Виталий Забирко «Путевые записки эстет-энтомолога»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Ксенофантастика | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Эстет-энтомологи не интересуются насекомыми. Их цель — поиск и поимка «экзопарусников», то есть существ любого происхождения, напоминающих видом и формой тела земных бабочек-парусников. И Алексан Бугой — один из самых известных эстет-энтомологов, а его коллекция известна по всей галактике. Достичь такого непросто. Ум, хитрость, отвага, безжалостность, а самое главное, целеустремлённость и непоколебимая вера в себя — вот что ведёт его от одной удачной охоты к другой, пока не приводит на край галактики, к самому последнему пределу...
«Единственным примером в моём творчестве, когда главный герой из одного произведения переходит в другое — это трилогия «Путевые заметки эстет-энтомолога». В 1991 году я написал повесть «Ловля млечника на живца» и считал её полностью законченной, а тему закрытой. Но когда через десять лет приступил к написанию повести «Имитация», мне вдруг показалось, что будет весьма любопытно, если главным героем окажется эстет-энтомолог из повести «Ловля млечника на живца». Сюжет «Имитации» тоже был законченным, тема закрытой... но, странное дело, дилогия из-за этого плохо совмещалась, поэтому для логического завершения цикла была написана третья повесть «Крылья судьбы». Чтобы уже никогда не возвращаться к этому герою!.. Хотя, кто знает? Никогда не говори никогда».
Из интервью В. Забирко, опубликованного В. Ларионовым в журнале «Реальность фантастики», 2006 г., №12
К циклу примыкает рассказ «Чудо в чемодане» (1984), где упомянуты животные планеты Раймонда и экспедиция к ней. Эти события упоминаются в повести «Имитация». Однако сам автор не объединяет рассказ с основным составом цикла и считает его отдельным произведением (личное сообщение).
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— сборник «Космический хищник», 2003 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ny, 15 января 2016 г.
Понравилось. Ровная, приятная вещь. Пожалуй, выполненная даже в традициях классической фантастики.
Автор неплохо вылепил персонажа — коллекционера до мозга костей. Без перегибов, спокойно обрисовал круг его интересов, эмоции, мелкие беспокойства. Хорошо, в нейтральном тоне, без всякой оценки поданы поступки героя. Из-за этого события нередко кажутся наблюдаемыми со стороны, хотя текст и написан от первого лица. Всё получилось очень правдиво — примерно так и выглядит изнутри коллекционер средней руки, движимый исключительно тягой к накоплению, и сочетающий в себе профессионализм методов с расчётливостью небрезгливого добытчика.
Может быть, приключенческая составляющая и вышла суховатой, но это с горкой компенсируется небольшими, интересными экскурсами в быт и особенности жизни общества будущего. В произведениях показаны приборы и приспособления, импланты и гаджеты с очень необычным, порой остроумным назначением. В целом сюжет напоминает не рассказы об экспедициях фанатика, собирающего бабочек, а больше документальную хронику спецопераций. Есть даже неплохие моменты (типа посещения озера Великого Ухтары) завораживающие своеобразной фантазией и полубезумным сочетанием условий, событий, деталей...
В финальной повести автор старается полностью раскрыть персонажа, заставить его переоценить жизнь, принять ответственность за поступки. Т.е. здесь сконцентрирована та самая «мораль», которую читатель по привычке начинает искать сразу же и не находит. Лично мне такая асимметрия очень понравилась.
И конечно, всё покрыто едва заметным, но ощутимым флёром «пыли иных миров», который появляется, когда автору удаётся удачно, доверительно прописать детали.
Есть мелкие недочёты, невнятности, но общее впечатление от работы Забирко положительное.
kokododo, 3 мая 2012 г.
Сюжет книг слабоват и имеет много ляпов и натяжек. Не было захватывающего чувства во время чтения. Многие события и «интриги» сюжета были довольно очевидны и легко предсказуемы. Да и главный герой симпатии не вызывал. Остальные персонажи были какими-то прямолинейными, не сложными, как дубли в «Понедельнике».
Не думаю, что когда либо захочу это еще раз перечитать.
irish, 20 ноября 2007 г.
Весьма своеобразный цикл. Я бы определила его как «новорусский» в противоположность советской фантастике. В то время, как у Ефремова, Снегова, Булычева герои — коллективисты, действующие сообща и добивающиеся блага для всего человечества, то герой Виталия Забирко — индивидуалист, эдакий волк-одиночка, которому на человечество (и на все неземные цивилизации) глубоко наплевать и который тратит все свои немалые физические, умственные и духовные силы не на изобретения, не на поиск и освоение новых планет или установление контактов с аборигенами — традиционные занятия героев советской фантастики, — а всего лишь на коллекционирование бабочек (даже не в научных целях, ибо эстет-энтомология выступает не как познавательная деятельность, а скорее как своеобразный спорт). Соответственно, там, где в советской фантастике имели место дружба, бескорыстная взаимопомощь, самопожертвование ради других, в «новорусской» фантастике фигурируют сугубо деловые отношения (Алексана Бугоя, героя «Записок», другие люди интересуют исключительно как средство достижения цели), контрактно-договорной, с криминально-нелегальным оттенком, способ взаимодействия между персонажами, хитрость, обман, пренебрежение чужими интересами в пользу своих, даже откровенная жестокость. Справедливости ради нужно сказать, что все это в полной мере воплощает в себе фигура главного героя, в то время как у неглавных персонажей присутствуют разнообразные стили поведения. Но в целом, конечно, «Записки» ярко передают индивидуалистическую атмосферу России 90-ых — не конкретными деталями, конечно, а ощущением того, что человек человеку (и инопланетянину) волк и каждый сам за себя.