Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mif1959» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 6 августа 2020 г. 14:59

«Касабланка» не один фильм, а много фильмов: параллели и пересечения

Зрители фильма 1942 года «Касабланка» делятся на две части. Одни превозносят его, другие недоумевают: что за сборище нелогичных банальностей? Я отношусь к первым. Более того, выстраивая с женой в одну давнюю осень маршрут по Испании и Марокко, мы включили в него Касабланку только из-за фильма. Хотя и знали, что ни одного кадра не было снято в Марокко, ведь создавался он в павильонах американской киностудии. Но город прославил. В его барах висят постеры с Богартом и Бергман. Бары, правда, предназначены для туристов. Местные пьют только кофе.

Игрушка из Парижа

Рэй БРЭДБЕРИ — провокатор. В 89 лет выпустил сборник и назвал его «У нас всегда будет Париж». Я видел обложки двух англоязычных изданий. Обе — цветные яркие в стиле «праздник, который всегда с тобой». Фраза про «нас» и про «Париж» — широко известная цитата из «Касабланки». В самом конце фильма Рик в исполнении Хамфри Богарта самоотверженно отдает документы на вылет через Португалию в США из контролируемой гитлеровцами Касабланки борцу за свободу (назовем его так) Виктору Ласло и его жене Ильзе (Ингрид Бергман), которую он любит и которая любит его. Предполагалось, что они посадят на самолет Виктора и останутся вместе. Но он говорит:

— Ты должна быть с Виктором. Ты часть его работы. Благодаря тебе он продолжает жить. Если ты не улетишь, то будешь жалеть об этом. Не сегодня и не завтра. Но очень скоро начнешь и будешь мучиться всю оставшуюся жизнь.

— Но как же мы?

— У нас всегда останется Париж!

(В другом переводе: «Твое место рядом с Виктором. Ты – часть его работы. Ты нужна ему. Если самолет взлетит без тебя, ты пожалеешь об этом. Не сегодня, не завтра, но очень скоро и навсегда»).

То есть у них остаются воспоминания о днях, проведенных вместе в Париже до того, как туда вошли немцы.

Сборник БРЭДБЕРИ озаглавлен по одноименному рассказу. Все, кто пишет о сборнике, стыдливо обходят его содержание от первого лица. У супругов-американцев заканчивается отдых в Париже и как-то поздно вечером муж вышел из отеля прогуляться. И случилось с ним нечто странное, чего он сам в себе ранее не подозревал — наваждение, соблазн: начавшийся было при его полном непротивлении и даже неожиданном участии, но не завершенный гомосексуальный опыт. И оставивший в нем свой след. Он возвращается и жена говорит:

— Господи, как я люблю Париж. Давай на будущий год сюда вернемся.

— «У нас всегда будет Париж», — подтвердил я.

Но отныне у них теперь – разный Париж. Один у нее, другой – у него. Эту вот заусеницу, шершавину, волосок в супе БРЭДБЕРИ и вынес в заглавие сборника.

Золото там, где ищешь

Из 100 самых популярных фраз из американских фильмов шесть принадлежат «Касабланке» — абсолютный рекорд. В том числе и про Париж. Еще одной фразы, упомянутой в этом списке, на самом деле не существует, хотя она широко цитируется. Ею даже назван фильм 1972 года по сценарию Вуди АЛЛЕНА – «Сыграй это еще раз, Сэм!» (Play It Again, Sam).

На самом деле Рик просит пианиста Сэма: "Играл для нее — сыграй и для меня", а Ильза: «Сыграй ее, Сэм. Сыграй "Как уходит время" («Play it, Sam. Play «As Time Goes By»).

Фильм начинается с тех же завершающих кадров «Касабланки»: сцена на аэродроме, где Рик самоотверженно произносит слова о том, что Ильза должна улететь с Виктором. Их смотрит главный герой Аллен в исполнении Вуди АЛЛЕНА. Он хочет быть таким как герой Хамфри Богарта. Но у него не получается: он нервный, эгоистичный, неуверенный в себе, сексуально озабоченный и постоянно рефлексирующий еврейский интеллигент маленького роста. На протяжении повествования он регулярно обращается к воображаемому Богарту, и тот дает ему в духе своих героев иронические советы: «С женщинами все просто. Не знал ни одной, которую не убедила бы пощечина или револьвер 45 калибра».

Аллена бросила жена, и друзья – супружеская пара Линда и Дик – пытаются найти ему девушку. Дик – деловой




Статья написана 31 июля 2020 г. 12:03

Бог – единственный тюремщик в той тюрьме, где сам он единственный заключенный.

Жозе САРАМАГО

Евангелие от Иисуса

М.: Азбука-Аттикус, СПб.: Азбука, 2016 год. — 416 стр.

Плотнику Иосифу, отцу Иисуса, было 33 года, когда его распяли на кресте римские солдаты. Он был казнен вместе с участниками восстания Иуды Галилеянина, хотя в восстании не участвовал, просто приехал в неудачное время в соседний город за раненым соседом. А до этого Иосифа много лет еженощно мучил кошмарный сон о невинно убитых младенцах: он ведь случайно услышал разговор тех, кто был послан умертвить всех детей в Вифлееме в возрасте до двух лет, но поспешил спасти своего ребенка, не предупредив родителей остальных.

Хотя Жозе САРАМАГО получил в 1998 году Нобелевскую премию по литературе «за работы, которые, используя притчи, подкрепленные воображением, состраданием и иронией, дают возможность понять иллюзорную реальность», считается что главным образом премия дана за «Евангелие от Иисуса». Просто Нобелевский комитет не решился открыто об этом заявить, так как официальным католицизмом роман был принят с негодованием.

Книга неспешно рассказывает о рождении и жизни Иисуса из Назарета, старшего сына Иосифа и Марии, у которых вместе с ним было девять детей. Автор в своем немножко отстраненном повествовании приводит параллели из современной жизни, не ограничивая взгляд только непосредственно происходящими в Иудее событиями. А Иисус пытается понять смысл своей избранности.

На протяжении всего романа красной линией в разных вариантах проходят темы невинной жертвы: от истории Авраама с Исааком до невинных ягнят, которых убивают в Пасху во имя Иеговы.

"Если я тоже стану жертвой, то ради чего?" — спрашивает он Бога. И тот отвечает, рассказывая, что жертв будет еще много: «Адальберт Пражский – пронзен семизубцем, Адриан – положен на наковальню и забит молотами, Афра Аугсбургская – сожжена на костре, Агапит из Пренестры – повешен за ноги и сожжен...» — и так под сотню имен. А еще крестовые походы, инквизиция, костры... «Зачем?!» И тот отвечает, что не хочет уже быть Богом «крошечного народца, живущего в уголке мира», а хочет «стать богом многих и многих иных», а для того, чтобы разжечь по всей Земле пламя веры, нужен мученик. Возмущенный Иисус пытается сопротивляться навязанной ему роли, но только лишь исполняет ее.


Статья написана 26 июля 2020 г. 16:21

"Значит, это и есть жизнь? Вот это все, я имею в виду". "Ну, в основном да"

Дуглас КОУПЛЕНД.

Пока подружка в коме

М.: АСТ, 2017 год

Эпидемия началась внезапно и по всему миру сразу. Люди умирали мгновенно – только что стояли и вдруг падали, словно засыпая. Пока не умерли все шесть миллиардов. Кроме шести человек в канадском Ванкувере.

Почему на Земле остались именно они? В «Мосте короля Людовика Святого» Торнтона УАЙЛДЕРА сначала погибли пять человек, а потом идет выяснение: кто они, почему это с ними случилось и нет ли здесь божьего промысла? Роман КОУПЛЕНДА – антиМост: мы уже знаем каждого из выживших и некий высший промысел не скрывает, что их избрал. Но не за заслуги и благочестие, а за то, что жизнь их была безвидна и пуста.

— Не справедливо! – скажете вы. – По миллиарду на человека!» Не то ли самое восклицал вернувшийся с полевых работ старший сын, увидев, как отец на радостях по возвращению сына блудного заколол откормленного теленка. Еще более несправедливо то, что эти оставшиеся в живых не каялись, не осознали пагубность своей пустой жизни и не возвратились с повинной головой в лоно, так сказать.

Гамильтон, Пэм, Венди, Альберт, которого все обычно называют Лайнусом – по фамилии, и Ричард – одноклассники Карен Энн Мак-Нил. Она как раз и есть та самая «подружка» из названия. Оно взято из песни «Girlfriend in a Coma» группы «The Smiths»:

— Моя девушка в коме, — я знаю,

Я знаю, это серьезно.

Им всем было 17, когда она впала в кому в 1979-м. Психологически ей оставалось столько же лет, когда она очнулась в 1997-м, за два месяца до конца света. А ее друзья стали вдвое старше. Тогда, в выпускном классе, все они мечтали о будущей жизни. А теперь Карен смотрит на них:

— Она помнит невинные, бессмысленные цели, которые они ставили перед собой в юности (Уехать жить на Гавайи! Стать профессиональным горнолыжником!), и понимает, что никто и пальцем не пошевелил, чтобы эти мечты сбылись. Но ведь других – больших, настоящих – целей никто перед собой и не ставил. Друзья Карен стали тем, кем они стали, поскольку не выполнили то, о чем мечтали. Мечты оказались забыты или даже не были четко сформулированы. Ее друзья не слишком-то счастливы, не слишком довольны своей судьбой.

Любители морали, неизменно спрашивающие: «А зачем он (писатель) это все написал? Что он, собственно, хотел сказать? Какая польза отечеству?» – могут быть довольны. Чего-чего, а морали в этом романе выше крыши.

С легкой руки Дугласа КОУПЛЕНДА в мире утвердился термин «Поколение X». Так называется его первый роман о поколении, для которого яркость, успешность и карьера не являются устремлениями. Оно предпочитает жить скромнее, но — для себя и ради себя.

С тех пор поколенческая тема не оставляет писателя. Герои «Пока подружка в коме» даже не дауншифтеры. Они не живут независимой жизнью в собственное удовольствие, ради смысла, что сами для себя определили. Они ничего для себя не определяли. И даже удовольствия от жизни не получают. Более точное их наименование: слакеры, живущие вполсилы без всякой мотивации. И они сами это понимают, но выходить из такого состояния не хотят и не могут.

Так кто же тогда в коме: Карен или они?

Даже оставшись одни в пустом мире, полном гниющих мертвецов, они не изменились. Гибель миллиардов не заставили их задуматься о смысле жизни и смысле происходящего, спорить, выяснять. мучиться. И только Бог Из Машины в виде призрака и бывшего одноклассника буквально понудил их согласиться с «Планом Б» ("Планом А" было раскаяние), чтобы вновь оживить казалось бы навсегда исчезнувший мир и человечество.

Вот и обещанная мораль: они вернутся в момент, когда Карен вышла из комы, но с тех пор должны не покладая рук с риском закончить свои дни в психушке проповедовать, то бишь стучать во все двери, кричать во все уши, бесконечно всем задавать вопросы о Человеке, его Предназначении, о будущем Человечества, о Человечности. Стать тем рабом, который, почти по Тертуллиану, стоит за спиной триумфатора и твердит ему «Помни, ты — Человек».

А Карен? Что Карен… Она останется в коме – это цена, которую заплатит она, а не ее одноклассники.

У других авторов главный герой проходит трудный Путь, и если не ломается, то становится иным – тем, кто в силах ответить за себя и других.

Гамильтон, Пэм, Венди, Лайнус и Ричард такого Пути не прошли. Так что мораль есть, а веры им нет.


Статья написана 22 июля 2020 г. 03:48

Твоих мозгов вполне хватит на то, чтобы изменить Родине в интересах Родины

Олег ДИВОВ (псевдоним)

Война миров

М.: Издательство «Э», 2016 год. – 544 стр.

Это непосредственное продолжение романа «Новый мир». Причем добрая часть книги – воспоминания Деллы Берг о разведочной работе в юности на испаноговорящей планете Эльдорадо. И это – лучшая часть.

Юная, только что окончившая академию Делла работает под легендой провинциалки-таксистки, недавно перебравшейся в столицу. И не сразу понимает, что начальство использует ее как расходный материал для прикрытия другой, более замаскированной сети. То есть микроскопом забивают гвозди. При том что она – как с ней случалось и во все последующие годы – неожиданно оказалась среди тех, кто контролирует планету. Сюжет держит за горло, интрига – за сердце, за персонажами следишь с возрастающим по ходу действия интересом вплоть до вынужденного побега Деллы после провала.

А потом роман возвращается к основной сюжетной линии на планету Земля, где творится что-то несусветное: убийства, пожары, похищения – то, чего здесь не видели лет двести. А в центре всего этого стоит некая полурелигиозная женская организация «Орден Евы», но «игрокам кажется, будто они управляют процессом, только есть подозрение, что сами они – внутри процесса, которым рулит кто-то извне».

Количество персонажей, как и в предыдущем романе цикла, начинает зашкаливать, и читатель опять путается, кто есть кто. Тем более что чуть ли не каждый последующий из многочисленных руководителей среднего звена «Ордена Евы» начинает каяться, раскрывать свое сердце Делле, рассказывая, как запутались в трудных жизненных ситуациях.

Спецслужбы Земли, активно регулирующие отношения на сопредельных планетах, и сами запутались в тенетах коррупции и стремления к власти:

-Внешняя политика Федерации обернулась той самой тыльной стороной, которая меня, мягко говоря, озадачивала. В основном делают эту политику случайные люди и мимоходом. У них вообще другие интересы. Они деньги зарабатывают, делят зоны влияния, перенаправляют транспортные потоки… Воруют, короче говоря. Или, что еще страшнее, уверенной рукой ведут народы к свободе и радости. Другой рукой приворовывая.


Статья написана 19 июля 2020 г. 09:40

Ложь – это всегда первый шаг к преступлению

Олег ДИВОВ (псевдоним)

Новый мир.

М.: Издательство «Э», 2015 год. – 416 стр.

Как и первый роман из цикла «Профессия: Инквизитор» — «Леди не движется», данное произведение – всего лишь половинка целого, рассеченного издательством на две самостоятельные книжки для извлечения большей прибыли. Поэтому-то завершается роман фразой «Ничего так и не произошло». Так оно и есть, если не считать около сотни трупов, начиненных взрывчаткой собак, сожженной психиатрической клиники, многочисленных покушений на жизнь главной героини и людей, окружающих ее, интриг, коррупции и т.д. и т.п.

Ну, а если подробнее, вот примерный сюжет книги:

«Мэйсон просит Питера Флинта выведать у Августы Локридж, где хранятся бумаги на землю. Видя, что Питер колеблется Мэйсон с помощью шантажа добивается своего. Питер спрашивает Августу Локридж о бумагах и та не подозревая ни о чем, рассказывает ему. Питер рассказывает Мэйсону о бумагах на земли. Мэйсон с помощью ордера на обыск дома Локриджей, узнаёт, что с бумагами на земли не все в порядке, оформлены они не правильно и принадлежат предыдущему владельцу».

На самом деле, это был пересказ маленького кусочка первого сезона сериала «Санта-Барбара». Но поверьте – практически ничем не отличается. Другие имена, другие события. Но суть – та же.

В романе действует одна лишь помощница инквизитора Делла Берг – впервые без самого Августа Маккинби, который пару раз только звонил ей откуда-то издалека. Впрочем, дела инквизиторские практически не имеют отношения к сюжету. Все эти смертоубийства происходят шотландском городе Эдинбурге, в период, когда планета Земля лет двести уж не испытывала такого рода преступлений, переместившихся на окраины обжитой людьми Вселенной.

Как и в «Леди не движется» первый труп, застреленный роботом-убийцей из снайперской винтовки, случился сразу же после начала повествования. А еще через несколько страниц Делле неожиданно присваивают очередное воинское звание майора разведки:

— Плохи мои дела. Не знаю, есть ли еще одна профессия, кроме разведчика, где внезапное повышение по службе означает, что у тебя проблемы. Точнее, у кого-то проблемы, и этот кто-то решил: самое оно свалить их на тебя и умыть руки.

И далее на протяжении почти четырехсот страниц Делла только успевает реагировать на очередной ход так называемого Ордена Евы – религиозной организации, жестко и массово вербующей себе сторонников, в том числе и методами, далекими от закона.

Гребень так част, что даже в особняк Деллы, после того, как ей неожиданно для нее (но ожидаемо для тех, кто это устроил) стало плохо, немедленно прикатила фальшивая бригада врачей, намеревавшихся вколоть ей некое снадобье и увезти на психообработку. Но они ошиблись с объектом, приняв Деллу за очередную богатую дамочку. И не зная, что рядом с нею всегда боевой киборг в виде сибирской лайки. Такая вот шняга.





  Подписка

Количество подписчиков: 117

⇑ Наверх