Генрик Сенкевич «Камо грядеши»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство ) | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ))
- Время действия: Древний мир
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Знаменитый исторический роман Генрика Сенкевича повествует о событиях великих и почти мифических. Первый век нашей эры, императорский Рим времен полубезумного лицедея Нерона, одержимого манией величия. Пылающий Вечный город, звери, рвущие на арене цирка тела рабов, невообразимые оргии и массовые казни… На этой пропитанной кровью и слезами земле разворачивается трагическая история первых христиан, принимают мученическую смерть апостолы Петр и Павел. В ткань своего поистине эпического повествования автор вплетает сюжеты о драматической судьбе Петрония, утонченного эстета и скептика, и о пламенной любви римского патриция Марка Виниция к христианке Лигии, любви всепобеждающей, освященной истинной верой, заставляя читателя задуматься о свободе выбора, дарованной человеку.
Награды и премии:
лауреат |
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006 |
Экранизации:
— «Камо грядеши?» / «Quo Vadis» 1951, США, Италия, реж. Мервин ЛеРой, Энтони Манн
— «Камо грядеши / Кво Вадис» / «Quo Vadis?» 1985, Италия, Франция, Испания, Швейцария, Великобритания, Германия, реж. Франко Росси
— «Камо грядеши / Кво Вадис» / «Quo Vadis» 2001, Польша, США, реж. Ежи Кавалерович
- /языки:
- русский (30), польский (1)
- /тип:
- книги (28), аудиокниги (3)
- /перевод:
- В. Ахрамович (5), В. Лавров (1), Е. Лысенко (20)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Lunetta, 24 июля 2020 г.
Редко какая книга производит на меня такое впечатление. Огромное. Я и плакала от сочувствия, и вновь плакала, когда Виниций говорил о Лигии, но уже от умиления.
Сердце моё разрывалось каждый раз.
Книга очень сюжетная, эмоциональная, невероятная! Держит в напряжении на всём протяжении повествования. Финал непредсказуемый, я не ожидала, что так закончиться. Во всяком случае, для влюблённых.
Читать было легко, я не могла оторваться и читала везде: дома, на улице, в маршрутке. Не ложилась спать, пока не дочитывала до спокойного момента)
Особое удовольствие от диалогов Петрония, Петра, Павла.
Герои это отдельная тема. Они великолепны. Настолько живые, что сложно поверить, что они не существовали (именно они, а не исторические личности). Уже после нескольких страниц, забываешь обо всем. Я целыми днями думала только о том, как они там. Что будет дальше. Как повернется судьба героев.
Сюжет прост в своей гениальности, сто баллов вперёд автору. Написать исторический роман так, чтобы от него было не оторваться, выше всяких похвал. Действие динамичное, летишь сквозь книгу, как на горках, то вверх, то вниз. И только сердце разрывается от происходящего.
Всех слов нехватит, чтобы описать мой восторг :)
Да, стоит отметить, что роман не лишён наивности и идеалисточности, что в современном мире можно отнести к недостаткам, но, проклятье, я не буду этого делать! Книга оставляет после себя чувство необыкновенной надежды...
Хоть я и грущу о судьбах некоторых героев, особенно
Кроме всего прочего, в романе множество параллелей и противопоставлений. Петроний и Виниций, римляне и христиане, августианцы и рабы...
Мир внутри и снаружи.
В общем, я в полном восторге, жаль высший балл 10, роман достоин всей сотни.
Счастлива, что прочитала его.
Velary, 31 марта 2023 г.
Очень долго ходила вокруг этого знаменитого романа, опасаясь и его объёма, и серьёзности. Читать такое надо не с наскока, а обстоятельно, будучи готовым к глубокому погружению. Опасалась, надо сказать, не зря, роман действительно сложночитаемый, и при этом он не оставил в душе такого глубокого чувства, которое обычно возникает после таких монументальных произведений.
Роман написан невероятно пафосно. Если сначала это помогает создать ощущение масштабности и важности происходящего, то чем дальше, тем больше раздражает, а временами смешит и попросту смазывает впечатление.
О чём же «Quo vadis»? О Древнем Риме времён Нерона, первых христианах и гонениях на них. Повествование чётко делится на две линии: бесчинствующий, погрязший в разврате Рим и чистое, светлое, стойкое христианское учение и его последователи. Причём первый описан гораздо ярче и интереснее... Это противопоставление и играет злую шутку. Невозможно поверить в такое деление на чёрное и белое.
«Добрую» сторону Рима олицетворяет Петроний — магистр изящества, умный, культурный, просвещённый, умеющий видеть и чтить красоту. Он отказывается принимать христианство, потому что слишком любит земные удовольствия, смирение и награда на небесах его не прельщают. Для меня он самый живой и привлекательный из героев, ему веришь и за него переживаешь. Про «злую» всё понятно — Нерон, кровавые оргии, пиршества до тошноты, всеобщая распущенность.
Христиан же представляют двое возлюбленных — знатный римлянин Виниций и римская воспитанница варварка Лигия. Описаниям их восторженной любви посвящены десятки страниц розовых соплей (простите). Виниций проходит через душевные страдания и постепенно из типичного самовлюблённого патриция перерождается в истинного верующего. Все христиане в романе предстают буквально с нимбами на головах. Они абсолютно плоские, скучные, идеально-сиропные. И ничто-то их не берёт, на смерть идут с восторгом, боли не чувствуют, всех вокруг покоряют своей покорностью. И несчастные, конечно, потому что складывается впечатление, что счастливым людям подобная религия ничего не может дать.
Из-за всего вышесказанного очень сложно воспринимать «Quo vadis» серьёзно. Ну не может такое одиозное фанатичное произведение претендовать на глубину и историчность. При этом нельзя отрицать потрясающее мастерство слова Сенкевича.
i_am_misha1991, 6 августа 2021 г.
Эта книга — лучшее, что я прочел в этом году.
История противостояния зарождающегося христианства с языческой религией. История не крестовых походов, где меч насаждал веру, а история того, как дествительно христианство должно благовествоваться.
Это история о том, как «зерно горчичное» Евангелия попадаэт на почву душ человеческих, и словно закваска, положенная в три меры муки, заквашивает все.
Кига очень сильна тем, что очень образно показывает всю контрастность христианских ценностей по отношению не только к ценностям языческого мира, но и просвещенного Рима с его философскими течяениями. Книга прекрасно передает дух эпохи и атмосферу первого века христианства.
Но еще книга более ценна тем, что еще раз напоминает христианам о том, какими они должны быть, и делает это очень образно. Что значит «милости хочу, а не жертвы»? Что значат слова «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»?
Будучи христианином и сравнивая себя с христианами в єтой книге, я прихожу к неутешительному выводу, что я, в сравнении с ними, не достоин называться христианином.
Книга показывает красоту христианства и его силу.
Те же читатели, которые не интересуются христианством или интересуются только в качестве вехи в истории, смогут просто насладиться качественным исторрическим романом.
тушканчик 2013, 11 августа 2020 г.
Генрик Сенкевич – настоящий мастер, в полной мере владеющий словом. Генрик Сенкевич смог воссоздать атмосферу того времени. Вместе с ним мы оказывается на безумных пирах Нерона, в изысканных домах патрициев, в бедных лачугах христиан и на арене Колизея. Кажется, что ты действительно присутствуешь там, полностью погружаешься в обстановку.
Книга поднимает важнейшие проблемы, актуальные и поныне. Центральное место в романе занимают проблемы любви и веры. Насколько же различается мировоззрение у разных людей! Каждый любовь понимает по-своему, у каждого своя вера.
В основе романа лежит жизнь молодого патриция Марка Виниция. Удивительно наблюдать, как любовь может полностью изменить человека, заставить отказаться от привычных вещей, полностью пересмотреть свои взгляды на мир. Несмотря на то, что ему придется перетерпеть много страданий, он не откажется от своей веры и именно вера поможет ему выстоять и победить. Потому что только вера двигает горами!
Хочется еще раз отметить, что «Камо грядеши» — гениальный роман гениального писателя. Эта книга потрясет каждого до глубины души и никого не сможет оставить равнодушной! Прочитайте, вы не пожалеете потраченного времени!
Baskk, 3 марта 2024 г.
Любой исторический роман это всегда немного фантастика — представление автора о временах, живых свидетелей которых не осталось. Но читая этот роман Сенкевича лично я не обращал внимания на исторические неточности, на затянутость диалогов и на напыщенный пафос отдельных глав. Это просто хорошая книга, которую надо прочитать, что бы понять и христиан, и влюблённых и немного себя
Мах Асаматман, 11 января 2020 г.
Лично меня всегда удивляет, когда в отзывах о книге, затрагивающей религиозную тематику, скептики делают акцент именно на своем отношении к оной, уделяя сравнительно мало внимания самой книге. Однако, если глядеть с этой колокольни, с позиции абсолютного неприятия и неверия, невозможно получить удовольствие от половины литературного достояния человечества. Я тоже не верю ни в Кришну, ни в Куберу, ни в Гермеса с Афродитой, ни в Хеймдаля с Осирисом... Но ведь приключения этих товарищей, которые можно встретить в сборниках «Мифы народов мира» вполне себе «читабельны» и любопытны любому, кто хоть чуточку способен увлечься, каждому, чья фантазия нет-нет, да подпрыгнет хоть на метр, совершая неуклюжий, но все-таки «полет». Просто людям тех лет приходилось искать божественное начало там, где его нет (или есть?). Вот и рассматривайте, друзья-скептики, подобную литературу как «мифологию», не вдаваясь глубоко в основы, но наслаждаясь повествованием, как это делаю я. И будет вам счастье.
Теперь о книге.
Когда-то давненько мне доводилось видеть экранизацию, но с тех пор в памяти мало что осталось. Еще пугали «латинизмы», разбросанные по тексту, поэтому я долго, очень долго сомневался, стоит ли браться. Взялся.
И в первую очередь хочу воздать хвалу языку. Роман написан потрясающе «вкусно». Это не новомодные многотомники про арбатских ведьм или сантехников-охотников на вампиров (никого не хочу обидеть). Это настоящий художественный язык, более всего напоминающий горячо любимых мною Виктора Гюго и Арчибальда Кронина. Из наших — не совсем, но, может, Федор Михайлович. Или Леонид Андреев. В общем, тут и 15 баллов не жалко.
Далее, персонажи — тоже высший класс. Давно у меня не было таких метаний в отношении к героям книги. Марк Виниций, которого в начале хочется огреть по голове за его поступки, превращается... в праведника или нет, но, в любом случае, человека «хорошего», как бы ни было затаскано это слово. Хилон Хилонид претерпевает не меньшие метаморфозы — сначала этот, не лезущий в карман за словом, пройдоха, вызывает симпатию, затем переживает падение, и — снова торжествует заплеванное добро. Петроний, достойнейший из римлян, недаром ему симпатизируют и горожане, и император, и мы, читатели — он прекрасен, чего стоят только его потрясающей меткости остроты, это просто «Штирлиц» при дворе, и если бы не лень... Впрочем, он до конца остался верен себе. Лигия получилась более «шаблонной», что ли, ведь она изначально была «правильной», хотя кое-какие перемены в ней произошли. А еще здесь есть апостолы, Урс, Главк, Эвника, Акта, и даже «великий и ужасный» Нерон, оказывается, способен вызвать отклик у читателя, каким бы чудовищем не казался (ведь так приятно дарить людям счастье, да, император?). А Тигеллин? А прочие августианы? А Поппея? Да, Сенкевич великолепно прописал героев.
Для оценки событий, произошедших пару тысячелетий назад, нам остается либо верить тому, чему учат учебники, либо нет. На самом деле автор целиком и полностью опирался на официальное изложение событий, допуская определенные вольности. Впрочем, не нам судить.
Однако, даже рассматривая роман как сугубо художественный, мы не можем не заметить общей атмосферы античности, Сенкевичу удалось передать верный (или неверный) дух Рима той спорной эпохи. Рабовладельческий строй, разнузданные нравы, показная религиозность граждан, относительная уверенность в завтрашнем дне — кхм... а ведь актуально до сих пор. Но тем не менее — гладиаторы и сенаторы, вакханалии во дворцах и особняках, преторианцы, кифары, рабы, умащающие тела своих праздных господ. Вышеупомянутые «латинизмы» усугубляют погружение, хоть поначалу и вызывают трудности при прочтении. В общем, тут все здорово, а ведь я еще не упоминал о придворных интригах, заговорах, гонениях, выходках безумного императора. Мало? А какие страсти, какая ревность, какая зависть, какая борьба! И какая любовь...
Если отбросить метафизику, игнорируя «религиозные» постулаты религии (простите за каламбур), что мы имеем? Сторонники старого мира живут как привыкли — правом сильного, эгоистично и жестоко. И это очень ярко показано в последней трети книги, когда римский народ добивается «зрелищ». Кровь стынет в жилах от того, что для людей той эпохи было нормой. Как говорил Хилон, иные варвары просто не способны признать все величие римских законов, по которым столица обирает и облагораживает их. Вынудить тысячи людей убивать друг друга потехи ради, или еще веселее — скормить эти тысячи диким животным? Общество, живущее подобными устоями обречено рано или поздно погибнуть. И тем не менее, в них тоже было светлое, вечное — меня поразил эпизод, когда толпа на играх вынудила Нерона объявить Урсу и Лигии право на жизнь. Диктатор, подчиняющийся народу... так непривычно, знаете ли. А противостоят им люди новой эпохи, для которых в мире, помимо жестокости и принуждения, есть добрая воля и милосердие. Петроний, тот застрял меж двух миров, не вынося жестокость, он не способен «возлюбить ближнего», а эти, нищие, рабы, свободные граждане, солдаты, патриции — те из них, кому прежние порядки как ком в горле, кто хочет не сеять смерть, но поддерживать жизнь, гуманисты тех далеких и темных времен, когда человеку был необходим создатель — принимали для себя новые обеты. Потому те, кто пишет, что христиане в книге образцово хороши, ошибаются. Не хороши, потому что христиане — но христиане, потому что хороши. Тот же Хилонид вам как яркий пример того, как человек, раздавленный муками совести, перерождается и побеждает. Ведь несмотря на то, что жизнь человеческая первостепенна, и без нее невозможен ни сам человек, ни его принципы, иные принципы стоят этой жизни.
И насколько же должны быть велики сила духа и вера во что-либо, чтобы бесстрашно глядеть в пасть дикому зверю.
Сильная книга, заставляющая задуматься, погружающая в себя, написанная отличным языком, увлекающая, поражающая, вызывающая целый спектр эмоций.
А что еще нужно читателю?
Paganist, 24 апреля 2019 г.
Много ли мы знаем о Римской империи, кроме того, что она строила отличные дороги и имела сильную армию? Что мы знаем о ранних христианах, кроме того, что учение это распространялось преимущественно среди черни и рабов? Сенкевич взвалил на себя нелёгкий груз, когда взялся писать об эпохе Нерона в истории Рима. Но он справился и справился на отлично. «Камо грядеши» — великолепный роман, многочисленные достоинства которого полностью нивелируют единичные недочёты.
Итак, читатель видит высшее общество Рима. Императора и его свиту, всесильных и ни в чём себе не отказывающих патрициев, которые в беспредельном гедонизме проводят жизнь в пьянстве и оргиях. На другом полюсе ранние христиане — кроткие фанатики, уверовавшие в Единого Бога, сурового, но милосердного и всепрощающего. Читатель видит столкновение старого и нового миров. Могущественный Рим, разъедаемый беспутством и развратом, против новой религии рабов. Казалось бы, исход понятен. Но есть нюансы. Конечно, не христианство в итоге сокрушило империю, о чём можно подумать, заканчивая роман. Он сам прогнил настолько, что даже христианство его не спасло.
Разлагающаяся верхушка Рима – привычная картина. Во все времена сильные мира всего страдали неумением обуздать свои страсти и желания, и Рим в этом списке не исключение. На фоне ненасытных патрициев, которые придумывают всё новые и невиданные развлечения, ибо старые уже наскучили, куда более интересна христианская община. Да, они выглядят, как секта. Они наивны и честны, в то же время последовательны и верны своему учению. Они придерживаются и проповедуют совершенно новые ценности, чуждые большинству граждан империи. Потому, как всё новое, вызывают недоумение, агрессию, страх и так далее. И всё равно привлекают новых и новых адептов. Этот контраст и парадокс – символ грядущего обновления, в котором так нуждался погрязший в социально-экономических противоречиях античный мир. И Сенкевич умело обыграл эту тему.
Письменных свидетельств о ранних христианах практически нет. Потому автору пришлось додумывать, использовать художественные методы для их описания. Получилось убедительно. Тем более, на фоне апостолов Петра и Павла, которые несут учение Христа, так сказать, от первоисточника, уже проступают черты нетерпимости, которая характерна (и привычна) для церкви средневековья. Достаточно вспомнить осуждающие речи третьестепенного персонажа Криспа. Неудивительно, что по прошествии времени от учения Иисуса Назарея остались лишь крохи, а Католическая церковь вобрала в себя все пороки, против которых выступала на заре своего существования. То есть автор не идеализирует первых христиан, как и не демонизирует языческое общество Рима. Уже наличие такого персонажа как Петроний – показатель того, что Рим – не кровожадный и безумный зверь, что в империи почитали искусства и добродетель. Другое дело, что такие Петронии были в явном меньшинстве.
Контекст произведения таков, что его можно смело назвать психологическим и даже философским романом, тем более название вполне подходящее. В фокусе романа не исторические события. Больше внимания уделено духовному перерождению Виниция, речам апостолов, рассуждениям Петрония. В произведении много рефлексии и внутренних диалогов героев. Как пример: терзания ушлого философа-стоика Хилона и сомнения апостола Петра. Исторические события – нечто вроде фона, на которых развивается диалектический спор античного язычества и новозаветной морали. Тем не менее, историческая составляющая показана очень достоверно. Во всяком случае, я как читатель, автору поверил.
В «Камо грядеши» Сенкевич показал себя мастером масштабных сцен. Пир у Нерона, помпезный выезд в Анций, горящий Рим, казнь христиан на арене цирка и в садах. Эти яркие сцены описаны так тщательно и мастерски, что казались живыми, настоящими, пережитыми лично. И отдельно стоит эпизод с неудавшимся бегством Петра из Рима. Это единственный мистический момент романа (пусть и показанный через призму реализма), но настолько сильный, что является эмоциональным апогеем всего повествования.
Что имеем в сухом остатке? Сильное и многогранное произведение, по праву занимающие место среди лучших исторических романов. Советую.
LadyL, 27 ноября 2018 г.
Роман написан в каком-то черно-белом стиле. Все язычники римляне во главе с Нероном отвратительны, а христиане хороши так, что хоть сразу на иконы. Нерон же вообще показан самым страшным чудовищем на земле, развратен,жесток, смешон, бездарен, похабен, ну вообщем состоит из одних пороков. Вообще, у меня сложилось впечатление, что такой строго однобокий взгляд на добро и зло, характерно для Сенкевича. Но здесь он какой-то даже гипертрофированный, из-за чего герои выглядят не живыми, а набором штампов,или актерами играющими пьесу в театре. Однако, Петроний, единственный находящийся между этих крайностей как раз и выглядит единственным живым. Он так хорош в своем эпикурействе, уме, дерзости и лени,что стал моим любимым героем и про него было читать интереснее всего. Но каков язык,стиль, как красиво, образно написана книга! Не чтение, а литературное наслаждение. Как красочно и трагично описан пожар в Риме, что даже простила явное, яркое и смешное в неправдоподобии разделение поведения при пожаре христиан и язычников. А уж сцены последовавших мучений и казней, хоть порой и скатываются в «жития святых...», но в основном столь ужасны, что невольно содрогаешься. Эта книга, как изысканное блюдо, может и есть к чему придраться, но все равно жмуришься от удовольствия.
Angvat, 17 июля 2018 г.
Честно говоря, я не особо люблю творчество Сенкевича. Что трилогия о Речи Посполитой, что «Крестоносцы» для меня — яркое отображение ехидной присказки «войско польско Берлин брало, русско войско помогало». Сиречь превознесение собственной нации вопреки всякой логике. Но данная книга – исключение. Может потому, что в ней нет поляков, так как их там и не может быть, а лжетеории «мы древнее мамонтов» в момент ее написания были еще не столь в моде?
Но хватит об авторе, давайте поговорим о самой книге. Фигура Нерона – один из примеров личности в истории, скопившей вокруг себя практически сплошной негатив. И в основном не без причины. Он отнюдь не был «жертвой» клеветы гораздо более поздних эпох, что порой пытаются доказать всяческие «сенсационные» писатели, о нем как о правители и человеке еще Тацит и Светоний отзывались весьма нелестно, и во всякие списки «проклятых императоров» его включали. Хотя благодаря энным решениям (например, раздача богатых подарков во время праздников) энной популярностью у простого Нерон все же пользовался. В общем, писать книгу об эпохе такого человека – задача не из простых. Велик соблазн просто изобразить дьяволом во плоти. К чести автора, он не стал этого делать. Он изобразил этого императора человеком. Мерзким, жестоким, мнительным, суеверным, но человеком. Но все же он тут – второстепенный персонаж. Основные герои – люди попроще, которые в итоге просто стараются уцелеть в это непростое время. Изуверские нравы той эпохи писатель не смакует, но описывает весьма красочно, так что людям впечатлительным книга все же не особо рекомендуется. Особой пропаганды христианства, которую иногда усматривают здесь некоторые люди, здесь тоже нет. Христиане в те времена и правда в основном были безвинными мучениками. Жертва превратилась в охотника гораздо позже…
В итоге имеем крепкий исторический роман о весьма печальном периоде в истории Вечного Города. И лично мне трудно вспомнить более достойное художественное произведение о временах безумного императора, который поджег (или все-таки нет?..) Рим.
Eshkinkott, 8 февраля 2018 г.
Прочла книгу. И, если честно, последние две главы прочитала по диагонали. Хотела бросить, но жалко было потраченного времени. Субъективно: книга не моя. Плюсы: интересно описаны время правления и художественный образ Нерона, августинцев, патрициев, плебса , увлекательно окунуться во времена силы и могущества Римской империи с ее укладом социальным и бытовым. Спасибо Сенкевичу за такой огромный труд и множество поясняющих ссылок, за расширение кругозора, море полезной и интересной информации и деталей. Но в общем, с общей концепцией, подачей, идеей и истиной не то, чтобы не согласна, а вообще хотелось сказать «ну и муть» как же навязчив автор, об одном и том же чглва и снова, это какое-то зомбирование. Как вы догадались теперь о минусах. Книга теряет весь шарм и утончённость, когда по триста раз на странице натыкаешься на пропаганду и навязывание христьянства и религии в целом. Я понимаю, Сенкевич поляк и этим все сказано, поляки ревностные католики, но в таком объёме? Мне кажется все герои-христьяне в этом романе изображены более христьянами чем сам Папа Римский. Неинтересно, скучно, однообразно и вызывает протест. Тема радости смерти вообще вызывает недоумение. Какое-то противоречие, бог жизнь дал, как самый ценный дар, а они сидят и ждут поскорее бы в царство иное, вприпрыжку. «Если я не с Иисусом, значит я против Иисуса. И я не человек я обязательно животное» вот в двух словах чуть религиозной линии. Не скрою моменты
Удивительно, что столько восторженных отзывов.
Лучше прочесть «последнее искушение Христа» никому казандзакиса, кого интересует христьянская тема. Вот там удивительный и интереснейший сюжет. Хотя отзывы хуже. Очень удивлена.
Мэлькор, 13 февраля 2013 г.
Давным-давно когда люди ещё верили в магию, во времена Средневековья, когда драконы... Стоп, не туда. Древние люди занимались охотой и собирательством... Слишком рано. Может с третьего раза? Давным-давно с карты Европы исчезла легендарная Римская Империя — одно из самых могущественных и продвинутых (для того времени) государств истории. Даже после своего раскола на Восточную и Западную она ещё долго давала о себе знать. Мы, славяне, взяли себе за пример Восточную Империю, более известную под другим названием — Византия. В Западной Европе долго существовало условное государство — Священная Римская Империя. Вон их сколько! Но мы поговорим о самой первой.
Я не буду вдаваться в подробности, кто правил, кто кого убил, отравил, кто в кого был влюблён при римском дворе. Иначе рискую запутать и вас, и себя. В-общем, случилось так, что на римский престол взошёл Нерон, та ещё задница. Нерон отравил своего дядю Клавдия, предыдущего Императора, а затем отправил на тот свет и мать, с женой. Он был жесток и честолюбив, глуп и самолюбив, помешан на поэзии и музыке. В последнем ничего плохого нет, НО!, но свои интересы он ставил всегда выше государства, что для монарха всё равно что самоубийство.
Так вот, как раз о временах Нерона повествует нам роман Генрика Сенкевича «Quo vadis» — «Куда идёшь». С творчеством сего автора я хотел ознакомиться уже давно, тем более, что польскую литературу в целом уважаю (конечно, во многом благодаря пану Анджею). Далее, Сенкевич работал в жанре исторического романа, к которому я уже давно не равнодушен. Настолько не равнодушен, что за предыдущий год ни одного не прочёл. В-общем, в библиотеке нашёлся пыльный томик и я не долго думая приступил к делу.
Текст пошёл далеко не сразу (в последнее время явление у меня частое), но наконец «враг был повержен», а последняя страница перевёрнута. С самого начала заострю внимание на некоторых негативных сторонах книги, благо их немного. В тексте дикошарое количество архаизмов и ссылок на них в конце книги. Отвлекаясь на то, или иное слово бывало теряешь нить повествования и приходится заново входить в ритм. Не могу назвать это однозначным недостатком, ведь если ты пишешь исторический роман о том времени, то и должен употреблять те термины, считающиеся для него нормой, но сначала они отвлекают. Второй «как бы» минус и последний, временами роман становится чересчур сентиментальным, во многом из-за ярко выраженной любовной линии. Перебор. Но пугаться не стоит, он небольшой.
Чем прежде всего подкупает роман? Атмосферой и антуражем? Согласен, антураж экзотичен, к тому же выписан ярко и детализировано, книга сумела передать дух того времени и подчеркнуть различия обычаев древних римлян и нас с вами. За что огромное спасибо автору, многого не знал. Тогда может героями? О, о героях «Quo vadis» можно говорить и говорить. Они все живые и все выписаны так, как мало кто может сегодня. В доказательство приведу пример, представление о Марке Виниции одном из главных героев романа, на протяжение 600 страниц менялось от отвращения до сочувствия и даже восторга. И метаморфозы, которые претерпевает его душа показано так, что веришь. Тут не будет бах! — и другой человек, всё постепенно. Тогда может... язык? Язык во многом способствует более лучшему усвоению книги, и он действительно здесь не трудный, по тексту скользишь, а описания (кушаний!) очень реалистичны. Но тогда что? Искренность. Сенкевич подкупает своей искренностью, порой даже граничащей с наивностью и сантиментами. Читая его книгу веришь, что да так оно и было. Да, так горел Рим, да, таков был проходимец Нерон, да, такой была его свита подхалимов, да, так гоняли первых христиан, да, тогда люди ещё действительно верили в Христоса. Даже я, атеист, ловил себя на мысли, что надо бы креститься.
Итог: отличный исторический роман. Кто не равнодушен к Древнему Риму, или хочет по новому взглянуть на христианство — читать в обязательном порядке.
Atalira, 29 апреля 2018 г.
Роман повествует о первых годах христианства, о том времени, когда существовал раннехристианский фанатизм, ещё не оттеняемый рутиной и церковным бюрократизмом. То было время, когда горсточка первых христиан разрасталась в многочисленную общину, когда, несмотря на притеснения, новая религия завоёвывала души и сердца, предлагая нечто доселе ещё не виданное: идеи равенства, милосердия, всепрощения. Это картины из жизни ещё великой Римской империи, когда христианские идеи уже пустили там корни, но христианство ещё не начало главенствовать в вечном городе.
Итак, первый век нашей эры. В Риме правит Нерон, один из наиболее безумных его императоров. Время бесчинств, массовых казней, немыслимой роскоши и соседствующей с нею нищеты. И в этот город приходит чужеземная религия, христианство, со своими всем нам известными заповедями. Новая религия легко завоёвывает сторонников. Почему? О, полагаю, христианство отвечало на общественный запрос определённой части населения. Рабы, бедняки, варвары-чужестранцы — из их числа формируется основной костяк ранней христианской общины. Что ни говори, а христианство, в отличие от греческих и римских мифологических сказок о жестоких непримиримых богах, предлагает утешение. Предлагает оно и привлекательные в сравнении с язычеством концепции и модели поведения. Где языческие боги жестоко мстят врагам — там христианство твердит о всепрощении. Где они с головой бывают захвачены страстью и похотью — там христианство пропагандирует семейное счастье и нерушимость брака. Где они ведут себя по-человечески жестоко и мелочно — там христианский Бог справедлив и непогрешим.
Читатель в двадцать первом веке, по крайней мере, такой, как я — я имею в виду религиозные или, скорее, антирелигиозные воззрения, — не может в полной мере при чтении отвлечься от мыслей об истории последующих двух тысячелетий, когда возвышенные абстрактные идеи христианской веры были в большинстве своём растоптаны церковью, либо жадной до власти и богатства, либо слепой в следовании догмам, либо просто закостеневшей в условиях отсутствия реальной альтернативы. Но персонажи книги ничего этого, конечно, знать не могут и с головой окунаются в религиозный фанатизм, дающий чувство причастности и защищённости.
Как это принято в художественной литературе, автор показывает грандиозные исторические события через судьбы отдельных людей. Основных персонажей в книге трое. Виниций и Лигия полностью посвящены христианству. Через всю книгу они проносят свои чувства сквозь испытания и страдания, которые им помогает преодолеть их религия, и в конце концов их любовь становится неотделима и неотличима от веры. Они двое — и беззащитная, добродетельная Лигия, и прошедший путь непростого духовного взросления Виниций — являют собой живое воплощение тех самых идей, которые, скажем прямо, пропагандирует и восхваляет автор. Петроний, третий главный персонаж, находится от них на противоположном полюсе. Нет, он не какой-то там язычник, он скептик — естественный враг любой религии, требующей безусловной веры. Сам он разделяет идеи гедонизма, философского течения, столь свойственного имперскому Риму и современным развитым государствам. Поэтому, думаю, многие читатели (например, я) могут обнаружить, что именно его точка зрения наиболее близка к их собственной.
О, да, и нельзя не отметить глубокую проработку исторической составляющей книги. Персонажам и событиям веришь как настоящим, пожар, императорские пиры, представления в амфитеатрах описаны прекрасно. В историческом плане роман Генрика Сенкевича почти идеален.
P.S. Кстати, в послесловии господина А.Столярова в моей версии издания было сказано, что католическая церковь усмотрела в этом романе намёки на антиклерикализм. Так вот, хочу вам сказать — я их тоже вижу. Но как по мне — это замечательно.
mputnik, 13 ноября 2020 г.
Классическая историческая проза. Шедерв. Без каких-либо натяжек и допущений, на полном, 100%-ном серьёзе. Воспринимать сие чтиво критически, уважаемый потенциальный читатель, с претензией на «нравится/не нравится» — будет довольно-таки не скромно. Подобные книжки читают не для удовольствия или эрудиции (хотя и первое и второе -обязательно — предусматривается, без всяких сомнений, НО — не в области целеполагания, конечно же). Данная текстовая конструкция — один из фокусов прикосновения к Сокровищнице Мировой Цивилизации и Культуры, сколь бы вычурно сие ни прозвучало.
С Фантастикой же книжку роднит сама «ткань фактологии» повествования. Достоверных данных о той эпохе- нет, от слова «совсем». Вся история Древнего Мира — и как нам её преподносят в школе и как она трактуется в академических трудах — это всего лишь набор красивых мифов и конгломерат зыбких предположений, основанных на столь противоречивом материале, что говорить о каком-либо «наукообразии» — даже не смешно. По мере развития, НАПРИМЕР, археологических изысканий в Помпеях (якобы погребённых под пеплом Везувия в 79 г. от Рождества Христова) появлялись и — ананасы (которые могли оказаться в Старом Свете не ранее 16-го века и — холодное оружие 15-17 веков и много чего ещё).
НО. Те «красивые мифы», что нам подарены в этой книжке Автором — это просто Чудо. Шикарное, профессиональное, умопомрачительно красивое ЧУДО. Шедерв. Без каких-либо натяжек и допущений, на полном, 100%-ном серьёзе
Astrall, 3 марта 2016 г.
Хорошая книга, однако агитация в пользу христианских ценностей переливается через край, именно поэтому читать ее было тяжело, не люблю когда мне так явно что то навязывают.
trabelsi, 23 июля 2018 г.
Хотел себе подарок на ДР «Крестоносцы», но подарили «Камо Грядеши?».)
Был определенный скептицизм, так как не очень интересен период истории затрагиваемый в книге. Поэтому, по-началу, книга давалась плохо — в два или три подхода до, примерно, первой сотни страниц. Но потом потихоньку сюжет, описание жизни, созданное противоречие между внешним изяществом и внутренней моральной разрухой сильных мира сего начало захватывать.
Местами может быть тяжело читать из-за большого количества слов характерных для той эпохи, но без них никуда, так как они и создают атмосферу и их надо принять, как обязательную часть романа. Помимо этого хорошо описано общество того времени, приведены интересные исторические факты и особенным стало для меня описание христианства и христиан глазами главных героев, чего я никак от себя не мог ожидать.)
В целом замечательное произведение и даёт какой-то позитивный посыл.
Крайне рекомендую.