Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mif1959» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 10 октября 18:31

Вслед за Айзеком АЗИМОВЫМ советским критикам Евгению БРАНДИСУ и Владимиру ДМИТРЕВСКОМУ, отрывок из статьи которых из журнала «Коммунист» был опубликован в октябрьском номере журнала «The Magazine of Fantasy and Science Fiction» за 1965 год, ответил Пол АНДЕРСОН. Он посчитал, что критики-коммунисты вообще не поняли его рассказ «Прогресс».


Ответное слово Пола АНДЕРСОНА

Коммунизм воплощает благородную идею о том, что человека и его судьбу можно улучшить, и долг каждого человека — помочь в этом улучшении. Является ли эта идея истинной или даже осмысленной, не имеет значения. Факт остается фактом: на протяжении существенного периода истории некоторые люди действовали в соответствии с ней.

К сожалению, коммунизм — точнее, марксизм-ленинизм — утверждает способность человека к совершенствованию в качестве догмы, а не как теорию, гипотезу или благочестивое пожелание. Затем коммунизм добавляет еще одну догму о том, что есть один-единственный правильный способ достижения улучшения, и он уже открыт. Из этого логически следует вывод, что люди, которые знают этот путь, обязаны убедить своих собратьев идти по этому пути. Конечно, лучше убедить их разумом и примером; но если этого не удается, то принуждение не только допустимо, но и обязательно.

Влияние этих догм на философию и литературу заключается в том, что оптимизм становится обязательным. Или, иначе говоря: в то время как коммунист признает, что смерть и страдания, случаются, и что даже в социалистической стране могут совершаться серьезные несправедливости, это ему, тем не менее, не дает ощущения трагедии.

Более того, из-за навязанных догм его идеал находится в неизбежном конфликте с благородным идеалом свободы. Да, он тоже говорит о свободе, но, по его мнению, власть принуждения не может быть сброшена до тех пор, пока индивид не будет настолько хорошо воспитан, что не станет противопоставлять себя коммунистической идеологии. Ему даже не приходит в голову, что индивид уже сейчас может иметь право на свободу: свободу, ограниченную только пределами, необходимыми для поддержания функционирования общества — ограничениями физическими, но не вторгающимися вглубь его сознания.

Я знаю, что слишком упрощаю. На самом деле американцы не настолько свободны, никогда таковыми не были и, вероятно,




Статья написана 8 октября 20:33

В том же октябрьском номере журнала «The Magazine of Fantasy and Science Fiction» за 1965 год вслед за отрывком из статьи «The Future, Its Promoters and False Prophets» Евгения БРАНДИСА и Владимира ДМИТРЕВСКОГО выступил ряд американских фантастов. И первым из них – Айзек АЗИМОВ, отреагировавший на процитированные советскими критиками его же слова из предисловия к сборнику советской фантастики, вышедшему в США:

— Он отметил важный факт, что советские писатели берут за основную предпосылку следующее: «если это (коммунистическое общество) будет продолжаться, то доброта и благородство человека будут свободно развиваться, и люди будут жить под властью любви. Я полагаю, — пишет АЗИМОВ, — если быть достаточно скептичным, можно было бы предположить, что эти истории были написаны специально для американского потребления и опубликованы только для того, чтобы сбить нас с толку и ослабить нашу волю».


Ответное слово Айзека АЗИМОВА

— Я думаю, что господа БРАНДИС и ДМИТРЕВСКИЙ несколько передергивают в отношении меня. Они сами, упоминая о сборнике американских научно-фантастических рассказов, опубликованном в Советском Союзе, говорят: «Если судить только по этим переводам, то может создаться ошибочное впечатление, что буржуазная фантастика сейчас в основном аполитична и довольно безобидна».

Другими словами, они говорят: то, что советский читатель увидел в подборке американской научной фантастики, не является репрезентативным для ее характеристики, потому что туда специально отобрано «аполитичное и довольно безобидное». Но в этом случае они и меня обвиняют совершенно напрасно за то, что такая же мысль пришла мне в голову по поводу советской научной фантастики, опубликованной в Соединенных Штатах.

БРАНДИС и ДМИТРЕВСКИЙ, по-видимому, имели возможность читать другую американскую научную фантастику, дабы убедиться, что переведенная подборка была действительно нерепрезентативна.

Когда я писал свои предисловия к одиннадцати рассказам в сборниках «SOVIET SCIENCE FICTION» и «MORE SOVIET SCIENCE FICTION», мне повезло меньше, поскольку у меня не было доступа к советской научной фантастике в целом. Но я принял это во внимание и осторожно упомянул об отсутствии репрезентативности только как о «предположении».

Хотелось бы, чтобы они процитировали и последние строки моего предисловия; строки, которые следуют сразу после процитированного ими отрывка и гласят:

«В целом, однако, я хотел бы верить, что советские граждане действительно хотели бы увидеть наступление царствования любви, когда «не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать»*.

Почему бы и нет?

Если бы только мы могли поверить, что это то, чего они действительно хотят, и если бы они только могли поверить, что это то, чего мы действительно хотим, тогда, возможно, все еще закончится хорошо».


От mif1959: * это часть знаменитого фрагмента из главы 2-й Книги пророка Исаии: «И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».

В современном переводе под редакцией КУЛАКОВЫХ то же самое сказано так:

— Он будет суд правый вершить между народами, споры множества племен разрешит; перекуют они мечи на лемеха, копья — на ножи садовые, не поднимут более народы друг на друга мечи и искусство войны предадут забвенью.

Продолжение следует.


Статья написана 6 октября 18:10

В октябрьском выпуске журнала «The Magazine of Fantasy and Science Fiction» за 1965 год появился отрывок из статьи Евгения БРАНДИСА и Владимира ДМИТРЕВСКОГО «Будущее, его провозвестники и лжепророки», ранее опубликованной в 1964 году в советском журнале «Коммунист». Как написал в предисловии F&SF, журнал специализируется «на публикации хороших историй, а не на обсуждении идей, содержащихся в них. Однако следующая статья должна заинтересовать наших читателей, хотя бы как показатель того, насколько далеко может зайти провокационная рука НФ. Это критика американской научной фантастики двумя советскими писателями в органе Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза. Мы благодарны Теодору Гершону за то, что он привлек наше внимание к этой статье».

Представляю читателям этот отрывок в обратном переводе с английского. А в ближайшее время – и отклики на этот отрывок от Айзека АЗИМОВА, Пола АНДЕРСОНА, Мака РЕЙНОЛЬДСА и Рэя БРЭДБЕРИ.


Евгений БРАНДИC и Владимир ДМИТРЕВСКИЙ

Будущее, его провозвестники и лжепророки

На Западе и в США, в частности, научная фантастика служит одним из средств идеологической обработки широких масс. В настоящее время в США издается массовым тиражом несколько специальных журналов (научно- фантастических (Galaxy, Amazing Stories, Fantastic Universe, Astounding Science Fiction, недавно переименованный в Analog, Fantasy and Science Fiction и другие).

Самой яркой чертой социальных пророчеств американских и английских писателей-фантастов является то, что они не основаны на какой-либо концепции прогрессивного развития общества, а предполагают регресс, упадок, вырождение, отсталость и уничтожение человечества. Современная западная научная фантастика пишет антиутопии, знаменательно, что буржуазные критики и сами писатели сами используют этот термин, говоря о социальной научной фантастике.

В рассказе «Прогресс» (1962) Пол АНДЕРСОН описывает жизнь на земле через несколько столетий после атомной войны, которая, по счастливой случайности, пощадила аборигенов Новой Зеландии — маори. Они, а возможно, и сам автор, считают, что человек может достичь благополучия и счастья, используя лишь парусные лодки, ветряные мельницы и электростанции, унаследованные от прошлого. Эти мрачные пророчества полностью соответствуют пессимистическим взглядам многих буржуазных ученых и писателей, которые не верят, что народы могут предотвратить всеобщее самоубийство.

Вслед за философами и социологами, буржуазные писатели проповедуют релятивизм, беспомощность разума перед таинственной и непознаваемой вселенной и иллюзорность социального прогресса. Они рассматривают историю как бесконечный цикл: то, что было, будет снова.

Характерной чертой современной научной фантастики англо-американских буржуазных писателей является проекция в будущее современных государственных отношений, социальных проблем, событий и конфликтов, присущих современному капитализму.

Эти писатели переносят империалистические противоречия в воображаемые космические миры, предполагая, что они будут подчинены старым отношениям господства и подчинения, колониализму и волчьим законам грабежа и наживы.

Результаты технократического режима ясно показаны в повести «Speakeasy» Мака РЕЙНОЛЬДСА, который был опубликован в январском выпуске журнала Fantasy and Science Fiction за 1963 год. История разворачивается в Америке, в XXI веке. Капиталистическое общество было поставлено на функциональную основу... когда группа людей, настроенных иначе, пытается провести реформы, чтобы спасти государство от застоя, заместитель начальника полиции ... устанавливает диктатуру «сильной личности».

Наши читатели знакомы с современной западной фантастикой по сборнику американских рассказов, выпущенному Издательством Иностранной литературы, и по отдельным рассказам, время от времени появляющихся в советских периодических изданиях. Если судить только по этим переводам, то может создаться ошибочное впечатление, что буржуазная фантастика сейчас в основном аполитична и довольно безобидна. . .

Талантливый американский писатель Рэй БРЭДБЕРИ является самым популярным иностранным писателем-фантастом в нашей стране. Он доводит темные стороны современного капиталистического мира до гротескной сатиры. Гуманистическая тенденция в творчестве БРЭДБЕРИ очевидна. Но он полагает, что главное зло заключается не в социальной структуре буржуазного общества, а в бурном развитии науки и техники, подавляющим личность.

Известный биохимик Айзек АЗИМОВ, который также является одним из самых серьезных американских писателей-фантастов, написал предисловие к сборнику советских рассказов в жанре научной фантастики, опубликованному в Нью-Йорке в 1962 году.

Он отметил важный факт, что советские писатели берут за основную предпосылку следующее: «если это (коммунистическое общество) будет продолжаться, то доброта и благородство человека будут свободно развиваться, и люди будут жить под властью любви. Я полагаю, — пишет АЗИМОВ, — если быть достаточно скептичным, можно было бы предположить, что эти истории были написаны специально для американского потребления и опубликованы только для того, чтобы сбить нас с толку и ослабить нашу волю; что советскому гражданину не позволено их читать и его кормят чистой ненавистью».

Правда, после этого чудовищного утверждения АЗИМОВ говорит: «Однако я в это не верю. Разумнее предположить, что рассказы действительно написаны для советского читателя, но тщательно отобраны и, следовательно, не являются репрезентативными. Чтобы проверить это, нужно раздобыть советские научно-фантастические журналы или их эквиваленты и посмотреть, как эти неотобранные материалы выглядят в целом».

. . . Мы можем заверить г-на АЗИМОВА, что гуманизм, который он нашел в нескольких рассказах, «очень тщательно отобранных», присущ и типичен для советской научной фантастики и всей советской литературы в целом. Слова АЗИМОВА лишь показывают, что даже честные американские интеллектуалы настолько ослеплены неофициальной антикоммунистической пропагандой, что часто не могут отличить черное от белого.


Статья написана 2 октября 23:10

Статья Евгения БРАНДИСА и Владимира ДМИТРЕВСКОГО «Будущее, его провозвестники и лжепророки» из журнала «Коммунист» упоминалась в ходе дискуссии о фантастике 1964 года в «Литературной газете» в «А будет хуже...» Генриха АЛЬТОВА и в ответе ему «Нет, будет лучше!», подписанном Анатолием ДНЕПРОВЫМ, Михаилом ЕМЦЕВЫМ, Иваном ЕФРЕМОВЫМ, Еремеем ПАРНОВЫМ и братьями СТРУГАЦКИМИ.

В сети ее нет. В ходе подготовки к публикации я выяснил, что на основе этой статьи, дополнив ее, БРАНДИС и ДМИТРЕВСКИЙ написали работу «Мир будущего в научной фантастике», вышедшую в 1965 году в издательстве «Знание» отдельной брошюрой. В ней было использовано примерно 88-90% текста статьи «Будущее, его провозвестники и лжепророки». Но кое-что в брошюру не вошло: цитата, например, из Экклезиаста, ссылки на Никиту Сергеевича ХРУЩОВА, ставшие в 1965-м уже неактуальными, и другие мелочи. В частности в брошюре изрядно вычищено количество упоминаний о «буржуазности» западной фантастике, а сказано более нейтрально – «англо-американская» или использованы другие аналоги.

Публикация в теоретическом и политическом журнале «Коммунист» — органе Центрального Комитета КПСС рассматривалась по сути как рекомендация ЦК. Не зря же в марте 1966 года в подписанной тогдашним зам. зав. отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС А. ЯКОВЛЕВЫМ «Записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС о недостатках в издании научно-фантастической литературы» было сказано:

— Поручить редакции журнала "Коммунист" опубликовать обстоятельную критическую статью авторитетного автора об ошибочных тенденциях в современной научно-фантастической литературе. Это необходимо, поскольку в двух статьях, опубликованных ранее на страницах "Коммуниста" (Е. БРАНДИС и В. ДМИТРЕВСКИЙ "Будущее, его провозвестники и лжепророки" № 2 за 1964 г. и М. ЕМЦОВ и Е. ПАРНОВ "Наука и фантастика" № 15 за 1965 г.), содержатся путанные оценки современной научно-фантастической литературы, всячески восхваляется творчество братьев СТРУГАЦКИХ, что, в известной степени, дезориентировало общественность.


Будущее, его провозвестники и лжепророки

В мире научно-фантастической литературы

Е. Брандис, В. Дмитревский

Наука наделяет человека безграничным могуществом. В странах социалистического лагеря она стала мощным фактором не только технического, но и социального порядка. В империалистических же государствах изумительные достижения человеческого гения оборачиваются против трудящихся, обрекают их на безработицу и нищету. Империализм использует технический прогресс преимущественно в военных целях. Крупнейшие современные научные и технические достижения, оказавшись в руках агрессоров, могут превратиться в угрозу для всей цивилизации.

Что будет завтра? Поможет ли наука избавлению народов всей земли от голода, нищеты, болезней, безработицы или станет средством уничтожения сотен миллионов людей? Этим волнующим вопросам посвящены многочисленные трактаты буржуазных философов,




Статья написана 27 сентября 17:21

«Когда я говорю: «на грани возможного», то смотрю все-таки назад, а когда думаю о том, что граничит с невозможным, то смотрю вперед, в Неизведанное»

12 июня 1965 года в газете «Комсомолец» (Ростов-на-Дону) открылась новая рубрика «Глобус» — открытия, путешествия, приключения, фантастика. Редакция представила ее так:

— Сегодня четвертая страница субботнего выпуска нашей газеты предоставлена любителям и поклонникам всего необычного, захватывающего и... невероятного.

С этого номера периодически мы будем собираться на заседания нашего клуба «Глобус», клуба открытий, путешествий, приключений и фантастики.

Думается, что вы с интересом познакомитесь с путевыми зарисовками нашего коллеги, журналиста Л. Плешакова, рассказывающего о любопытнейших и порой невероятных вещах.

Не оставит равнодушным и статья писателя-фантаста П. АМАТУНИ. Очень хотелось бы узнать ваше мнение о проблеме, поднятой автором статьи.

Для любителей фантастики можем сообщить, что в портфеле «Глобуса» есть достаточное количество очень интересных материалов, с которыми мы обязательно познакомим вас на очередных встречах в клубе.

Ну, и так далее. «На чьем горючем?» Петрония Гая АМАТУНИ открыла дискуссию о фантастике, которую продолжила Валентина ЖУРАВЛЕВА статьей «Фантастика и наука». Представляю коллегам фото статьи АМАТУНИ.





  Подписка

Количество подписчиков: 96

⇑ Наверх