Аркадий и Борис Стругацкие «История будущего»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | Психологическое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы | Марс, спутники Марса | Венера | Юпитер, спутники Юпитера ) | Наш мир (Земля)
- Время действия: Далёкое будущее | Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Прогрессорство | Становление/взросление героя
- Возраст читателя: Любой
Братья Стругацкие построили коммунизм. Свой коммунизм, совершенно, как оказалось, не похожий на тот, что строили в Советском Союзе. Основой его стали люди будущего, практически такие же, как и мы, только немного лучше. Воспитаны не так... Высокая Теория Воспитания позволяет готовить честных и сильных, искренне мечтающих об интересной работе и отдающих себя этой работе от всей души... Это реальные люди, не штампы из лозунгов — среди них встречается и предательство, и авантюризм, и психологические срывы и многое другое, да все, что есть у нас, встречается и там. Практически во всех книгах цикла авторы пишут не о «приключениях тела», а о «приключениях духа», по их же определению. Даже в таких явных боевиках, как «Обитаемый остров». Наверно, именно это — описание приключений человеческой души — и делает книги Стругацких читаемыми неоднократно. Каждый раз, перечитывая, находишь какую-то черточку характера какого-то героя, ранее незамеченную. Книги эти — живут, живут сложной, неоднозначной и увлекательной жизнью.
Мы никогда не будем жить в мире, который придумали Стругацкие. Но мы можем мечтать о нем и этот мир, впуская в себя наши души, хоть немножечко, но изменит их. Изменит к лучшему...
Произведения расставлены в цикле в соответствии с хронологией их написания. Предполуденный и Полуденный циклы носят самостоятельный характер и могут читаться отдельно друг от друга и от других произведений. Ниже приводится неполный перечень критических работ, в которых предпринимались попытки увязать входящие в цикл произведения в единую хронологию:
Михаил Шавшин. XXII век. Опыт историографии (1990)
Сергей Лифанов. Планета Венера: 1991, август-сентябрь: Хроника одной экспедиции (1991)
Вадим Казаков. Полёт над гнездом лягушки (1994)
Сергей Переслегин. Критические материалы, опубликованные в серии «МИРЫ БРАТЬЕВ СТРУГАЦКИХ» (1996—1999)
Андрей Ермолаев. Расцвет и закат земной сверхцивилизации (2005)
Андрей Ермолаев. В космосе и на Земле (2006)
Михаил Назаренко. Хронология «Истории будущего» братьев Стругацких (2008)
Евгений Шкабарня-Богославский, Сергей Лифанов. Средний Полдень по Гринвичу (2008)
Евгений Шкабарня-Богославский. Странники: Объединенная хронология Полуденного мира (2008)
Содержание (части, тома): по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
- /языки:
- русский (562), английский (43), немецкий (51), испанский (17), французский (25), португальский (8), итальянский (18), молдавский (1), шведский (3), датский (1), голландский (1), финский (4), норвежский (1), латышский (4), литовский (6), чешский (23), эстонский (36), украинский (4), польский (38), словацкий (6), словенский (2), болгарский (19), венгерский (11), сербский (4), хорватский (1), армянский (2), грузинский (1), арабский (1), персидский (1), китайский (3), корейский (1), японский (9), азербайджанский (1), румынский (10), эсперанто (4), турецкий (1), сербохорватский (8)
- /тип:
- в планах (4), книги (694), периодика (94), самиздат (29), аудиокниги (63), цифровое (47)
- /перевод:
- N. Dobrowen (1), V. Miliūnas (1), Э. Адриан (2), Э. Айнхорн (4), А. Апостол (1), А. Апуокене (1), М. Асадуров (3), С. Ахмедова (1), Д. Байт (1), М. Баррьер (1), В. Бартошович (1), Х. Бахарлоо (1), Д. Баччи (1), В. Белиалс (3), В. Бергер (5), Р. Бердарская (1), В. Берзиньш (1), И. Блок (2), Р. Блум (1), О. Бормашенко (4), Л. Босёк (1), Э. Бромфилд (1), М. Бронштейн (3), А. Буа (6), Х. Бухнер (3), Э. Бялоленьская (1), М. Вага (25), М. Варик (1), Х. Васко (1), Д. Вейс (1), И. Венто (1), М. Витрисал-Мулич (1), С. Владимиров (4), Б. Габор (3), А.М. Гарсия (4), Д. Геллерт (1), М. Генчова (1), Г. Георгиев (3), М. Герджиков (2), Л. Горин (2), Т. Госк (4), Ал. Громов (1), Г. Гялльмо (1), Фуками Дан (5), В. Датт (4), Л. Дворжак (7), Р. Дегарис (3), С. Дельмот (6), Р. Деросси (4), М. Дж. Бенто (2), Х. Джейкобсон (2), Г. Дзурлино (1), Я. Дзярновская (4), И. Домейкене (2), А. Дравич (1), Д. Древс (2), В. Жуков (1), А. Журавлёв (1), М. Златарова (1), К. Изакович (1), А. Кабаре (2), А. Канторовская (4), К. Каспер (1), С. Кастро (1), Ф. Кастро (1), М. Козей (1), Л. Колесников (1), М. Коскинен (1), С. Куйвала (1), А. Куско Фло (1), Х. Кюбарт (4), Ж. Лаана (2), П. Лажуа (1), В. Лажуа (3), Т. Ларкина (1), П. Лауданьский (1), И. Левандовская (15), Н. Левенсон (1), М. Лееметс (1), Х. Либкнехт (2), И. Лившиц (1), Т. Литвиньский (2), Р. Лугинская (1), Э. Мадейский (1), П. Мазель (1), А. Майерс (2), П. Макгвайр (1), Н. Малинко (2), Р. Маркес (1), Г. Маркосян-Каспер (1), Ж. Миленич (1), А. Мёккель (17), К. Николеишвили (1), Сунин Нин (2), М. Норис (1), О. Норихиро (1), М. Нютофт (1), Р. Олькеницкая-Нальди (1), С. Павловский (1), В. Паризи (1), М. Пенсанте (3), С. Петикс (1), Э. Петрас (6), А. Пинейру (1), И. Пиотровска (4), Я. Пискачек (14), Д. Поммеренке (3), В. Преображенская (1), Р. Прокофьева (4), Х. Ратли (1), Л. Ренен (1), К. Ренстрём (1), Р. Ридт (1), К. Риз (2), К. Роблес (1), Я. Розе (1), М. Руас (1), А. Саган (3), Д. Сантос (3), Д. Саукайтите (1), С. Сван (1), Т. Север (1), Л. Селлиов (1), Э. Симон (8), К. Скандура (2), Э. Скурская (5), В. Слободникова (1), М. Соуза (1), М. Стаменкович (1), М. Стоев (2), В. Стоическу (7), М. Схрёдер (1), Ч. Сянъян (1), Л. Телига (2), С. Тернавазио (3), М. Токар (2), Р. Томинг (3), В. Тшциньская (1), Й. Тыч (1), Д. Умановскис (1), В. Урибе (1), Э. Фонсека (2), Д. Фуками (1), И. Фукуро (1), Д. Фюзеси (1), И. Фёльдьяк (5), Э. Х. Джанджапанян (1), А. Хаба (1), Дж. Хазарян (1), Ц. Христова (2), М. Чолич (9), А. Шпехт (5), Т. Штайн (2), Г. Штайн (2), В. Экерман (2), М. Эмёд (1), В. Яблоньский (1), Х. Ялин (1), Б. дю Крес (8)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
artem-sailer, 12 марта 2021 г.
Где-то встречал интересное суждение о том, что Стругацкие — уникальные писатели: начали как комсомольцы, закончили как диссиденты. На мой взгляд, меткое замечание. Чтение их книг в хронологической последовательности по времени написания произведений, как я и поступил на этот раз с Историей будущего, наглядно демонстрирует эволюцию мировоззрения авторов. Яркий и необузданный оптимизм «Страны багровых туч» и «Стажёров» трансформировался спустя 30 лет в разочарование и скепсис в «Жуке» и «Волнах».
Но всё же имеется один немаловажный аспект, который, думается, замечен не только мною. Как мне кажется, Мир Полудня, как и вся История будущего — это нечто иное, если позволите, не «Стругацкие в чистом виде». Ведь параллельно светлым (несмотря на известную долю пессимизма) произведениям из Мира Полудня Стругацкие писали довольно мрачный «Пикник» и поставивший крест на человечности как таковой «Отель». И это я ещё не затрагиваю «Град», который, заметьте, был написан раньше того же «Жука». А сюрреалистическая и ехидная «Улитка» — ведь это своеобразное «кривое зеркало» «Беспокойства».
Так что же тогда такое этот Мир Полудня? Магнум опус или сказка для малышей?
У меня сложилось впечатление, что Мир Полудня — это как та самая синяя папка, история, которую авторы писали как бы для себя, но не могли не поделиться ей с окружающими. То самое добро, которое нужно было сделать из зла потому, что его больше не из чего сделать. Нечто такое, пусть даже наивное и нереальное, что каждый хранит в глубине себя, лелеет и греет. Сказка искренняя и сокровенная.
Dixi et animam levavi.
aps, 8 мая 2009 г.
Самый масштабный цикл произведений фантастики советского периода, который довольно подробно описывает историю человечества на протяжении нескольких веков.
На протяжении этого цикла осуществляется, мы видим переход от разобщенности народов, обусловленное наличием большого количества государств, к единству. И, в конце концов, мы видим единое государство, в котором не имеет значение должность, социальное положение или расовая принадлежность. И это – планета Земля. Кажется, что настал Золотой Век человечества, и мы видим идеальное общество. Однако последние повести показывают, что не все так хорошо, как кажется.
Довольно подробно показано освоение космоса. Люди осваивают планеты и спутники Солнечной системы, а потом отправляются покорять звезды. Начальный период точно характеризуется фразой «Через тернии к звездам». Но настойчивость и труд вознаграждается: человечество получает свободный, как им кажется, доступ к звездам. Открыто множество населенных планет в различных звездных системах. Обитатели некоторых сильно разнятся с людьми и контакт с ними затруднен, можно сказать даже невозможен (повесть «Малыш»), однако в своем большинстве они заселены такими же людьми, только развитие их цивилизации, на более низком уровне («Трудно быть Богом», «Обитаемый остров»). Человечество охватывает дух прогрессорства. Однако оно же потом становится источником паранойи: а нет ли прогрессоров над прогрессорами?
Мне кажется, что по развитию данного цикла можно увидеть, как происходило изменение мировоззрения авторов. Первые повести – это строительство коммунизма, тяжелая борьба ради достижения высшей цели. Цель достигнута – построено идеальное, можно сказать коммунистическое, общество и, в заключении, сброс покрова идеальности. Это как зеркало развитие СССР во второй половине 20 века: всеобщий энтузиазм строителей светлого будущего, за которым последовало разочарование в идеях коммунизма, что повлекло за собой распад. Так и авторы, как знаменитый герой Н, Гоголя, сначала создали общество своей мечты, а потом сняли с него знак «высшее качество», убив его идеальность.
Каждую повесть данного цикла можно читать, как самостоятельное произведение. Но хоть один раз, этот цикл нужно прочитать от А до Я, следуя его внутренней хронологии. Только в этом случае можно в полной мере ощутить все его великолепие, масштабность и, не побоюсь этого слова, грандиозность.
Beatleman, 30 ноября 2015 г.
Эволюция авторов от коммунистической утопии к общечеловеческим проблемам вполне логична. Перечитываю весь цикл с удовольствием.
razrub, 30 августа 2009 г.
Все-же я бы не стал называть «Мир Полудня» циклом. Скорее это то, что в англоязычной фантастике называется брейд-серией (у нас термин как-то не прижился). Общий мир — да, сквозные персонажи — да, тем не менее все произведения законченны, самодостаточны и самоценны.
И уж ни в коем случае это не цикл о коммунистическом будущем. «Мир Полудня» — о Вечном. О Мире, о Человеке и о месте Человека в Мире.
Мир живой, осязаемый и развивающийся. Развивающийся вместе со своими Демиургами. Интересно наблюдать, как юношеский оптимизм, максимализм и вера в будущее («Страна...», «Путь...», «Полдень...») перерастают в заостренность на болевых точках и проблемах человеческого общества («Трудно быть богом», «Хищные вещи века», «Попытка к бегству», «Обитаемый остров»), затем сменяются пессимизмом и бессилием человека перед Системой («Жук в муравейнике»), и наконец приходят к равновесию, мудрости и осторожному оптимизму («Волны гасят ветер»). И этот мир продолжает жить! Он будет жить, пока существуют читатели Стругацких! Это — НАШ мир!
NikoKlaus, 8 октября 2011 г.
Симптоматично, что подавляющее большинство пользователей FL оценило цикл в целом выше, чем составляющие его произведения. Мне кажется, что в значительной степени это оценка не литературного качества произведений АБС, а выражение отношения читателей к той социальной утопии, которую изобразили авторы. Грустно, но идея о справедливом и творческом посткоммунистическом мире оказалась невыполнима в реальных полевых условиях. Собственно, последние произведения АБС уже напоминают реквием о утраченной мечте. Читать интересно всё — и розовое сопливое начало, и мрачную, затянутую тучами концовку. Спасибо.
lubar, 19 апреля 2010 г.
Очень интересный цикл. Как ни странно спасибо фильму, Аватар, который еще не смотрел и «Коммунистам Санкт-Петербурга», утверждающим, что Аватар плагиат.
Почему космос, у Стругацких в конце 20 начале 21го века развивается намного быстрее, чем в нашей реальности. Потому что за одним погибшим на Венере кораблем посылают другой. Потому что экипаж Быкова летит на Венеру не защищенный от резких выбросов солнечной радиации. Да и через 150 лет «Группы свободного поиска» катаются по Вселенной как у себя дома. Все-таки сейчас безопасности полетов отводится больше внимания. Надо отдать должное Стругацким, ближе к концу цикла на безопасность тоже обращается больше внимание. Если конечно исключить «Далекую Радугу».
А вот бытовые радости у Стругацких отстают. Все-таки в начале 22 века Стиральная машина и микроволновка с которыми не могут справится бывший космолетчик и студент это нонсенс. И только к середине 22 века быт становится уютным («Попытка к бегству», «Парень из преисподней»).
В целом люди будущего получились добрые, хорошие, но при этом достаточно безответственные. Слишком много того, что как мне кажется называется халатностью.
Тема контакта разработана очень детально, но при этом никакой попытки ответить на вопрос, как так получилось, что так много гуманоидных цивилизаций оказалось близко по времени к земной. Гиганда (~- 2века), Саркаш (~- век), Арканар (~ -7 веков), Панда (как видно 30-40 веков назад). Это при том, что Вселеннйо миллиарды лет. Ну хорошо допустим в будущем Странники. Опять-таки судя по всему это все-таки одна цивилизация, прошедшая путь машинной техники. Но как-то не попадаются планеты, где только зарождается жизнь. При этом другие не гумманоидные цивилизации имеют совсем другое время. Цивилизация Ковчега уже 100 000 лет как замкнулась в себе. Леонида похоже тоже. Ну очень напрашивается кто-то кто посеял на разных планетах жизнь именно земного типа. В этом контексте ''Принцесса стоит смерти», опять таки продолжает под некоторым углом тему других цивилизаций Стругацких.
be_nt_all, 19 октября 2007 г.
Братья Стругацкие — не самые мои любимые фантасты. Не все их вещи мне нравятся (по крайней мере не все нравятся одинаково). Но если оценивать созданный ими мир, то здесь сомневаться как то не приходится. Это наша история несбывшегося (несбыточного ???) будущего — и она нам ближе и роднее чем такие же от Хайнлайна или Азимова.
Yazewa, 16 февраля 2008 г.
АБС — величайшие фантасты всех времен и народов. И то, что они написали — настоящая Литература.
Потрясающие книги. И смеешься, и плачешь, даже если открываешь их Бог знает, в какой уже раз!