Аркадий и Борис Стругацкие «Волны гасят ветер»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Прогрессорство | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
О проблемах добра и зла, насильственного внедрения добра, «вертикальных прогрессов» и целях, которые ставит перед собой человечество и разум вообще, в конечном счете, о проблемах гуманизма и человечности.
Входит в:
— условный цикл «История будущего» > цикл «Мир Полудня»
— журнал «Sovětská literatura 1985/12», 1985 г.
— журнал «Знание-сила 1985'10», 1985 г.
— журнал «Знание-сила 1985'11», 1985 г.
— журнал «Знание-сила 1985'12», 1985 г.
— журнал «Знание-сила 1985'6», 1985 г.
— журнал «Знание-сила 1985'7», 1985 г.
— журнал «Знание-сила 1985'8», 1985 г.
— журнал «Знание-сила 1985'9», 1985 г.
— журнал «Знание-сила 1986'1», 1986 г.
— журнал «Знание-сила 1986'3», 1986 г.
— журнал «Urania #1082», 1988 г.
— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 32», 1988 г.
— сборник «Волны гасят ветер», 1989 г.
— сборник «Волны гасят ветер», 1989 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 142
Активный словарный запас: средний (2786 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 69 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 20%, что гораздо ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Великое Кольцо, 1986 // Крупная форма |
- /языки:
- русский (59), английский (3), немецкий (3), французский (2), португальский (1), итальянский (3), литовский (1), чешский (3), эстонский (1), польский (2), словацкий (1), болгарский (1), венгерский (1), японский (1), румынский (2), сербохорватский (1)
- /тип:
- книги (66), периодика (11), самиздат (3), аудиокниги (2), цифровое (3)
- /перевод:
- М. Асадуров (1), А. Буа (2), Э. Бялоленьская (1), Фуками Дан (1), Л. Дворжак (3), С. Дельмот (1), М. Дж. Бенто (1), Г. Дзурлино (1), И. Домейкене (1), П. Лажуа (1), В. Лажуа (1), П. Лауданьский (1), И. Левандовская (1), М. Лееметс (1), М. Норис (1), Э. Симон (2), В. Стоическу (2), С. Тернавазио (1), М. Токар (1), Д. Умановскис (1), И. Фёльдьяк (1), М. Чолич (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Lexa_snZoO, 2 января 2024 г.
Вообще одна из самых «глубоких» вещей АБС. Из-за подобных вещей я согласен с теми, кто хотел бы включать фантастику в список классики.
Идея вертикального прогресса, интенсивного развития человека — в принципе, на мой взгляд, она не столь фантастична. Взять к примеру т.н. «признанных гениев» в разных областях. Они часто тоже далеко и навсегда ушли от обычного человека (конечно, исключительно в плане творческих способностей), но никто же из этого не делает трагедии? Поэтому мне не ясно, почему тут многие комменты да и сами АВС из того факта, что к вертикальному прогрессу способны не только лишь все, делают какой-то конец света и закат цивилизации? ну да, прогрессирующие уходят и уходят навсегда, но их как всегда мало, поэтому демотивирующего фактора для остающихся особей нет, а если присмотреться, то и вовсе наоборот, есть стимул пытаться развиваться, пытаться приблизиться к ушедшим, и в конечном итоге попытаться прищемить им, извиняюсь, яйцы... Прекрасно понятен и логичен тот факт, что продукт вертикального прогресса лишь в какой-то ничтожной степени будет интересоваться людскими делами. Ничего удивительного. Бабочки вряд ли интересуются делишками гусениц и прочих имаго, хотя вроде изначально один набор генов? Так и в случае с АВС можно без ограничения общности считать, что прогрессирующие — это бабочки человеческого вида. Наша задача (остающихся и отстающих) пытаться идти им в след, пытаться что-то у них подсмотреть, украсть, перенять себе во благо. Нормальная обычная жизнь, что не так-то???
п.с. глубина этой книги в ее идее вертикального прогресса (пусть даже она и подсмотрена у какого-нить кларка), а остальное собственно рефлексия АВС (мне по прочтению показалось, что им неприятен факт возможного расслоения человечества).
smith.each, 2 сентября 2019 г.
Стояли люди робко у двери,
За дверью резвились играючи звери.
И люди друг в друга от страха стреляли:
Зверей средь своих безуспешно искали.
________________________________________
Уж простите мне такое наглое вступление. Тому, кто повесть уже прочитал, думаю, понятно, что запущенные Институтом Чудаков события вполне могут привести к такому печальному финалу.
Безуспешно пытаюсь ответить самому себе на вопрос почему мне столь трудно читать поздних Стругацких? Их текст не стал менее густым, некая избыточность в описании присутствует, но таков авторский стиль – он работает на то, что сейчас принято называть погружением в атмосферу. Не каждую идею, высказанную в романах, опубликованных братьями после 1972 года я готов принять. Да что там! Остается надеяться, что хотя бы половину из зашифрованных ими смыслов мне удалось интерпретировать более-менее верно.
Вот и с «Волнами…» та же ерунда приключилась. Нет нужды ломать мозг над дешифровкой основной идеи, заложенной братьями в заключительное произведение «трилогии Каммерера». В общих чертах эта идея зафиксирована в самом начале книги – в меморандуме Айзека Бромберга. Все человечество будет разделено на две неравные части по непонятному критерию, причем меньшая часть стремительно «возвысится» и уйдет из привычного большинству пространства понимания.
Вы удивитесь: «Ну и что здесь такого?» В самом деле, разве до Стругацких фантасты не писали о том, что в будущее части человечества пойдут разными дорогами? Идея не нова – и Герберт Уэллс писал об этом, и «Конец детства» Артура Кларка также посвящено этой теме. Но в том и дело, что ответить на этот вопрос у меня не получается. За внешней постановкой проблемы в виде «человечество разделится» Стругацкие спрятали что-то еще, и лишь интуитивно я могу чуть коснуться этого «что-то». Мне кажется, что для братьев важен был не сам факт разделения человеческой цивилизации и даже не попытка предсказать когда оно пройдет эту точку бифуркации. Критерий разделения и последствия выбора – вот, что их интересовало более всего.
Читателю повесть предстает в виде подшивки архивных документов: газетных заметок, записок, корреспонденции, мемуаров Максима Каммерера и отчетов оперативных агентов КОМКОН-2. Похоже на то, что Стругацкие нарочно придали художественному произведению форму аналитической публикации или, если хотите, научного исследования. Как и любое исследование, повесть начинается с постановки проблемы, а затем авторы определяют объект и предмет исследования. С объектом все более менее ясно: протеже Максима Каммерера, сотрудник КОМКОНА-2 Тойво Глумов. А вот что предстает предметом, или, вернее сказать, предметами, которыми авторская фантазия проверяет Глумова, понять куда труднее.
Оперативник Глумов гоняется за неуловимыми фантомами внеземной воли, Странниками, но со свойственной ему остротой ума скоро понимает, что это бег в никуда. Надвигаются сумерки долгого мира Полудня, и длинные тени ложатся на маленькую голубую планету, отмечая наступление новой эпохи. Естественный этап эволюционного развития или тонкая манипуляция рукотворного прогресса – какое это имеет значение, когда настоящее на глазах превращается в зыбкое, неустойчивое прошлое. Человечество распадается, и понимающий бесповоротность этого события Глумов отчаянно цепляется за прошлое, хотя и само это прошлое (читай, Горбовский, Комов) махнуло рукой: ну что тут поделать? Глумов не может не понимать, что сражение с будущим заранее проиграно, потому как его уже просчитали за людей. И к неизбежности выбора эта борьба приведет быстрее, чем удастся осознать его последствия. Трагичные последствия.
Ну а что с проблемой, которую ставят Стругацкие? Возможно, это критерий разделения. Мне кажется, они опасались, что рано или поздно и в нашем мире одна часть цивилизации начнет форсировано дистанцироваться от другой. Сохранит ли она при этом хоть какие-то гуманистические установки, допускающие возможность сосуществования некогда идентичных цивилизаций? Не знаю. С одной стороны, события повести, произошедшие в Малой Пеше дают для этого какое-то оптимистичное основание, с другой… От произведения веет тоской и таким осознанием неизбежности, что нескоро мне еще захочется вернуться к циклу Полудня. Принцип, по которому запустится демонтаж цивилизации, страшит меня. Уж лучше уверенно вышагивать по поверхности неизвестных планет, освещенных чужими звездами, и верить в маленькое наивное человечество, отважно постигающее Вселенную. Как Горбовский, как Каммерер… Ведь если «Жук в муравейнике» оказался деконструкцией мира Полудня, то «Волны…» – это реквием по нему. И чуть ли не с научным обоснованием.
Knyazek, 4 февраля 2025 г.
Финал. Закат. Катарсис.
Последняя и пожалуй самая важная книга Мира полдня.
Где авторы расставляют точки над i. Пожалуй не надо даже Белого Ферзя в Островной Империи, который бы услышал что его мир невозможен, значит он живёт в выдуманном кем-то мире. Тьфу на меня, надо конечно. Если бы не смерть Аркадия, книга без сомнения была бы написана и была бы настоящим чудом. Но жизнь не имеет сослагательных. Волны гасят ветер финалом этой удивительной истории.
И снова есть Надежда. И снова есть цель. У Людей мира полдня есть цель, жить и становиться лучше. Им досталась замечательная жизнь. И они могут применить себя. Работая, любя, и даже прогрессорствуя на «отстающих планетах». А могут начать исследовать четвертую, пятую, шестую сигнальные системы.
С точки зрения логики эта книга самая неудачная. Слишком многое в ней не бьётся. И это немного отвлекает от «вскрывания слоев». А слоев тут наложено поболее чем в Обитаемом острове. Авторам наверное было сложно. Их мир 1984 года стремительно менялся. Древние старики начали гонку на лафетах. Впереди маячила гласность и перестройка. Учителя не могли не предвосхищать. В воздухе тогда уже пахло. И это прорывалось. И в литературе и даже в кино. Но Учителя справились. Справились настолько хорошо, что неволей начинаешь искать среди своих друзей и знакомых Люденов. Справились настолько хорошо, что сегодня книжка Учителей в руках постороннего человека это маячок «свой-чужой». Увидел книгу и можно даже не интересоваться как человек относится к войне и миру.
Справились настолько хорошо, что их читают и перечитывают.
Гениальная история мира полдня. Начавшаяся с Быкова, Дауге и Юрковского в броске на Венеру, неожиданно обернувшаяся социальной глубиной в попытке к бегству и впервые задавшая вопросы в Далёкой радуге. Пройдя путь озорного света в Полдне и тяжёлой наркоты в Хищных вещах, одуряющей пропаганды в Острове. Это был хороший путь. Людены «улетели». Лучшие или нет? Тоскливый вопрос. Не буду отвечать на него в ЭТОТ раз. Волны становятся на полку, а рука уже снова тянется к Стране Багровых Туч. Пора вскрывать новые слои.
10 из 10.
Поставлю ли на полку? Уже стоит на самом почетном месте.
neli mustafina, 9 апреля 2023 г.
Как давно прочитана была впервые эта книга! Когда-то давно («в далекой галактике»)) могла позволить себе выписывать журнал «Знание-сила», вот там и прочла.
С каждым новым прочитыванием открывается какое-то новое видение, новый смысл.
И если раньше книга показалась суховатым отчетом о неких странных делах, творившихся на Земле, то потом, когда перечитывала 2,3 раз, ясно стало что это не просто отчет. Это трагедия. Причем трагедия человечества.
Даже несмотря на бодрое старание Горбовского очеловечить люденов...и рассуждения Каммерера в эпилоге, — мол людены скучают по обществу, по человечеству; ясно что человечеству — крышка...
Помню как в школе класс делили на отличников (их перевели в паралелльный класс), оставив в другом троечников. Это был провальный эксперимент... потому что оставшиеся троечники били морду отличникам. Отличники не стали лучше, а троечники стали хуже.
Знаю, что такое практикуют и сейчас в школах.
Но как сказал Г.Комов: « улетайте подальше от Земли», т.е. нельзя сделать такое, оставшись на единой планете.
Да и сейчас метрополия в виде США высасывает ресурсы провинций со всей планеты — лучшие из лучших уезжают, деньги и идеи улетают туда... а метрополия в виде г.Москва сосет соки России (образно выражаясь))) ну и т.д.
Конечно, и людены никак не могут ограничиться количеством 400 «особей», они и далее будут отбирать лучшее. Да и ресурсы понадобятся. А учитывая их бесчеловечность, — тут и до фашизма недалеко. И как знать — не окончится ли это войной?
Вот о чем вдруг додумалась перечитывая в этот раз!
Воистину, книга — на все времена...
Конечно, очень хочется дописать книгу так, что людены — это заботливые выросшие дети, помнящие родство, любящие родителей. Они освоили планеты, пространства, космос, время...именно они — пресловутые странники, предтечи человека, может они и есть пращуры адама, закинутые в далекое прошлое?
И все предопределено — то что Каммерер воспитал Тойво как сына, Каммерер дружил с Логовенко, а потом выступил как рупор люденов?
Может Каммерер и сам был люденом — одним из первых вместе с Логовенко?
Вопросов куча. И можно домысливать сколько угодно. Искать ответы.
Авторы их не дали.
Так что ищите ответы сами.
Виталя, 31 мая 2024 г.
Для начала я бы хотел сказать, что поторопился с выводами в своём отзыве к предыдущей части серии «Жук в муравейнике». На тот момент я не увидел хоть сколько-нибудь раскрытую историю центральной фигуры, Странники, (на мой взгляд) из-за которой собственно сам рассказ и повествуется. В этой же книге для меня стало яснее какая роль отводится Странникам. Понятно же стало и для чего писалась эта трилогия.
Стругацких по праву называют гениями. Вообще суть цикла о Максиме Каммерера заключается в прогрессорском развитии человечества. Не отдельно взятых личностей, где, как правило, показано превосходство одних над другими. А целого человечества. И, что примечательно, человечество предстаёт нам вовсе не идеальным. Я так полагаю, братья Стругацкие хотели лишь обозначить ориентир развития цивилизации, не замахиваясь при этом на статус эталона. Что очень похвально. Не потому похвально, что нет идеала или многими любимого «такого не может быть, потому что этого просто не может быть», слишком идеально, шаблонно и прочее. Нет, авторы лишь дали направление и не стали возводить свои мысли в абсолют. Ведь если вниматетельно наблюдать за картиной в общем, то можно заметить что идея Прогрессорства — а главные и центральные герои именно Прогрессоры, кто действующие, кто былые — ставится под сомнение. Т. Глумов, сам будучи когда-то Прогрессором резко для всех меняет направление своей деятельности и становится полной противоположностью Прогрессорам. По сути контрразведкой. И сам Глумов говорит, что ненавидит своё прошлое дело, говорил, что те цивилизации, которым Земляне оказывали помощь (помощь ли?) ненавидели за это их. И вот до этого диалога Глумова я полагал, что Прогрессооство является в книге чуть ли не святой, настолько всё уверены, что это благое дело. Я даже хотел было оставить книгу в расстроенных чувствах. Однако очень меня удивило положение вещей, при котором цивилизация Земли оказалась на месте тех кому Земляне помогали в развитии. Можно сказать, Стругацкие оставили нам самим выбирать отношение к Прогрессорам. Мне же идея вмешательства в естественный процесс развития цивилизации претит и вызывает отвращение. Пусть даже это вмешательство исходит из самым добрых и хороших побуждений. Возможно в нашем языке слишком мало конкретики, почему мы зачастую спорим, например о добре и зле. В «Обитаемый остров», кстати, есть диалог Колдуна с Максимом на этот счет.
Но тем не менее, почему человечество считает своим долгом влезать в чужое развитие, разрушительное оно для этих цивилизаций или созидательное? Вот в этой книге человечество уже в роли «жертвы». И лучше чем КОМКОН 2 ничего не подобрать, чтобы увидеть что как происходит это Прогрессорство и что ему сопутствует.
Трилогия о Максиме Каммерере очень достойное произведение и я очень надеюсь, что оно станет классикой литературы.
keellorenz, 20 октября 2022 г.
При жизни Бориса Стругацкого мне довелось спросить у него лично, не были ли авторы знакомы с творчеством Олафа Стэплдона в связи с возможным его влиянием на роман «Волны гасят ветер». Он мне ответил, что точно знали роман Стэплдона «Создатель Звёзд», но при написании своего романа «он не вспоминался и и не обсуждался», хотя возможно тут косвенно влияние по цепочке Стэплдон-Кларк-АБС. Идеи о мутантах, сверхлюдях, скачкообразной эволюции, слиянии разных разумных существ и космоса в единый разум или коллектив… Все они были давно изложены в конкретных книгах Стэплдона — романах «Странный Джон» и «Создатель Звёзд». Новшеств по сравнению с предшественниками АБС тут не предлагают, а сюжет сводят к детективу с жидкой прослойкой умозрительного философствования. Даже трансгуманизмом или космизмом это назвать трудно, тк фантастические допущения ненаучны и сводят весь смысл книги не к футурологии, а к размышлениям морально-этического характера. По сути дела это просто слегка переиначенный «Жук в муравейнике», но теперь загадка раскрывается: человечество на пороге контакта с космической сверхцивилизацией непостижимого уровня развития. Недостатком книги является отсутствие актуальных идей, привязки к реальности и сюжетной интриги. Если у Кларка в «Конце детства» был сюжет, а у Стэплдона в «Странном Джоне» футурологическая составляющая, то у АБС на выходе проучится просто рыхлый детектив о поимке мутантов на земле и попытке контакта с ними. Серьезно и вне контекста времени написания такие романы уже не прокатывают. Оценка 2 балла, к чтению не рекомендую.
Тиань, 24 февраля 2014 г.
Пожалуй, это самая глубокая вещь Стругацких. Детишки Полдня наконец повзрослели — осознали этические проблемы прогрессорства, ограниченность своих возможностей и свои недостатки, которые в благостном Мире Полдня заархивировались ввиду отсутствия условий для проявления, но легко могут быть переведены в активный режим.
Эволюция человечества, так ли уж это страшно? Вечного Полдня быть не может, за полднем наступает вечер, затем ночь и снова утро — новый день. Полдневцы так старательно создавали для человечества комфортную и безопасную среду на Земле, что невольно застряли в своем полдне, а когда жизнь двинулась все-таки вперед, впали в депрессию. И это не удивительно. Каждый человек открывает для себя мир заново, коллективное восприятие для индивида существует только умозрительно. Горбовский, Сидоров, Комов постарели, их жизнь заканчивается. И кажется, что вместе с ними заканчивается Мир Полдня, тем более на фоне распада семьи и перерождения Тойво Глумова — молодой смены.
Но на самом деле с уходом поколения в мире ничего не кончается. И с распадом нескольких семей не кончается тоже. На Земле есть люди и муравьи. На первый взгляд человек совершеннее муравья. Но лучше ли? И совершеннее ли на самом деле? На этот вопрос нельзя ответить ни утвердительно, ни отрицательно, поскольку существа разных видов просто разные. Так почему же нужно считать, что людены совершеннее людей? У них есть некая третья сигнальная система, отсутствующая у нас. Но при этом нет нашей способности жить радостно, с любопытством, находя множество целей и смыслов. Людены и люди просто разные.
На начальном этапе происходит взаимное отторжение, точнее, только что осознавшие себя людены отторгают людей, начиная с самых близких. Кстати, в этом они очень похожи на человеческих подростков, только с большим уровнем самостоятельности и возможностей. А дальше они создадут свое сообщество. Возможно, будут иметь детей друг от друга. С одной стороны, это отдалит их от людей еще больше, с другой, тоже заставит повзрослеть и на многое взглянуть иначе. Люди и людены могут существовать параллельно. Даже если они не будут общаться между собой на протяжении нескольких поколений, ничего страшного. Каждая цивилизация пойдет своим путем. Каждая привнесет что-то свое в этот мир, в общую жизнь Вселенной.
Изменение всегда сопровождается дискомфортом. Но в изменении — жизнь. Человечество не только породило люденов (а когда-нибудь породит и других отличных от людей существ), но и само стало другим. Это положительный момент. Ведь Мир Полдня с его инфантильными учеными-экспериментаторами и космопроходцами медленно впадал в стагнацию. Эволюция вида встряхнула всех — и новых, и старых, и вырвавшихся вперед, и на данном этапе считающих себя отстающими.
Горбовский, Сидоров, Комов уходят со сцены, их жизнь вступила в пору заката. Но миру людей до заката еще очень далеко. У него появился стимул к развитию и, возможно, новые цели.
1001, 20 февраля 2025 г.
Конец 1985 года, у нас маленький ребенок, надо вкалывать как на работе, так и после нее (руководство дало шанс заработать молодым специалистам-инженерам — сколачивать ящики для продукции после основной работы).
Но для Стругацких я таки находил время :)
Помня про «Жука» и ЗМЛДС — новую книгу (в виде публикации в журнале Знание-Сила») я начал читать с предвкушением чего-то великого.
Но это опять был все тот же «Жук», только без части «Отчет Абалкина про Надежду».
Очень скоро я почувствовал, что немного уже перерос самих АБС — как-то очень предсказуемым стало развитие сюжета (особенно удивил нравоучительный момент с описанием реакции обывателей на странные биоформы — ну, как-то слишком дидактично для авторов такого уровня)
А далее сюжет самым явным образом свернул на протоптанную уже многими фантастами дорожку — превращение человека в сверхчеловека (в данном случае это стало понятно задолго до финала)
Благо я тогда еще помнил прочитанный ранее рассказ о том, как персонаж «К» превратился в своего рода куколку (подробностей, увы уже не помню) и главный герой обсуждал с другим персонажем эту метаморфозу. А на утро они встретили этого «К» на кухне дома живым и здоровым, успокоились и ушли. А «К» после этого вышел на крыльцо и улетел в небо. Как бабочка. (если кто помнит автора и название рассказа — подскажите, плиз — гугл — пасс).
Обновлено: это рассказ Рэя Брэдбери «Превращение» (Chrysalis) 1946 года, спасибо за присланную по почте подсказку!
И в свете воспоминаний этого рассказа — сюжет Стругацких стал явно выглядеть вторичным.
(напомню — это конец 1985, начало 1986, с зарубежной фантастикой мы были знакомы слабо и даже про «Дюну» с ее Квизатц Хадерахом знали только благодаря невнятной рецензии Севера Гансовского в журнале ТМ в забытом уже 1966 году :)
Ну а потом пошли разные публикации и «Миры» — там и «Конец детства» был и все прочее — на всю ту же тему :)
(ах -да, мы еще слышали тогда про Супермена, благодаря книгам Кукаркина (это был величайший просветитель нашего времени :)
Ну ладно — но я таки ждал от АБС эффектного финала: рассказа о том, чем собственно, собираются заняться людены — разрушать города или строить дворцы.
Ну или про их занятия астроинженерной деятельностью (составлять рисунки из звезд, как у Кларка, или тушить галактики, как в ранней версии «Возвращения» у самих же Стругацких :)
Но — увы, ничего подобного дальше не было, кроме стона обывателей на тему «все пропало Шеф, гипс снимают, людены улетают» :)
Хотя особой трагедии не произошло, так как мораль сия известна еще со времен Гете и его Фауста: «Были демоны, — мы этого не отрицаем. Но они самоликвидировались».
Все, можно спокойно жить дальше, осваивать космос и заниматься прогрессорством на других планетах — Quae sunt Caesaris Caesari et quae sunt Dei Deo!
Откуда столько шума по этому поводу — непонятно :)
Но! Есть тут одна вещь, от которой и сейчас мороз по коже — это «синдром пингвина». Вернее не он сам — а то, что было написано после него:
Мороз — от того, что я сам однажды видел такой сон, где-то в 1974 — полностью и точно соответствующий приведенному выше описанию. При этом было полное ощущение реальности происходящего (не как во сне)
Потом, уже во времена интернета, выяснилось, что не я один видел именно такой сон. Похоже, тут кто-то из АБС описал однажды пережитое им.
Да и весь сюжет, скорее всего, «танцует от этой печки».
И именно этот, единственный, абзац делает эту книгу уникальной...
astb, 23 декабря 2022 г.
Последнее, зыбкое и немного печальное произведение из трилогии про Максима Краммера. Повесть краткая, обрывочная.. написана чуть суховатым документальным языком.
В ней поставлена под сомнение тематика прогрессорства, но и не только. Основная тематика повести основана на неизвестных Странниках, их ошибках, целях и исчезновении, а также о том, могли ли сверхумные инопланетяне вести деятельность на Земле.
Странников попытались бы остановить — но эта сверхцивилизация улетела из Вселенной. Зато появились людены, сверхлюди, схожие со Странниками. И хотя людены — это, безусловно, прогресс и эволюция, появление новой сверхцивилизации — превращение человека в людена описано довольно трагически и печально.
Было ли ошибкой превращать человека в людена?
Неизвестно. Людены не испытывают любви к человеку, но и не стремятся его уничтожить. Они теряют связь с человеком,
поскольку не испытывают человечности, хотя немногие продолжают испытывать глупую ( по их мнению) привязанность к людям. Человечество слишком отстало для люденов — по их оценке, человек для них — что-то вроде предка обезьян для человека.
Трансформация от человека до людена описана как нечто неизбежное, но и печальное, полное скорби для всех родных и близких. Несмотря на открытый страх людьми перед люденами, способными за раз уничтожить человество, но не питающего такого желания, сопротивление им бесполезно, хотя лишь малое количество людей превратится в люденов.
Это открытый вертикальный прогресс и эволюция человечества.
Double Black, 10 июля 2022 г.
История человеческой глупости, написанная умными людьми.
Или книга о том, как искать то, что у тебя под носом, но при этом не видеть (пардон) ни хрена.
Книга, по ходу чтения которой хочется думать, а после прочтения не сойти с ума.
Groucho Marx, 26 марта 2018 г.
Самая пессимистичная повесть цикла «Мир Полдня», вышедшая в 1985 году, на излёте советского времени, в сущности, рассказывает о том, что евреи, эмигрировавшие из инфантильной советской вселенной в прекрасный и яростный мир взрослых людей и большого бизнеса, несчастны. Им сложно приспособиться к иностранным языкам, демократии и либерализму, но вернуться назад и играться в песочнице с советской интеллигенцией... просто невозможно. Взрослый не может снова стать ребёнком. Ему уже неинтересно быть ребёнком. Вот эта мысль — о неизбежности взросления тех, кто хочет повзрослеть, она главная в повести «Волны гасят ветер».
Конечно, Стругацкие ошиблись, предположив, что поток эмигрантов иссякнет вскоре после 1985 года, они и представить не могли, что год публикации повести окажется последним годом каноничной советской власти и уже через несколько месяцев такая уютная, такая стабильная Планета посиделок на кухне с чаем и магнитофонными записаями Высоцкого уйдёт в никуда... Но это мы, из нашей перспективы, такие умные, а в 1985 году правота Стругацких казалась несомненной.
Впрочем... Посмотрите на нынешнее отношение россиян к эмигрантам из России — разве многое изменилось с момента «Большого Откровения»? Так что Стругацкие ошиблись не во всём.
Что касается присутствующих тут рецензий... Это поразительно, как люди ухитряются считывать с книги антураж и декорации, совершенно не интересуясь тем, что им пытаются сказать авторы. Какие-то размышления о Странниках... о загадках иных планет... Господи! Стругацкие всю жизниь писали не о других планетах и диковинных цивилизациях, а о нас, именно о нас, о советских парнях и девушках. А всякие Саракши и Арканары были всего лишь декорациями для драм советских врачей, инженеров, учителей и мелких бюрократов.
artem-sailer, 2 марта 2021 г.
Чуть было не поставил в жанровом классификаторе галочку напротив «Конфликта отцов и детей». Наверно, следовало...
Ну что же, вполне логичное завершение цикла о Мире Полудня. Полудня человечества, который в последних нескольких повестях плавно, но неумолимо переходит в вечер, а там — и в сумерки. Время привычного человечества приближается к концу, который станет началом новой эпохи — эпохи люденов. Людены на этих страницах оптимистически настроены, смотрят в будущее смело, с задором, увлечённо.
С забывчивостью, граничащей с игнорированием, относятся к прародителям. Казалось бы, ещё только что Тойво с трепетом взирал на своего начальника-человека Каммерера, писал для него подробные, дотошные отчёты, в рот ему заглядывал. Чуть позже клялся и божился, что будет держаться от люденов в стороне, не предаст человечество. И вот — уже не является на встречи, манкирует, не желает ничего общего иметь. Подобно живому, любопытному, увлекающемуся подростку, который, уходя из дома, с искренней верностью целует родителей, но уже через пять минут не помнит о них и не отвечает на их звонки. Вот так вот. А ребятишки-то повзрослели...
Абсолютно открытым остаётся вопрос по Странникам. И здесь напрашиваются две равнозначно возможные гипотезы.
Первая — всё это дело рук люденов. И возраст артефактов тут — не контраргумент. Обладающим описанными в тексте талантами и возможностями люденам ничего не стоит создать так называемые артефакты наподобие ковчега подкидышей и искусно подделать их возраст. Так, что очумевшие человеки будут трястись перед жуками в муравейнике, а усы тех жуков растут — откуда надо растут, прямо из соседней лаборатории, в которой творятся доморощенные теории заговора. Чем вам не эксперимент, подобный тому, что имел место в Малой Пеше? Отношение Каммерера к Абалкину — это ли не тест на лояльность, который Мак успешно прошёл? Не этим ли способом отсеяли Мака для последующей миссии?
И суть миссии в таком случае вполне очевидна: воспитать, подготовить Тойво. Воспитал, подготовил? Спасибо тебе, старый добрый Мак, вот теперь можешь и на покой идти. Писать мемуары. Стоп! Ещё одна, последняя просьба: в мемуарах напиши про Тойво что-нибудь хорошее. Ещё небольшая толика лояльности со стороны человеков нам лишней не будет.
Кстати, а сам-то Каммерер не люден ли случаем? Физические сверхспособности в «Обитаемом острове» у него зашкаливают, даже для обитателя Мира Полдня. А когнитивным возможностям поражается даже Тойво, уже в этой повести. На минуточку — Каммерер последовательно протаскивает всех своих сотрудников через тест в Институте Чудаков, однако ни разу не упоминает о том, что сам там был. Или был, но результаты теста, само собой, не публикует в рамках мемуаров? Ни намёка, ни оговорки. Это, конечно, ничего не доказывает, однако, как говорится, осадок остался...
Вторая гипотеза — никаких Странников сроду не существовало. Артефакты — безобидные погремушки других цивилизаций. Никакой угрозы, никакой загадки, никакого вторжения. Ничего вообще, просто материальные памятники, оставленные иными цивилизациями, уже давно изжившими себя, канувшими в Лету. А зловещий ореол — целиком и полностью надуман человеками. Это в природе у нас: незнакомое — опасно. Ничто так не пугает, как неизвестность. Заточенный кусок камня — оружие, палка-копалка — стрела. Бессмысленный узор, созданный ради красоты, — роковое предсказание. Сами себе на ум накрутили, надумали.
Ну, или как вариант, подспудно опасались новой расы, вызревающей в текущей популяции. Надо полагать, людены появились не так вот — внезапно, а формировались десятилетиями. А коллективное бессознательное никто не отменял, оно есть, оно переваривает в себе неосознанные опасения, архаические отголоски социальных инстинктов. Сон разума рождает чудовищ, сон коллективного разума рождает социальную страшилку.
Кроме того, нельзя упускать из внимания и социальных технологов. Даже в Мире Полдня они есть, и на то имеются отсылки в текстах повестей. Удобный образ — образ Странников. Образ незримого, могущественного и чуждого человеческой логике врага. Очень удачное порождение тёмного коллективного подсознания — монстр из-под кровати, которого приняли и искусственно вскормили сильные мира сего. Из благих побуждений, конечно, — дабы, противопоставляя обществу образ врага, сплотить это самое общество. Тот самый случай, когда можно сказать: если бы Странников не существовало, их стоили бы выдумать.
Такие вот размышления. Впрочем, не будем сгущать краски. История привычного человечества заканчивается на этой повести. Волнам так и не удалось погасить ветер. Свежий бриз уже навеян с бескрайнего моря Вселенной. И он, безусловно, имеет право на существование. У люденов впереди — большое и славное будущее. Но это, по всей видимости, уже совсем другая история...
amak2508, 18 декабря 2021 г.
Сильная вещь. Конечно эту книгу вполне можно воспринимать и как самый обыкновенный, правда хорошо написанный, фантастический детектив, но Стругацкие не были бы Стругацкими, если бы, даже используя в качестве основы такую затертую для фантастики тему, как «вертикальное развитие человека», не предложили бы читателю поразмыслить над своим текстом. Например, над тем, стоит ли вселенское могущество человека потери им, извините за тавтологию, подавляющей части человечности и полного выпадания из общества.
И ещё об одной мысли, воистину мистическим образом оказавшейся незамеченной большинством читателей — мысли о том, что в силу своей зашоренности мы часто не замечаем очевидного — над ней обязательно стоит задуматься. Хотя, что любопытно, подана она авторами в произведении чуть ли не открытым текстом.
Но главное достоинство повести — это, всё-таки, её текст. Поразительно умный, поразительно логичный и поразительно увлекательный. Как ловко построен сюжет и какие любопытные повороты событий. И ни грамма фальши. И всё это при том, что три четверти произведения занимают документы, а читать такую прозу, как известно, вообще-то и тяжело, и неинтересно. А вот у Стругацких в этой повести — интересно. Единственное, что вызывает грусть, так это то, что с возрастом в книгах братьев совсем пропал тот великолепный юмор, который то тут, то там встречался на страницах их ранних повестей. Понятно, что вещица-то и вообще получилась не очень весёлой, но в 60-х и в таких произведениях братьев были места, где просто нельзя было сдержать улыбку :).
Козлов, 2 марта 2025 г.
Полный бред. Бред от начала и до конца. Особенно, если внимательно прочитать введение и прислушаться к словам самого Каммерера. Тогда станет ясно, что все документы он подтасовал, исходя из своих интересов. А то, что в мемуаре Максима Каммерера нет ни слова правды, предположить необходимо. Ведь он настоящий не Ученик, а выученник Сикорски. Отрекся от самого святого в «Мире Полудня», от имени Учителя. Настоящий особист. Но с этого и начинается провал в логике непонятности и двусмысленности происходящего. В повести «Жук в муравейнике» Сикорски говорит:«...если в нашем доме вдруг завоняло серой, мы просто обязаны предположить, что где-то рядом объявился черт с рогами...». Молодцы, молодцы. Посмеялись над: ЧК, НКВД, КГБ — всех «душителей Свободы» сравнили со средневековой инквизицией. Но есть такое крылатое выражение:«У чекиста должна быть холодная голова, горячее сердце и чистые руки». Это очень диалектичное высказывание. Каждое качество необходимо дополнять другим, а по отдельности они бесполезны или, даже, вредны. Очень умным человеком должен быть чекист. А Каммерер продолжает готовиться к промышленному производству святой воды. И такие дерзкие поползновения уже в третьей книге трилогии. Все ищут замаскированных инопланетян и никто до сих пор не заметил, что Максим Каммерер — это пень с ушами? А на помощь ему приходит Тойво Глумов. Прогрессор ненавидящий прогрессоров, из-за чего в нем поселилась мысль о возможности прогрессирования землян сверхцивилизацией. Прогрессоры прогрессирующие прогрессоров — это логичное и закономерное умозаключение, к которому придет любой поклонник творчества Стругацких. Но герои Стругацких живут в том мире. Как они приходят к таким выводам? Чем это идеологически обосновано? На чем стоит весь этот «Мир Полудня»? Поговаривают, Аркадий Натанович до конца своих дней оставался коммунистом. Так, где?! Если в этом мире коммунизм стал нормой, то и с контрреволюцией его жители должны бороться на уровне инстинкта. По крайней мере прогрессоры вышли из Института экспериментальной истории. Методы же какие-то практикуются?
Легче всего предположить, что Стругацкие взяли за основу идею из романа Артура Кларка «Конец детства». Но за идеями этого романа лежит конкретная философская концепция. Я не возмущаюсь мистикой в западной научной фантастике, потому что там это выглядит органично. Писатель пишет про то, что ему многократно повторяли и сам прописывает законы существования сверхъестественного. А советские писатели-шестидесятники были, как это ни странно, советскими людьми. Писать про чудесное очень хотели и, чтобы чудесатое становилось все чудесатее, материальную основу суеверия начисто отрицали. В этом им виделась необходимость для развития советской фантастики. Что характерно, у советских фантастов старшего поколения проблем с изображением собственных взглядов, вообще, не возникает при любом уровне развития жанра. Знаете, первые романы Георгия Мартынова имеют сюжетные совпадения с вполне конкретными произведениями Артура Кларка. Я, например, уверен, что роман «Каллисто» — это советский ответ роману «Конец детства». Там не только стеб есть, но и серьезные противопоставления. Когда я это понял — я о_л просто. Потому, что это просто О_О. В романе Георгия Гуревича «Мы — из Солнечной системы» Ксан Ковров даже перед смертью отстаивает всеобщее право на ратозапись, говоря:«Мне, если всем». Политика и ничего личного. Вот иллюстрация этой фразы, если у власти находится честный человек и коммунист.
А что Мы видим в повести «Волны гасят ветер»? Разговоры о том, что они не такие, как мы. Сверхсущности далекие от нас. Биополя, доисторических чудовищ и загадку китов. В повести «Жук в муравейнике» есть упоминания искусства ниндзя. Сейчас смешно, а в то время экзотично и популярно. И здесь написали про то, что у всех на слуху было тогда. И какие же глобальные проблемы общественного развития можно рассмотреть в отдельно взятом моменте времени? Противоречивые, как вся наша жизнь. В Нижней Пеше случилось нашествие неизвестных существ. Жители разбежались в панике. Но бабушка Альбина, от которой весь поселок шарахается, индивидуально поняла, что существа страдают. А мальчик Кир, ничего не понимая, индивидуально понял, что они не опасны. А вы слышали что-нибудь про психологию, статистическую погрешность? А, ну да, корреляцией статистики пользуются только для отрицания необъяснимого. Героям же нужны именно странные случайности. Из случайностей они выявят закономерности. Но это не статистика. Статистика — для лохов. Позже появится намек на проблему естественного личностного индивидуализма в коммунистическом обществе. Но по итогам окажется, что в коммунистическом обществе индивидуализм тоже надо отделять: нормально «духовный» от нормально упертого.
Странный набор для гениального фантастического произведения. Имеют место представления, будто бы Стругацкие использовали фантастику, как декорации для изображения реальных проблем. Насчет судеб еврейского народа не уверен. Все эти идеи озвучивались постфактум. Даже, если название повести расшифровать буквально: научный прогресс гасит божественную искру — получится эффект семигранной гайки. Глупая советская цензура опять проглядела. Поведение самих Стругацких отлично демонстрирует, как они боялись потерять статус уважаемых советских писателей, а, тем более, случайно подписать себе явку с повинной. Из других «социально важных» проблем есть изобличение «тупой гэбни» и упор на необходимости для прогрессивной части человечества заряжать банки с водой. Это уже не фантастика ради фантастики, а мракобесие ради мракобесия. Видимо, стало можно. Так, что лучше вернуться к рассуждениям о будущем.
И «меморандум Бромберга» не выдерживает никакой критики в рамках коммунистического Будущего. Достаточно задать вопрос о том, зачем сверхцивилизации дожидаться социального развития, если нужно выделение специфических физиологических изменений. Глумление Айзека Бромберга над сотрудниками КомКона-2 — это не плохо. Для сюжета это, даже, отлично! Плохо то, что эти клоуны берут на вооружение антисоветские, антикоммунистические, контрреволюционные и напрямую евгенические тезисы. И всерьез обсуждают возможность начала эволюции второго порядка, запущенной извне. В мире, где есть: фукамизация, ридеры, биомеханизмы и Т-зубцы. Т.е., эволюция второго порядка идет планомерно уже лет сто. Подозревают, что даже Начальство в курсе. Но для Тойво Глумова протесты миллионов под руководством десятка заинтересованных лиц — это нормально. А возмущение сотен специалистов на фоне молчания довольного большинства — это заговор! Это — первые симптомы шизофрении у Тойво Глумова на почве отсутствия профессиональной и политической подготовки. И его непосредственный начальник никак на это не реагирует. Ведь, Максим Каммерер имеет полный иммунитет ко всем психическим заболеваниям и в точно таком же состоянии спокойно жил еще до того, как ударился головой о Саракш. А затем для всех наступает Великое Откровение.
В СССР человек мог купить или взять в аренду необходимую для культурного быта технику и спокойно сдать её в ремонт или выдвинуть претензию. Но, как только человек приобретал автомобиль, оказывалось: в очередь на ремонт его не поставить из-за первоочередности госавтопарка; нельзя достать запчасти, т.к. количество автовладельцев не окупает производства лишних деталей и на бензин надо тратиться. А потому, что не было в СССР частной собственности! Вот это для многих будет Великим Откровением. А что может открыться жителям «Мира полудня»? Где есть пламенный революционер Тойво Глумов, которого понимает только мама. Айзек Бромберг, закидывающий инстанции своими письмами, будучи полностью уверен, что это затормозит работу ненавистного КомКона-2 на годы. Доктор Мебиус, открывший «синдром пингвина», несмотря на то, что первый встречный может доказать коренные ошибки его исследований. Это мир, в котором Стругацким хотелось жить и работать. Мир уникальных снежинок, которым ни в коем случае нельзя мешать заниматься интересным делом. Что им откроется? Что среди нас, светлых и чистых коммунаров, всё это время находились «не люди»? Дожили и до такого. Но это только в том случае, если Вы считаете повесть «Волны гасят ветер» реальным окном в тот мир. А не сочинением Максима Каммерера, которое он написал из своих личных соображений. Во втором случае весь этот текст — очередной «меморандум Бромберга», превращающийся в очередной «синдром пингвина».
Когда я эту книжку читал, мне тошно стало. Реально вышел на улицу воздухом подышать. Не то, что за державу обидно. За людей обидно! Как Вы это читаете?! Как высокие смыслы в этом находите?! Поклонники Стругацких, пытающиеся найти смысл в этой повести подобны клептоманам, роющимся в куче мусора и не замечающим, что те, кто эту кучу навалил, делают им ручкой и говорят:«Прощайте, благородные доны. Наша встреча была ошибкой». Стругацкие хотели философствовать и отправлять свои мысли в века. Все остальные хотели читать нормальную фантастику и спрашивали, что здесь написано. Разве в «Мире Полудня» нет ничего интересного? Те же тагоряне и леонидяне. Почему мы должны принимать за правду утверждение о остановки их развития? Или должны верить в прогрессивность землян, если Стругацкие так и не разобрались в том, что хотят сказать? Но для Стругацких вся эта недосказанность — лишь повод учить задавать вопросы, которые должны привести читателя куда-то когда-нибудь. Объяснять значение своих книг они устали. Книги о Будущем, значит разберутся в Будущем. Только фантастическое ради фантастичности, нереальное сегодня, но не объясненное завтра — это лишь рассказы о том, какие интересные мысли посетили вас в походе от дивана до туалета. В повести «Волны гасят ветер» нет ничего важного, кроме появления люденов. И важно, что людены — это не Странники. Странники уводят детей из гибнущего мира. Мокрецы уводят детей из гибнущего мира. Спасение детей одна из центральных тем Стругацких. Людены считают человечество детьми, по сравнению с собой. И с детьми им говорить не о чем. Такова завершающая история о «Мире Полудня».
Для меня «Мир Полудня» всегда представлялся вселенной, где из угла в угол носятся Горбовский и иже с ним, спасая, реально, малолетних дебилов, чтобы хотя бы один из них повзрослел и стал бы нормальным человеком. В финале цикла человечество вступает в новый век, а Горбовский возвращается. Уходят сами авторы «Мира Полудня». Это не закат, не реквием, не конец и не занавес. Это — натуральное издевательство! Вот, высмеивать других: писателей, критиков, «тех, кто не понимает» — на это у Стругацких таланта всегда хватало. Постепенно дошли до высмеивания собственных поклонников. Ведь, если нужны умные мысли, то только в пику. В пику чему? А с какой ноги сегодня встал, тому и в пику! Прочитал «величайшее» произведение «величайших учителей», да еще и философское — будто подшивку перестроичных газет пролистал. Лучше бы я этого не видел никогда!
Тимолеонт, 5 ноября 2022 г.
С одной стороны да, это глубоко вторичная вещь, но в то же время — своеобразное завершение «прогрессорского» цикла Стругацких, где они довели все эти идеи и мысли до логичного завершения. «Прогрессоры» столкнулись с прогрессорами и, что закономерно, им это не то чтобы понравилось... Как говорится, «А нас-то за что?». И надо сказать, что книга ориентирована даже не на историю, сюжет и персонажей, а, как мне показалось, на авторское высказывание. Стругацкие просто хотели закрыть эту тему и выразить свои мысли. Получилось, всё же, достаточно неплохо и интересно.