ежемесячно, каждый журнал содержал три короткие истории, то есть за месяц нужно было придумать от 9 до 12 сюжетов. Поэтому нагрузка на команду, работавшую над Суперменом под предводительством Вейзингера, была существенная. И ничего удивительного, что, как бы талантливы и креативны ни были авторы (а над Суперменом трудились не абы кто, а Роберт Бернштейн, Отто Биндер и Эдмонд Гамильтон), у них со временем начал истощаться запас логичных и вытекающих из канона сюжетов. И пришлось им использовать всякие трюки и уловки: истории, происходящие во сне, под действием чар, в других измерениях, в пространстве иллюзий и т. д. Например, чтоб показать жизнь на родной планете Супермена Криптоне, Отто Биндер придумал сюжет, в котором Джимми Ольсен попадает туда при помощи машины времени («Как Джимми Ольсен впервые встретил Супермена!», «Jimmy Olsen», вып. 36, апрель 1959).

«Lois Lane», вып. 19
«Lois Lane», вып. 19

В конечном итоге Вейзингер с Биндером нашли простое решение всех своих проблем. Они начали придумывать истории с интригующей преамбулой, но сразу с обложки объявлять, что ничего такого «на самом деле» не происходило. Первой ласточкой этого подхода и непосредственным предшественником будущих «Вымышленных историй» (Imaginary Stories) был сюжет «Другая жизнь Супермена» («Superman», вып. 132, октябрь 1959). В нем Супермен видит, какой могла бы быть его жизнь, если бы Криптон не взорвался. Бэтмен и Робин предлагают ввести все имеющиеся данные в их компьютер «Супер Унивак», и смотрят все вместе результат на подключенной к нему телевизионной системе. Эта история немного отличается от последующих «Вымышленных» тем, что Супермен, Бэтмен и Робин могут непосредственно комментировать происходящее по мере развития событий. В «Другой жизни» Супермен узнает, что у него родился бы младший брат, а у Криптона был бы свой герой Футуро, и то, что в конечном итоге Кал-Эл все равно стал бы Суперменом, только на Криптоне. Интересно, что сама история преподносится как единственно возможное развитие событий в случае, если бы Криптон не взорвался.

«Batman», вып. 131
«Batman», вып. 131

Первой же официальной «Вымышленной историей» является «Мистер и миссис Кларк (Супермен) Кент» («Lois Lane», вып. 19, август 1960), написанная одним из создателей Супермена Джерри Сигелом, который после долгих безуспешных судов за персонажа все же вернулся в «DC», чтобы прокормить семью, и показал себя очень ценным приобретением. Читатели уже давно желали увидеть подобное развитие взаимоотношений между Суперменом и Лоис, но Вейзингер не мог решиться на такое нарушение статус-кво и всего лишь поддразнивал фанатов подобной возможностью в прошлых выпусках. А тут было решено показать читателю, что это «может случиться в будущем, но, возможно, так никогда и не произойдет». Хорошо встреченная аудиторией, история имела даже продолжение в номерах 20-м и 23-м.

Забавно, что подобный сюжет был и у Бэтмена («Вторая команда Бэтмена и Робина», «Batman», вып. 131, апрель 1960), причем на несколько месяцев раньше. В нем Бэтмен отошел от дел и женился на бывшей Бэтвумен, а их сын стал новым Робином при новом Бэтмене в лице Дика Грейсона. И в конце все это оказывается, как сейчас принято называть, «фанфиком», написанным дворецким Бэтмена и Робина Альфредом.

Но вернемся к Супермену. Имея хорошее чутье и колонку писем от читателей, чтоб его подтверждать, Вейзингер без труда определил успех истории о мнимой семейной жизни Супермена. И принял решение использовать подобные ходы в будущем, причем не только для дел сердечных, но и для реализации любых других фантазий и идей. Вот так им и были созданы «Вымышленные истории» (Imaginary Stories), которые в дальнейшем будут неиссякаемым источником интересных сюжетов и настоящей головной болью для поколений читателей. Ведь за один выпуск журнала можно было поставить весь мир на уши, а в конце просто сказать, что ничего этого не было.





  Подписка

Количество подписчиков: 106

⇑ Наверх