Аркадий и Борис Стругацкие «Без оружия»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Прогрессорство
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Как можно научиться помогать человечеству?
Как можно не устоять перед соблазном утолить свой справедливый гнев, когда в руках у тебя оружие, которым нельзя воспользоваться ни при каких обстоятельствах... Ни при каких?
Главный герой пьесы, знакомый нам Антон Константинович, который, выполняя задание Института, становится бароном Руматой дон Эстор. Его цель — «наблюдение, изучение, в лучшем случае — спасение деятелей культуры и культурных ценностей...»
Машинопись из папки «Пьеса, сценарии». Второй вариант пьесы в двух действиях по мотивам повести «Трудно быть богом». Написано в июле 1976 г.
Первые публикации архивного материала:
Время серых: Две картины из пьесы БЕЗ ОРУЖИЯ // АБС-панорама (Саратов). — 1989. — № 2. — С. 24-31.
Без оружия: Отрывок из пьесы // Железнодорожник Поволжья (Саратов). — 1989. — 26 мая. — С. 4.
Без оружия: Отрывок из пьесы // Время Ч (Черкассы). — 1989. — № 1. — С. 1.
Первая полная публикация:
Без оружия: Пьеса в двух действиях // Народное творчество (М.). — 1991. — № 7. — С. 28-34; № 8. — С. 33-38; № 9. — С. 30-36; № 10. — С. 29-35; № 11. — С. 23-30.
Первый вариант, существенно отличающийся от данного, публиковался под названием «Человек с далёкой звезды (Без оружия)».
Авторы считали пьесу неудачной. Настолько неудачной, что Б.Н. Стругацкий, формируя состав томов собрания сочинений издательства «Сталкер», вычеркнул её из перечня публикуемых пьес и киносценариев.
Входит в:
— условный цикл «История будущего» > Пьесы и киносценарии
— журнал «АБС-панорама. Выпуск 2», 1989 г.
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 17 июля 2011 г.
Чёткая, лаконичная, яркая пьеса по повести «Трудно быть богом». В оотличие от многих поклонников Стругацких, не считаю это произведение гениальным, но отношусь к нему с уважением. И пьеса «Без оружия» — удачное его переложение. Акцент здесь делается на образы персонажей, на их портреты, которые видны более объёмно и чётко. Но как же, наверное, трудно это поставить на сцене! Насколько должны быть органичны актёры, играющие Румату, Рэбу, Будаха! В любом случае, если эту пьесу всё-таки кто-то поставит, с удовольствием схожу.
lubar, 17 мая 2010 г.
Сильная пьеса. Диалоги Руматы с Будахом, Аратой и Рэбой стоят того, что бы их произнести со сцены. Мне понравился такой вариант. В ТБГ меня смущало достаточное долгое введение. Тут все понятнее и откуда взялся Румата. Кто такая Кира. Объединения Будаха с бароном Пампа не так страшно, хотя половину своей силы, мощи и юмора Пампа при объединение потерял. С другой стороны , что бы выжить в этом мире доктор Будах не может быть маленьким, щуплым без вредных привычек. Благодаря Окане становится понятно время нападения на дом Руматы. А наличие 19 дона Руматы Эсторнского делает концовку еще пронзительнее. Кира получилась сильнее и интереснее. Мальчик Уно вообще становится загадкой.
glupec, 25 января 2009 г.
Пьеса гораздо жёстче и грубее, чем исходная повесть. В основном это потому, что в повести немалое место отведено описаниям королевства Арканарского («Икающий лес», маршал Тоц, «вепрь Ы», «зверь Пэх»)... а ведь это — не исторический роман, это психологическая проза... нужно ли так детализировать? В пьесе — авторы полностью сосредоточились на _внутреннем мире_ героев. Как результат: объёмнее и намного страшнее вышел образ дона Рэбы. Другие персонажи, в повести — проходные (дона Окана, к примеру) здесь обрели больше красок и, как следствие, стали более живыми...
Так что (уж не взыщите, поклонники АБС!) пьесе я ставлю все 10, а повести — только 7.
Keykeeper, 18 июля 2007 г.
Этакий экстракт оригинального произведения. В чём-то более сильный.
vitamin, 2 июня 2007 г.
Эта пьеса, на мой взгляд, ничуть не уступает, оригинальной повести. Хотя конечно, пьесы лучше и гораздо интереснее смотреть на сцене, а не читать. На сцене они получаются объемнее, а характеры героев раскрываются гораздо лучше за счет игры актеров.