Аркадий и Борис Стругацкие «Возвращение (Полдень, 22-й век)»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Производственное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
В 2017 году с Земли стартовал планетолёт первого класса «Таймыр». Его целью было исследование глубокого космического пространства и возможностей межзвёздных перелётов. На 342-е сутки полёта «Таймыр» приступил к выполнению очередной эволюции и после яркой вспышки бесследно исчез. Прорвав пространственно-временной барьер, планетолёт вернулся на Землю только в 2119 году...
Забросив двоих космонавтов на сто лет в будущее, авторы вместе с ними пристально вглядываются в удивительный и добрый мир XXII века — мир победившего коммунизма.
По своему построению повесть является подборкой отдельных рассказов, частично объединенных общими героями. В согласии с сюжетообразующей идеей, повесть поначалу была названа авторами «Возвращение», но позже им пришло в голову более подходящее название. Однако, книга стояла в плане издательства именно как «Возвращение», и новое заглавие удалось вставить только в качестве подзаголовка.
Повесть написана в декабре 1959 — феврале 1961 г.
Журнальная публикация фрагментов (под загл. «Полдень, XXII век», 1961) содержала 10 новелл; книжное издание (под загл. «Возвращение (Полдень, 22-й век)», 1962) — 16 новелл.
Впоследствии повесть была переработана авторами, дополнена новыми новеллами (часть из которых поначалу не относились к этому сюжету, а были совершенно отдельными рассказами) и превратилась в «роман в рассказах» — «Полдень, XXII век» (1967), каковой текст сейчас и считается каноническим.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
Входит в:
— условный цикл «История будущего» > Ранние редакции, впоследствии переработанные авторами
— журнал «Урал, 1961, № 6», 1961 г.
- /языки:
- русский (8), французский (1), эстонский (1), румынский (1)
- /тип:
- книги (8), периодика (1), самиздат (1), цифровое (1)
- /перевод:
- И. Блок (1), П. Мазель (1), Р. Томинг (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 4 февраля 2025 г.
Стремление к своему истоку, к изначальным корням совсем не означает движения противоположного прогрессу. Тем более удивительным было обнаружить заслуженное множество отзывов по переизданию повести 1967 года «Полдень, XXII век (Возвращение) и ни одного по данному ее первоисточнику. Большей частью содержания обоих вариантов схожи, просто более поздняя версия стала более культовой, в том числе благодаря и ставшему брендом авторского мира названию. Но все же воздам должное первому выходу в свет замечательного образчика творчества знаменитого литературного дуэта.
Как вспыхнувшая сверхновая открывается перед нами настоящий мир фантастических грез и как новорожденная раскрывшаяся Галактика манит в свои объятия. Мир Стругацких — это мир для мечтателей, идущий антитезой далеко нелицеприятной действительности. Как уйти от того, к чему у тебя не лежит душа? Алкоголь, примитивные развлечения, тупая бездеятельность? Но можно применить более интеллектуальный способ успокоения в потрясающих глубинах творчества великих писателей-фантастов. Никогда не соглашусь с тем, что это иллюзия, ею скорее является успокоенность сытого мещанского мирка, рождающего вовне настоящих чудовищ, а тем, кто проникнут авторскими мыслями, всегда будет доставлять эстетическое удовольствие лицезреть построенное писательское грядущее.
Оно не является идиллией, оно рождено также и в муках и в жертвах литературных героев, в израненных остатках экипажа «Таймыра», в трясущихся руках Горбовского после полета в бешенную атмосферу Владиславы, в моральных переживаниях Охотника от ужаса содеянного, в именах погибших отважных исследователей Вселенной. Наряду с в общем-то позитивной атмосферой повести и в картине действительного светлого будущего, чувствуется этот беспокойно бьющийся пульс, делающий грядущее Стругацких не банальной молочной речкой с кисельными берегами.
Сама структура повести довольно необычна. Вместе с кажущейся определенной разрозненностью новелл, чувствуется их сплочение в одно целое. Эту функцию слияния авторы возлагают на читателя, который пользуясь рассказами как кирпичиками, будет строить в своем воображении мир прекрасного далека. Может ли это показаться наивным? Не исключаю. но только не для тех, кто по настоящему проникнут творчеством Стругацких и влюблен в хорошую фантастику. Для этих людей данная книга была и остается книгой на века, всегда стоящей под рукой на книжной полке. Ее надо читать и перечитывать, а для тех, кто это делал не раз, достаточно просто взять ее в руки, полистать, посмотреть прекрасные иллюстрации и волна теплых волнующих эмоций всегда будет гарантированна.