Аркадий и Борис Стругацкие «Обитаемый остров»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | Психологическое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Прогрессорство | Становление/взросление героя | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Землянин Максим Каммерер, попав на планету Саракш, сталкивается с апокалиптической жестокостью, подлостью, цинизмом. Ему предстоит сделать непростой выбор между правдой и ложью, долгом и предательством, честью и бесчестьем.
Повесть написана в период с ноября 1967 по май 1968 года.
Первая глава повести была напечатана в журнале «Знание—сила», № 12 за 1968 г.
Для публикации в журнале «Нева» текст повести по просьбе редакции из соображений объёма был существенно сокращён: опущены главы 15—17. Изменений цензурного характера в журнальной публикации практически не было.
Для первого книжного издания в издательстве «Детская литература» Авторами по требованию редакции было произведено около 900 изменений в тексте повести, при этом многие из них носили идеологический характер.
При подготовке «Обитаемого острова» к публикации в шестом томе первого собрания сочинений АБС в издательстве «Текст» повесть была во многом приближена к состоянию исходной рукописи. В дальнейшем для публикации в знаковых собраниях сочинений — таких, как серия «Миры братьев Стругацких» и собрание сочинений издательства «Сталкер» — текст повести снова по согласованию с БНС подвергался некоторой правке.
В произведение входит:
|
Входит в:
— условный цикл «История будущего» > цикл «Мир Полудня»
— журнал «Нева № 3, 1969», 1969 г.
— журнал «Нева № 4, 1969», 1969 г.
— журнал «Нева № 5, 1969», 1969 г.
— журнал «Pioneer 1980`1», 1980 г.
— журнал «Pioneer 1980`10», 1980 г.
— журнал «Pioneer 1980`11», 1980 г.
— журнал «Pioneer 1980`12», 1980 г.
— журнал «Pioneer 1980`2», 1980 г.
— журнал «Pioneer 1980`3», 1980 г.
— журнал «Pioneer 1980`4», 1980 г.
— журнал «Pioneer 1980`5», 1980 г.
— журнал «Pioneer 1980`6», 1980 г.
— журнал «Pioneer 1980`7», 1980 г.
— журнал «Pioneer 1980`8», 1980 г.
— журнал «Pioneer 1980`9», 1980 г.
— журнал «Pioneer 1981`1», 1981 г.
— сборник «Жук в муравейнике», 1983 г.
— сборник «Волны гасят ветер», 1989 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 328
Активный словарный запас: средний (2776 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 73 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 28%, что немного ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 2000 // Переводной роман (повесть; СССР, 1969) |
Экранизации:
— «Обитаемый остров» 1993, Россия, реж. Александр Клименко
— «Обитаемый остров» 2008, Россия, реж. Фёдор Бондарчук
— «Обитаемый остров: Схватка» 2009, Россия, реж. Фёдор Бондарчук
- /языки:
- русский (67), английский (3), немецкий (4), французский (3), португальский (3), итальянский (1), чешский (3), эстонский (14), украинский (1), польский (5), болгарский (4), китайский (1), японский (2), эсперанто (1), сербохорватский (1)
- /тип:
- книги (86), периодика (16), самиздат (4), аудиокниги (3), цифровое (4)
- /перевод:
- Э. Бромфилд (1), М. Бронштейн (1), Х. Бухнер (1), Э. Бялоленьская (1), М. Вага (11), Г. Георгиев (3), Т. Госк (4), Фуками Дан (2), Л. Дворжак (3), М. Дж. Бенто (1), Х. Джейкобсон (2), К. Каспер (1), М. Козей (1), Ж. Лаана (2), П. Лажуа (1), В. Лажуа (2), П. Лауданьский (1), Г. Маркосян-Каспер (1), Сунин Нин (1), С. Павловский (1), В. Паризи (1), Э. Петрас (3), М. Стоев (1), Э. Фонсека (2), М. Чолич (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Double Black, 26 февраля 2022 г.
Есть книги, которые пишутся на века.
И не только потому, что писатели, вложившие в них свой труд — гении. Хотя без этого — никуда.
Человечество — такая странная штука: оно безумно любит грабли. И украшает ими свой путь сквозь Вселенную, или сквозь собственную историю куда более вдумчиво и серьезно, чем, к примеру, украшает новогодние елки. Именно эти незатейливые украшения делают некоторые, избранные литературные произведения поистине бессмертными. Умей мы учиться на своих ошибках, мы бы давно считали их занятными, но не более.
“Обитаемый остров” братьев Стругацких. Я его читал, я его перечитывал, потом еще. Все равно, даже на четвертый раз эта книга тебя ломает. Перечитав ее, понимаешь, что какие-то давно не смазанные зубчатые колесики в твоей душе сдвинулись, со скрипом переместились и кусочки ржавчины слетели с них. Может, не навсегда. Но надолго.
И что в сухом остатке? Ничего. Земля — не Саракш, башен-излучателей нет (или есть, все-таки?), и, к счастью, никто не выжигал ядерным оружием огромных территорий. Ну а выродки-диссиденты были, есть и будут всегда потому, что очень часто они — это единственное, что жрет многорукое и многоголовое чудовище под названием толпа. И единственное, что отделяет людей от мясорубки. Единственное, что напоминает: можно оставаться людьми даже тогда, когда это очень неправильно и небезопасно.
Эта книга была актуальна в СССР 1969-го года, и в Германии 36-го, черт, она тогда еще не была написана, и во Франции 1789-го. Актуальна она и сегодня и будет актуальна триста лет спустя, когда все мы умрем давно, а про “Обитаемый остров” забудут.
А выродки тоже были, есть и будут всегда. Только, в отличие от Саракша, наши выродки могут выбирать. Это там, в книжке, выродок ты, или нет, определяли гены. В нашем мире определяет совесть. Поэтому стоит нам стоит ценить своих выродков.
Вот только не найдется Мак Сима, чтобы взорвать к дьяволу башни-излучатели. Не прилетит добрый, мудрый, терпеливый пришелец, и не спасет нас от нас самих. Не промоет мозги перекисью и не выложит из посушиться на ласковом весеннем солнышке. А, если и случится чудо, в тот же день найдутся инициативные и крепкие ребята без комплексов, и новые башни потянутся к небесам.
bas, 16 сентября 2022 г.
Обитаемый остров как никогда нужно прочесть именно сейчас, в 2022г. Вот цитата которая на мой взгляд отражает всю суть произведения и как нельзя актуальна: «... мозг облучаемого терял способность к критическому анализу действительности. Человек мыслящий превращался в человека верующего, причем верующего исступленно, фанатически, вопреки бьющей в глаза реальности.»
Башни в Обитаемом острове — аллегория СМИ. Остаётся только удивляться как же точно в 1968г Стругацкие описали современное общество, общество с отключенным критическим мышлением и тупо верующим в то, что говорят в «ящике» штатные пропагандисты как с одной так и с другой стороны.
Manowar76, 16 октября 2024 г.
Актуально, злободневно.
«воевать хотите — что же, можно и повоевать, хотя... На сколько нас хватит, Странник?
Дней на десять, — сказал Странник.
Ну что же, дней пять-шесть можно повоевать...
План глубокого вторжения, — сказал Тесть, — предусматривает разгром Хонти в течение восьми суток.
Хороший план, — сказал Папа одобрительно. — Ладно, так и решим...»
Хонти за три дня.
Вот интересно, долгие, ничем не кончающиеся метания Максима по континенту, это задумка или сценарная слабость?
Понимаю, чем роман мог зацепить читателей всех возрастов в Советском Союзе. Тем, кто постарше — толстые, лобовые аллюзии на тоталитаризм и его машину пропаганды; тем, кто помладше — весь малый набор приключенческой литературы. Супергерой, мутанты, упыри, Колдун, танковый раш, атомные взрывы, подполье, шпионаж.
Есть, конечно, и совсем жутко-пророческие места:
«А если учесть, что Хонти — бывшая провинция старой империи, провозгласившая независимость в тяжелые времена, то ко всему добавляются еще и колониалистские идеи: вернуть гадов в лоно, предварительно строго наказав...»
Ну и вера в собственную пропаганду тоже к месту.
Вещь сильная, безусловная классика и к прочтению, раньше или позже, обязательна.
9(ОТЛИЧНО)
dannie, 2 июля 2023 г.
Прочитав сейчас, в 2023 году, очень трудно отойти от политической повестки в рамках предсказаний/предвидения/фантазии авторов. Пару цитат из произведения, сюжет особо не раскрывают, так что смело можно читать, но в спойлер на всякий пожарный)
И про тех, о ком еще Гарри Поттеру говорили, что называть его и то нельзя:)
В общем произведение шикарно со многих сторон. Да, отечественную фантастику я как-то пропустил в своё время, ввиду лёгкой доступности красочных обложек иностранных авторов в моём детстве. Но я навёрстываю.
Iriya, 20 июля 2022 г.
«Пусть совесть не мешает мыслить ясно, пусть разум научится при необходимости заглушать совесть.»
Я не совсем понимаю, как такое произошло, но книги жанра фантастики незаметно стали продолжением окружающей меня реальности. Не стала исключением и повесть Стругацких. Прозорливое и лаконичное творение знаменитых на весь мир отцов-основателей современной российской фантастики потрясло меня злободневностью задетых тем. А ведь произведение Аркадия и Бориса было написано в далеком 1968 году, выйдя в свет в 1971 году после серьезных цензурных поправок. И дело, надо заметить, не только в политической актуальности, хотя и она имела место быть. Поэтому я в очередной раз убедилась, насколько гениальными в своих литературных пророчествах оказались авторы. События повести происходят в недалеком будущем. Если не докапываться до сути, то на поверхности сюжета лежит история молодого землянина по имени Максим. Являясь пилотом Группы Свободного Поиска, он путешествует по космосу, исследуя его. Одно из такие путешествий заканчивается крушением его космического корабля на планете Саракш, поразившей Максима картиной всемирного хаоса и разрушения. Это оказалась планета-могильник, планета, на которой еле-еле теплилась разумная жизнь, да и та готовая окончательно погасить себя в любой момент. Здесь шла непрекращающаяся война между Империей Неизвестных Отцов и двумя бывшими провинциями — Хонти и Пандеей. Однако не она оказалась самым страшным открытием для молодого волонтера. Помимо смыслового содержания, произведение украшали стремительная динамика с супергероем в главных ролях; яркие действующие лица, включающие монстров; плотный текст с репризными диалогами и ироничным юмором; а также непредсказуемый финал. Одним словом, Стругацкие — это бомба!
«Существует определенный идеал: человек должен быть свободен духовно и физически. В этом мире массы еще не сознают этого идеала, и дорога к нему тяжелая. Но когда-то нужно начинать. Именно люди с обостренной совестью и должны будоражить массы, не давать им заснуть в скотском состоянии, поднимать их на борьбу с угнетением. Даже если массы не чувствуют этого угнетения.»
Мир Саракша изолирован и убежденный в своей замкнутости. Его аборигены свято верят, что живут на вогнутой поверхности, где сильная рефракция задирает горизонт по краям кверху. И кажется, что отсюда выхода нет. Именно этот мир и выступил полем деятельности нашего героя и объектом литературного исследования писателей. Жители Саракша страдают не только от этой замкнутости, но и от беспросветного страха существования. Свежему воздуху перемен взяться здесь абсолютно неоткуда. Психотронные излучатели зомбируют большинство населения; неподверженное этому воздействию меньшинство преследуется законом; ото всюду звучат истерические крики про враждебное окружение, подкупленное грязными деньгами врагов; мутирующие люди думают только о том, как бы спокойно сдохнуть; а телевидение провозглашает стремительно выросший жизненный уровень. На протяжении всего чтения я пребывала в состоянии дезориентации — находясь на планете Саракш, мне казалось, что я пребываю на Земле. Просто массаракш какой-то!
» — Как это — не веришь? Ну, предположим, мне ты можешь не верить, я — человек маленький. Ну а господину ротмистру? А бригадиру? Радио, наконец? Как можно не верить Отцам? Они никогда не лгут.»
Братья Стругацкие, безусловно, блестящие рассказчики. Потрясающая динамика захватила меня буквально с первых страниц. События грянули как выстрел в упор, рубанули как сабля по горлу, рухнули как с крыши на асфальт… Сюжет повести представлял собой непрекращающееся крещендо противостояния героя-идеалиста различным слоям общества планеты, на которую он попал. История, начавшаяся наивно и весело, быстро приобрела краски темной сатиры, а затем превратилась в напряженную политическую драму, раскрывающуюся через грубый натурализм и цинизм. Повествование, в большинстве своем, вращалось вокруг образа Максима — его мыслей, глубоких переживаний и принятых решений. Не имея возможности покинуть этот странный мир, он вынужден был принять условия его игры, подстраивая под правила свою совесть. Лично я чувствовала себя невольной заложницей происходящего — схема описываемого авторами настолько идеально отражала современную реальность, что поневоле поверилось в пророческий дар фантастов.
«А может быть, в этом мире вообще нельзя иначе, и если хочешь что-нибудь сделать, приходится пройти через глупость, через бессмысленную кровь, а может быть, и через подлость придется пройти. Жалкий человек... глупый человек... подлый человек... А что еще можно ожидать от человека в этом жалком, глупом и подлом мире?»
Образ Максима Камеррера привлекателен прежде всего личностным ростом. На первых страницах повести перед нами предстал двадцатилетний землянин, который по мерками того мира, откуда он прилетел, — сущий бездельник. В Группе Свободного Поиска, членом которой он являлся, не было ничего для развития разума, только приключения тела. Поэтому взрослые солидные люди с взрослыми солидными делами туда не шли, и однообразно-утомительные планеты оставалось исследовать таким авантюристам, как наш главный герой. Но авторы не случайно выбрали в качестве протагониста именно такого человека. Будучи пришельцем из другого мира, Максим был способен единолично перевернуть режим Саракша. Наряду в этим, в силу своего возраста, он не имел убеждений и четко сформированной внутренней картины мира. Вместе с Максимом мы проделали интересный путь, пройдя множество стадий. На его примере авторы хорошо отразили одну из важных мыслей произведения: каждый человек — есть сила, если его поступки подчинены законам совести.
«Глупость — есть следствие бессилия, а бессилие проистекает из невежества, из незнания верной дороги...»
На фоне этой книги многие прочитанные мной произведения заметно тускнеют. Всему виной — задетые авторами вопросы, которые сумели войти в резонанс с моими раздумьями. Насколько внутренний замысел важен для перелома событий? Как отсутствие общей идеи приводит к напрасным жертвам? Можно ли примирить совесть и разум? И, конечно, размышления на тему войны. Авторы не романтизируют ее, они просто пытаются осмыслить и выразить свою ненависть к ней. Неужели вогнутый мир не может стабильно жить без войны, которую сначала провоцируют, а затем, как правило, проигрывают. Ответ очевиден. До сих пор перед глазами грандиозная в своей преступной нелепости картина, где красные языки пламени вылетают из пушек, танки окутываются черным дымом пороха, а из установленных на траве громкоговорителей бархатный бас вещает: «Там, за гребнем лощины, коварный враг. Только вперед. Рычаги на себя и — вперед. На врага...» Люди, деревянные марионетки, звери... Люди. Безумие!
«Стучали колеса, вопил паровоз, несло гарью в маленькое зарешеченное окошечко, а за окошечком проносилась унылая безнадежная страна, страна беспросветных рабов, страна обреченных, страна ходячих кукол...»
На мой взгляд, эта повесть способна встряхнуть и спасти от «излучателей» львиную долю читающей аудитории. Хотя чего-то сенсационного, если задуматься, в этой книге нет. Лишь мысль о том, что когда в мире наступает эпоха башен, он не в состоянии существовать без подпольщиков, внезапных проверок населения с арестами и без бессмысленных войн. Любая попытка свободомыслия заканчивается гонениями. А жителям остается только молчать и верить, что все обойдется. Это, по большому счету, единственное, на что они надеются. В заключение скажу, что такие произведения следует включить в общую школьную программу. Они бы непременно стали ее украшением. Однако, в силу всего происходящего вокруг и затронутых писателями тем, надеюсь, что шедевры Струкацких хоты бы цензурно не исчезнут с полок библиотек и прилавков книжных магазинов. Всем добра!
» — Вы живете не на внутренней поверхности шара. Вы живете на внешней поверхности шара. И таких шаров еще множество в мире, на некоторых живут гораздо хуже вас, а на некоторых — гораздо лучше вас. Но нигде больше не живут глупее... Не верите? Ну и черт с вами.»
Dentyst, 14 августа 2018 г.
Судя по баталиям гремящим в форумной ветке посвященной АБС, «Обитаемый остров» одно из самых неоднозначных творений братьев. Да и на самом деле это так.
Все находят в нём своё, сокровенное. «ОО» считают созвучным своим политическим взглядам и либералы, и сторонники социализма. Примерно та же история случилась с «1984“ Оруэлла, который запрещали и консерваторы и тоталитаристы.
А по-моему, перед нами не сатира на СССР и не обличение нравов Запада. Там всё шире — там замах на критику государства, как организации. Мозги промывают во всех странах, давят несогласных тоже везде. Правда, с разным успехом и интенсивностью. Не знаю, был ли у Стругацких настолько глубокий замысел, или просто «так получилось». Но споры не утихают до сих пор. Ну, что ж — такова судьба любого талантливого произведения.
Помимо упомянутой проблематики, это ещё и очень увлекательная приключенческая повесть в фантастических декорациях, которая держит в напряжении до весьма неожиданного, взрывного (в прямом и переносном смыслах) финала.
Можно, так же, порадоваться могуществу Теории Воспитания: Максим, выросший на Земле и воспитанный в духе МП, после всего пережитого им на Саракше не сменил убеждений, остался верным коммунистическим идеалам несмотря на жестокие уроки жизни. И «развитие-взросление героя» здесь « не катит».
Мне кажется, что повесть просто-таки обречена на долгую жизнь и любовь читателей.
Виталя, 8 мая 2024 г.
Это первое произведение Стругацких, с которым я познакомился. И надо сказать, что не зря Аркадия и Бориса называют великими писателями.
Сам мир, сюжет, продуман очень стройно, может в нём и есть какие прорехи, но они настолько не значительные, что не бросаются в глаза. Идея для повести тоже оставляет приятное впечатление — герой Максим попадает ни в прошлое, ни в будущее, он попадает на другую планету, где цивилизация находится ещё далеко до того уровня развития, какой есть на Родине Максима. Не сказать, что это дремучий век, но в целом народ в большинстве своём примитивен.
Вообще же по своему содержанию книга полна здравыми мыслями, благими поступками. Максим прилетел со своей планеты как вполне сформированная личность с устоявшимися убеждениями. И тем не менее он претерпевает внутренние изменения по мере жизни на новой Земле. Нельзя сказать, что он тряпка бесхребетная и у него ветренный характер, потому что он начинает поступать так, как он никогда бы не поступил у себя на Родине. Герой адаптируется и тем лучше заметен его стержень. Он не стал негодяем, не деградировал, он именно адаптировался к жизни жестокой, грубой, беспощадной, он зачерствел, но остался верен тому, что его вело. Про это есть в книге отдельный эпизод и я хотел его показать:
» — Нетерпение потревоженной совести! — провозгласил Колдун. — Ваша совесть избалована постоянным вниманием, она принимается стонать при малейшем неудобстве, и разум ваш почтительно склоняется перед нею, вместо того, чтобы прикрикнуть на неё и поставить её на место. Ваша совесть возмущена существующим порядком вещей и ваш разум послушно и поспешно ищет пути изменить этот порядок. Но у порядка есть свои законы. Эти законы возникают из стремлений огромных человеческих масс. И меняются они тоже только с изменением этих стремлений...
— Не могу с вами согласиться, — холодно сказал Максим. — Совесть своей болью ставит задачи, разум — выполняет. Совесть задаёт идеалы, разум ищет к ним дороги. Это и есть функции разума — искать дороги. Без совести разум работает только на себя, а значит — вхолостую... Существует определённый идеал: человек должен быть свободным духовно и физически. В этом мире массы ещё не осознают этого идеала, и дорога к нему тяжелая. Но когда-то нужно начинать. Именно люди с обостренной совестью должны будоражить массы, не давать им заснуть в скотском состоянии, поднимать их на борьбу с угнетением. Даже если массы не чувствуют этого угнетения.»
Это и есть ключ. То, что двигает человека на хорошие поступки. Почему он не сдаётся и идёт вперёд. Такой человек слышит Совесть. Хотелось бы каждому пожелать слушать Совесть и даже больше — жить по Совести. И Совесть это не просто глубокие убеждения. Это именно Совесть, идеал, не тот, который у каждого свой, а который в общем то един для каждого (такой вот каламбур:)). Это своего рода Закон, только для всего живого.
Не надо тут приводить параллели с нами, у кого есть разум, тот увидит и примет для себя решение. Можно ещё очень много замечательных идей привести из книги, но в этом нет смысла. Лучше будет просто открыть книгу и прочесть её. И обратить внимание на то, что зацепило. Желаю всём приятного чтения:)
whiskyfake, 28 апреля 2021 г.
Про саму книгу писать не буду — она великолепна.
Хочу написать несколько слов о Фёдоре Бондарчуке, режиссёре одноимённого фильма. Именно это жалко, беспомощное, убогое «творение» бракодела и малодушного, наглого человека, который не сумел ни взяться как следует за экранизацию шедевра, ни отступиться, когда это явно не вышло — именно это поделие, не заслуживающее ни одного приличного слова — именно оно так долго отвращало меня от ознакомления с гениальной книгой. На свою беду я посмотрел фильм, и, хотя он явно был плох, я решил — ну, в книге плюс-минус тоже самое, наверное будет неинтересно уже читать. Как же я ошибался. Бондарчуку — позор, странно, что после такого пачкунства он ещё отваживается называться «режиссёром».
JW_7E6, 22 ноября 2024 г.
В свое время сами братья нелестно отзывались об этой книге, считая её чрезмерно наивной и бестолковый. Что же, возможно, порой творцы бывают сами слепы к своему творению.
«Обитаемый остров», будучи, на первый взгляд, простой и бодрой историей о том, как бравый комсомолец будущего волею судьбы оказался на неблагополучной планете, на которой творится форменный ядерный постапокалипсис, населенной несчастными, угнетаемыми людьми, и решил взять все в свои руки, людей освободить, угнетателей свергнуть и повести народы в прекрасное далеко, на деле оказывается одним из самых глубоких и сложных произведений братьев и мировой фантастики вообще.
Максим, столкнувшись с реалиями Саракша, в частности, так называемой Страны Отцов, где с помощью башен-излучателей 95 процентов населения одурманены и лишены критического мышления, а оставшиеся 5 процентов, которые при выкручивании излучения на максимум испытывают жуткие боли, прозваны «выродками» и объявлены врагами народа, виновниками всех бед, на протяжении всей книги отчаянно стремится найти способ уничтожить порочную систему, побывав и в элитных частях армии Страны Отцов, в Черной гвардии, выполняющей функции ваффен СС и гестапо в одном лице, и среди выродков, стремящихся снести все башни, и в этом благом деле Мак им помогает, в итоге попадает на каторгу, где, завладев самоходной ракетной установкой, оставшейся еще со времен ядерной войны, отправляется агитировать на восстание мутантов, главных жертв войны, но те, будучи слабыми и вырождающимися, не желают вновь бросаться на амбразуры ради освобождения граждан Страны Отцов от гнета, и советуют ему попробовать заключить союз с Островной империей, которая, как оказывается, по уровню зверств и неоправданной жестокости даст сто очков вперед отряду 731 и отряду Дирлевангера вместе взятым. В своих мытарствах Мак, будучи амнистированным зэком, попадает на войну между Страной Отцов и её бывшими провинция, Хонти и Пандеей, а оттуда прямиком в столицу, в институт, коим руководит Странник, один из неизвестных отцов. Тут с ним на связь выходит ещё один высокопоставленный чинуш, Умник, заявляющий, что башни можно сокрушить одним ударом по центру управления, тем самым вернуть несчастным саракшцам свободу. Мак, в конце концов, добравшись до центра, уничтожает его, разом обрушив всю систему, позволявшую Неизвестным Отцам держать под колпаком нацию, и теперь население Страны Отцов воспрянет и пойдёт в светлое будущее. Или нет?
Башни, как оказывается, служили не только средством контроля населения, но и сбивали с курса субмарины Островной империи, постоянно ищущих возможности высадить десант у берегов Страны Отцов, к тому же передвижные излучатели никуда не делись, война с Хонти и Пандеей проиграна, но враги не хотят останавливаться и перешли в наступление вглубь государства, как раз в тот самый момент, когда население неконтролируемо, резкое отключение излучения привело к депрессии, а многие из-за лучевой голода и вовсе могут свихнуться. Выродки же, более не испытывающие мук, подняли голову и готовятся добивать режим, а ведь многие из них вовсе не белая и пушистая совесть нации, а просто обиженные жизнью властолюбцы, которых бывшие соратники оставили на обочине истории (Неизвестные Отцы-то и сами выродки), а другие вовсе не хотят уничтожать башни, вместо этого направив их излучение на «благое дело». Умник, в общем-то, ведет свою собственную игру, пытаясь устроиться поудобнее в политическом гадюшнике Страны Отцов, на народ ему до фонаря, а вот Странник, коего Максиму вырисовывали чуть ли не главным людоедом Страны, оказывается мало того что единственным правителем, думающем не только о собственном благополучии, но и о благополучии граждан (какое-то время Мак работает в институте, куда Странник собирает наиболее способную и думающую часть молодежи Страны Отцов, позволяя ей трудиться на благо общества), так ещё и
Многие читатели, среди которых оказались и любители натягивать сову реалий фантастического мира на глобус современного им общества за фасадом типичной «антиутопии по Оруэллу» с всесильным государством, угнетением бессильного меньшинства, вечным эхом войны и превозмоганием в борьбе с режимом, не увидели главной мысли книги — мир не черно-белый, ничего в нем не происходит просто так, и все имеет свои последствия. В какой-то степени «...Остров» учит, как мне кажется, пониманию позиции оппонента, даже если она вам совершенно не близка.
К прочтению однозначно рекомендуется, ибо все вышерасписанное — лишь поверхностное изложение всего, что происходит в книге.
Doraner22, 10 ноября 2024 г.
Обитаемый остров.
Аркадий и Борис Стругатские.
«— Трудно сказать… Больше всего он, пожалуй, похож на дикаря. На хорошо отмытого и ухоженного горца. Но я легко представляю себе ситуацию, в которой он выглядит сумасшедшим… И потом эта вечная идиотская улыбка, кретинический лепет вместо нормальной речи… И весь он какой-то дурак…»
Максим Каммерер. Человек из счастливого будущего. Где не знают ни о болезнях, ни о горе. При кораблекрушении своего космолета попадает на планету, где того и того в избытке. Планету Саракш. Весьма сходна с Землей, но переживает последствия ядерных войн. Человеческое население живет преимущественно в паре государств, которые ведут против друг друга холодные, перетекающие в горячие, войны. Максим, как человек, который пытается разобраться во всем умудрится пройти через несколько фракций. Послужит как Стране неизвестных отцов, так и повоюет в сопротивлении этим же Отцам. По началу его метания кажутся наивными, но не имея доступа к достоверной информации, как бы мы вели себя на его месте? Сюжет, по сути, так и крутится вокруг его дилеммы, когда многое он принимает, веря на слово, но потом замечает, что что-то не то. Надо разобраться. И вечно улыбается так что это всех раздражает. Отдельно я бы выделил мерисьюшность Максима, его очень трудно убить, но это совершенно не мешает общему впечатлению.
Сам сюжет гениален в своей простоте. Если брать Страну Неизвестных Отцов с их излучателями, которые контролируют поведение и мышление людей, а тех, кто не поддается излучению раз в сутки контузит, и их таким способом вылавливают пока тепленькие, то аллегорий даже на современные государства можно наклепать огромное количество. И это делает данный сюжет актуальным всегда. Всегда будет государство, пропаганда и несущие здоровое, доброе, вечное в массы людей. Если взять островную империю, то примеры уже были и в нашей с Вами истории на ближайшую сотню лет в прошлое. Человечество вообще любит наступать на те же самые грабли. Сюжет цельный, все клубки к финалу распутываются. Всё будет объяснено, я лично закончил читать книгу совершенно без вопросов.
«И вдруг Гай подумал, что друг Мак уже не тот, что прежде. Он вспомнил, что давно уже не улыбался Мак своей знаменитой ослепительной улыбкой, что давно он не пел своих горских песен и что глаза у него стали теперь без прежней ласковости и доброго ехидства, твердые стали глаза, остекленели как-то, словно и не Максим это, а ротмистр Чачу.»
За данную повесть, Максим повзрослеет, поймет, что доверять становится труднее, и не все его доверия достойны. Пройдет через потери и ужесточится. Но не потеряет веру что человечество может быть лучше.
Это отличная многогранная социальная фантастика. Помимо главной линии про Максима, между главами вкрапливаются моменты обсуждений друг с другом неизвестных Отцов. Один из них, по имени «Странник» ищет Максима, остальные в принципе тоже, но этот более яро. В этих обсуждениях можно найти достаточно много детективной составляющей, так как в их разговорах становится понятно кто на кого может работать и так далее. И догадываться там придется самому, да, это немного противоречит тому что я написал выше, про то что все клубки будут распутаны, но справедливости ради, многие зацепки можно и вообще не заметить. Финал у этой истории был потрясающий, хоть и не подрывающий устои. Это первая книга в этом году которой я смело поставлю 10 из 10. Буду читать продолжение.
Спасибо что дочитали!
P.S. Пара слов о фильме Федора Бондарчука. Фильм возможно звезд с нема не хватал, особенно визуалом. В голове то понятно, все по-другому выглядит. Однако фильмы следуют книги практически вровень. И одна из главных претензий у рецензентов была в том, что Максим без конца улыбался первую часть фильма как дурочек. И вот я прочел книгу, где добрую половину книги Максим улыбается как дурачок… В общем фильм меня не оттолкнул от прочтения книги, а наоборот подогрел интерес. А финал в фильме практически такой же, только более наваливает эмоций.
Книгу советую обязательно к прочтению.
Fred2008, 9 ноября 2024 г.
Эта повесть об ограниченности нашего познания. Умнейший парень, обладающий базовыми знаниями на уровне далёкого будущего, попав в незнакомую страну на незнакомой планете, оказывается вовлечён в кровавую вакханалию и вынужден неоднократно делать выбор, который до некоторого момента оказывается ошибочен. Его убеждают, что страна в опасности, её надо защищать, и вроде бы всё верно, а если нет, то проверить это невозможно. Ну и как, Читатель: на месте Максима разобрались бы? Не пошли бы в Гвардию? Не стали бы валить вышки? А как бы поступили, ещё ничего не зная про Центр? Я, возможно, того и другого не сделал бы, но не от избытка проницательности, а от недостатка храбрости. А уничтожение Центра — так ли оно правильно? Судя по словам Странника — совсем неправильно, то есть Максим снова попал в ловушку своего неведения. Да и в другой повести — «Малыш» — говорится, что на Саракше Максим наломал дров. И вот тут я бы поспорил. Потому что человек принимает решение в рамках своего знания, а не некоего абсолюта истины. Знала бы умница Жанна Дарк, что французская знать предаст её — как бы поступила: не стала бы спасать Францию? Или осуществила бы переворот, досрочную Великую Французскую революцию с сотнями тысяч отрубленных голов? По правде, именно этот вариант мне бы понравился больше, но — учитывая, какова альтернатива. А если её не знать?
Да и так ли дурно поступил Макс, уничтожив Центр? Да, задал головной боли Страннику, но ведь сильно помог ему. Судя по другим произведениям АБС — катастрофы на Саракше удалось избежать, и Максим сыграл в этом немалую роль. Наломал дров — да, но сыграл свою роль в спасении планеты — что важнее?
Итак, принимая решение в рамках недостатка знаний, легко ошибиться. Однако порядочность превыше знания и подсказывает правильное действие. Думаю, именно в этом суть повести.
Seykela, 18 марта 2023 г.
Книга безусловно диалектическая и марксистская, хотели того авторы или нет. И этой составляющей гораздо больше, чем якобы аллегории на современный им Союз или какое-либо иное реальное общество. Почти весь сюжет развивается вполне легко, но именно концовка (не без предшествующих намёков) придаёт этому всему тяжёлый глубокий диалектический смысл. А именно, что
almazx, 13 июля 2022 г.
Невероятно страшно читать эту повесть в середине 2022-го года. Я даже не мог поверить в то, что книга написана в 1969 году, из-за пугающей актуальности написанного в наше время.
РоманМА, 16 февраля 2024 г.
С творчеством Стругацких познакомился совсем недавно, да и прочёл пока только три произведения. Но похоже они становятся одними из любимых авторов.
Нравится то, что в отличии от большинства других интересных книг, где основное это сюжет, действие, интрига, у Стругацких в каждом произведении еще есть идея. Не грубая пропаганда, а именно идея, заставляющая думать, мыслить, оценивать поступки героев и что их окружает. И самое удивительное для фантастики написанной уже давно, в другую эпоху, всё оказывается актуально и сейчас. И «башен» из «Обитаемого острова» с тех пор меньше не стало. Смотря на последние события, кажется что они в изобилии в каждой стране и у каждого оказывается своя правда за которую можно и убить и умереть не жалко.
Podebrad, 3 января 2022 г.
И сейчас, и в год написания «Обитаемого острова» как главная тема романа воспринимается контроль над сознанием людей. На Саракше он осуществляется через излучатели, у нас через электронные СМИ, причём во всём мире. Эффективность почти такая же. Но поговорить здесь хочется о прогрессорстве.
Саракш – тот редкий случай, когда внешнее вмешательство выглядит необходимым и оправданным. Люди разрушили свой мир, и теперь их надо как-то спасать. Странник в данном случае – идеальный прогрессор. Он прекрасно изучил местные реалии и вжился в них. Разобрался, что нужно делать. Вмешательство, по его мнению, должно быть, в основном, техническим. Надо деактивировать почву и воздух, возродить работу предприятий, помочь земле снова родить и, конечно, пресечь попытки развязать новую большую войну. Так ведь это то самое, что пытается делать большинство Огненных Творцов, они же Неизвестные Отцы. Они ведь сумели как-то возродить жизнь в разрушенной империи, без всякой помощи извне. Недаром Странник так легко вписался в их компанию. Даже излучатели, по мнению Странника, есть необходимый элемент решения проблем. Несомненно, будь его воля, он бы их оставил. Но тут вмешался Мак Сим, принесла его нелёгкая. Теперь придётся наставлять людей традиционным способом, через СМИ. Если на кого не подействует, ну что же, на них найдётся что-нибудь другое.
Максим Каммерер – антипод Странника. Он тоже пытается спасти Саракш и, в отличие от Странника, конкретных симпатичных ему людей. Но он хочет сделать всё побыстрее. При этом совершенно не понимает, что происходит, ищет всё новые толкования происходящего, находит свои решения, и они каждый раз оказываются неудачными. Мало того, приводят к гибели людей, в том числе тех, кого он хотел спасти. Ему говорят прямо в глаза, что его путь ведёт в никуда, а он неспособен это услышать.
Максим не виноват. Он типичный человек Полудня. Цивилизация Полудня основана на разрыве культурной традиции. Она оберегает своих граждан от конкретных знаний о прошлом. Средний человек Полудня в принципе неспособен разобраться в проблемах собственных предков, не то что в обстановке на другой планете. Вот Максим и идёт от одной ошибки к другой, и каждая страшнее предыдущей. А с чисто человеческой точки зрения – конечно, он прав.
Такое ощущение, что идеальным вариантом (вернее, вариантом наименьшего зла) был бы тот, при котором Генеральный прокурор договорился бы с Максимом в самом начале истории. Прокурор ведь готов принять любую программу нового императора, хоть построение социализма, только бы самому остаться при должности. И стали бы Странник и Генеральный прокурор двумя советниками Бессмертного Императора Мак Сима, оберегая его от явных глупостей. Левый канцлер и правый канцлер. Остались бы в живых сотни и тысячи людей, включая Гая, удалось бы сорвать войну на Севере и вторжение Островной империи, покончить с террором, наладить нормальное течение жизни. Но Максим захотел решить проблемы радикально. И его тоже трудно осуждать.