Аркадий и Борис Стругацкие «Стажёры»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Производственное | Социальное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Сатурн, спутники и кольца Сатурна | Марс, спутники Марса | Открытый космос | Юпитер, спутники Юпитера )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Владимир Юрковский отправляется в полет уже не в качестве исследователя, а как генеральный инспектор МУКСа (Международного управления космических сообщений). Капитаном корабля выступает его старый приятель Алексей Быков, навигатором — Михаил Крутиков, бортинженером — Иван Жилин.
К ним на корабль напросился молодой стажёр-сварщик, который отстал от своей группы, отправившейся на один из спутников Сатурна. По пути инспектору Юрковскому нужно посетить несколько космических баз.
Беловой вариант из одноимённой папки архива. На его основании в 1997 г. С. Бондаренко с согласия БНС проводилось восстановление канонического текста повести.
Содержание:
ПРОЛОГ
1. МИРЗА-ЧАРЛЕ. РУССКИЙ МАЛЬЧИК
2. МИРЗА-ЧАРЛЕ. ГОСТИНИЦА, ТРИСТА ШЕСТОЙ НОМЕР
3. МАРС. АСТРОНОМЫ
4. МАРС. СТАРАЯ БАЗА
5. «ТАХМАСИБ». ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ИНСПЕКТОР И ДРУГИЕ
6. МАРС. ОБЛАВА
7. «ТАХМАСИБ». ПОЛЬЗА ИНСТРУКЦИЙ
8. ЭЙНОМИЯ. СМЕРТЬ-ПЛАНЕТЧИКИ
9. БАМБЕРГА. НИЩИЕ ДУХОМ
10. «ТАХМАСИБ». ГИГАНТСКАЯ ФЛЮКТУАЦИЯ
11. ДИОНА. НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ
12. «КОЛЬЦО-1». БАЛЛАДА ОБ ОДНОНОГОМ ПРИШЕЛЬЦЕ
13. «КОЛЬЦО-1». ДОЛЖЕН ЖИТЬ
ЭПИЛОГ
Сокращённый вариант повести (без глав «Тахмасиб». Польза инструкций», «Эйномия. Смерть-планетчики», «Бамберга. Нищие духом» и «Диона. На четвереньках») под названием «Должен жить» был напечатан в Альманахе «Мир приключений» (1962).
Главы «Эйномия. Смерть-планетчики» и «Бамберга. Нищие духом» под общим названием «Генеральный инспектор» были опубликованы в журнале «Искатель» (№ 2 за 1962 год).
В произведение входит:
|
![]() |
Входит в:
— условный цикл «История будущего» > цикл «Предполуденный цикл»
— антологию «Мир приключений. Альманах № 8», 1962 г.
— сборник «Стажёры. — Второе нашествие марсиан», 1968 г.
— антологию «Twenty Houses of the Zodiac», 1979 г.
— сборник «Стажёры», 1985 г.
— антологию «Lichtjahr 5», 1986 г.
— журнал «Roto biblioteka X-100 SF, #22», 1987 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 191
Активный словарный запас: низкий (2589 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 47 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 58% — на редкость выше среднего (37%)!
Экранизации:
— «Стажёры» 1962, СССР, реж. Юрий Беспалов
- /языки:
- русский (49), английский (2), немецкий (5), французский (1), литовский (1), чешский (1), польский (2), венгерский (1), сербский (1), сербохорватский (1)
- /тип:
- в планах (2), книги (51), периодика (2), самиздат (3), аудиокниги (3), цифровое (3)
- /перевод:
- V. Miliūnas (1), А. Буа (1), Т. Литвиньский (1), А. Мёккель (4), Я. Пискачек (1), Э. Симон (3), Э. Скурская (1), Д. Фюзеси (1), М. Чолич (1), Б. дю Крес (1)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
corund, 25 января 2025 г.
Одна из лучших книг, которые я читал за всю жизнь. Я бы отнес ее к жанру производственный роман/мотиватор к труду. После ее прочтения хочется трудиться, творить, что-то улучшать в жизни общества.
Наверное многим мотивация главных героев трудиться и творить покажется надуманной и бредовой, но только если не знать контекст. Ведь что такое СССР на момент написания книги — в стране бывших крестьян безумный экономический подъем, каждый год растет уровень жизни населения. У крестьян и рабочих появляется бесплатное образование, медицина, достойная оплата за работу, их больше не считают людьми второго сорта. Страна вкладывает огромные деньги в науку, производство, экономику, социалку, армию, новые производства открываются сотнями каждый год. Ракета на взлете. Страна, где люди недавно в лаптях ходили запускает космические спутники, причем первая в мире. Экономическое чудо в современном Китае — это слабая пародия того что происходило в СССР, у нас всё это было еще ярче, революционнее и быстрее. И всё это при сильнейшем противодействии всех окружающих стран. Текущие санкции — это детский лепет по сравнению с тем, чего пришлось пережить молодому СССР, была даже иностранная военная интервенция в нашу страну объединенных западных войск.
Многие воспринимают коммунизм как «бесплатная халява и можно не работать». Но реальный коммунизм должен давать возможность самореализации человеку за счет обеспечения основных потребностей. Основной источник самореализации для человека — любимая работа. А любимым делом человек может заниматься бесконечно. Соответственно при коммунизме в среднем человек работает больше, а не меньше. И книга как раз показывает людей, которые горят своим делом и искренне не понимают тех, кто работает из под палки, чтобы заработать на еду и ипотеку.
Да, потом в СССР к власти пришли контрреволюционеры и потихоньку откатили государство на 100 лет назад прямиков в феодализм. Но книга писалась когда еще были люди, мечтавшие о стране будущего, в которой все занимаются любимым делом и нет эксплуататоров или рабов.
god54, 25 января 2025 г.
В своё время я был в первых в рядах строителей коммунизма. Но мы коммунизм видели совсем другим: еды было бы навалом, особенно мяса и мы могли бы его есть не останавливаясь, работать было бы не надо, так ходили бы иногда, на час-другой, всё было бы бесплатное, а мы могли бы заниматься творческим трудом... во сне. А за окном была реальность: по просьбе трудящихся проводились субботники и воскресники, деньги собирали в фонд борьбы за мир, ОСВОД, ДОСААФ и так далее, мяса не было совсем, так как мы шли к коммунизму семимильными шагами, вот коровы и не успевали за нами и так далее и тому подобное. А так классическая советская фантастика в стиле социалистического реализма, с философскими рассуждениями, что человека можно изменить, он будет добрый, работящий, хороший семьянин, готовый на подвиг ценою в жизнь, ну как же без подвига. Положительным моментом является текст. Умеют авторы из слов строить предложения и рисовать практически живые картины происходящего. Это нонче большая редкость, особенно в фантастике.
Ann.Mcart, 21 июля 2024 г.
Юный вакуум-сварщик Юра Бородин отстал от своей группы, которая отправилась работать на Рею, один из спутников Сатурна. Чтобы попасть на место, Юра становится стажером на фотонном космическом корабле «Тахмасиб» под командованием нашего старого знакомого Алексея Быкова, с бессменным штурманом Михаилом Крутиковым и бортинженером Ванечкой Жилиным. Но летят наши космолетчики не просто так, а с инспекцией в различные уголки Солнечной системы вместе с инспектором Международного управления космических сообщений Владимиром Юрковским.
Вот это я наревелась в конце😭 очень больно отпускать полюбившихся за три книги персонажей
Но зная Юрковского — что-то подобное было неизбежно, он ещё с СБТ был слишком увлекающейся натурой, но если тогда его сдерживал Ермаков, а позже Быков, то почувствовав и зная мягкость Крутикова, он добился своего, правда, какой ценой
В целом же книга очень приключенчески насыщенная, не без рассуждений о комсомольцах и тд, но получился этакий сборник историй о космических буднях на разных станциях и в разных коллективах: были и охота на пиявок, и смерть-планетчики, и заговоры с расследованиями, и бездумный риск.
В финале и эпилоге очень важный вопрос поднимается, на мой взгляд — что важнее — люди или подвиг и где находится самое важное — в космосе или на Земле. В конце концов это актуально всегда, только вот второе можно модернизировать на «эфемерная идея или люди/близкие»
Весь цикл рекомендую к прочтению всем фанатам космофантастики
mikey, 28 марта 2024 г.
Удивительно, до чего прекрасным, таким наивно добрым может быть мир будущего. Прямиком из мечты
1962 год, самое рождение космонавтики, глобального изучения космоса; естественно, что самые смелые и яркие грезы о космических путешествиях родились именно тогда, когда человечество еще в полной мере не столкнулось с техническими сложностями и дороговизной таких «авантюр». Как же грустно после прочтения этого романа осознавать, как далеки мы от этих светлых мечт о новых мирах, приключениях, опасностях, неизведанном. Люди словно разучились мечтать и погрязли в шаблонных желаниях. Наверное, этот роман не о мире, нет, он о человеке, именно о том, что мир строит человек, и ему под силу все.
Наверное, меня поймут только те, кто в детстве изучал звездные карты и мечтал полететь в космос. Эти самые эмоции, детские, и навевает книга
Lexa_snZoO, 6 августа 2023 г.
Классная книга. О вечных вещах. Просто, например ,в силу возраста читающего он не всегда заметит то, о чем книга. Какие в зад пиявки, шахтеры... книга-то о жизни, поиске своего места в жизни (как взглядов на жизнь, так и выбора профессии).
Возможно одной из главных мыслей произведения было показать как поменялись взгляды Жилина, ведь изначально он или ошибся с профессией или, что тоже возможно, вырос из нее. А ведь он был парень не глупый, но не смог сразу определить свой путь. Как Быков, Юрковский, Дауге, Крутиков.
Отличная иллюстрация жизни человека, жившего полной грудью, — Дауге. Интересная работа, друзья, даже некоторое время любимая женщина — но вот старость и что? Одиночество. Может и неправ был бармен в Мирза-Чарле который о старости думал всю жизнь, но быть готовым к такому все равно надо, иначе ...
Дико реалистично описано покорение Солнечной системы. Скучно и обыденно, но до очередной аварии. Классная глава «О пользе инструкций» — кто был на производстве поймет.
Вещь для взрослого человека, пища для размышлений... Хотя какие тут размышления, ответов на эти вопросы как не было,так и нет. Похоже наименьшее зло, это старость на грядках, воронкой вверх, с полуиссхщим мозгом... Страшно.
zotovvg75, 24 ноября 2023 г.
«Стажеры«являются первым произведением Стругацких, где они обращают столь повышенное внимание на социальную тематику. Предыдущие приключения Быкова и компании были ярки, увлекательны, но лишены той глубины, которую дает рассмотрение вопросов взаимоотношений человека и общества. В этом смысле в творчестве Стругацких виден заметный прогресс и расчет уже на более вдумчивого читателя. Конечно, социалистическая цензура никогда бы не позволила АБС очень уж сильно погрузиться в столь опасную тему, но я считаю, что писатели и без того достаточно для тех условий затронули острые проблемы, естественно в несколько завуалированной форме, припрятав образную фигу в кармане.
Лично для меня, вопросы человеческой личности и общественных взаимоотношений всегда являются приоритетными и в случае данной повести можно сказать-имеющий уши, да услышит, а умеющий читать между строк, да увидит. Поэтому очень интересен идеологический спор Жилина с Джойсом в Мирза-Чарле, когда при общей победе Ивана, все-таки остаются вопросы без ответа, из чего читатели страны советов могли делать соответствующие выводы. А уж высказывание Джойса относительно особого выражения лица у советских людей и вовсе можно воспринимать двояко. Поэтому наверное именно со «Стажеров», Стругацкие стали на ту зыбкую, но заслуживающую уважения дорогу, сделавшую их опальными для режима.
Но особую ценность представляет мнение АБС о мещанстве, о его всеразрушающей тупой силе, способной поглотить все самое позитивное. Начавшись с разговора Дауге с Машей, эта тема через Мирза-Чарле перетекла на Бамбергу. Разговор Бэлы Барабаша с Ливингтоном прекрасен, тематика очень остра и в уста представителя загнивающего капитализма Стругацкие вложили очень животрепещущие мнения. Кто он-человек? Бесхитростная скотинка, результат различных влияний, внушений, хитрой дрессировки? Или же это цельное, независимое ни от чего, высшее творение природы? Вопрос остался открытым-думай читающий, решай, делай собственные выводы. Стругацкие, как первоклассные повара, приготовили аппетитнейшую пищу для размышлений, а дело гурманов неспешно вкушать ее. В этом еще поможет рассказанная Жилиным история о Толике, вначале не совсем мною понятая, но затем прекрасно дополнившая общий ход мыслей писателей. Такими, какими мы становимся, нас делают люди. Кто-то с этим согласен, кто-то нет, каждый решает для себя сам.
А для тех, кто не хочет погружаться в столь серьезные размышления, повесть изобилует увлекательными приключениями экипажа «Тахмасиба» в обжитой человечеством Солнечной системе. Охота на пиявок на Марсе, бунт на Бамберге, рискованная работа смерть-планетчиков, здесь есть все для любителей «экшена». Ну и в концовке по законам такого жанра прописана острая драма, настолько животрепещущая, что я, как в детстве, ощутил настоящую эмоцию переживания за героев, из разряда того сильного желания, чтобы «Чапай все-таки выплыл». Вот таким образом и выходит, что повесть как говорится на любой вкус. А главное резюме сказано самими Стругацкими:«Настоящие люди-это те, кто много думает о многом. Не давайте мозгам закиснуть!»
Bassman2003, 28 сентября 2023 г.
🎶 Keosz – Parents
После «Стажёров» предполуденный цикл заиграл новыми красками. После прочтения «Страны багровых туч» и «Пути на Амальтею» было уныло и как-то всё равно, лишь бы добраться до знаменитого мира Полудня. Но как стало больно и грустно после «Стажёров» осознавать, что это были очень добрые, вселяющие надежду и веру в людей, наивные, но отнюдь не глупые произведения. Нет, цикл не столько о технологиях, не о покорении Космоса или властвовании над миром (вспоминаются наивные выражения о господствовании людей над Природой и Космосом, что аж смешно), а сколько о людях. И это начинаешь осознавать только на последней странице, где меланхолично авторы подводят итог. «Главное — на Земле». Этими словами завершается предполуденный цикл про наивных людей и идей, ведь всё для лучшей жизни на планете Земля было предусмотрено. И не нужно никуда летать, где нас никто не ждёт, да и, наверное, никто нам такого права не давал — покидать свой Дом.
P.s. Эмбиент подобрался сам, как-то однажды совпал с прочтением цикла — и стал моим ностальгическим олицетворением цикла. Такой же вселяющий надежду на что-то светлое и такой же постепенно угасающий. Сильно.
alekscooper, 2 июля 2023 г.
Прекрасная ламповая советская фантастика, типичный образец, так сказать, в самом лучшем смысле. Каждый найдёт своё: кому — космические приключения, кому — разговоры об интересной работе, коммунизме, риске и осторожности. Дата выхода — начало 60-ых, то есть, время космических прорывов СССР. Остаётся только по-доброму завидовать, каким же безграничным счастьем были захвачены некоторые советские граждане, кто мечтал о космосе и верил, что ещё при их жизни будет всё по-другому. Думаю, те, кто родился после 90-ых не были так счастливы никогда. И, думаю, и не будут. И да, несмотря на другое время, неужели никто больше не напишет таких книг?
Smolskiy, 11 декабря 2023 г.
Политизированная книга. Скучная и морально устаревшая. Яркий контраст с более поздними произведениями братьев Стругацких. Есть книги, которые будут актуальны всегда- это не про повесть «Стажеры». Есть книги, которые захватывают с первых строк или глав, но не несут смысловой нагрузки- это тоже к ней не относится. Есть книги, которые несут смысловую нагрузку через сюжет- здесь и этого нет. У Стругацких есть шедевры. Есть неудачные книги- процесс их становления. Думаю, что это произведение из их числа. Ещё в школе, читал роман «Страна багровых туч» — мне он понравился. Помню, он был издан ещё в «рамке» с прекрасными иллюстрациями. Возможно, и «Стажеры» в то время произвели бы на меня впечатление. Но всему свои сроки. Лишь немногие книги будут «требовать», чтобы их перечитывали и при этом раскрываться в новом и более ярком свете. Думаю, что перечитывать эти произведения я не буду и не захочу.
Такие книги есть и у С. Лема. Это потом уже они стали самобытными художниками- законодателями жанра научной фантастики.
forest777, 20 сентября 2023 г.
Мотиватор для молодых ученых. Жесткая книга, читается легко. Фантастики мало. Но социальный аспект раскрыт отлично. Выводы можно делать разные на свой вкус и цвет.
Yuruch, 14 сентября 2023 г.
Для меня «Стажёры» — очень идеологизированное и довольно декларативно примитивно изложенное произведение братьев Стругацких, от которых после «Обитаемого острова», «Трудно быть богом», «Хищных вещей века» и «Отеля «У погибшего альпиниста»» (в порядке прочтения книг мною) и даже после «Понедельник начинается в субботу», заявленного авторами как детская книга, я ожидал гораздо большей серьёзности и приближения к реальности, увы!
Описание посёлка Мирза-Чарле (одно название весьма безграмотно для писательского дуэта, один из которых переводчик) с его противопоставлением благородных наших и загнивающего Запада — полное разочарование.
Осталось впечатление, что читаю книгу для пионеров-подростков, и на протяжение всего процесса чтения машинально поднимал глаза вверх, ожидая увидеть заголовок «Пионерская правда» или «Костёр»...
акьнетсаН, 3 апреля 2023 г.
Для меня это книга о взрослении и о старении, а если точнее, то о смене взглядов на жизнь спустя годы и пережитые обстоятельства. Я сейчас читаю цикл по порядку, поэтому даже не знаю, как бы воспринимались «Стажёры» отдельно от предыдущих книг, но совместно с ними получается удивительно цельная история. Мне уже достаточно полюбись как старые персонажи: Быков, Юрковский, Крутиков и Дауге, так и относительно новые: Иван Жилин и стажёр Юра. Наблюдать за ними всеми было здорово, за каждым по своему.
В книге много интересных диалогов, построенных на противоположности взглядов: Григорий Дауге и Мария Юрковская, Иван Жилин и бармен, даже Быков и Юрковский, которые никак не могут сойтись в том, что важнее риск или осторожность. И если Стругацкие в рамках своего времени кажется очевидно показывали какую сторону выбирают они, то я раз за разом задумывалась и чаще выбирала середину, пусть и ближе к тому или иному краю. И это было интересно.
Кстати, помнится в первой книге на Марию Юрковскую валили все беды Дауге, там даже её собственный брат называл её не то кукушкой, не то пустышкой, и вот несколько книг спустя нам наконец-то её показали и знаете, я не нашла совсем никаких причин для неприязни. Ну не хотела она всю свою жизнь отдавать работе, как уважаемые межпланетчики, ну так её право, хотя кажется в обществе-будущего имени Стругацких такие решения всячески порицались.
Также здорово, что появились достаточно интересные женские персонажи, пусть и второго плана.
После «Страны багровых туч» и «Пути на Амальтею», которые читались несколько... туговато. При прочтении «Стажёров» мне хочется радостно заявить, что вот они Стругацкие, те какими я их помню, те какими я их знаю. Думаю, что дальше читать будет полегче.
Любопытно то, как Юрковский, который так отчаянно хотел жить в прошлой книге, так старательно искал способ героически погибнуть в этой. Может мне показалось, но он действительно, осознанно или нет, пытался сгинуть. Возможно это из страха перед старостью или даже забвением?
Тимолеонт, 14 июля 2022 г.
Несомненно, «центральной» частью «Стажёров» является последняя история-рассуждение о противостоянии мещанства и коммунизма. Стругацие хоть и подыгрывают хорошим и бескорыстным персонажам, но всё же приводят довольно интересные аргументы в пользу «проигравшей» на момент действия «Стажёров» идеологии. Да, к сожалению, в реальности всё оказалось не так хорошо и оптимистично, но и здесь зачастую герои бессильны перед костностью, эгоизмом и нежеланием чего-либо менять. «Своя рубашка ближе к телу», как говорится, какое мне дело до какой-то там эксплуатации, правильных вещей и коммузма, если сейчас я зарабатываю больше, а при вашем этом коммунизме у меня не будет даже иллюзий на шанс заработать себе на золотой унитаз?
Остальные рассказы романа не несут в себе такого любопытного идеологического посыла, но зато это просто очень захватывающие и интересные приключения.
Varianna, 3 июля 2021 г.
Если плохое настроение или совсем нечего читать, беру и перечитываю в миллионный раз «Стажеров». Ну просто чтобы поднять настроение... Через минут десять начинаю улыбаться, настроение поднимается. Проверено.
Самое смешное, что начинаю переживать, — а вдруг Иван не встретит Юру, который умеет«вакуумно варить»? и тот не познакомится с моим обожаемым Юрковским. (кстати, а куда подевалась Варечка?) и Быков не внесет его в список экипажа... Но все благополучно, и мы отправляемся на «фотонном корыте» «генерально инспектировать»...
Конечно, лучше читать эту книгу лет в 14-15 , это куда лучше любых лекций о необходимости честности, порядочности и проч.проч., но уверяю, что и в весьма взрослом возрасте, сбрасывая несколько десятков лет, со все возрастающим азартом можно уткнуться мозгом и настроением туда, на борт Тахмасиба и участвовать во всех перипетиях сюжета, быть участником всех событий и просто наслаждаться своим участием во всем этом.
Никаких взрослых мыслей, выводов нет. Просто наслаждаешься каждым словом, каждой строчкой, каждым диалогом, как наслаждаешься общением с очень добрым другом, которого всегда счастлив видеть.
Ну и опять же фразы типа, — «узнаю космогониста по изящным словесам» или «надо было...ээээ....задержать», — просто вошли в обиход нашей семьи как и многие другие
Хотя гениальные братья умеют простыми словами вкладывать в мозги истины, которые и непреложны. Порядок в душе и порядочность, бдагородство и умение относиться с юмором к себе самому, любовь к друзьям и к порядочным людям, презрение к трусам и подлецам, умение брать ответственность на себя и бесконечная молодость души... Типа, нам наплевать на звания, на возраст, на положение. Мы вечные стажеры в этом мире.
И грустный финал книги в общем-то, и естественен. Хотя и безумно жалко. Жалко Быкова... Вот почему-то именно его. Жилин еще молод, Юра вообще почти мальчик и у него вся жизнь впереди, а вот Быков... его жалко до слез. И эта потеря заставляет задуматься...о многом.
И опять берешь в руки книгу, и опять путешествуешь по планетам и астероидам, и опять все живы, и опять — радость.
Нортон Коммандер, 10 июля 2021 г.
«Стажёры». В предыдущих «предполуденных» повестях («Страна багровых туч» и «Путь на Амальтею») мы видели мир будущего по версии Стругацких с одной точки зрения — с точки зрения героев повести: покорителей, исследователей, созидателей. В «Стажёрах» же авторы сталкивают между собой уже две точки зрения — тех самых коммунистов с одной стороны и мещан-капиталистов с другой. Конечно, здесь совершенно ясно, что является правильным, а что ложным. Совсем не важно, является ли читатель коммунистом или же убеждённым либералом; все бы хотели жить среди таких людей, как Быков, Юрковский и Жилин. В мире «Стажёров» мещанство и капитализм показаны однозначно устаревшей и вредной, хоть всё ещё и жизнеспособной формацией. В более поздних произведениях Стругацкие уже не давали однозначных ответов. Там читателю предоставляется уже самому решить — какая точка зрения является правильной, есть ли вообще правильная точка зрения; а может быть читателю лучше придумать свою собственную точку зрения.
На момент написания повести многим казалось, что такое будущее возможно, однако сейчас мы имеем то, к чему мы пришли — мещанство победило по всем фронтам. Стругацкие всё это видели, поэтому их поздние произведения очень пессимистичны. («Всему на свете цена — ...» далее по тексту.) Но в «Стажёрах» вера в светлое будущее ещё сильна, а герои своим примером способны вдохновить нас на саморазвитие и добросовестность.
Итак, грузовой корабль «Тахмасиб» под управлением капитана Быкова отправляется в путь. На его борту знакомый нам по предыдущим повестям Юрковский, теперь уже в качестве генерального инспектора. «Тахмасиб» инспектирует базы и поселения в Солнечной системе — на Марсе, астероидах, спутниках Сатурна. Очень интересным моментом повести является то, как показаны сообщества каждой из этих баз. Ни один коллектив не похож на другой, в каждом поселении своя атмосфера и свой психологический климат.
Помимо социальных и психологических вопросов есть тут и облава на марсианских пиявок, и заброшенная база «чужих» на Марсе, и следы пришельцев в кольцах Сатурна. Вообще, наверное, трудно написать лучшую научную фантастику на тему освоения Солнечной системы, чем «предполуденный» цикл.