Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mif1959» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 17 сентября 22:28

В том же в 1964 году в той же «Литературной газете», где ранее завершилась дискуссия, начавшаяся статьей Ариадны ГРОМОВОЙ «Золушка», был опубликован цикл пародий под общим названием «Золушка». Представляю здесь текст лишь одной пародии из трех, потому что только она одна имеет какое-то отношение к фантастике. А остальные две – на фото.


Золушка (пародии)

Совсем недавно героиня известной сказки о Золушке попала в беду. Ее взяли в переплет некоторые современные авторы. О том, как это произошло и что из этого получилось, мы попросили рассказать Семена Лившина. Он представил себе, как бы о Золушке написали Ю. Семенов, А. и Б. Стругацкие и Б. Окуджава.


А. СТРУГАЦКИЙ, Б. СТРУГАЦКИЙ

АНТИЗОЛУШКА

Юркин прикурил от пролетавшего мимо метеорита.

— Ах, чтоб тебе гравитоны повылазили! — мрачно сказал он. — Какой идиот оставил здесь эту проклятую туфлю?

— Я полагаю, что это Пришельцы. Они появились с пятнистой планеты Эпсилон Мю-Гемоглобин, — задумчиво сказал Раков.

— Но почему они оставили именно туфлю?

— Чтобы продемонстрировать уровень своей цивилизации. Туфля-то на шпильке. Любопытно, что каблук повёрнут ровно на 83°17′ к плоскости таутохронизма, что составляет ровно одну сто сорок девятую от…

Через полчаса вдали показалась девушка. Она прыгала на одной ноге.

— Сенсация, — прошептал Юркин, заряжая квантовый пистолет, — экземпляр с одним щупальцем!

— Стойте! — закричал Раков. — У неё синие ресницы. Это анти-девушка!

— Я ходила за молотком, чтобы забить гвоздь в туфлю, — заявила девушка и внезапно испарилась.

— Обыкновенная альфа-бета-нуль-транспортировка, — равнодушно сказал десантник Джозеф Пууп и стал пришивать к скафандру оторвавшийся хлястик.

«Литературная газета» № 87 от 23 июля 1964 года, стр. 2.


Статья написана 15 сентября 17:50

Завершил дискуссию о фантастике в «Литературной газете» 1964 года обзор писем читателей.


Читатели: «за» и «против»

Многочисленная почта, поступившая в редакцию после опубликования в нашей газете материалов, посвященных научной фантастике, свидетельствуют прежде всего о справедливости утверждения А. Громовой, автора статьи «Золушка» («Литературная газета» от 1 февраля): «У фантастики существует огромная, очень активная и высококвалифицированная аудитория». Своими соображениями делятся научные работники, инженеры, студенты, рабочие, воины Советской армии, учителя... Каждое письмо доказывает глубокую заинтересованность читателей в судьбе любимого, нужного, популярного жанра.

«Фантасты, — пишет доктор исторических наук С. Семенов, — разведчики неизвестного, опережающие самые смелые




Статья написана 13 сентября 18:16

Ответ ряда советских писателей-фантастов Генриху АЛЬТОВУ должен был быть напечатан в одном номере с его статьей. Текст написала на самом деле Ариадна ГРОМОВА по проекту Еремея ПАРНОВА. Впрочем, обо всем этом см. внизу в P.S.


Нет, будет лучше! Ответ Г. Альтову

Отклик Г. Альтова на статью Ариадны Громовой подтверждает, по сути, одну из главных мыслей этой статьи: фантастика до сих пор находится в особом положении, по ту сторону обычных законов, действующих в литературной полемике.

Представим себе, что в те дни, когда речь шла о создании журнала «Москва», в ответ на статью, доказывающую необходимость такого журнала для московской писательской организации, появились бы в печати возражения, мотивированные так: а) верно, у московских писателей есть хорошие произведения, но есть ведь и плохие, б) чем это не устраивают московских писателей страницы всесоюзных журналов, в) создание такого журнала отгородит московских писателей от всей советской литературы, откроет дорогу потоку слабых произведений и самый факт появления такого журнала будет признанием неполноценности московских писателей.

Если б возражения, сделанные на таком уровне, и попали бы на страницы «Литературной газеты», они вызвали бы смех. Но в данном случае




Статья написана 11 сентября 17:21

Вслед за Борисом ВОЛОДИНЫМ в полемику, начатую в «Литературной газете» статьей Ариадны ГРОМОВОЙ «Золушка», вступил Генрих АЛЬТОВ – как всегда максимально резко и вразрез общему мнению.


Г. АЛЬТОВ. А будет хуже...

Итак, для фантастики, уже доказавшей, как пишет А. Громова в своей статье «Золушка», свою художественную полноценность, требуется специальное периодическое издание, нужна отдельная трибуна. Странно: почему полноценному художественному жанру не подходят страницы полноценных художественных журналов? По мнению А. Громовой, все дело в том, что «солидные» журналы считают ниже своего достоинства не то, что печатать фантастику, но даже знакомиться с ней.

Пожалуй, статья А. Громовой не зря названа именем сказочной героини. В статье все, как в сказке. Есть прекрасная Золушка (фантастика), которую обижает мачеха (солидные журналы) и не замечают окружающие (критика). Срочно требуется принц, который уведет Золушку в свое королевство (отдельное периодическое издание) – изолированное, со всеми удобствами...

Сказка, как ей и положено, не совсем совпадает с действительностью. Прежде всего, солидные журналы не так уж чураются фантастики. Щедро печатают фантастику «Звезда» и «Нева». Есть фантастика в журнале «Молодая гвардия». Каждые два месяца выходит «Искатель» — приложение к вполне солидному «Вокруг света». «Иностранная литература» публикует переводы произведений




Статья написана 6 сентября 22:36

На статью Ариадны ГРОМОВОЙ «Золушка» первым откликнулся Борис ВОЛОДИН (настоящая фамилия – ПУЗИС). Он работал тогда в «Литературной газете» и даже некоторое время, как и Всеволод РЕВИЧ, возглавлял отдел науки в ЛГ. В 1966 году РЕВИЧ перешел ответсеком в «Советский экран», а ВОЛОДИН в первом номере «Химии и жизни» за 1967 год уже числился членом редакции этого журнала: здесь с его предисловиями и послесловиями выходили рассказы Станислава ЛЕМА, Джона УИНДЕМА, Кейта ЛОМЕРА и других. В 80-е годы был составителем и членом редколлегии научно-художественного альманаха «Пути в незнаемое».

Борис Генрихович родился 26 мая 1927 года. В 1943 году поступил в Литературный институт им. М. Горького (дата не ошибка — в конце 41-го, в Алма-Ате, четырнадцатилетним он сдал экстерном экзамены за среднюю школу). 8 января 1944 года арестован, и, проведя больше года в Бутырке, 20 апреля 1945 года был осужден военным трибуналом по политическим статьям 58-10 и 58-11 к шести годам исправительно-трудовых лагерей (реабилитирован 13 июля 1957 года). Был отправлен в Норильлаг, но после двух лет отсидки стал жить в городе Иваново в качестве пораженца в праве на проживание в столицах. Здесь окончил исторический факультет Ивановского педагогического института, позже — лечебный факультет 2-го Московского медицинского института им. Н.И. Пирогова. С 1956 года работал участковым врачом в посёлке дома отдыха "Пахра" (ныне — Троицкий административный округ Москвы. Входит в состав поселения Щаповское), затем работал акушером-гинекологом в одном из московских родильных домов. С 1960 года занялся литературной деятельностью. Автор ряда книг. Умер 11 августа 2001 года в Москве.


Борис ВОЛОДИН. Где же здесь главное слово?

В «Литературной газете» 1 февраля 1964 года была опубликована статья Ариадны Громовой «Золушка». Золушкой автор статьи образно называет нашу научно-фантастическую литературу. По словам А. Громовой, критические статьи о фантастике: а) либо носят в лучшем случае характер довольно поверхностного обзора, б) либо выглядят обычно дилетантски беспомощными, в) либо выглядят порой грубо заушательскими. Четвертого не дано. Сама же научно-фантастическая литература освободилась как от профанации науки и литературы, так и от сползания к «юношескому» популяризаторству, приправленному для «большей удобоваримости приключениями».

Понадеемся, что наши заметки не попадут в группу «в».

Действительно, если ограничит поле своего зрения последними повестями братьев Стругацких, юмористическими «Четырьмя четырками» Н. Разговорова, рассказами А. Днепрова, С. Гансовского, И. Варшавского и других авторов, чьи произведения вошли в тщательно составленные сборники издательства «Знание» или «Молодая гвардия», даже если прибавить к этому книги С. Лема и И. Ефремова, то окажется, что к читателю идут лишь произведения, в которых авторы стремятся «решать коренные проблемы эпохи, то проецируя их в будущее, то







  Подписка

Количество подписчиков: 112

⇑ Наверх