Аркадий и Борис Стругацкие «Мир Полудня»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Прогрессорство | Контакт | Становление/взросление героя
- Возраст читателя: Любой
Просто потрясающий, волшебный и такой реальный мир!
Здесь Стругацкие показали себя и потрясающими художниками, и великолепными футурологами: взять хотя бы всем известный БВИ — прародитель нынешнего Интернета или острый, революционный взгляд на педагогику в их Великой теории воспитания.
Критика прогрессорства как инструмента вмешательства в жизнь чужих народов выглядит просто потрясающе актуальной...
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— условный цикл «История будущего»
Статьи и интервью:
- /языки:
- русский (335), английский (18), немецкий (30), испанский (6), французский (18), португальский (8), итальянский (14), молдавский (1), шведский (2), датский (1), финский (3), норвежский (1), латышский (2), литовский (5), чешский (16), эстонский (33), украинский (4), польский (26), словацкий (3), словенский (2), болгарский (15), венгерский (6), сербский (2), хорватский (1), армянский (1), грузинский (1), арабский (1), персидский (1), китайский (3), корейский (1), японский (7), азербайджанский (1), румынский (7), эсперанто (4), турецкий (1), сербохорватский (5)
- /тип:
- в планах (2), книги (448), периодика (65), самиздат (14), аудиокниги (37), цифровое (19)
- /перевод:
- N. Dobrowen (1), Э. Адриан (2), А. Апостол (1), А. Апуокене (1), М. Асадуров (3), С. Ахмедова (1), Д. Байт (1), Х. Бахарлоо (1), Д. Баччи (1), В. Белиалс (2), В. Берзиньш (1), Р. Блум (1), О. Бормашенко (4), Л. Босёк (1), Э. Бромфилд (1), М. Бронштейн (3), А. Буа (5), Х. Бухнер (3), Э. Бялоленьская (1), М. Вага (24), М. Варик (1), Х. Васко (1), С. Владимиров (4), Б. Габор (2), А.М. Гарсия (4), Д. Геллерт (1), М. Генчова (1), Г. Георгиев (3), М. Герджиков (2), Т. Госк (4), Ал. Громов (1), Фуками Дан (5), Л. Дворжак (6), С. Дельмот (6), Р. Деросси (4), М. Дж. Бенто (2), Х. Джейкобсон (2), Г. Дзурлино (1), И. Домейкене (2), А. Журавлёв (1), М. Златарова (1), А. Кабаре (2), К. Каспер (1), М. Козей (1), М. Коскинен (1), Ж. Лаана (2), П. Лажуа (1), В. Лажуа (3), Т. Ларкина (1), П. Лауданьский (1), И. Левандовская (12), Н. Левенсон (1), М. Лееметс (1), Э. Мадейский (1), А. Майерс (2), П. Макгвайр (1), Р. Маркес (1), Г. Маркосян-Каспер (1), Ж. Миленич (1), А. Мёккель (11), К. Николеишвили (1), Сунин Нин (2), М. Норис (1), О. Норихиро (1), М. Нютофт (1), С. Павловский (1), В. Паризи (1), М. Пенсанте (3), Э. Петрас (6), А. Пинейру (1), И. Пиотровска (4), Я. Пискачек (9), Д. Поммеренке (3), К. Ренстрём (1), Я. Розе (1), М. Руас (1), А. Саган (3), Д. Сантос (3), Д. Саукайтите (1), С. Сван (1), Т. Север (1), Л. Селлиов (1), Э. Симон (4), К. Скандура (2), Э. Скурская (3), В. Слободникова (1), М. Соуза (1), М. Стаменкович (1), М. Стоев (1), В. Стоическу (6), Ч. Сянъян (1), С. Тернавазио (1), М. Токар (2), Р. Томинг (1), В. Тшциньская (1), Й. Тыч (1), Д. Умановскис (1), Э. Фонсека (2), И. Фёльдьяк (1), А. Хаба (1), Дж. Хазарян (1), М. Чолич (6), А. Шпехт (5), В. Экерман (2), М. Эмёд (1), Х. Ялин (1), Б. дю Крес (7)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
БондаренкоЕА, 25 апреля 2023 г.
Нам по-прежнему нужен Полдень, XXII век. И ничто иное. Вы сомневаетесь в этом, Умник?.. Очень прошу вас, составьте о нём самое объективное, самое непредубеждённое суждение. От этого, знаете ли, зависит целость вашей шкуры.
Вы уже распрощались с Миром Полудня, как с утопией, как со сказкой?.. Напрасно. Этим вы обрекаете себя и своих детей и внуков на планету-могильник, где жизнь хоть и бурлит ещё, но разум еле-еле теплится, и готов окончательно погасить сам себя в любой момент.
Вам не нравится марксизм Полудня, Умник? Но разве вы не слыхали, что «третьего не дано»? Социализм можно улучшить, более того – он нуждается в постоянном совершенствовании, как писал Эйнштейн в своём эссе «Почему социализм».
А всё прочее улучшить не удастся. Суть не та. Кто ищет третий путь между твёрдой дорогой и канавой, перед тем тянутся глухие кривые окольные тропы. Разве вы не поняли этого за минувшие 30 лет? Эволюция социума — это анизотропное шоссе. Пятиться нельзя.
Человечество не выдержало экзамена на человечность. Предстоит переэкзаменовка. Встряхнитесь. Больше жизни!
artem-sailer, 3 марта 2021 г.
Полдень, изначально задуманный авторами как мир, в котором хотелось бы жить и работать, статичным не был никогда. Он развивался, он менялся, детализировалась обстановка, уточнялись нюансы, возникали и вставали в полный рост противоречия. Как в реальной жизни.
Уже сразу после титульного произведения «Полдень, XXII век», жизнерадостного, оптимистического, полного энтузиазма и альтруизма, идёт настораживающая «Попытка к бегству», а далее — и совсем тревожная «Далёкая Радуга», предостерегающая от излишних восторгов по поводу неутомимого научно-технического прогресса.
Розовые очки сдёрнуты, и авторы взялись за психологию, за личные проблемы обитателей Полудня. Как оказалось, даже в столь совершенном мире живут люди. Простые люди. Люди — неидеалы, люди со своими недостатками и предвзятостями. Люди.
Не успели улечься эмоции Антона из «Трудно быть богом», ещё не отгремели эмоции Руматы Эсторского, как читателю приходится разгребать то, что наворотил Максим Каммерер на своём «Обитаемом острове». Бедняга «Малыш», затерянный на другом острове в просторах бескрайнего космоса, и Комов, неукротимый в стремлении познать все тайны далёкой планеты.
И психология не может существовать в отрыве от социального. Проблемы личности очень часто вытекают из проблем общества. Исковерканная судьба «Парня из преисподней» не может быть исправлена кратковременным визитом на благополучную Землю. Так же как обречён и несчастный «Жук в муравейнике». Финал истории предрешён: человечеству не удалось построить свой рай. Если оно стало обузой, если «Волны гасят ветер», то ветер волен покинуть родные пенаты и устремиться в просторы космоса.
Но как бы там ни было, Мир Полудня прекрасен. Утопия, конечно, но настолько реальная, что ей так хочется обманываться. Прощай, полуденная сказка! Нам будет тебя очень не хватать!
mputnik, 21 июня 2022 г.
«…Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо сказано: Мне отмщение и Аз воздам…». Единственный адекватный ответ на это послание апостола Павла римлянам (который, кстати, принёс в этот мир фантаст, автор шикарнейшего чтива «Третья Империя. Россия, которая должна быть») — следующий: «…а мы и есть — Орудие Божие…». Ответ, который — полностью — соответствует духу Канона, одновременно — не менее полно — отрицающий его, Канона, букву.
Вот и сей цикл — как и оный ответ — балансирует на грани между совершеннейшим поклонением и безграничнейшим отрицанием. Это — «протокольная хронология» нашего недавнего Канона строителей коммунизма «от лица» мятущихся душ, которым — по теории — просто не должно было быть места в оном светлом Завтра, да ещё и в периодическом сюжетном окружении самых оголтелых проявлений капиталистического Антипода.
Меня всегда жутко удивляла эта неестественная противоречивость этого странного Мира. Неестественная — при его просто абсолютнейшей достоверности. И вовсе не потому, что — даже по определению самих авторов — это «…мир, в котором хотелось бы жить…». Это — как бы само собой, тут вообще вариантов нет. Не просто «мир мечты», а именно — да — «…в котором…». Нет, «притягательность картинки» — в другом. В её, картинки — вычурно философИческой, изысканной, оригинальнейшей, неимоверно красивой противоречивости. «…А мы и есть — Орудие Божие…».
В Мире Полудня столько противоречий, что он просто не может — не должен — существовать в качестве устойчивого Социума. Это система в высшей точке неустойчивого равновесия, металлический шарик на самой вершине отполированной мраморной сферы, готовый в любое мгновение соскользнуть вниз по глади отполированного камня. Но это, сей устойчивый образ, это — как и положено — только «с одной стороны». С другой же — это Мир грандиозной духовной энергии, в её, так сказать, среднестатистическом выражении. Да, тут — полностью представлены почте все пороки человеческие, во всей их неприглядности. Но их «процент проявления»… Нет, он не мизерный — не в этом дело. Он — как декорация. Как вездесущая тенденция. НО — почему-то, абсолютно необъяснимо и нереалистично — не превращающаяся в тенденцию глобальную, неотвратимую и единственно главенствующую. Это — СТРАННО. И это — без преувеличения ЗАВОРАЖИВАЕТ.
По статистике же, по самой обычной, общедоступной статистике «нашего» Мира, человечество — в критические моменты (природные и техногенные катастрофы, вооруженные конфликты и т.п.) — оскотинивается практически мгновенно. Причём — кардинальнейшим образом, вплоть до канибализма, бесчеловечной жестокости и т.д. и т.п. и — в массовом порядке. И вернуть оные локальные группы оного человечества в их «нормальное» состояние возможно только при помощи регулярных воинских контингентов.
Здесь же, в Мире Полудня — какое-то ИНОЕ человечество: то ли — уже глобально мутировавшее, то ли — уже кардинально перевоспитанное. Короче — сказка. Научно — фантастическая Сказка. Обворожительная в своей противоречивости
anagor1, 20 августа 2014 г.
Я не склонен обожествлять АБС. Высочайшее их писательское мастерство отрицать глупо. Но все же, имхо, есть писатели (именно писатели!) и посильнее, в том числе среди т.н. учеников. Вот хотя бы Рыбаков ранний. А когда под одной обложкой вышли «Парень из преисподней» и «Змеиное молоко» М.Успенского — мне было совершенно очевидно, что из них литературно качественнее на непредвзятый взгляд.
Но Стругацкие ведь и не совсем писатели. Они «больше чем писатели»: они мыслители! Вон, Лев Толстой писал еще хуже по части языка, однако куда ж без него в истории русской словесности? При этом мастерство АБС — весьма отточенное, и его с лихвой хватает для тех целей... нет, не для целей, скорее, для предназначения, ибо чуется мне, что не они выбирали цель творчества своего, а их самих выбрало, «накрыло», наградило, заклеймило откуда-то свыше оным предназначением: стать выразителями идей и мечт целого поколения, замечательнейшего, на самом деле, поколения шестидесятников, а вслед за ним — и целой огромной страты, т.н. советской интеллигенции. Мир Полудня — это ее мир. Мир интеллигентской мечты, мир победившего Этичного Разума: утопичный, наивный, но удивительно привлекательный. Великолепная, глубокая, милая и мудрая Утопия! В этом мире интеллигентно все человечество скопом (и говорит оно, безусловно, в основном, по-русски) и каждый его представитель в отдельности. Конечно, в героях Полудня отражен не сам типичный советский интеллигент как он есть (точнее, был), а лишь его мечтаемый образ, его приукрашенное, облагороженное мнение о себе, которое так комфортно было пестовать на московских и ленинградских кухнях и в курилках столичных НИИ. Но это и правильно! Как в смысле популярности (читать всегда приятнее о том, каким хочется быть, а не о том, какой есть), так и потому, что утопия же! Утопия, основанная на тех же самых посылах, неоднократно опровергнутых историей, но упорно рождавших и рождающих почти все подобные ей красивые сказки: «человек по натуре добр, к тому же звучит гордо», «разум по сути своей этичен». Утопия, в которую хочется верить, ради воплощения которой хочется, черт возьми, жить и бороться! Не припомню, чтобы где-нибудь еще коммунистическая идея нашла столь зримое, объемное, вкусное изображение.
И в этом смысле наиболее цельная вещь цикла, как ни парадоксально — корневая, пусть по структуре она представляет собой сборник новелл. Цельная она — идейно. Искренняя, добрая, даже в каком-то смысле возвышенная. (И, возможно, вечная.) Да, остальные книги Полуденного цикла тоже хороши, каждая по-своему. Но в них Идея мельчает, распадается на какие-то фрагменты, они поднимают более частные вопросы, видимо, вызывавшие у авторов, как бы сейчас сказали, когнитивный диссонанс. И происходит некая деградация, замыливание Идеи. Что, впрочем, неудивительно. АБС столкнулись с глубинным и в каком-то смысле трагичным внутренним противоречием своей модели будущего. Ведь цельностью она обязана как раз таки художественности своего изложения. (Я лично считаю, что именно «Полдень» как таковой в литературном смысле — сильнейшая вещь цикла!) Будучи же критически оцененной тем самым разумом, гимн которому поют Стругацкие, Утопия обнаруживает в себе многочисленные прорехи, которые, увы, не заштопать и не закрыть заплатами. Ведь гимны предназначены для пения, а не для доклада на научных конференциях. «Многия знания — многия печали».
Но при всем этом, надо отдать им должное, АБС остаются искренними до конца. Перед собой и перед читателем, которого рискуют разочаровать. И в итоге цикл обретает еще одно измерение, обнаруживает дополнительную глубину. В нем оказывается отраженным процесс постепенного разочарования того самого Поколения в той самой Идее. В нем еще не высказано, но уже выстрадано мучительное, но честное признание в том, что человека не перевоспитать. Он в глубине своих неизбывных инстинктов зверь, он по социальной своей натуре эгоист, и это вполне нормально, ничего плохого в этом как бы и нет, да вот только разум дискомфортен большинству хомо, так как порождает самоиронию и мешает самовлюбленности. В стабильном социуме не бывает слишком много сапиенсов, к тому ж пассионарных, большинство в нем всегда составляют (и должны составлять) ленивые бюргеры... впрочем, социофилософская дискуссия здесь неуместна. АБС ведь и сами в конце концов поднялись над Полуденной Идеей (напр., «Град обреченный», «Миллиард лет до конца света») с помощью понимания экзистенциальности, а не объективности смысла бытия человеческого.
Но всё это не умаляет красоты и культурной ценности Великой Утопии. Мир Полудня, уверен, займет, если уже не занял достойное место в истории русской словесности.
Oleh_Gladky, 12 января 2018 г.
Вот интересно, есть ли где-то цикл произведений объединенный общей идеей, который творился/писался/составлялся более 20 лет?
Очевидно, что цикл этот условный, но в большинстве своем пророческий, не простой для восприятия (особенно последние произведения) и основательно-цивилизационный, и что особенно приятно философский, как и почти все у АБС. Эти книги следовало бы перечитать (или прочитать, кто еще планирует) в хронологическом порядке, может тогда он откроется с новой стороны. Кстати, Трудно быть богом — вообще близко к шедевру.
vaha13, 24 июля 2017 г.
Сколько бы времени не прошоло, если вам не лень думать и зочеться погрузиться в интересные и прекрасные миры Стругацких то вам подойдет любое их произведение. Но именно цикл мир полудня оставил у меня несгладимое впечетление и воспоминания. Сложные но интересные книги, с иногда не понятной (из-за времени) идеологией но всегда с поняной идей читайте и наслаждайтесь.
vladimir66, 26 января 2013 г.
Уважаемые современники и сограждане!Потерянное поколение рожденных в СССР! Как же все таки нас колбасило последние 90 лет! Воспитывали нас по одним законам,а жить приходится по другим.Верили в светлые понятные и приятные всем идеалы,а теперь и верить то нечему и некому.Сами АБС не раз отмечали,что не было в мировой истории идеи прекрасней и светлей чем коммунизм. «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!» А в нашей стране получилось так,что теперь при одном слове «коммунизм» скулы сводит. А как было бы прекрасно жить в светлом будущем Братьев Стругацких! Мир Полудня,где же ты?
IlyaS144, 12 апреля 2009 г.
Откровенно говоря, я очень завидую тем, кто еще не дочитал (или только собирается начать) этот великолепный цикл (это относится и к Предполуденному). Я вообще-то не собирался писать отзыв, но только что дочитал «Волны гасят ветер», и теперь меня просто переполняют чувства.
До трилогии о Каммерере Авторы просто показывают нам Мир полудня: Вот «Полдень, XXII век», посмотрите на технологии будущего, на общество будущего, все почти достигло идеала; вот ТББ: нас знакомят с идеей Прогрессорства, показывают задатки великой миссии Человечества, которое взяло на себя роль Богов; а вот ОО, после ЖвМ и ВгВ совсем по-другому его воспринимаешь. В последних повестях у Читателя на глазах рушится все, что создавалось в течении огромного промежутка времени. Непоколебимый ,на первый взгляд, баланс в обществе начинает расшатываться, все идеи отходят на второй план, самое время разобраться с происходящим у себя дома, на Земле. И только закрыв последнюю страницу заключительной повести, ты понимаешь, что хочешь еще, больше и больше, но не продолжения, а переигровки финала. В голове вертится: «ну почему все так закончилось? Неужели не было другого выхода?» Но в тоже время понимаешь: это действительно то единственное логическое завершение, идеальный финал Великой Саги.
Мир Полудня притягателен, он заманивает читателя своей гениальностью, с каждой новой повестью все больше подогревая к себе интерес. И вот, когда ты проглатываешь каждую строчку с самым жарким интересом, все обрывается. Конец идеальному обществу, конец XXII века, Полдень прошел, наступает новая эпоха в жизни Человечества. Какой она будет? Об этом лучше не задумываться...
Necron, 19 декабря 2008 г.
До мелочей продуманный мир будущего. Братья Стругацкие очень красочно представили общество с развитым коммунизмом, как жаль, что бывший СССР так и не смог развиться до такого прекрасного общества. Но благодаря чему этот мир смог оставить позади все войны, расприи, голод и другие проблемы XX века? Конечно же благодаря своим обитателям — людям будущего, которые, по сравнению с нашим обществом, кардинально изменились. В XXII веке главными приоритетами человека являются дружба, любовь и работа, а не власть и деньги. Они осуществляют прогресс человечества, покоряют космос, ищют другие цивилизации.
Некоторые называют общественный строй Мира Полудня фашистким, из-за контроля над инакомыслием, запрета на свободное развитие науки — всё это есть в XXII веке, но как можно представить себе этот мир без таких ограничений? Творческий потенциал человечества может «переступить черту» и тогда произойдёт катастрофа (вспомнить хотя бы «Массачусетский кошмар»).
Стругацкие, по моему мнению, создали самый правдоподобный мир будущего. Человеческая цивилизация сегодня ещё далека до этого мира, но как хочется надеятся, что нам всё же удасться пожить в таком прекрасном светлом будущем.
kharum, 3 августа 2010 г.
«Весь мир насилья мы разрушим. До основанья» — Есть такая жизнерадостная пенсенка. АБС нам показывают что даже при самом идеальном развитии ситуации («Мы наш, мы новый мир построим») — на улицах будут убивать людей «во имя высших целей».
Мне грусно и легко, печаль моя светла.
lubar, 15 апреля 2010 г.
Цикл понравился. Одной из особенностей цикла, что он в первую очередь про эпоху. Главные герои, а тем более второстепенные, не являются или не всегда являются центрами событий. Они просто изящно вплетены в цикл. Некоторые произведеия правда немного нарушают общую картинку. Например «Беспокойство» , как видно не зря превратилось в «Улитку на Склоне-2», Ведь в «Беспокойстве» утверждается, что на Пандоре как минимум две цивилизации, плюс пропавший без вести Атос-Сидоров. А значит никакой охоты на Пандоре, красной нитью тянущейся через все произведения, быть не могло. Правда потрясающая интуиция Горбовского на живое и разумное проявляется в полную силу. Еще одна повесть о Горбоском — «Далекая Радуга», тоже плохо вписывается в цикл. Во-первых маленькими шансами на выживания живого и невредимо впоследствии Горбоского, во вторых безобразно халатным отношением к безопасности, даже для мира Полдня, в третьи успешной работой Нуль-Т кабин и полным не упоминаем событий на Радуге впоследствии.
Интересно за что Стругацкие так не взлюбили Атоса-Сидорова-Неудачника. Мне он вначале нравился даже больше Комова. «Поражение» плохо вписывается в цикл, зато потрсающе показывает, как несправедлива судьба к Сидоровам вообще (все-таки имя Атос там не упоминается) :)
CHRONOMASTER, 6 декабря 2007 г.
На мой взгляд это самый интересный, самый продуманный мир будущего, и что самое главное, в котором нам с вами хотелось бы жить.
Да, в нем есть свои проблемы, да, есть нерешенные задачи, но зато у нас и у героев есть желание решать эти проблемы и задачи.
Грустно, что скорее всего это самого будущего у нас уже никогда не будет.
Yazewa, 17 января 2008 г.
Замечательный цикл. Как, собственно, и все у Стругацких. Лучшие образцы мировой фантастики!
Абсолютно живые герои, отнюдь не сверхчеловеки, не гении, но как же хотелось бы оказаться среди них! Вот только будет ли им интересно с нами?..
И вообще, если будущее именно такое, как у АБС, мы живем не зря...
viv, 7 декабря 2007 г.
Мир будущего, цельный и прекрасный. Живые, очень реальные герои — со своими подвигами и ошибками, любовью и предательством, обыкновенные люди 22 века.
necrotigr, 9 сентября 2006 г.
Если «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни», то «Мир Полдня» — энциклопедия человеческой души. Огромное количество идей, впоследствии заимствованных другими авторами. Цикл на все времена.